В годы догматизации марксизма всякая религиозная философия и связи с воинствующим атеизмом рассматривалась как реакционная. Конечно же, критики марксизма со стороны представителей этой философии не оставались в долгу и наряду с обоснованны претензиями к диалектическому и историческому материализму , пускали искажения и вульгаризацию, хотя уже в те времена наметился и диалог марксизма с религиозными философами. Сейчас стало время по возможности непредвзятого изложения и оценки религиозно-философских школ.
Это наиболее разработанная философская доктрина католической церкви, ядро неосхоластики. Ее виднейшие представители: Э. Жильсон, Ж. Маритен, Ю. Бохеньский, Г. Ветт К. Войтылла (папа Римский Павел) и др. Основой для развития неотомизма послужило возрожденное церковью учение Фомы Аквинского. Благодаря синтезирующему и компромиссному характеру творчества этого мыслителя, основные положения его. философ продолжают существовать с определенными изменениями и понын. Прежде всего это принцип гармонии веры и разума. Фома Аквинского выдвигает его в борьбе с доктриной «двойственной истины», по кот рой научные истины и истины теологии имеют разные предметы поэтому не касаются друг друга и не противоречат друг другу. Бог, этому принципу, постигается двумя путями. Путь вниз — это откровение, вера и путь вверх от исследования сотворенной природы познанию ее творца.
Аквинат выдвигает пять доказательств существования Бога. В разных вариациях они и сейчас проводятся в неотомистской литературе.
Большую роль в неотомизме играет понятие аналогии бытия идущее еще от Августина Блаженного. Творение сопричастно Богу, сходно с ним и различно от него. Католическая схоластика уже с Фомы Аквинского занимает достаточно четкую позицию отношению связи Бога и мира. Она выступает против отождествления мира и Бога, против пантеизма. Именно поэтому Ватикан запрещал печатать труды известного мыслителя Тейяра де Шардена (1881—1955), ученого католика, члена ордена иезуитов, который, существу, обожествлял природу. Но она отвергает и противопоставление сотворенного Богом мира его творцу.
Неотомизм использует учение Аквината о материи и форме, заимствованное им у Аристотеля. В отличие от Аристотеля он не счал материю вечной. В соответствии с Библией он считает материю, сотворенной Богом из ничего. Каждое качественное определенное Материальное образование трактуется как единство материи и формы. При этом материя мыслится пассивной, а форма считается активной и духовной. Как во Вселенной, так и в микромире, мире элементарных частиц все обладает материей и формой. Для неотомистов, как и для Фомы Аквинского, характерны представления об Иерархическом устройстве мира. Ступенями в этой иерархии являются первоматерия, неорганическая природа, мир растений, животный мир, человек и мир чистых духов, ангелов.
Во второй половине XX в. наметилась антропоцентрическая направленность неотомизма, т.е. усиление роли человека в современном мире. При этом используются методологические средства философии Канта и современного экзистенциализма. Основание социокультурной активности личности неотомисты видят в ее устремленности к Богу. Общество рассматривается как объединение личностей и как сверхличность. Отвергается и буржуазный индивидуализм с его эгоизмом, и социалистический коллективизм, унифицирующий людей. Подчеркивается их общность, основанная на солидарности всех индивидов, устремленных к общему благу, пропагандируется идея социального мира.
Неопротестанство отличие от католицизма в протестантстве нет официальной философской доктрины. В начале XX в., после Первой мировой войны, возникло течение неоортодоксального протестантства как реакция на «либеральное протестантство» XIX в., отличавшегося оптимистическими взглядами на человека, на его исторические перспективы, на общественный прогресс.
Для философии неопротестантства характерна социально-этическая проблематика. Обсуждаются проблемы смысла бытия человека в его отношениях с миром и Богом. Главные представители неоортодоксализма: К. Барт (обычно возникновение этого течения связывают с появлением в 1918 г. комментариев К. Барта к «Посланиям к римлянам» апостола Павла), Э, Брукнер, Рейнгольд и Ричард Нибуры, П. Тиллих, Р. Бультман и др. Они претендуют на возрождение подлинного наследия Реформации.
Многие проблемы, рассматриваемые неоортодоксами по-своему, являются заимствованиями из концепций экзистенциализма, особенно из философии М. Хайдеггера, явно оказавшего влияние на протестантских мыслителей. Это проблемы свободы и отчуждения, подлинного и не подлинного существования, вины, тревоги, совести. Человеческое бытие разбивается на два вида: социально ориентированное и бытие с полной отдачей на милость Бога. Вся сфера исторического, социального бытия оказывается отчужденно отходом от Бога, выражением греховности. П. Тиллих утверждл, что любые действия людей остаются в области гражданской справедливости, моральных и правовых норм, где принципиально не возможно спасение. Человек способен к достижениям в политической организации общества, в научной деятельности, он может самосовершенствоваться и т.п., но это нисколько не приближается к «подлинности», не уменьшает его разрыва с Богом. Тиллих считает даже, что все эти достижения только увеличивают отчуждение греховность.
