Поставим вопрос: что мы понимаем под обществом? Ответ напрашивается вроде бы сам собой: это совокупность людей. Действительно, без людей нет общества. И все же такой ответ носит поверхностный характер, ибо он сводится с эмпирически констатируемому факту наличия совокупности людей. При этом сводится в тени присущие обществу связи, которые соединяются разрозненные элементы в единую целостную систему. Эти связи воспроизводятся в действительности людей и носят столь
устойчивый характер, что многие поколения могут сменять друг друга, а тип связи, характеризующих данное конкретное общество, остается. Теперь становятся понятными слова К. Маркса: "Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу". Это положение неверно было бы интерпретировать в смысле сведения всего многообразия общественной системы к одним только общественным отношениям. Маркс выделяет важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системной, связывает индивидов и их разрозненные действия в единое, хотя и внутренне расчисленное целое. Обнаружение и анализ таких связей общественных отношений величайшая заслуга К. Маркса, важный элемент его философской концепции общества. Но что же они собою представляют?
Общественные отношения неотделимы от деятельности. Они не существуют сами по себе, в отрыве последней, а составляют ее общественную форму. Так, производственная деятельность протекает всегда в той форме, которая придает этой деятельности устойчивый характер и благодаря наличию которой организуется производство в масштабах общества. Именно такую организующую роль внутренней структуры, активной формы выполняют производственные отношения.
Сказанное справедливо в отношении не только производственной, но и других видов деятельности. Каждый человек взаимодействует с различными коллективами, с обществом, государством, с членами своей семьи. И вся эта деятельность людей, очень разных по характеру, одаренности, личным склонностям, протекает в рамках характерных для данного социума общественных отношений моральных, правовых, политических и т.д. поэтому, существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Не индивид с его задатками и склонностями определяет общественные отношения, а наоборот человек, рождаясь, застает уже сложившиеся, функционирующие общественные отношения. Как член определенного общества, класса, социальной группы, нации, коллектива, он включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Деятельность и общественные отношения формируют человека как существо общественное, социальное. Социализация человека происходит по мере того, как социальность активно осваивается им, переводится в его внутренний мир, становится общей схемой действия, заданной ему обществом и пропущенной через его индивидуальный опыт. Формирование человека как общественного существа есть одновременно становление его как личности.
Таким образом, общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. И тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность.
Как и почему возникает, и затем постоянно воспроизводятся общественные отношения, можно понять на примере производства. Обратим внимание, прежде всего на то, что производственная деятельность всегда связана с разделением труда. Вначале это разделение определялось половозрастными особенностями людей, затем возникло общественное разделение труда, например, ремесло отделилось от земледелия. Уже одно это рождает потребность в определенных устойчивых связях, которых координирующая людей в рамках общественного необходимого разделения труда.
Далее, занимаясь определенным видом деятельности, человек производит продукт не для собственного потребления или, во всяком случая, не только для этого. Созданная им потребительная стоимость, обладая вещественной природой, способна отделяться от своего творца, переходит к другим людям, которые могут потреблять ее непосредственно, как, скажем, человек потребляет продукты земледелия, выращенные в собственном саду, или, посредственно, как потребляются, например, добытые горняками, шахтерами металл или уголь, работниками иной отрасли труда. Но во всех случаях результат производится - вещи, потребительные стоимости, связывают людей, становится носителями возникающих между нами общественных отношений. Наконец, использование орудий труда связано с освоением накопленного обществом опыта по их применению. Знания не передаются по наследству. Будучи продукт общества, они сами являются своеобразными общественными "генами". Наиболее оптимальное для каждой исторической эпохи использование знаний, материализованных в орудиях труда и закрепленных в навыках, эмпирических наблюдениях, а затем в науке, возможно лишь при условии включения индивидов в соответствующие общественные отношения. В формах общественных отношений осуществляется вся деятельность больших общественных групп: экономическая, политическая, правовая, моральная. Сложившиеся в обществе отношения превращаются в своеобразные алгоритмы деятельности социальных групп. Это не означает, что общественные отношения даны свыше: они порождены деятельностью реальных людей и существуют лишь как формы этой деятельности. Но, возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную определенность. Поэтому изменение, преобразование общества связано с ликвидацией сложившегося типа общественных отношений и заменой его новым.
