Возникновение и становление педагогической профессии
Лекции.ИНФО


Возникновение и становление педагогической профессии



В глубокой древности, когда еще не было разделения труда, все члены общины или племени — взрослые и дети — участвовали на равных в добывании пищи, что составляло главный смысл существования в те далекие времена. Пере­дача накопленного предшествующими поколениями опыта детям в дородовой общине была «вплетена» в трудовую деятельность. Дети, с ранних лет включаясь в нее, усваи­вали знания о способах деятельности (охота, собирательство и др.) и овладевали различными умениями и навы­ками. И лишь по мере совершенствования орудий труда, что позволяло добывать пищи больше, появилась возможность не привлекать к этому больных и старых членов общины. Им вменялось в обязанность быть хранителями огня и при­сматривать за детьми. Позже, по мере усложнения процес­сов сознательного изготовления орудии труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода — самые уважаемые и умудренные опытом — образовали в современном пони­мании первую социальную группу людей — воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала пере­дача опыта, забота о духовном росте подрастающего поко­ления, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспи­тание стало сферой деятельности и сознания человека.

Интересна этимология русского слова «воспитатель». Оно происходит от основы «питать». Нe без основания сегодня слова «воспитывать» и «вскармливать» нередко рассматриваются как синонимы. В современных словарях воспитатель определяется как человек, занимающийся вос­питанием кого-либо, принимающий на себя ответствен­ность за условия жизни и развитие личности другого чело­века. Слово «учитель», видимо, появилось позже, когда человечество осознало, что знания есть ценность сама по себе и что нужна специальная организация деятельно­сти детей, направленная на приобретение знаний и умений. Такая деятельность получила название обучения.

В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции — наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане: педономы, педотрибы, дидаскалы, педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путе­шествовавшие и, следовательно, много видевшие, знав­шие языки, культуру п обычаи разных народов. В древних китайских хрониках, дошедших до наших дней, упомина­ется, что еще в XX в. до н.э. в стране существовало мини­стерство, ведавшее делами просвещения народа, назна­чавшее на должность учителя мудрейших представителей общества. В Средние века педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, универси­тетах ими все чаще становились люди, получившие специ­альное образование. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и властителя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. Он писал: «Что умеете хорошо, то не забывайте, а чего не умеете, этому учитесь... Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забу­дет, а что не умеет, тому не научится. Добро же творя, не ленись ни на что хорошее...». В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение подрас­тающего поколения к личности наставника. Но и мастеров- ремесленников, передававших свой опыт, называли и сей­час, как известно, называют уважительно — Учитель.

Значение самого слова «учитель» первоначально не было связано с профессиональной деятельностью, с получением специального образования, не отражало закрепленных обществом и государством требований и характеристик. Учитель — это прежде всего наставник, человек, духовно и нравственно находящийся выше остальных, а следова­тельно, несущий людям новые знания, новый опыт. Учи­телем признавался тот, кто имел свое учение, мог привлечь сторонников, учеников. Так, в религиозных и философских течениях Учитель — это человек, обладающий непререка­емым авторитетом у своих добровольных последователей (учеников) и несущий ответственность за их судьбу.

Постепенно люди осознали, что процесс передачи зна­ний и опыта от старшего поколения к младшему может быть целенаправленным, управляемым и более эффектив­ным. С этого момента начинает осуществляться профессио­нальная подготовка учителей.

Возникновение педагогической профессии имеет объ­ективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная, единая и неделимая, функция, в чем состояло его граж­данское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А. С. Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну (Царско­сельский лицей) следующие строки:

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена...

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Так, Великим учителем китайцы называли Кон­фуция. В одной из легенд об этом мыслителе приводится его разговор с учеником: «Эта страна обширна и густо населена. Что же ей недостает, учитель?» — обращается к нему ученик. «Обогати ее», — отвечает учитель. «Но она и так богата. Чем же ее обогатить?» — спрашивает ученик. «Обучи ее!» — восклицает учитель.