В XX в. в протестантстве оформилась и так называемая радикальная, или новая теология. У ее истоков — лютеранский пастор Л. Банхоффер. Он отвергает основной тезис традиционного христианства о противоположности и несовместимости земного греховного и святого сверхъестественного. Такое противопоставление искажает подлинный смысл христианства, так как Христос, будучи богочеловеком, воплощает в себе единство этих двух миров. Назначение религии — не в том, чтобы обращаться с надеждой к потустороннему миру, а в том, чтобы повернуть человека лицом к миру, в котором он живет.
Манифестом радикальной теологии стала книга английского епископа Дж. Робинсона «Честность перед Богом». Автор полагает, что «...в теологии необходима коперникианская революция», которая должна устранить христианскую идею Бога как высшего существа, пребывающего вне нас».
План семинарского занятия
1. Социокультурные предпосылки новых философских систем
2. Философия марксизма
3. Иррационализм. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше
4. Философия позитивизма О. Конта
Литература
1.Антология мировой философии: В 4т. М. 1971.
2.Ильин И.П. Постструктурализм. Постмодернизм. М 1996.
З.Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия 19-века.М. 1988.
4.Лосев А.Ф. История античной эстетики. МЛ 979.
5.Нагхжий М.С. Западноевропейская философия 18-века. М. 1974.
6.Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М. 2001.
7.Соколов В.В. Европейская философия. М. 1996.
8.Спиркин А.Г. Философия. М. 1998,2002.гт.
9.Фролов И.Т. Введение в философию. Т 1,2. М. 1989.
10. Смирнов И.Т., Титов В.Ф. Философия. М. 1998.
Тематика докладов
1.Воля к жизни Артур Шопенгауэр.
2."Система однородной науки" Г. Спенсера.
3.В.И. Ленин " Материализм и эмпириокритицизм ".
4.Психоаналитическая концепция 3. Фрейда
Заполните таблицу: «Марксистская философия»
представители | Главные произведения | Основные направления | Значение | |
исторический | диалектический | |||
Заполните таблицу: «Философия Огюста Конта»
О.Конт биографическая справка | Позитивное (научное) Знание | Двойственность эволюции | Историческое значение | |
Стадии интеллектуального развития | Стадии технического развития | |||
Тестовые задания для самопроверки
1 .Понятие "воля к жизни" ввел
А) Шопенгауэр
В) Кьеркегор
С) Ницше
Д) Маркс
Е) Фрейд
2. Какой из названных законов, был сформулирован, основоположником позитивизма О.Контом?
А) закон отрицания
В) закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека
С) развитие науки представляет собой скачкообразный процесс
Д) существование предшествует сущности
Е) жизнь-это факты воли, переживаний, чувств
3.В чем причина отчуждения человека согласно теории К. Маркса?
А) национальные отличия
В) религиознью верования
С) экологические проблемы
Б) частная собственность
Е) личные предрассудки
4.Кто ввел в философский язык понятие "парадигма"?
А) Рассел
В) Гегель
С) Кун
Д) Лакатос
Е) Хайдеггер
5.Кто является основателем философского направления позитивизма?
А) Маркс
В) Бергсон
С) Конт
Д) Фихте
Е) Юм
5. Понятие "общественно-экономическая формация" является основным в философии?
А) неотомизма
В) марксизхма
С) логического позитивизма
Д) фрейдизма
Е) персонализма
7. Согласно позитивизму основной задачей философии является?
А) поиск субстрата всех явлений
В) выявление законов социального развития
С) синтез различных способов понимания мира
Д) основание материального единства
Е) систематизация и объединение данных частных наук
8. Человек по определению К. Маркса—это...
А) природное естественное существо
В) продукт общественных отношений
С) мыслящая вещь
Д) политическое животное
Е) нравственный индивид
9.Источником научного знания в Марбургской школе неокантиансгва является.
А) логическая структура науки
В) структура сознания познающего субъекта
С) мир « вещей в себе»
Д) классовая борьба
Е) экспериментальная деятельность
10.В чем заключается ггроблема позитивизма?
А) логттческий анализ высказьюаний
В) проблема бессознательного
С) существования человека
Д) воля к жизни
Е) свобода личности
Ключевые понятия
Позитивизм (от .лат.-поло>кительнь1Й) философские направление, основанное на принципе, что все подлинное, положительное знание может быть получено лишь как результат в отдельных специальных науках и, что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет право на существование.
Прагматизм - философское течение, которое видит наиболее яркое выражение человеческой сущности в действенности его знаний ставящее ценность мьшшения или отсутствие его зависимость от того, служит ли оно жизненной практике, достижению определенных целей. Эмпиризм для которого практическая ценность, т.е. успех, является критерием истины. Его представители - Джеймс Пирс, Дьюи, Леруа. В науке он признает истинность того или иного закона или теории лишь при условии, что из них можно извлечь практическое применение.
Тема №11 Русская философия
Русская философская мысль — органическая часть мировой философии и культуры. Она обращалась к тем же проблемам, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их осмысления носили глубоко национальный характер.
Несмотря на то, что русская философская мысль представлена самыми различными направлениями, ориентациями и школами, в ней при решении философских проблем доминировали творчески деятельностный характер, ярко выраженная моральная установка, постоянная обращенность к историческим судьбам России. Не будет преувеличением сказать, что без усвоения русской философии нельзя понять историю и душу русского народа, осмыслить место и роль России в мировой цивилизации.