План семинарского занятия
1 .Сущность и предназначение человека. Духовные возможности челозека.
2.0бщество как саморазвивающая система и ценность человечества.
3.Социальная структура и социальные отношения.
Литература
1.История философии в кратком изложении. - М.: Мысль, 1994;
2.Мир философии, ч 1.-М, 1991
З.Сартр Ж. Экзистенциажзм — это гуманизм, — М., 1991
4.Современная западная философия. Словарь. - М.,1993
5.Сумерки богов. Сборник. -М., 1989
б.Философский словарь. — М.: Политиздат, 1987
7.Хайдеггер М. Время и бытие. - М.,1993
8.Велихов Е.П., Зинчешсо В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт меж дисциплинарного подхода, «ВФ», 1988, №11
9.Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии, М., 1986
10.Ю. Мапельман В.М., Пеньков Е.М. История философии, М., 2001 Алексеев П.Ф. Философия. М., 1996г.
Задания СРС заполните таблицу
Основные сферы жизни общества | ||
№ | Название | Об Общая характеристика |
1 1 | Э Экономическая | |
2 2 | Социальная | |
3 3 | Политическая | |
духовная |
Ответьте на вопросы:
1.В чем заключается задачасоциальной экологии?
2.Актуальность проблемы народонаселения.
З.В чем заключается «Закон Мальтуса».
4.Какие меры проводятся по предотвращению техногенной катастрофы.
5. Жизненная позиция личности и ее виды.
б.Деятельность и ее значение для превращения индивида в личность.
Тестовые задания для самопроверки
1.Следует отличать понятие "общество", от понятий близких ему по своему содержанию. Укажите, какое из нижеследующих понятий определяется как территория или часть света, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?
а)государство
б)клрана
с)народонаселение
д)сообщество
е)нет правильного ответа
3. Общество есть совокупность общественных отношений. Различаются сферы общественных отношений. Укажите, какое из нижеперечисленных социальных явлений не является самостоятельной сферой общественных отношений?
4.
а)экономическая сфера общественных отношений
б)политическая сфера
с)духовнаясфера
д) социальная сфера
е) государственная сфера
3.Каждая сфера общественной жизни включает в себя соответствующие подсистемы. Укажите, к какой сфере общественной жизни относятся пассажирский транспорт, общественное питание, здравоохранение, связь (телефон, почта), организации досуга?
а)к экономической сфере
б)к политической сфере
с)к духовной сфере
д)к социальной сфере
е)нет правильного ответа
4.В социальной философии существуют различные учения об обществе. Одним из учений об обществе является учение об общественно-экономической формации. Укажите, кто из нижеследующих представителей западной философии Х1Х-ХХ столетий является автором учения об общественно-экономической формации?
а)К.Маркс
б)В.И.Лешш
с)М.Вебер
д)К.Поппер
е)Белл Бзежинский
5.Одним из учений об обществе является учение, об общественно-экономической формации К.Маркса. Укажите, какая из ниженазванных сфер общественной жизни в учении К.Маркса предстает как определяющая сфера?
а) экономическая сфера
б) политическая сфера
с)духовная сфера
д)социальная сфера
е)нет правильного ответа
6.Одним из учений об обществе является учение об общественно-экономической формации К.Маркса. Укажите, сколько всего типов общества называются в учении К.Маркса об общественно-экономических формациях?
а) 2
б) 3
с) 4
д) 5
е) 6
7.Природа является естественной предпосылкой развития общества. Отношение общества к природе на разных стадиях его развития было различным. Укажите, какому из следующих типов общества было характерно одухотворение явлений природы, преклонение перед силами природы?
а)в первобытном обществе
б)в рабовладельческом обществе
с)в феодальном обществе
д)в капиталистическом обществе
е)нет правильного ответа
8. Природа является естественной предпосылкой развития общества. Отношение общества к природе на разных стадиях его развития было различным. Укажите, какому из следующих типов общества было характерно восприятие природы как идеала гармонии и совершенства?
