Татьяна Большакова
Жила-была Сказка. Весело ей жилось, потому что рядом всегда добрые и верные друзья были. Вместе они могли и посмеяться, и порадоваться; и страшновато им порою делалось, но всегда все хорошо заканчивалось.
И вот однажды встретила Сказка Человека.
— Ты любишь людей? — спросил он.
— Да, — ответила она. Она ведь и, правда, всех любила.
— Тогда пойдем со мной, и я научу тебя помогать людям,
избавлять их от болезней.
— А подружек можно с собой взять?
— Можно, — разрешил Человек. И тогда она согласилась:
ведь с друзьями нигде не страшно.
Человек привел компанию в большой красивый дом. Там было много людей, и все они долго-долго слушали сказки, истории, анекдоты, притчи. Потом люди горячо заговорили о чем-то не очень понятном, и стали разные ученые слова произносить.
Поняла только Сказка, что странные люди собираются из нее с подружками какой-то смысл извлекать и разные лекарства делать.
Испугалась она сначала, но не убежала: друзья рядом — стыдно, и любопытно, как этот смысл извлекать будут. Да и людям помочь хотелось, чтобы не болели они, бедные. Ведь когда самой хорошо, хочется, чтобы и другие жили счастливо.
И началась жизнь Сказки в Институте Сказкотерапии.
Поначалу, действительно, многое странным казалось. Ведь она привыкла, что, слушая сказки, все улыбаются, а здесь слушали серьезно, потом долго-долго спорили, порою даже хмурились, но, уходя от нее, все ровно говорили: «Спасибо!» И то, что извлекали из нее, тоже чужим казалось, будто и не из нее вовсе.
Но потом поняла Сказка, что открыли в ней люди новый талант, и теперь она не только радовать, но и лечить может.
Лечить то, что всего нужнее — Душу человеческую!
А научившись лечить, сказки снова пошли по белу свету, продолжая рассказывать свои истории, только теперь у них для каждого есть своя, особенная...
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом.
Принцип | Основной акцент | Комментарий |
Осознанность | Осознание причинно- | Наша задача показать воспитан- |
следственных связей в развитии | никам и клиентам, что одно со- | |
сюжета; | бытие плавно вытекает из другого. | |
понимание роли каждого пер- | лаже несмотря на то, что на | |
сонажа в развивающихся собы- | первый взгляд это незаметно. | |
тиях. | Важно понять место, закономер- | |
Общие вопросы: что проис- | ность появления и назначение | |
ходит? почему это происходит? | каждого персонажа сказки. | |
кто хотел, чтобы это | ||
произошло? зачем это было ему | ||
нужно? |
Множественность | Понимание того, что одно и то ас событие, ситуация MOiyr иметь несколько значений и смыслов. | Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, эго гак, с другой сюроны, иначе. |
Связь с реальностью | Осознание тою, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. | Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции тою, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях. |
Схема размышления над сказками и их обсуждение
Акцент | Направление | Вопросы | Комментарий |
размышления | |||
Основная тема | Важно понять основ- | О чем эта сказка? Чему | Через основную тему |
ные идеи сказки, то | она нас учит? В каких | нам передаются | |
есть, что с помощью | ситуациях нашей жизни | общие нравственные | |
ее нам хотели пере- | нам пригодится то, что" | ценности, стили пове- | |
дать наши предки, | мы узнали из сказки? Как | дения ивзаимодей- | |
какой опыт, о чем | конкретно мы это знание | ствия с окружающи- | |
предупредить, чем | будем исполь-зовать в | ми, общие ответы на | |
подбодрить и пр. | своей жизни? | общие вопросы. | |
Линия героев | Важно понять види- | Почему герой совершает | Можно размышлять |
сказки. Мотивы | мую и скрытую | тог или иной поступок? | и проводить обсуж- |
