“Конармия” И. Э. Бабеля —это сборник небольших рассказов, связанных
темой гражданской войны и единым образом повествователя.
“Конармия” написана на основе дневников Бабеля (когда он сражался в
Первой конной армии). Сражался сам Бабель под именем Лютова.
На основании этого можно сделать вывод, что главный герой выражает
мировоззрение самого Бабеля.
При внимательном рассмотрении дневник и рассказы оказываются
непохожими. Но это можно понять. Форма отстранения автора Дневника
от реальности, продиктованная в ситуации гражданской войны
необходимостью самосохранения, в “Конармии” превращается в
эстетический прием, дающий возможность, с одной стороны, обнажить
грубость и варварство казаков, а с другой - позволяющий
акцентировать отчуждение еврейского интеллигента, пытающегося жить
в чуждой ему, чудовищно жестокой жизни
Новелла “Мой первый гусь”. Как и большинство новелл этого сборника
написана от первого лица – Кирилла Васильевича Лютова. Автор
обнажает грубость и варварство казаков, акцентирует отчуждение
еврейского интеллигента, пытающегося жить в чуждой ему, чудовищно
жестокой жизни. Это видно буквально с первых же строк рассказа: “Ты
грамотный? ” спросил Савицкий, и узнал, что Лютов “грамотный”
(“кандидат прав Петербургского университета”), а ведь это армия
рабочих крестьян. Он чужой. Потом, когда он закричал ему: “ Ты из
киндербальзамов… и очки на носу”, когда он смеясь воскликнул: “Шлют
вас, не спросясь, а тут режут за очки”, - Бабель был точен в
изображении того как веками копившаяся классовая ненависть
огрубляет человеческое поведение. Лютов смиренно и покорно
сгибается перед казаками. Автор изобразил его поведение с иронией.
Что-то есть в его страхе женственное. Чувствуя , что он здесь
чужой, Лютов хочет стать своим. Для достижения этой цели, он
бесстрастно убивает гуся. Когда победа, казалось, достигнута, когда
казаки наконец говорят: “парень нам подходящий”- Лютов, торжествуя,
читает им речь в газете, появляется ощущение , что победа-то его
какая-то странная, неполная. “…Мы спали шестеро там, согреваясь
друг от друга”. Конфликт тут внешний, и лишь в финале рассказа
становится понятным, что бесстрастие мнимое. А в душе героя
томление, “внутренний жар”, “пылающий лоб”. “ И только сердце,
обагренное убийством, скрипело и текло” (“истекает голова убитого
гуся под сапогом солдата). Это “сопровождение” любой войны. И это
необходимо пережить. Между Лютовым и красноармейцами есть
дистанция. В нем ещё осталось что-то человеческое. Этим и
объясняется высокий слог финала. В системе ценностей героя нет
будущего. Есть только настоящее. Вся жизнь будто пульсирующее
переживание. Наверное именно поэтому так важна жизнь, и так
трагична смерть.
Бабелевский мир по сути раскрываемых в нем простейших
общечеловеческих отношений трагичен - из-за постоянного
вмешательства смерти в течение жизни. Необычен пейзаж у Бабеля.
“деревенская улица лежала перед нами, круглая и желтая, как тыква,
умирающее солнце испускало на небе свой розовый дух”. Пейзажу
задано два противоречащих тона: тепла и всеразрушающей смерти. Всё
находится в движении. Отношения“неба” и земли”абсолютно независимы
друг от друга. Так и получается, что состояние героя противоречиво.
Он ведь делает этот поступок независимо от своего внутреннего
состояния.
“Солнце падало на меня из-за зубчатых пригорков”. Взаимосвязь тут
между небесными и земными гранями опять предстает в необычной
форме. Движение солнца вертикально. И эта вертикальность будто не
оставляет выбора для главного героя своей прямолинейностью.
Так, мне кажется, пейзаж непосредственно связан с действиями героя.
Сюжета тем не менее как такого нет... Бабель намеренно строит сюжет
на видении мира, отражающем, главным образом, сознание одного
человека - Лютова. Таким образом, автор “Конармии” освобождает себя
от необходимости мотивации происходящего и, что важнее, от
раскрытия логики собственно военных событий для книги о войне
“Конармия” содержит удивительно мало фабульного действия как
такового. Сюжетный ряд строится таким образом , чтобы передать
зрительное, слуховое восприятие главного героя...
Автор подчеркивает мгновенность, внезапность, отрывочности действий
и отсутствие связи между ними. Чтобы показать всю ценность жизни.
Этого он добивается использую глаголы совершенного видов: особенно
- в глаголах стилистически нейтральных: “закричал”, “прокричал”,
“произнес”. Может усиливаться словом “вдруг”, которое чаще всего
употребляется именно рядом с нейтральными глаголами речи. Порою
действия бессмысленны и оборванны: “…подошел ко мне совсем близко,
потом отскочил в отчаянии и побежал в первый двор”. Все
внутренне-смятенное состояние человека выражено здесь в действии, и
наблюдатель-автор, ничего не объясняя, как бы механически
восстанавливает последовательность этих безумных “шагов” и
“жестов”, логически не связанных между собой. Всё как бы построено
по схеме краткости. Структура стиля Бабеля предсталение живого мира
как нечто осколочное и оборван, нет в нем цельности. Повествование
ведется на литературном языке. Но тем не мене стилевой рисунок
словесной формы пестрый и разноголосый. Во многом этому
способствуют казаки, вводя в разговор естественную живую речь:
“…обязаны вы принять этого человека к себе в помещение и без
глупостев, потому этот человек пострадавший по ученой части....
”
Во всех рассказах “Конармии” есть присутствие самого автора,
который вместе с ее героями прошел трудный путь к постижению смысла
этой кровавой борьбы. В описаниях событий есть жестокая правда
могучего кровавого потока жизни.
"Конармия". Анализ новеллы Бабеля "Мой первый гусь".
346
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!