а)в первобытном обществе
б)в рабовладельческом обществе
с)в феодальном обществе
д)в капиталистическом обществе
е)нет правильного ответа
9.Природа является естественной предпосылкой развития общества. Отношение общества к природе на разных стадиях его развития было различным. Укажите, какому из следующих типов общества было характерно отношение к природе как к творению бога?
а)в первобытном обществе
б)в рабовладельческом обществе
с)в феодальном обществе
д)в капиталистическом обществе
е)нет правильного ответа
Тематика рефератов
1. Философия и искусство.
2 .Веды как источник философской мысли
3.Философия джайнизма.
4.Философия индуизма
5.Философия веданты
6.Основные философские проблемы упанишад.
7.Система йога: индивидуальный путь.
8.Космос и человек в даосизме.
9.Философские взгляды Мо Ди.
10.Философская школа киников.
11.Философия эллинизма.
12.Философия Эпикура.
13.Этика стоицизма
14.Концептуализм П.Абеляра.
15. Проблема Добра и Зла в средневековой философии.
16.Философское учение Аль-Кинди.
17.Проблема человека в средневековой философии. 18.Философское учение Х.А.Яссави.
19.Проблема мудрости в средневековой арабо-тюркоязычной философии.
20.Проблема счастья в философии аль-Фараби.
21.Философские взгляды М. Кашгари.
22.Социальная мысль Н. Макиавелли.
23.Натурфилософия Дж. Бруно
24.Проблема человека в философии Ф.Петрарка.
25.Проблема судьбы в философии Дж. Пико делла Мирандола.
26.Концепция «ученое незнание» Н.Кузанского.
27.«Монадология» Лейбница
28.Философия Д. Беркли
29.Д.Юм: Критика понятий причинности, субстанции.
30.Во ля к жизни Артура Шопенгауэра.
31.«Закон трех стадий» О.Конта
32.«Система однородной науки» Г. Спенсера.
33.«Открытое общество» К. Поппера
34.«Ценность науки» А.Пуанкаре.
35.Психологический прагматизм У. Джеймса.
36.Центральная проблема прагматизма.
37.Русская философия серебряного века.
38.Анархизм М.А. Бакунина
39.Проблема человека в философии Л.Н. Толстого
40.Философия единства В. Соловьева
41 .Проблема власти в русской философии.
42.Феномен русского космизма.
43.Нравственно-этические идеи Абая.
44. Проблемы веры и разума в творчестве Шакарима.
45.Философские проблемы в фольклоре.
46.Миропонимание в творчестве жырау и акынов.
47.Феноменология Э. Гуссерля.
48.Проблемы свободы в философии экзистенциализма.
49.Герменевтика и проблема истолкования текста.
50.Диалектика бытия.
51.Познание и творчество.
52.Истина и заблуждение.
53.Человек как субъект познания.
54.Скептицизм и агностика.
55.Рационализ:м и сенсуализм.
56.Духовная сфера жизни общества
57. Природа и общество.
58.Диалектика в немецкой философии.
59. Философияг Юсуфа Баласагуни
Список рекомендуемой литературы
1. Введение философию. Учебник для вузов в 2-х частях \ под ред. Фролов И.Т. М., 1989 г.
2. Мифы древней Индии. Литературное изложение В.Г. Эрмана, ЭЛ. Темкина-1875 г.
3. Сегизбаев История казахской философии - А., 2004г.
4. Войтов Философия - М., 2004г.
5. Спиркин А.Г. Философия - М., 2004 г.
6. Габитов Философия А., 2004 г.
7. Философия: Конспект лекций \ авт.-сост. Якушев А.В.- М.,2002 г.
8. Канке В.А. Основы философии: Учебник для студентов сред. Спец. Учеб. Завед.,-М.. 2001 г.
9. Философия: Учебник \ под ред. Проф. В.Н. Лавриненко.- М., 2001 г.
10.Ермакова Е.Е. Философия: Учебник для техн. вузов. М., 2000
11.Гуревич П.С. Основы философии: Учеб.пособие.-М.. 2000 г.
12.Философия в 2-х частях \под ред. В.И. Кириллова, СИ. Попова, А.Н. Чумакова- ~ М.,2002 г.
