Казахская философия, как и всякая мировая, начинается с мифологической предфилософии протоказахов, которая своими корнями уходит в глубь веков, во 2-1 тыс. до н. э. Сущностной чертой этого периода является первое крупное общественное разделение труда- выделение скотоводческих племен, которые становятся хозяевами необъятных широких просторов казахских степей. Мобильными и подвижными они стали благодаря приручению лошади и изобретению колесницы, выполнявших функции передвижных домов.
В отечественной литературе в основном преобладает деятельностный подход в трактовке становления казахского этноса. Не отрицая его значимости и фактической подтвержденности, мы считаем, что нельзя ограничиваться только этим подходом. Необходимо обратить внимание на мировосприятие этих племен, которое было не столько вторичным, сколько вплетенным в это бытие. В данном случае это мироощущение, мировосприятие, миропонимание определяют бытийственную сторону этих племен. Именно из такого мировосприятия вытекает особенность казахского менталитета, легко экстраполировавшаяся в тенгрианства и трансформировавшаяся в суфийскую идеологию.
Казахская философия, в отличие от восточных философских учений, тюркская по своей природе, евразийская, как её характеризуют многие исследователи, отличается синтетическим интровертивно-экстравертивным характером, что обуславливает её благоговейное отношение к природе, жизни, открытость миру, космоцентризм.
К сожалению, в современной научно- исследовательской литературе философия протоказахов как духовная квинтэссенция общества представлена слабо. В то же время анализ самобытности, ментальной природы казахов как жизненного стержня культуры позволяет показать особенности философии данной национальности. Они проявляются в том, что у протоказахов как восточного народа большую роль играли нормы и обычаи, ценности, формы поведения, нежели экономические реалии. Все слои населения оказываются приверженцами господствующих в обществе идеалов и ценностей.
Главную роль у протоказахов играет имеющаяся система духовного производства, она более устойчива, чем преходящие факторы материального производства. Это позволяет сделать вывод о значимости принципов межличностных отношений, изменяющихся на протяжении истории, но оказывающих всегда организующие и регулирующее влияние в и яс Межличностные отношения выступают основной предметностью сознания, что объясняет ту роль родоплеменных отношений в традиционных обществах Востока, которую продолжают играть и сегодня, оказывая влияние на духовную и идеологическую жизнь современного Казахстана. Это вопрос актуализируется в накануне глобализации как своеобразный защитный механизм на уровне менталитета казахского народа.
Своеобразие восточной философии проявляется в том, что здесь преобладают нефилософские формы рассуждения - художественные, сказочные, мифологические, религиозные тексты. Философское мировоззрение всегда касается предельных оснований человеческого существования- его бытия, границ этого бытия, жизни и смерти и т.д.
У протоказахов природа выглядела как абсолютное и вечное начало, человек подчинялся этой природе, она выступала как Вселенная, которая диктует человеку формы и способы его бытия. Непосредственная близость протоказахов к природе выразилась в понимании времени , пространства, внутреннего мира человека, смысла его существования, его нравственности, это и формирует национальный образ мира, миропонимание, который и составляет самобытность духовного мира народа.
Бытие представлялось в духовности протоказахов через понятия качества, меры, пространства и времени. Качество как непосредственная определенность бытия выразилась в материальных памятниках культуры. Качественный подход в выборе пастбищ, лошадей и воинов. Количественные определенности формировались в процессе становления скотоводства. Чувственно-предметная деятельность вызвала необходимость измерения площади, голов скота.
Пространство понималось как расстояние кочевий длиной 1000 километров и более, которые проходили за определенное время, определялись расстояния дневного перехода (кош), недельного и т.д.
Небо как обиталище Тенгри священно и абсолютно, оно предопределяет судьбы, характер, положение людей.
Пространство юрты представлялось кочевнику небесным сводом, опрокинутым на землю и включающим её в себя. Юрта выступает особым единством материальных и духовных традиций и установок. В этом пространстве все сегменты и точки имели значение и регламентировали поведение, ментальный мир хозяев и гостей. Пространство юрты было одухотворённым, что проявилось в расположении мест вокруг очага, внутреннем убранстве. Круговая форма юрты имела символический, сакральный характер, выражая представления протоказахов о цикличности пространственно- временного бытия, сохранившей свою значимость по настоящее время.
Понятие времени до сих пор у казахов основано на природной его трактовке. И даже переход от 12- годового цикла к линейной системе отсчёта не вытеснил у казахов природные основы времени. Мера в чувственной конкретности казахов применялась как мерило богатства, мера месячного перехода, зимовки, и. т. д.
Такое представление мира, космоса, бытия свидетельствует о том, что мировоззрение протоказахов имело мифологический характер, что Космос и человек рассматривались в органическом единстве.
Итак, по представлениям протоказахов Космос структурирован, в нем выделялись иерархические уровни, верхним из которых являлось небо -обиталище Тенгри и добрых, светлых духов, средний - мир человека, пространство его бытия и нижний, Тартар, есть царство мертвых, царство тьмы.
Думается, что предфилософия протоказахов испытала влияние древнегреческой философии. Она, как и древнегреческая, отличалась космоцентризмом, обусловленным единственным способомт жизнедеятельности наших предков - кочевничеством, который явился универсальной формой взаимодействия человека и природой. Это непосредственная близость человека и Универсума сформировала и особое поэтическое мироощущение - слитность с Космосом, Универсумом.
Результатом такого отношения стало одухотворение, обожествление, сакрализация природы, наделения ее душой - каждое ее явление, каждый предмет, включенный в сферу человеческого бытия выступал как носитель индивидуальных качеств, наделялся характером, волей.
Это натурфилософский, космоцентрический взгляд человека на природу привел к возникновению тенгризма, этого своеобразного мифологического миропонимания, способствовавшего формированию национального менталитета казахов.
Как и в любой другой религиозной системе, в тенгрианстве был развит этический аспект, суть которого заключалась в постижении истинного божества и чистого закона, знаний светлой и мрачной основы, в следовании «печатям» Богов: любви, вере, преодолении страха, воле, мудрого знания.
Древние тюрки верили в существования добрых и злых духов. Добрыми являлись духи предков, которым они поклонялись им приносили жертвоприношения, а злых духов - албасты, жын, жезтырнак и т.д. отпугивали талисманами. Прибегали и к помощи шаманов, авторитет которых в древнетюркском обществе был непререкаем, могущество их заключалось в том, что они вступали в прямые контакты, непосредственное общение не только с духами - добрыми и злыми, но и с самим Тенгри .
Итак, тенгризм в сочетании с кочевым образом жизни сформировал специфику, отличие казахской предфилософии от других форм, которое прежде всего заключалась в открытости, целостности, универсальности, космичности и благоговения перед природой, жизнью. Специфика этой философии проявилось и в том, что связь человека с миром имела исторический длительный промежуток, вплоть до 20 века. Эта философия еще не отделяет человека от материально-чувственного, феноменального мира, делает акцент на его целостности, универсальности. Вся антология , гносеология, психология, психотехника мифологической философии направлены на совершенствование человека, прежде всего нравственное, изменение его, дабы он соответствовал Единому, Абсолюту, Космосу.