Во второй половине VI века Константинопольским патриархом был Иоанн
Постник (582-595 гг.), силой возведенный на этот пост (сам он
отказавался). Будучи патриархом, он до обеда находился в молитве.
Позже он отказывался преследовать еретиков с помощью
государственной власти (лишь церковное пастырское воздействие).
Папой в это время был Пелагий II (578-590 гг.).
По случаю документы одного церковного дела (оправдание Иоанном
Постником Григория Антиохийского) были отправлены в Рим. Папа
Пелагий был возмущен, что в тексте документов Константинопольский
патриарх именовал себя Вселенским. Папа запретил своему
представителю при Константинопольском патриархе священнодействовать
вместе с патриархом и отменил постановление суда.
Общение между Востоком и Западом опять прервалось, Этот разрыв
продолжался и при Григории I (Св. Григории Двоеслове). Папа
Григорий упрекал патриарха Иоанна за именование себя высокомерным и
зловредным титулом "Вселенский".
В сакраментальном смысле все патриархи - епископы. На всех
Вселенских соборах с I-го по VII-й патриархи подписывались как
епископы. Но в обращении к ним, начиная с IV Вселенского собора,
входит титул "архиепископ". Название "патриарх" начинает
употребляться с конца V века, а окончательно устанавливается только
в VIII-IX веках. Правда, Константинопольского епископа уже в VI в.
часто именовали "архиепископ и патриарх".
Титул "Вселенский" первый раз употреблялся при обращении к Диоскору
на Разбойничьем соборе. Затем, на Халкидонском соборе "Вселенским"
назван папа Лев Великий в жалобе александрийцев на Диоскора,
поданной собору и папе Льву I. В Константинополе титул
"Вселенский", вероятно, установился во время схизмы Акакия.
Впрочем, этот титул равным образом усваивался как за
Константинопольским патриархом, так и за папой Римским (так было в
Константинополе). Но когда говорится по-гречески "экуменикос"
(вселенский), то это означает Византийский мир. В латинском языке
под этим словом "вселенский" - universum - понималась совокупность
всего. Получалось, таким образом, что папа - патриарх всей
Вселенской Церкви.
Византийская Империя называлась по-гречески "экуменис", и император
в Константинополе тоже именовался "экуменис". А в латинском языке
смысл этого титула сформировался еще до рождества Христова, в
Римской Империи именно как "властитель всего мира". Кроме того,
Запад уже во время конфликта с Константинополем не входил в
Византийскую Империю (экуменис).
Папа Григорий I потребовал от Константинопольского патриарха не
называть себя "Вселенским", объясняя: "Если Иоанн есть епископ
Вселенский, то, значит, он один епископ во всей Вселенной, а все
прочие епископы не такие епископы, как он, и что, во всяком случае,
таким титулом уничтожаются епископы Восточные (Александрийский и
Антиохийский)". При этом Григорий направил послания и императору, и
патриархам Евлогию Александрийскому и Анастасию Антиохийскому.
Евлогий с одной стороны согласился с мнением папы, но, вместе с
тем, титуловал Вселенским самого Григория Двоеслова, на что
Григорий прислал протест: ни к кому не следует прилагать титул
"Вселенский".
Анастасий же самого Григория I делал ответственным за смуту,
которую он начинает по пустой причине.
Император Маврикий также писал в ответ: "Не следует допускать
соблазна среди нас из-за ходячего (обиходного) именования".
По смерти Иоанна Постника в 595 г. при патриархе Кириаке общение с
Римом возобновилось. Григорий больше не поднимал этого вопроса, и
за Константинопольским патриархом остался титул "Вселенский".
Но во второй половине VIII в., уже исходя из других посылок, против
титула "Вселенский" выступил папа Адриан I (772-795 гг.).
В Константинополе в 785 г. при назначении патриархом Тарасия были
посланы известительные грамоты, в которых Тарасий именовался
"Патриархом Вселенским".
В ответном послании Адриан спрашивал: "Что скрывается за этим
титулом: неразумие, схизма или ересь? Если именуемый Вселенским
этим самым дает понять, что он выше Римского епископа, то он, без
сомнения, выставляет себя противником соборов и еретиком. Если он
"Вселенский", то он - смешно сказать - имеет первенство даже над
кафедрою Римской церкви". Это уже ярко выраженная борьба за примат
Римского епископа.
Спор о титуле "Вселенский".
110
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!