13.Слуцкий М.С. Взаимосвязь философии и естествознания: Учебн. Пособие -Щ-
14.Гулыга А.В. И.Кант - М., 1977 г.
15.Лучшие рефераты по философии: Для студентов вузов \ сост. Д.Н. Киричук-Ростов-н-Дону 2002 г.
16.Философский словарь \ под ред И.Т. Фролов - М., 1991г.
17.Зорин В.И. Введение в евразийскую философию: Учебно-методическое пособие. Астана, 2001 г.
18.Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие - М., 2003 г.
19.История философии: Учебное пособие для вузов \ под ред. А.Н. ВолковаГ.
20.Философский энциклопедический словарь. - М.. 2003 г.
21.Асмус В.Ф. Античная философия. - М.. 2001 г.
22.Николаева Л.С Философия: экзаменационные ответы Ростов на Дону,2002 г-
23.История Философии в 6 томах \ под ред. М.А. Дынник.
24.Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов М., 1999 г.
25.Анталогия кинизма: Фрагмент сочинений кинических мыслителей. М., М., 1984 г.
26.Духовное наследие аль-Фараби: история и современность \ М.С. Бурабаев. А*» 2001 г.
27.Теория познания и диалектика: Учебное пособие для студентов вузов. - М., 1991 г.
Перечень основных вопросов для подготовки к экзамену
1. Дать понятие что такое философия.
2. Кто ввел термин философия?
3. В чем заключается основной допрос философии?
4. Исторические формы мировоззрения.
5. В чем заключается принципиальное отличие философии от мифологии?
6. Два основных метода философии?
7. Значение термина «философия»?
8. Какое философское учение решает основной вопрос философии в пользу первичности духа, сознания, идей?
9. Философское учение, признающее началом бытия две субстанции?
10.Основные направления в древнекитайской философии?
11.Кто является автором произведения «Лунь-Юи»?
12.В чем заключается основной принцип древнекитайской философии?
13.Определение «Дао», принцип «недеяния», основное произведение, основатель древнекитайского учения Даосизма?
14.Конфуцианство, основные идеи Конфуция, проблемы нравственности, морали, культ неба?
15.Когда появился древнеиндийский письменный памятник культуры - Веды?
16.Основной принцип античной философии?
17.Первые древнегреческие философы?
18.Главное произведение Аристотеля? Аристотель и перипатетика.
19.Сократ и его традиции.
20.Платон и античная академия.
21.Основные периоды западной средневековой философии, Патристика, Схоластика. Философия и теология
22.Философия Фомы Аквинского. Что такое томизм и каковы его принципы?
23.Проблема универсалий. Номинализм и реализм.
24.Концептуализм П. Абеляра.
25.Смысл и сущность «теории двух истин»
26.Философия аль - Фараби
27.Философия Юсуфа Баласагуни: поэтика, словесного творчества и актуальность нравственного учения
28.Философские М. Кашгари
29.Философия эпохи Возрождения Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии. Антропоцентризм.
30.Философия Нового времени. Философия и научная революция 16-17 века.
31.Характерные черты новоевропейской Философии. Диалектика в немецкой философии(Гегель, Кант).
32.Антропологический материализм и гуманизм в Философском учении Л.Фейербаха.
33. Марксистская философия как одно из направлений в мировой философии, ее историческое значение.
34..0сновные идеи и принципы диалектического материализма. 35..Философия позитивизма: Конт, Спенсер, Миль.
Зб.Эмпиризм, сенсуализм и рационализм философии Э.Маха и его школы.
37.Складывание оснОВ философской герменевтики: Шлейермахер, В.Дигльтей.
38.«Философия жизни»: А.Шопэнгауэр, Фр.Ницше, А.Бергсон. 39.Философские аспекты психоаналитической концепции З.Фреида.
40.Русская философия 19 века: славянофильство и западничество, историософия и религиозно-философские традиции (П.Л. Чаадаев,
А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин).
41.Религиозно-идеалистическая философия и рационализм конца 19-го первой половины 20-го веков: Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, И.А.Ильин, С.Л.Франк
42.Экзистенциализм: новая постановка проблемы человека в новейшей философии (бытие мира и бытие человека: отчуждение, кризисы, «пограничные ситуации», свобода, ценности, проблемы жизни и смерти).