поступков | мотивацию героев | Зачем ему это нужно? | дение отдельно для |
сказки. | Чего он хотел на самом | каждого героя, или | |
деле? Зачем один герой | во взаимосвязи | ||
был нужен другому? | героев друг с другом. | ||
Линия героев | Важно «составить | Как герой решает проб- | Имея набор способов |
сказки. | список» способов | лему? Какой способ ре- | решения проблем: |
Способы | преодоления труд- | шения и поведения он | прямое нападение на |
преодоления | ностей героями | выбирает? Активный и | врага, хитрость, ис- |
трудностей | сказки. | пассивный? Все решает и | пользование волшеб- |
преодолевает сам, или ста- | ных предметов, грун- | ||
рается передать ответст- | повое решение проб- | ||
венность другому? В ка- | лем и др., важно оце- | ||
ких ситуациях нашей жиз- | нить в каких ситуа- | ||
ни эффективен каждый | циях реальной жиз- | ||
способ решения проблем. | ни мы можем исполь- | ||
нреодо-ления трудностей? | зовать тот или иной | ||
способ разрешения | |||
трудн остей. |
Линия геро- | Важно понять | Что приносят поступки | Важно при обсужде- |
ев сказки. | общую направлен- | героя окружающим, ра- | нии развивать гибким |
Отношение | ность героя: он сози- | дость, горе, прозрение? | подход к созидатель- |
к окружаю- | датель или разруши- | В каких ситуациях он | ным и разрушитечь- |
щему миру и | тель по отношению | созидатель, в каких раз- | ным тенденциям. |
самому себе | к окружающему ми- | рушитель? Как в реаль- | Проявление базовой |
ру, другим героям. | ной жизни человека | тенденции во многом | |
распределяются эти | зависит от конкрет- | ||
тенденции? Как в жиз- | ной ситуации в | ||
ни каждого из нас рас- | жизни. | ||
пределяются эти тен- | |||
денции? | |||
Актуализи- | Важно осознать, | Какие чувства вызывает | Размышляя над сказ- |
рованные | какую эмоциональ- | эта сказка? Какие эпи- | кой с позиции чувств, |
чувства | ную реакцию | зоды вызывали | которые она вызывает, |
вызывает у героя | радостные чувства? | можно делать акцент | |
определенная | Какие груст-ные? Какие | на источники чувств | |
ситуация и почему? | ситуации вызвали | внутри нас. | |
страх? Какие ситуации | |||
вызывали раздражение? | |||
Почему герои реагирует | |||
именно так? | |||
Образы и | Важно осознать, | Кто такой Иван-царе- | Можно привлекать не |
символы в | какие тенденции. | вич? Кто такои Коло- | только собственные |
сказках | уроки, способы | бок9 Кго такая Курочка | рассуждения на тему |
поведения несет в | Ряба? | «Что есть этот образ», | |
себе каждый герой | но и словари образов, | ||
сказки. | особенно юнгианские. |
Способ | Характеристика | Использование в психолою-недаю1ическои практике |
Прямая афессия | Герои jiociaei меч и рубт дракону i олову | Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и метальную силу нрошвнику |
Xmpocib | Герои иртпворяе1ся слабым, неумелым, непонимающим: Ког в caimiax твори г людоеду, что нико!да не поверш. чю гог мо-же! превратиться в мышку; Иванушка уверяе! Бабу-Я|7, что не умеег садияься на лошпу и пр. | Посмофе1ь на сшуацию с друюй стороны, обернув ее в шутку. |
Использование волшебных мредмеюв и помощников | Меч-кладенец, иерсгень удесягиряющии силу и пр. | Передача клиенту обере!ающих ею мредмеюв: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности. |
Групповое решение проблем | Герои распределяют обязанности между собой, каждый берег на себя ю, ч го ему удается делать лучше всех. | Адеквашое распределение ролей и обязанностей в коллективе. |
Передача ответственности другому | Иван-царевич передает право реишь серому Волку. | В си>уациях, коюрые невозможно решить самосюягельно, важно подумав, кю бы moг помочь. |
СтруКТурА КОррЕКЦИОННО-рАЗВИВАЮЩЕГО СКАЗКОТЕрАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