Сподвижники начали написание Корана этими словами,
и ученые единодушны в том, что «басмала» является одним из аятов суры «Муравьи». Однако ученые среди предшественников и последующих поколений разногласили в том, является ли она самостоятельным аятом в начале каждой суры, или же она является таковой в суре «Фатиха», но не в других сурах, или же она пишется только для различения (сур),
но не является аятом. Этот вопрос подробно освещен в другом месте.
В «Сунане» Абу Давуда (№788) с достоверной цепочкой передатчиков от Ибн ‘Аббаса передано,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
не знал разделения сур, пока не было ниспослано:
﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ﴾ «БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».
Его передал также Хаким Абу ‘Абдуллах ан-Нийсабури в своем «Мустадраке» (1/231).
Еще он передан в отосланном виде со слов Са‘ида ибн Джубайра.
В «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493) передано от Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
читал «Тасмийя» «басмалу» в начале суры «Фатиха» в молитве и вне ее в качестве аята, однако это сообщение передано от ‘Умара ибн Харуна аль-Балхи, в сообщениях которого
со слов Ибн Джурайджа со слов Ибн Абу Муляйки от Умму Саламы имеется слабость.
Подтверждение этому передал Даракутни (302/3071) от Абу Хурайры со слов пророка, да благословит
его Аллах и приветствует. Подобное же передано (1/302) от ‘Али, Ибн ‘Аббаса и других.
Среди тех, кто сказал, что «басмала» является аятом каждой суры, кроме «Отречения (покояние)» – Ибн ‘Аббас, Ибн ‘Умар, Ибн аз-Зубайр, Абу Хурайра, ‘Али,
среди последователей – ‘Ата, Тавус, Са‘ид ибн Джубайр, Макхуль, Зухри. Это мнение также
‘Абдуллаха ибн Мубарака, Шафии, Ахмада ибн Ханбаля в одном из сообщений от него,
Исхака ибн Рохавайха, Абу ‘Убайда аль-Касыма ибн Саляма, да смилуется над ними Аллах.
Малик, Абу Ханифа и его сподвижники сказали,
что «басмала» не является аятом ни «Фатихи», ни других сур. Шафии в одном из
сообщений сказал, что она является аятом «Фатихи», но не является аятом других сур.
И от него есть сообщение, что «басмала» является частью аята в начале каждой суры. Однако эти два сообщения являются малоизвестными, странными сообщениями. Давуд сказал, что это самостоятельный аят в начале каждой суры, но не входящий в нее. Это также является одним из сообщений от Имама Ахмада ибн Ханбаля. Абу Бакр ар-Рази передал это мнение от Абу аль-Хасана аль-Кархи. А это – два крупных сподвижника Абу Ханифы, да смилуется над ними Аллах. Что касается произношения «басмалы» вслух, то разделение мнений в этом вопросе основано на предыдущем разделении мнений о том, относится она
к суре «Фатиха» или нет. Те, кто считал, что «басмала» не относится к суре «Фатиха», сказали, что она не произносится вслух. Так же и те, кто считал, что она является аятом
в начале «Фатихи», тоже придерживались подобного мнения.
Те, кто считал, что она относится к началу всех сур, разошлись во мнениях.
Шафии, да смилуется над ним Аллах, считал, что она произносится вслух вместе с
«Фатихой» и другой сурой. Это мнение групп сподвижников и последователей, имамов мусульман предшествующих и последующих поколений. Среди сподвижников вслух произносили: Абу Хурайра, Ибн ‘Умар, Ибн ‘Аббас, Му‘авия. Ибн ‘Абдульбарр привел это от ‘Умара и ‘Али. Аль-Хатыб привел это от четырех халифов: Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана
и ‘Али, но это малоизвестное, странное сообщение. Среди последователей этого придерживались Са‘ид ибн Джубайр, ‘Икрима, Абу Килаба, Зухри, ‘Али ибн аль-Хасан и его сын Мухаммад, Са‘ид ибн аль-Мусаййаб, ‘Ата, Тавус, Муджахид, Салим, Мухаммад ибн Ка‘б аль-Каради, ‘Убайд, Абу Бакр ибн Мухаммад ибн ‘Амр ибн Хазм, Абу Ваиль, Мухаммад ибн Сийрин, Мухаммад ибн Мункадир, ‘Али ибн ‘Абдуллах ибн ‘Аббас, его сын Мухаммад, Нафи‘ – вольноотпущенник Ибн ‘Умара, Зайд ибн Аслам, ‘Умар ибн ‘Абдуль‘азиз, аль-Азрак ибн Кайс, Хубайб ибн Абу Сабит, Абу аш-Ша‘саа, Макхуль, ‘Абдуллах ибн Мугаффаль ибн Мукрин. Байхаки добавил сюда: ‘Абдуллах ибн Сафван, Мухаммад ибн аль-Ханафи. Ибн ‘Абдульбарр добавил сюда: ‘Амр ибн Динар. Доказательством этому является то, что она является частью «Фатихи», и произносится вслух, как и остальные ее части.
Насаи передал в своем «Сунане»(2/134), Ибн Хузайма (№499) и Ибн Хиббан (№1797)
в своих «Сахихах», Хаким в «Мустадраке» (1/232) от Абу Хурайры, что он помолился и произнес (вслух) «басмалу». После окончания молитвы он сказал: «Моя молитва больше всех из вас походит на молитву посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».
