Проблема определения нормы и патологии достаточно сложный вопрос, который достаточно часто поднимается в психологии и до сих пор в разных областях психологического знания так и не выделили единые критерии. В психологии личности стоит та же проблема – отсутствие общих критериев для определения нормальной и патологической личности.
В ПЛ часто говоря о личности в пределах нормы, употребляют термин «зрелая личность», и наоборот, патология личности = «незрелая личность».
Эклектическая группа подходов
I. Статистическая норма
Сопоставление человека с некоторыми средними границами (определяются посредством опытных среднеарифметических данных) по нескольким показателям (все эти показатели выделены из исследований и придуманы людьми)
пример: распределение по Гаусовской кривой (норма=оптимум распределения)
+ | - |
Возможность объективной квалификации | Нечувствительность к динамике |
Возможность верификации (проверка) | Игнорирование крайних значений (гениальность - форма ненормальности) |
Возможность измерения | Усредненность как норма (среднего человека НЕТ) |
Устойчивость | Игнорирование индивидуальности |
Критика:
o снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения (Ломброзо;М. Ферри; К. Домбровский; К. Кюльер)
o Психику сложно измерить математически
o последовательное применение статистического подхода может обернуться парадоксом — среднестатистическим нормальным окажется крайне редкое явление вопреки исходному априорному представлению о среднем, нормальном как о наличном у большинства (Гиппенрейтер)
II. Принятие негативных критериев нормы.
Согласно этому подходу, норма понимается прежде всего как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов.
III. Социальная норма
НОРМА=соответствие требованиям определенной социальной группы
пример: субкультуры (носят изначально адаптивную функцию)
· Поведенческая норма (носить одежду; не повышать голос)
· Ранговая норма (соответствие специфическим качествам возраста, пола, социального ранга )
+ | - |
Учитывается культурный релятивизм | Проблема выбора критериев |
Ситуативность критериев | Лечение расстройства означает адаптацию к действующим (в средних слоях общества) социальным нормам |
Ценностный характер критериев | переходя ко все более мелким подразделениям социальной среды, мы для каждого индивида получим множество критериев нормы и патологии, вплоть до представления, что «все нормально по отношению к самому себе».. » |
Теоретическая группа подходов I. Психоаналитический подход Фрейд: НОРМА= когда человет способен любить и работать Юнг: НОРМА=способность к проектированию своей жизни Адлер: НОРМА=способность к контактированию (сотрудничеству) Генитальность. Некоторые психоаналитики имеют обыкновение отождествлять зрелость с тем, что они называют генитальностью. ; достижение полного оргастического генитального удовлетворения главным признаком зрелости. II. Бихевиоральный подход НОРМА=быстрое и правильное развитие условных рефлексов III. Когнитивный подход НОРМА=гибкость схем и представлений о себе и других в условиях меняющейся окружающей среды · Хорошо развитая когнитивная рефлексия · Гибкое мышление, развитие схем · Ригидные установки IV. Экзистенциально-гуманистический подход НОРМА=бытие в мире (любовь и т.д.) + достижение смысла и ответственности, а также принятие и «мужество быть» |
Частные подходы
1. ЭРИКСОН
Более полный набор критериев предложен Эриксоном, определившим периоды жизни, в которых в норме достигается (или должно достигаться) то или иное качество.
Периоды жизни:
· Младенчество: базовое чувство доверия.
· Раннее детство: чувство автономии.
· Возраст игры: чувство инициативы.
· Школьный возраст: мастерство и компетентность.
· Подростковый возраст: личная идентичность.
· Молодой взрослый: интимность.
· Взрослый: производительность.
· Зрелый возраст: интеграция и принятие.
Основной акцент Эриксон делает на чувстве идентичности, формирование которого — особенно острая проблема подросткового возраста. Подлинная зрелость не может быть достигнута без прочного чувства идентичности
2. МАСЛОУ (гуманист. пси)
Он провел интенсивный анализ биографий ныне здравствующих и исторических личностей, которых общее мнение рассматривает как зрелых, или (как предпочитает говорить Маслоу) «самоактуализирующихся». Он также постарался исключить людей с сильными невротическими тенденциями.
Качества самоактуализирющейся личности:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные взаимоотношения с ней.
Зрелые субъекты точно оценивают ситуации и людей. Быть может, по этой причине они «как один не боятся неизведанного и не чувствуют угрозы от него». В отличие от незрелых людей, они не демонстрируют «катастрофической потребности в уверенности, безопасности, определенности и порядке».
2. Принятие себя, других, природы
Эти люди накоротке с природой вообще и с человеческой в частности. Они принимают телесные потребности и естественные процессы без отвращения и стыда, но при этом ценят «высшие» качества, которые украшают человеческую природу.
3. Спонтанность.
Маслоу уделяет большое внимание способности ценить искусство, добрые времена и жить со вкусом. Зрелый человек не обременен условностями, он может уловить «пиковые переживания» живой жизни.
4. Сосредоточенность на проблеме
Эти люди эффективно и упорно работают над объективными задачами. Они могут погружаться в подлинные проблемы, не будучи озабочены собой.
5. Отстраненность
У самоактуализирующихся людей есть потребность в уединении и самодостаточности. Их дружба и привязанность к семье не носят цепляющегося, вторгающегося и собственнического характера
6. Независимость от культуры и окружения.
Тесно связана с этим способность принимать либо отвергать кумиров рынка. Ни лесть, ни критика не нарушают фундаментальный ход их развития.
7. Постоянная свежесть оценок.
Здесь мы вновь встречаемся со спонтанностью и чувствительностью к новым переживаниям.
8. Безграничные горизонты
Большинству таких людей свойственно выражать некоторый интерес к конечной природе сущего. Маслоу характеризует эту черту как «мистическую» или «океаническую». Это религиозный фактор в зрелости.
9. Социальное чувство.
У них есть базовое чувство «идентификации, симпатии и привязанности», несмотря на периодические случаи гнева или нетерпения. Сострадание к другим смертным оказывается отличительным клеймом зрелости.
10. Глубокие, но избирательные социальные взаимоотношения
В дополнение к качеству «отстраненности» мы обнаруживаем, что самоактуализирующиеся люди способны к необычайно тесной личной привязанности с большим или меньшим исчезновением собственного эго. Ближний круг такого человека может быть узок, но и поверхностными взаимоотношениями вне этой орбиты он управляет гладко (с незначительными трениями).
11. Демократический характер.
Маслоу обнаружил, что исследуемые им люди в основном испытывали и демонстрировали «уважение к любому человеку просто потому, что это человек». В наших исследованиях показана связь этнической и религиозной толерантности с другими чертами зрелости.
12. Нравственная убежденность.
Все исследуемые уверенно отличали хорошее от плохого в повседневной жизни. Иначе говоря, они не путали средства с целями и твердо направляли свои усилия на достижение целей, ощущаемых как правильные.
13. Невраждебное чувство юмора
Злые каламбуры, шутки и остроты обнаруживаются реже, чем «вдумчивый философский юмор, который гораздо чаще вызывает улыбку, чем смех, скорее присущ ситуации, чем добавлен к ней, спонтанен, а не спланирован, и, как правило, повторно не используется».
14. Креативность
В качестве резюмирующей характеристики Маслоу обращает внимание на это непременное качество своих исследуемых. У всех без исключения стиль жизни обладает определенной силой и индивидуальностью, которые накладывают отпечаток на все, что они делают, будь то письмо, сочинительство, шитье обуви или работа по дому.
