‘Али вернулся в Куфу, и против него выступили хариджиты - те, кто отверг идею третейского суда, сказав, что "решения принимает только Аллах", и стали настраивать людей против ‘Али. Они даже в мечети вставали и кричали: "Решения принимает только Аллах! Решения принимает только Аллах!"
‘Али же говорил им в ответ: "Слово истины, в которое вкладывается ложный смысл". [Со временем слова 'Али стали притчей].
Спустя некоторое время хариджиты убили благородного сподвижника ‘Абдуллаха ибн Хаббаба. Они также убили его жену, которая была на последнем месяце беременности, и вспороли ей живот.
Узнав об этом, ‘Али послал к ним, спрашивая, кто это сделал, они же ответили: "Все мы убили его!".
Тогда ‘Али вышел к ним с десятитысячным войском и сразился с ними при Нахрауане.
‘Убайдуллах ибн ‘Ийад ибн ‘Амр аль-Кари передаёт, что ‘Абдуллах ибн Шаддад пришёл к ‘Аише, когда они сидели у неё. Он возвращался из Ирака, а было это в те дни, когда убили ‘Али.
Она сказала ему: "О ‘Абдуллах ибн Шаддад, если я спрошу тебя кое о чём, ты скажешь мне правду? Расскажи мне об этих людях, которые убили 'Али".
Он сказал в ответ: "А почему бы мне не сказать тебе правду?".
Она сказала: "Тогда поведай мне их историю".
Он сказал: "Когда ‘Али вёл переписку с Му‘ауией и состоялся третейский суд, против него выступили восемь тысяч человек, которые были чтецами Корана, и остановились в месте под названием Харура недалеко от Куфы. Они упрекнули его и сказали: "Ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах и отринул имя, которое дал тебе Аллах, а потом поручил людям принимать решения, касающиеся религии Аллаха, а решения принимает только Аллах!".
Когда до ‘Али дошли эти упрёки и обвинения, он велел глашатаю объявить, что все чтецы Корана должны собраться в его доме. Когда дом наполнился людьми, он велел принести главный список Корана, составленный ‘Усманом, положил его перед собой, после чего провёл по нему рукой со словами: "О мусхаф! Говори с людьми!".
Люди сказали: "О повелитель верующих! О чём ты просишь? Ведь это всего лишь свиток. А мы говорим то, что было передано нам, и то, что записано в нём! О чём же ты желаешь спросить?". ‘Али сказал: "Между мной и этими вашими товарищами, которые выступили против меня - Книга Аллаха.
Всевышний Аллах сказал о мужчине и женщине:
"Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи.
Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий"
Сура 4 "Женщины", аят 35
... а община Мухаммада более неприкосновенна, чем один мужчина и одна женщина, и кровь её более драгоценна. Они ставят мне в вину то, что, переписываясь с Му‘ауией, я написал: "Написал ‘Али ибн Абу Талиб". А ведь когда мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в Худайбийе, где он хотел заключить мирный договор со своими соплеменниками-курайшитами, к нам прибыл Сухайль ибн ‘Амр, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного", но Сухайль сказал: "Не пиши: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного"".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросил: "А как написать?". Сухайль ответил: "Напиши: "С именем Твоим, о Аллах"". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Мухаммад - посланник Аллаха". Но Сухайль возразил: "Если бы мы знали точно, что ты - посланник Аллаха, мы бы не перечили тебе". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Это условия, на которых Мухаммад ибн ‘Абдуллах заключил мир с курайшитами".
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
"В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха""
Сура 33 "Союзники", аят 21
‘Убайдуллах ибн ‘Ийад рассказывает: "‘Али послал к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и я вышел вместе с ним. Когда мы пришли в их лагерь, Ибн аль-Каууа поднялся и обратился к людям с речью, сказав: "О знатоки Корана! Поистине, это - ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Кто не знает его, того я познакомлю с ним через аяты Книги Аллаха. Он из тех, о ком было ниспослано:
"Они говорят: "Наши боги лучше или он?". Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить.
Они являются людьми препирающимися!"
Сура 43 "Украшения", аят 58
... возвратите же его к его товарищам и не говорите с ним о Книге Аллаха!".
Однако их проповедники и ораторы поднялись и сказали: "Клянёмся Аллахом, мы непременно будем говорить с ним о Книге Аллаха и если он пришёл с истиной, то мы поймём это и последуем за ним, а если он пришёл с ложью, то мы обратим его ложь против него же".