Даракутни (1/306), аль-Хатыб, Байхаки (2/46) и другие назвали его достоверным.
Абу Давуд (№6537), Тирмизи (№245) передали от Ибн ‘Аббаса,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,начинал молитву с «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм».
Затем Тирмизи сказал: «Цепочка передатчиков его не такая (как требовалось)».
Хаким передал в «Мустадраке» (1/208) со слов Ибн ‘Аббаса,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил вслух «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», а затем сказал, что это достоверный хадис.
В «Сахихе» Бухари (№5045) от Анаса ибн Малика передано,что он был спрошен
о чтении Корана пророком, да благословит его Аллах и приветствует, на что он ответил:
«Его чтение было удлиненным». Затем он прочел «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм», удлиняя «бисмиЛлях», удлиняя «ар-Рохман», удлиняя «ар-Рохийм».
В «Муснаде» Имама Ахмада (6/302), «Сунане» Абу Давуда (№4001), «Сахихе» Ибн Хузаймы (№493), «Мустадраке» (1/232) Хакима со слов Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передано, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разделял свое чтение Корана: «БисмиЛляхир - Рохманир-Рохийм. Аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн. Ар-Рохманир-Рохийм. Малики йаумид-дийн».
Даракутни (1/313) сказал, что цепочка передатчиков достоверна.
Имам Абу ‘Абдуллах Шафии (1/80), Хаким в «Мустадраке» (1/233) передали со слов Анаса, что Му‘авия, помолившись в Медине, оставил «басмалу», и присутствовавщие там мухаджиры отвергли это действие. Когда же он помолился во второй раз, он прочел «басмалу».
Этих хадисов и сообщений достаточно и удовлетворительно для аргументирования данного мнения. Однако что касается их опровержения, малоизвестных сообщений, их разъяснения, утверждения их слабости и достоверности, то им следует уделить другое место.
Другие считали, что «басмала» в молитве не произносится вслух, и это утверждено от четырех халифов, ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля, групп предшественников-последователей
и ученых последующих поколений. Это мнение Абу Ханифы, Саври, Ахмада ибн Ханбаля. Имам Малик же считал, что «басмала» вообще не читается ни вслух, ни про себя. Они привели в доказательство сообщение в «Сахихе» Муслима (№498) от ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начинал молитву с возвеличивания Аллаха и чтения «аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн».Также в двух «Сахихах» (Бухари №743, Муслим №399) передано от Анаса, что он сказал: «Я молился позади пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу Бакра, ‘Умара, и (‘Усмана), и они начинали молитву с «аль-хамду лиЛляхи Роббиль-‘алямийн».
Вверсии Муслима сказано: «Они не произносили «бисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм»
ни в начале «Фатихи», ни в ее конце». Подобное же передано в «Сунанах» (Тирмизи №244, Насаи 2/135, Ибн Маджа №815) от ‘Абдуллаха ибн Мугаффаля, да будет доволен им Аллах.
Это источники имамов, да смилуется над ними Аллах, в этом вопросе, и эти мнения близки, ибо они единогласны в том, что молитва действительна с произношением «басмалы» вслух и с произношением ее про себя. И Аллаху принадлежит хвала и благодарность.
Достоинства «Тасмийя»
بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ
«БисмиЛляхир-Рохманир-Рохийм» «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного»
Имам, знаток сообщений Абу Мухаммад ‘Абдуррахман ибн Абу Хатим, да смилуется над ним Аллах, передал в своем «Тафсире» сообщение о том, что ‘Усман ибн ‘Аффан спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о﴿ بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ ﴾
«бисмиЛляхир -Рохманир-Рохийм», Именем Аллаха Милостивого и Милосердного,
и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ответил:
«Это одно из имен Аллаха. И оно так же близко к самым великим именам Аллаха,
как близок зрачок глаза к белку». Похожим образом его передал Абу Бакр ибн Мардавайх от ‘Усмана.
Хафиз Ибн Мардавайх передал двумя путями от Абу Са‘ида,
что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Мать ‘Исы ибн Марйама передала его (учителю) для обучения его письму. Учитель сказал ему: «Пиши». ‘Иса, мир ему, спросил: «Что мне писать?»(Учитель)ответил: «БисмиЛлях». ‘Иса спросил у него: «Что такое «бисмиЛлях»? Учитель ответил:
«Не знаю». Тогда ‘Иса сказал ему: «Б» – это великолепие Аллаха («аль-бахаа»).
«Син» – это величие Аллаха («санаа»). «Мим» - это Его царство. «Аллах» – это Бог.
«Ар-Рохман» - это милостивый в ближнем и вечном мирах.
«Ар-Рохийм» – это милосердный в вечном мире».
Его передал также Ибн Джарир со слов Ибн Мас‘уда и Абу Са‘ида,
однако это очень малоизвестное и странное сообщение. Оно достоверно от других людей, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и является «исраилиййат» – сообщением сынов Исраила, но не принадлежит к числу сообщений от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а лучше всего об этом известно Аллаху.
Джувайриб передал похожее сообщение от Даххака.Ибн Мардавайх передал от Сулеймана ибн Бурайды,
а в другом сообщении от Абу Бурайды со слов его отца, что посланник Аллаха,
да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне был ниспослан аят,