Человек трудной и завидной судьбы, чешский педагог- гуманист Ян Амос Коменский был первым, кто стал раз­рабатывать педагогику как самостоятельную отрасль тео­ретического знания. Коменский мечтал дать своему народу собранную воедино мудрость мира. Он написал десятки учебников для школы, свыше 260 педагогических произ­ведений. И сегодня каждый учитель, пользуясь словами «урок», «класс», «каникулы», «обучение» и т.д., не всегда знает, что все они вошли в школу вместе с именем великого чешского педагога.

Я. Л. Коменский утверждал новый, прогрессивный взгляд на учителя. Эта профессия была для него «превос­ходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульпто­ром, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци ис­тратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле стоит памятник с надписью, которая заканчивается словами: «Все — для других, ничего — для себя».

Великим педагогом России был Константин Дмитрие­вич Ушинский — отец русских учителей. Созданные им учебники выдержали небывалый в истории тираж. Напри­мер, «Родное слово» переиздавалось 167 раз. Литератур­ное наследие Ушинского составляет 11 томов, а педагоги­ческие произведения имеют научную ценность и сегодня. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современ­ным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятель­ным членом великого организма, борющегося с невеже­ством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заве­тов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, — одно из величайших дел исто­рии. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

Поиски российских теоретиков и практиков 20-х гг. XX в. во многом подготовили новаторскую педагогику Антона Семеновича Макаренко. Несмотря на утвердившиеся в обра­зовании в 30-е гг. командно-административные методы управления, он противопоставил им педагогику, гумани­стическую по сути, оптимистическую по духу, проникну­тую верой в творческие силы и возможности человека. Тео­ретическое наследие и опыт Л. С. Макаренко приобрели всемирное признание. Особое значение имеет созданная Л. С. Макаренко теория детского коллектива, которая орга­нично включает в себя тонкую по инструментовке и свое­образную по способам п приемам осуществления методику индивидуализации воспитания. Он считал, что работа вос­питателя самая трудная, «возможно, самая ответственная, и требующая от личности не только наибольшего напряже­ния, но н больших сил, больших способностей».

Если возникновение педагогической профессии обу­словлено конкретно-исторической необходимостью пере­дачи накопленного социального опыта последующим поко­лениям, то процесс се становления должен рассматриваться как динамичный, изменяющийся и постоянно развиваю­щийся. Специфика педагогической деятельности всегда зависит от социально-экономических, политических, куль­турных особенностей общества.

Задачи, встававшие перед школой, существенно меня­лись на разных этапах развития конкретного общества. Этим объясняется периодический перенос акцентов с обу­чения на воспитание и, наоборот, с командно-администра­тивных отношении на демократические, с ориентации на «среднего» ученика к признанию уникальности каждой личности учащегося.

Сегодня процесс становления педагогической деятель­ности зависит от целого ряда факторов:

• престижа профессии;

• отношения к профессии учителя в обществе; требований, предъявляемых к учителю как государством, так родителями н учениками;

• системы профессиональной подготовки будущих пе­дагогов;

• конкретной социальной среды, к которой происходит формирование личности учителя.

Все эти факторы так или иначе находят свое отражение к специфике современной педагогической деятельности.

 

Содержание педагогической деятельности









Читайте также:

  1. I.2. Структура педагогической науки и её основные отрасли
  2. I.4. Соотношение педагогической науки и педагогической практики
  3. II. Восстановление сельского хозяйства. Кооперирование крестьянства
  4. III. 0рганизационная перестройка и восстановление промышленности
  5. IV.5. Ресоциализация как организованный социально-педагогической процесс.
  6. Активность субъектов, их взаимодействие, системность как принципы социально-педагогической деятельности
  7. АЛГОРИТМ АНАЛИЗА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
  8. Апробация методической разработки по теме: «Передача художественного образа в портрете» на педагогической практике
  9. Бронзовый век (около 28 - около 12 вв. до и. э.). Возникновение раннеклассовых обществ.
  10. Быстрое восстановление системы. ShadowUser, AcronisTrueImage.
  11. Взаимное отношение педагогической науки и искусства
  12. Внутриполитическая борьба за власть и установление режима личной власти И.В. Сталина


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-22; Просмотров: 71;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная