Язык — сложнейшая знаковая система, работающая в единстве и взаимодействии с сознанием и мышлением человека.
Язык - исторически сложившаяся система звуковых, словарных, грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).
Вопрос о сущности языка — один из сложнейших в языкознании:
• язык рассматривается и как явление биологическое (или природное);
• и как психическое (индивидуальное);
• и как социальное (общественное).
Будучи социальным явлением, язык обладает определенными функциями:
• коммуникативной — как средство человеческого общения;
• мыслительной — как средство формирования и формулирования мыслей;
• познавательной — как средство получения новых знаний о действительности;
• номинативной (назывной.
Кроме указанных двух основных функций, выделяют также следующие функции:
• регулятивную
• эмоциональную (экспрессивную) — выражение чувств и эмоций человека;
• этническую;
• эстетическую;
• поэтическую и др.
ЯЗЫК, РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ
Язык противостоит речи как явление социальное явлению индивидуальному. Основные характеристики языка и речи:
язык —
• средство общения;
• абстрактен, формален;
• стабилен, пассивен и статичен;
• достояние общества – отражение «картины мира;
• имеет уровневую организацию – вносит в линейную последовательность речи иерархические отношения;
• независим от ситуации и обстановки общения;
• выражается в речи;
речь —
• вид общения, производимого посредством языка;
• воплощение и реализация языка, который через речь выполняет
свою коммуникативную функцию;
• материальна, в ней конкретизируется все, что есть в языке; она
состоит из артикулируемых звуков, воспринимаемых слухом;
• активна и динамична, очень вариативна;
• индивидуальна, отражает только опыт индивидуума;
•имеет линейную организацию (последовательность слов, связанных в потоке);
• контекстно и ситуативно обусловлена — в ней единицы языка могут приобретать ситуативные значения, которых в языке у них нет;
• служит общению в «действии».
Таким образом, понятие языка и речи соотносятся как общее и частное.
Язык и мышление неразрывно связаны как виды общественной деятельности. Но существуют различные точки зрения о природе и качестве этой связи:
• механизм мышления не связан вербальным кодом и осуществляется независимо от языка;
• механизм мышления тесно связан с языком и без языка не может быть мышления;
• мышление может быть как вербальным, так и невербальным (наглядно-образным).
Материалистическая теория отражает язык и мышление в диалектическом единстве.
Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности; целенаправленно, опосредованное и обобщенное познание существенных связей и отношение предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщен познавательный и социально-исторический опыт человечества.
Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. А. Ахматова |
Отличия языка от мышления:
мышление —
• отражает действительность;
• идеально – не имеет свойств материи: массы, протяженности, плотности;
язык —
• выражает действительность;
• материален – все его единицы облечены в звуки.
Связь языка с мышлением позволяет ему осуществлять коммуникативную и когнитивную функции.
ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЯЗЫКА
Проблема происхождения естественного человеческого языка не является чисто лингвистической. Она решается в рамках комплексной проблемы «Происхождение человека, общества, сознания, языка». Данных, которыми располагает современная наука, достаточно лишь для выдвижения общих гипотез.
Вопрос происхождения языка интересовал человечество с самых давних времен. Уже в библейских легендах обозначились две противоположные точки зрения:
• язык не от человека – в I главе Книги Бытия говорится, что Бог сотворил мир и человека словесным заклинанием;
• язык от человека – во II главе Книги Бытия говорится, что Бог привел к Адаму всех тварей, чтобы человек сам дал им имена.
В раннем средневековье (IV век до н.э.) Григорий Нисский опроверг теорию происхождения языка как «божественного дара», утверждая, что Бог дал человеку дар речи, но не открыл людям названия предметов.
В античном языкознании вопрос о происхождении языка был поставлен в рамках общих философских дискуссий о сущности языка. В греческой (а позднее и в эллинистической) науке существовали две теории языка и его происхождения:
• биологическая обусловленность возникновения языка;
• искусственность, сознательный характер возникновения языка в обществе.
Эти два борющихся направления продолжали существовать в европейской лингвистике средних веков и Возрождения, а затем Просвещения до середины XIX века.
К биологическим гипотезам происхождения языка относятся я теории звукоподражания и теория междометий.
Согласно теории звукоподражания язык возник в результате того, что человек подражал звуковым (и незвуковым) признакам называемых объектов. Звукоподражание понималось широко, как собственно звукоподражание (подражание звуком звуку), так и звукосимволизм (подражание звуком не-звуку).
Сильные стороны теории:
• признание существования первоначальной связи между звуком и
значением в словах языка;
• признание естественного, природного характера этой связи.
Недостатки теории:
• недооценка социальных условий возникновения языка;
• абсолютизация принципа звукоподражания (есть так называемые «безгласные» слова – «камень», «дом» - происхождение которых не вписывается эту теорию).
Согласно теории междометий язык возник в результате того, что первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающиеся эмоции.
Недостатки теории:
• причина возникновения языка сводится только к экспрессивной функции;
• междометий в языке немного, а на вопрос о происхождении других слов теория не дает ответа.
К социальным гипотезам происхождения языка относят теорию «трудовых выкриков» и теорию социального договора.
Теория «трудовых выкриков» сводится к тому, что язык возник из выкриков, сопровождавших коллективный труд. «Трудовые выкрики» ничего не выражали (ни эмоций, ни мыслей), а являлись лишь средством оптимизации (ритмизации) и согласования трудовой деятельности коллектива людей. Им не присуща ни одна из характерных для языка функций.
Сущность теории социального договора состоит в том, в позднейшие эпохи развития языков возможно «договориться» о тех или иных словах, особенно в области терминологии.
Недостаток
• она ничего не дает для объяснения первобытного языка, так как для того, чтобы «договорится» о языке, надо уже иметь язык. На котором «договариваются».
Социально-биологическая теория изложена Ф. Энгельсом в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и объединяет биологические и социальные предпосылки возникновения языка как реакции на потребность в разумном сообщении, где осуществляются сразу и коммуникативная, и номинативная, и экспрессивная функции языка. И язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания, а не как индивидуальное свойство отдельной особи.
Основные положения учения Энгельса о происхождении языка:
• вопрос о происхождении языка нельзя рассматривать вне происхождения человека;
• происхождения человека нельзя доказать научно, а можно только выдвинуть гипотезы;
• проблема происхождения языка не является чисто лингвистической; ее решение может быть достигнуто только совместными усилиями представителей разных наук (истории, археологии, геологии, антропологии, биологии, общей теории коммуникации, семиотики, этнографии);
• язык является одной из основных и первых характеристик человека, без языка человек не мог бы быть человеком;
• так как «язык – важнейшее средство человеческого общения» (В.И.Ленин), то он появился тогда, когда возникла потребность «человеческого общения»;
• язык выражает понятия, которых нет у животных (наличие этих понятий отличает человека от животных);
• факты языка с самого начала должны обладать всеми функциями настоящего языка (сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, выражать чувства и желания);
• язык возник в виде звуков.
Вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков и языковых семей решается на основании реальных исторических данных.
Таких данных больше всего о языках периода развития наций, когда возникла наука о языке; меньше – о языках периода складывания народностей (здесь важным материалом служат не описания языков, а письменные памятники); еще меньше информации о реальных чертах языков родоплеменных.
О первобытных языках могут быть высказаны лишь более или менее вероятные гипотезы.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЯЗЫКОВ
Классификация языков — определение места каждого языка среди языков мира; распределение языков мира по группам на основе определенных признаков в соответствии с принципами, лежащими в основе исследования.
Вопросы классификации многообразия языков мира, распределения их по определенным рубрикам стали активно разрабатываться в начале XIX века.
Наиболее разработанными и признанными являются две классификации — генеалогическая и типологическая (или морфологическая).
Генеалогическая (генетическая) классификация:
• базируется на понятия языкового родства;
• цель — определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи;
• основной метод — сравнительно-исторический;
•основная классификационная категория — семья, ветвь, группа языков;
• степень устойчивости классификации — абсолютно устойчивая (так как каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может изменить характер этой принадлежности).
В соответствии с этой классификацией выделяют следующие языковые семьи:
• индоевропейская;
• афразийская;
• дравидская;
• уральская;
• алтайская;
• кавказская;
• китайско-тибетская.
В индоевропейской семье есть множество ветвей, среди них — славянская (русский язык, польский, чешский и т.д.), германская (английский, голландский, немецкий, шведский и т.д.), романская (французский, испанский, итальянский, португальский и т.д.), кельтская (ирландский, шотландский, бретонский, валлийский).
Татарский язык входит в алтайскую языковую семью, в тюркскую ветвь
Типологическая классификация (первоначально известная как морфологическая):
• базируется на понятии сходства (формального и/или семантического) и соответственно различия языков; основывается на особенностях структуры языков (на признаках морфологического строения слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче грамматического значения слова);
• цель – сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры (принципов ее организации), определить место того или иного языка с учетом формальной организации его языкового строя;
• основной метод – сравнительно-сопоставительный;
• основная классификационная категория — тип, класс языков;
• степень устойчивости классификации — относительна и исторически изменчива (так как каждый язык постоянно развивается, меняются его структура и сами теоретические основы этой структуры).
Согласно морфологической классификацией языки распределяются по 4 классам:
1) изолирующие или аморфные языки, например, китайский язык, большинство языков Юго-восточной Азии. Для языков этой группы характерно отсутствие словоизменения, грамматическая значимость порядка слов, слабое противопоставление знаменательных и служебных слов.
2)агглютинативные языки
В агглютинативных языках каждое морфологическое значение выражено отдельным аффиксом, и каждый аффикс имеет одно назначение, вследствие этого слово легко расчленяется на составные части, связь между корневой частью и аффиксами слабая. К этим языкам относятся тюркские, угро-финские, иберийско-кавказские (например, грузинский). Для них характерна развитая система словообразовательной и словоизменительной аффиксации, единый тип склонения и спряжения, грамматическая однозначность аффиксов.
3) флективные языки
Связь между основой и аффиксами более тесная, что проявляется в так называемой фузии - слиянии аффикса с основой. К данной группе относятся индо-европейские языки (русский, немецкий, латинский, английский, индийский и др.), семитские (арабский, еврейский и др.)..
4)инкорпорирующие или полисинтетические языки
Например, чукотско-камчатский, многие языки индейцев Северной Америки. В этих языках в одно сложное целое объединяются все предложение - глагол с субъектом, объектом, с определением и обстоятельствами. В полисинтетических языках вне предложения нет слов, предложение составляет основную единицу речи. Эта единица многосоставная, в эту единицу включены слова, поэтому полисинтетические.
Культурно-историческая классификация рассматривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры; учитывает историческую последовательность развития культуры; выделяет:
• бесписьменные языки;
• письменные языки;
• литературные языки народности и нации;
• языки межнационального общения.
По распространенности языка и количеству говорящих на нем людей различают:
• языки, которые распространены в узком кругу говорящих (племенные языки Африки, Полинезии; «одноаульные» языки Дагестана);
• языки, на которых говорят отдельные народности (дунганский – в Киргизии);
• языки, на которых говорит вся нация (чешский, болгарский языки);
• языки, которые используются несколькими нациями, так называемые межнациональные (французский – во Франции, Бельгии, Швейцарии; русский, обслуживающий народы России);
• языки, которые функционируют как международные (английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский).
По степени активности языка различают:
• живые – активно функционирующие языки;
• мертвые (латинский, галльский, готский) – сохранившиеся только в памятниках письменности, в названиях мест или в виде заимствований в других языках или исчезнувшие бесследно; некоторые мертвые языки применяются и сегодня (латинский – язык католической церкви, медицины, научной терминологии).
