название | гуманистическое | неоплатоническое | натурфилософское | реформационное | политическое | социалистическо-утопическое |
Особенности | ||||||
Представители | ||||||
Основные черты | ||||||
Основные произведения | ||||||
значение |
Обсудите высказывание Н. Макиавелли:
"Государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением, смотря по надобности"
"Следует знать, что, когда на весы положено спасение Родины, его не перевесят никакие соображения справедливости или несправедливости, милосердия или жестокости, предпочтение следует отдать тому образу действий, который спасет ее жизнь и сохранит свободу"
(Макиавелли Н. Государь //Избр. Соч. - М., 1982. С.373 )
♦Согласно ли Вы с такой точкой зрения? Если да, то обоснуйте свой ответ.
♦Совместимы ли понятия "мораль" и "политика".
♦В чем был прав, с Вашей точки зрения, Н. Макиавелли
Темы докладов
1.Антропоцентризм и гуманизм философии эпохи Возрождения.
2.Этика М. Монтеная и Э. Роттердамского
3.Социальная мысль Н. Макиавелли
4.Натурфилософия эпохи Возрождения.
5.Проблема личности в философии эпохи Возрождения.
6.Натурфилософия Дж. Бруно.
7.Новые взгляды но проблемы философии в период эпохи Возрождения.
8.Учение о государстве и политике Н. Макиавелли.
9.Проблема человека в философии Ф, Петрарка.
10.Проблема судьбы в философии Дж. Пико делла Мирандола
11. Протестантизм как этика жизни.
12.Роль протесгантизма в истории Европы.
13.Концепхгия "ученое незнание" Н. Кузанского.
14.Социально-утопические взгляды философии эпохи Возрождения.
Тестовые задания для самопроверки:
1.Представителем, какого направления является Н. Кузшский?
А. гуманизм
В. реформизм
С. натурфилософия
Д. неогшатонизм
Е. социал – утопизм
2.По мнению какого философа "загробной жизни не существует, бессмертия можно добиться лишь в памяти людей"?
А. Д. Бруно
В. Ф. Петрарка
С. Н. Макиавелли
Д. Т. Мор
Е. Н. Кузанский
3.Какой философ считал, что выражением смысла жизни на Земле
для человека является профессия?
А. Т. Кампанелла
В. А. Данте
С. М. Лютер
Д. Дж. Пико делла Мирандола
Е. Ж. Кальвин
4.Определите понимание человека, характерное для философии эпохи Возрождения:
А. Человек - это творец, художник
В. Человек - это микрокосм
С. Человек - это общественное животное
Д. Человек - это мыслящее существо
Е. Человек - созданное Богом существо
5.Вьщающий философ эпохи Возрождения, обвиненный за свое свободомыслие в ереси и сожженный на костре инквизиции:
А. КлЛтолемей
В. Н. Кузанский
С. Г. Галилей
Д. Н. Копернщ
Е. Дж. Бруно
6.Отличительные черты философии эпохи Возрождения:
А. теоцентризм
В. космоцешризм
С. агаостицизм
Д. дуализм и теодицея
Е. гуманизм и антропоцентризм
7.Реформация - это
А. философия
В. этика
С. религия
Д.реформа католицизма
Е. мировоззрение
8. Представителями какого направления являются Дж. Бруно, Г.Галилей, Н. Коперник.
А. гуманизм
В. социально - утопическое
С. натурфилософия
Д. неоплатонизм
Е. реформация
Ключевые понятия:
Гуманизм - человеческий, человечный, образованный
Антропоцентризм - воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.
Антиклерикализм - движение, направленное против клерикализма, т.е. против привилегий церкви и духовенства, но не против самой религии.
Реформация - движение в большинстве стран Европы 16-17 в., имевшее непосредственной целью, реформу католицизма и носившее в целом антифеодальный характер.
Секуляризация - высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.
Натурфилософия - философия природы, рассматриваемой в ее целостности.
Тема №8 Философия Нового времени и эпохи Просвещения
XVII век стал переломным в развитии европейской истории. Происходит становление капитализма, означавшее радикальные изменения не только в области экономики, политики, социальных отношениях (революции в Нидерландах, Англии), но и в сознании людей. Важнейшим фактором такого изменения общественного сознания явилась наука, и прежде всего экспериментально-математическое естествознание. Ее стремительное развитие в XVII в. по праву называют эпохой научной революции. Это завершение разработки гелиоцентрической картины мира, начатой Н. Коперником, формулировка законов движения планет И. Кеплером, закладка основ классической физики и экспериментального естествознания Г. Галилеем, открытие атмосферного давления Э. Торричелли и др. Достигнутые научные результаты получили завершение в работах И. Ньютона, сформулировавшего закон всемирного тяготения. Тем самым было завершено создание классической механики. В результате господствующим взглядом на мир стала точка зрения механики, астрономии и математики.
Развитие науки Нового времени вызвало к жизни новую ориентацию философии — потребность в осмыслении методов познания и выработке методологии научного исследования. На путях решения этих проблем оформились два основных течения западноевропейской мысли XVII в. — эмпиризм и рационализм.
Индуктивный метод ф. Бэкона
Родоначальником эмпиризма был английский философ и политический деятель Фрэнсис Бэкон (1561—1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.
В сочинении «Великое Восстановление Наук» Ф. Бэкон ратует за восстановление наук, причем отмечает, что восстанавливать следует не те или иные учения древних, а дух смелого поиска, присущий их создателям. Стыдно было бы для человечества, считает Ф. Бэкон, после открытия многих стран, земель и морей терпеть, чтобы границы мира умственного были скованы в тесном кругу древних открытий. Поэтому следует привести границы мира умственного в соответствие с новыми открытиями и изобретениями. Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «Знание — сила», или (более точный перевод) «Знание — власть». Бэкон любил повторять: мы столько можем, сколько мы знаем.
Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Ф. Бэкон разработал классификацию наук. На памяти основывается история как описание фактов, на воображении — поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле слова. Кроме философии в широком смысле слова Бэкон выделяет также и «первую философию», или собственно философскую науку, которая включает «естественную теологию» (косвенное познание Бога через факты природы), «антропологию» (философское учение о человеке) и «философию природы». Главное затруднение в познании природы, по мысли Бэкона, находится сейчас не в предмете, не во внешних, не зависящих от нас условиях, а в уме человека, в его употреблении и применении. Суть в том, чтобы идти совершенно иным путем, иным методом.
Для Бэкона правильный метод — наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Метод выступает как величайшая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.
Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум, его проницательность. Такими причинами выступают «идолы» (от лат. idola — буквально образы, в том числе искаженные). Идолами Бэкон называет заблуждение разума, искажающее познание. Среди них он выделяет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.
Первый вид заблуждений — «призраки рода». Они вскормлены самой человеческой природой», являются следствием несовершенства органов чувств, которые неизбежно обманывают, однако они же и указывают на свои ошибки.
Второй вид заблуждений — «призраки пещеры» — происходит не от природы, а от воспитания и бесед с другими. По мнению Ф. Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, и своего субъективного внутреннего мира, что, конечно, сказываете на его суждениях.
Третий вид заблуждений — «призраки рынка» — проистекав из особенностей социальной жизни человека, от ложной мудрости, от привычки пользоваться в суждениях о мире расхожими представлениями и мнениями. Они, по мнению Бэкона, наиболее тяжкие из всех, так как «они внедрены в разум согласованием слов и имен». .
Четвертый вид заблуждений — «призраки театра» связан со слепой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения. Они заслоняют глаза пеленой как катаракты, продолжают плодиться и, возможно, в будущем их будет еще больше. А потому «истина — дочь времени, а не авторитета'».
Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует методы познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истины из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья — узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Подлинный путь познания — путь пчелы, который состоит в умственной переработке опытных данных, подобно тому как пчела, собирая нектар, перерабатывает его в мед.
Метод пчелы позволяет, по Ф. Бэкону, прийти к познанию природы вещей.
Каким же образом следует познавать вещи? Нужно начинать с выделения в вещи элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания — индукция, т.е. движение познания от единичного к общему. Индукция, по Бэкону, — компас корабля науки. Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта, эксперимента. Истинность общих дедуктивных понятий, по Ф.Бэкону, может быть обеспечена лишь постепенным индуктивным восхождением. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона — анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познавпервичные, простые элементы, можно постичь тайну природы (материи) в целом и тем самым добиться власти над природой. Эмпирическая философия Ф.Бэкона, его призыв обратиться к опыту оказал сильное влияние на становление экспериментального естествознания XVII в.