43.Философские взгляды М.Хайдеггера, Ж-П. Сартра, А.Камю.
44.Философия «технократической волны», концепция ноосферы, философия
культуры и цивилизации (О.Тоффлер, П.Тейяр де Щарден, О.Шпенглер, А.Швейцер, А.Дж. Тойнби, К.Ясперс, Ю.Хабермас).
45.«Бытие» как философская категория: ее смысл и специфика.
46.Противоположность и взаимопроникновение бытия и сознания, их взаимосвязь.
47.Тайна человека. Основные концепции в понимании природы и сущности человека.
48.Духовность, ментальность, телесность как модусы целостной природы человека, его сущность.
49:Проблемы жизни и смерти человека. Самоценность человека и его жизни, смысл жизни.
50.Свобода личности - наивысшая ценность. Возрастание свободы личности как критерий общественного процесса.
51 .Коллективное бессознательное и его «архетипы». Концепция К.Юнга.
52.0бщественное и индивидуальное сознание, их взаимосвязь.
53.Общественная идеология и общественная психология.
54.Деятельность как способ отношения человека к самому себе и к миру.
Понятие и виды деятельности.
55.Структуры сознания: мышление, рассудок, самосознание, интуиция, вера, бессознательное, память, воля эмоции и др.
56,Нравственное сознание: понятие, структура, функции. Мораль и нравственность.
57.Религиозное сознание: понятие, природа, структура, функции. Философия и религия.
48.Политическое и правовое сознание: понятие, природа, особенности объектов отражения, структура и функции.
59.Творчество как базовая сущность человека, и его виды.
60.Философский анализ проблем культуры. Философия как сердцевина духовной культуры.
61.Общество как система. Основные концепции в понимании общества и его истории. Понятие социогенеза.
62.Социальная сфера общества. Понятия социальной группы и социальной структуры общества. Пути становления гражданского общества в Казахстане.
бЗ.Этносфера и проблемы этносоциальной идентификации.
64.Природа как предпосылка и условие человеческой истории.
65Цивилизания и культура. Особенность степной цивилизации.
66.Прогресс:понятие, критерии. Предпосылки и факторы социального прогресса.
67.Проблема единства и многообразия культур. Проблема «Восток-Запад» -диалог культур.
68.Ментальные, традиционные, символические основания культур. 69. «Массовая» и «элитарная» культура.
70.Культура и проблема духовности.
71.Концепция материалистического понимания истории: взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса на проблемы человека и общества, практики и познания.
72Славянофильство и особенность русской цели.
73.Концепция субъекта в философской системе И.Канта; роль и значение философии в развитии теории познания и этики.
74.Основные формы движения материи. Движение как атрибут материи.
75.Наука и нравственность. Отличие научного познания от обыденного,
художественного и других способов освоения действительности.
76.Ценности и оценка. Проблема переоценки ценностей в обществе.
77.Отчуждение культурных ценностей как выражение кризиса общества
цивилизации.
78,Ценности в жизни человека.
79.Роль «информации» в современном мире. Информационное общество.
80 .Природа и общество.
81.Формирование личности, ее духовно-нравственное совершенствования. Гуманизация образования.
82.Любовь как способ человеческого существования. Любовь и семья.
83.Понятие «биосфера» и «ноосфера», «Географический детерминизм».
84.К.Поппер, понятие «открытого общества».
85.Казахское общество в контексте мировой цивилизации.
86.Экзистенционализм: основные понятия.
87.Нравственные основы личности.
88.Личность в правовом государстве: ее свобода и ответственность.
89.Проблема кризиса цивилизации и пути выхода из него.
90.Философия экономики, ее основные понятия и принципы в условиях рынка.
91.Типы хозяйствования как основы формирования восточного, западного или
национального менталитета.
92.Собственность и самоутверждение личности.
93.Социальная справедливость как правовая ценность.
94.Соотношение политической философии, политической теории,
политической практики.
95.Нравственная философия Абая.
96.Философское творчество Шакарима Кудайбердиева.
97.Социальная культура и социальные отношения: понятие и типология.
98.Прблемы человека в мировоззрении Абая.
100.Казахская философия в начале 20 века.