3. ОЛПОРТ (гуманист. пси)
Критерии зрелой личности:
1. Расширение чувства Я
Под расширением чувства Я Олпорт имеет в виду:
· Осознание человеком того, что благополучие другого столь же важно, как собственное;
· Нужно быть участником окружающей деятельности = вступать в близкие взаимотношения с окружающей средой + распространение чувство Я на значимые областей своей жизни
· Зрелость растет соразмерно тому, как центр жизни смещается с шумной и требовательной непосредственности тела и эгоизма. Себялюбие — важный и неизбежный фактор в каждой жизни, но оно не должно доминировать. У каждого есть себялюбие, но только расширение Я является признаком зрелой личности.
2. Теплота вотношении кдругим
Она выражается в:
· интимности = в любви (идет ли речь о привязанности в семейной жизни или о глубокой дружбе)
· Сострадании = признавать человечность всех людей; все смертные находятся в одинаковом положении
· «Не отравляй воздух, которым должны дышать другие люди» =не обременять, не раздражать других и не препятствовать им свободно искать их собственную идентичность.
Постоянные жалобы и критика, ревность и сарказм отравляют социальные взаимоотношения.
Ø Зрелая личность обладает «терпимостью» и «демократическим складом характера
Ø менее зрелый человек в значительно большей степени хочет получать любовь, чем дарить = Собственническая, калечащая любовь
3. Эмоциональная безопасность (принятие себя)
Принятие себя = способность избегать чрезмерной реакции на то, что относится к отдельным влечениям. Управление влечениями с минимумом конфликтов с самим собой и обществом.
Ø Зрелая личность должна обладать «фрустрационной толерантностью» =терпит фрустрацию, принимает вину на себя
Ø Незрелая личность = как ребенок, встречает огорчения приступами гнева или жалобами, обвинением других и жалостью к себе
NB:
Неверно , что зрелый человек всегда спокоен, невозмутим и весел. Его настроения меняются, он по характеру может быть даже пессимистичным или подавленным. Но он научился жить со своими эмоциональными состояниями так, что те не толкают его к импульсивным действиям и не вмешиваются в благополучие других.
4. Реалистическое восприятие, умения и задачи
Зрелая личность:
· восприятие в основном соответствует действительности, а когнитивные операции точны и реалистичны;
· доступны необходимые умения решения объективных проблем à базовые интеллектуальные способности
· способность погружаться в свою работу
5. Самообъективация: понимание и юмор
Зрелая личность:
· Познала себя
· Имеет чувство юмора (в психоанализе юмор=зрелый защитный механизм)
6. Единая философия жизни
«направленность» - каждая жизнь руководствуется и регулируется направленностью на какую-то избранную цель
Ø у зрелых личностей эта направленность более заметна (сфокусирована вовне), чем у менее зрелых
Ø + Наличие зрелой совести=Принятие ответственности
ДОПОЛНИТЕЛЬНО (Центр оценки и исследования личности в университете Калифорнии) Оценивали студентов на предмет зрелой личности Критерии выделенные в рез-те исследования: 1. Эффективная организация работы по достижению цели. Испытуемые, более высоко оцененные кафедрами, оказались более устойчивыми, более способными сопротивляться стрессу, обладали большим жизнелюбием и были более способны адаптироваться и более находчивы. В лабораторных тестах на восприятие они демонстрировали меньше флуктуации и ошибок распознавания. 2. Правильное восприятие реальности. Лучшие испытуемые были не только точнее в тестах на восприятие, они в общем лучше высказывали суждения, обладали более точными знаниями о себе (самопониманием) и более скептически относились к чудесам. 3. Характер и целостность в этическом смысле. Лучшие испытуемые демонстрировали свидетельства большей надежности, серьезности, ответственности и терпимости. У них были сильные «внутренне определенные принципы». 4. Межличностное и внутриличностное приспособление. Выше оцененные испытуемые были менее защищающимися, менее эгоцентричными и менее недоверчивыми. Они чаще описывали себя как «счастливых большую часть времени». Они демонстрировали меньше признаков невротических и других аномальных тенденций. |