СИСТЕМА И СТРУКТУРА ЯЗЫКА
Типичным для языка является сложная структура взаимосвязанных разнородных элементов. Для того чтобы определить, какие элементы входят в структуру языка, разберем следующий пример: два римлянина поспорили, кто скажет (или напишет) короче фразу; один сказал (написал): Eo rus - я еду в деревню, а другой ответил: I - поезжай. Это самое короткое высказывание (и написание), которое можно себе представить, но вместе с тем это вполне законченное высказывание, составляющее целую реплику в данном диалоге и, очевидно, обладающее всем тем, что свойственно любому высказыванию.
Каковы же эти элементы высказывания?
1) i - это звук речи (точнее, фонема), т.е. звуковой материальный знак, доступный восприятию ухом, или i - это буква, т.е. графический материальный знак, доступный восприятию глазом;
2) i - это корень слова (вообще, морфема), т.е. элемент, выражающий какое-то понятие;
3) i - это слово (глагол в форме повелительного наклонения в единственном числе), называющее определенное явление действтельности;
4) I- это предложение, т. е. элемент, заключающий в себе сообщение.
Маленькое i, оказывается, заключает в себе то, что составляет язык вообще: 1) звуки - фонетика (или буквы - графика), 2)морфемы (корни, суффиксы, окончания) - морфология, 3) слова - лексика и 4)предложения - синтаксис.
Больше в языке ничего не бывает и не может быть.
Почему для выяснения вопроса о структуре языка понадобился такой странный пример? Для того, чтобы было ясно, что различия элементов структуры языка не количественные, как могло бы показаться, если бы мы взяли длинное предложение, разбили его на слова, слова - на морфемы и морфемы - на фонемы. В данном примере эта опасность устранена:
Все ступени структуры языка представляют собой "то же" i, но взятое каждый раз в особом качестве.
Таким образом, различие элементов структуры языка - качественное, что определяется разными функциями этих элементов. Каковы же функции этих элементов?
1.Звуки (фонемы) являются материальными знаками языка, а не просто слышимыми звуками. Звуковые знаки языка обладают двумя функциями: 1)перцептивной - быть объектом восприятия и 2)сигнификативной - иметь способность различать вышестоящие, значимые элементы языка - морфемы, слова, предложения: пот, бот, мот, тот, дот, нот, лот, сосна, сосне, сосну и т.п.
2. Морфемы могут выражать понятия:
а) корневые - вещественные (стол-), (зем-), (окн-) и т.п. и б) некорневые двух видов: значения признаков (-ость), (-без-), (пере-) и значения отношений (-у), (-ишь), сижу - сидишь, (-а), (-у) стола, столу и т.п.; эта семасиологическая функция, функция выражения понятий. Называть морфемы не могут, но значение имеют; (красн-) выражает лишь понятие определенного цвета, а назвать что-либо можно лишь, превратив морфему в слово: краснота, красный, краснеть и т.п.
3. Слова могут называть вещи и явления действительности; это номинативная функция, функция называния; есть слова, которые в чистом виде выполняют эту функцию, - это собственные имена; обычные же, нарицательные совмещают ее с функцией семасиологической, так как они выражают понятия.
4.Предложения служат для сообщения; это самое важное в речевом общении, так как язык есть орудие общения; эта функция коммуникативная; так как предложения состоят из слов, они в своих составных частях обладают и номинативной функцией и семасиологической.
Элементы данной структуры образуют в языке единство, что легко понять, если обратить внимание на их связь: каждая низшая ступень является потенциально следующей высшей, и, наоборот, каждая высшая ступень, как минимум, состоит из одной низшей: так, предложение минимально может состоять из одного слова (.Светает. Мороз.); слово - из одной морфемы (тут, вот, метро, ура); морфема - из одной фонемы (Щ-и, ж-а-ть).
В пределах каждого круга или яруса языковой структуры (фонетического, морфологического, лексического, синтаксического) имеется своя система, так как все элементы данного круга выступают как члены системы.
Система - это единство однородных и взаимообусловленных элементов. Системы отдельных ярусов языковой структуры, взаимодействуя друг с другом, образуют общую систему данного языка.