И они беседовали с ним о Книге Аллаха в течение трёх дней, после чего четыре тысячи из них вернулись, покаявшись, в том числе и Ибн аль-Каууа. [Аль-Хаким, "Мустадрак", (2/150)].
‘Али послал к оставшимся сказать: "Вы видели, что произошло между нами и людьми. Можете оставаться при любом мнении, пока община Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует) не соберётся. Мы с вами обязаны не проливать запретную кровь, не заниматься разбоем и никого не притеснять. А если вы сделаете что-нибудь из этого, это будет означать, что вы нарушили заключённый с нами договор и тогда между нами будет война. Поистине, Аллах не любит предателей""
‘Аиша сказала: "О Ибн Шаддад [Абдуллах ибн Шаддад, которого Айша спрашивала в начале хадиса о событии между 'Али и хариджитами, после того как его убили], он [то есть, ‘Али] убивал их?".
Ибн Шаддад сказал: "Клянусь Аллахом, ‘Али не посылал против них войска, пока хариджиты не стали заниматься разбоем, проливать кровь и обижать зиммиев! [то есть, люди Писания. Как сегодня и делают, обижают и убивают, не считаясь с договорами, которые правители заключили с ними]".
‘Аиша спросила: "Клянёшься Аллахом, что это так?".
Он сказал в ответ: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, всё так и было".
Она спросила: "А что это за Зу-с-садйа, упоминания о котором я слышу от зиммиев?".
Он сказал: "Я видел его среди убитых, когда осматривал их вместе с ‘Али. Он позвал людей и спросил: "Знаете ли вы, кто это?". И люди стали говорить, что видели его в такой-то и такой-то мечетях совершавшим молитву. А это была его единственная примета [речь идет об уродстве, которое было на руке этого человека. Это был нарост, напоминающий женскую грудь, за что он и получил своё прозвище. Зу-с-садйа - буквально "обладатель груди"]".
‘Аиша спросила: "И что сказал ‘Али, когда обнаружил его, как утверждают жители Ирака?".
Он ответил: "Я слышал, как он сказал: "Правду сказал Аллах и Его посланник"".
‘Аиша спросила: "Больше ты ничего от него не слышал?".
Он сказал: "Клянусь Аллахом, нет".
Она сказала: "Конечно. Правду сказал Аллах и Его посланник. Да помилует Аллах ‘Али. Он всегда, когда видел нечто удивительное, говорил: "Правду сказал Аллах и Его посланник". А жители Ирака наговаривают на него и добавляют нечто к его словам". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 656, Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным.
Хариджитов было около тысячи человек и ‘Али убил их, потеряв всего четырех, а по другим сообщениям - семь человек. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", том 7, стр. 298.
Среди убитых был аль-Мухадджадж Зу-с-садйа, которого и увидел ‘Али, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в своё время сообщил ему, что во время раскола и разногласий среди мусульман отделится группа, которая будет убита другой группой придерживающейся истины.
А в другом хадисе он упомянул о том, что среди членов отделившейся группы будет и "Обладатель груди". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", (148/1064); также аль-Бухари №3610.
Помня об этом ‘Али искал человека с такими приметами среди убитых и, увидев его, совершил земной поклон, выражая благодарность Аллаху, ибо пророчество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) исполнилось, и он был тому свидетелем. Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 848, Шейх Ахмад Шакир сказал, что иснад его достоверный.
И что самое важное, он понял, что следует путём истины.
Убийство ‘Али ибн Абу Талиба в 40 году от хиджры
Спустя два года после битвы при Нахрауане, когда волнения немного улеглись, трое хариджитов собрались в Мекке и договорились убить ‘Али ибн Абу Талиба, Му‘ауийу и ‘Амра ибн аль-‘Аса. Они считали, что это деяние приблизит их к Аллаху.
‘Абду-р-Рахман ибн Мульджим аль-Муради сказал: "Я убью ‘Али ибн Абу Талиба".
Аль-Барк ат-Тамими сказал: "А я убью Му‘ауийу".
‘Амр ибн Бакр ат-Тамими сказал: "Я убью ‘Амра ибн аль-‘Аса".
Они договорились осуществить задуманное по прошествии семнадцати ночей с начала рамадана.
‘Амр ибн аль-‘Ас был в это время в Египте, Му‘ауийа - в Шаме, а ‘Али - в Куфе.
Ибн Мульджим пронзил ‘Али кинжалом, который он целую неделю вымачивал в яде. Это произошло, когда ‘Али вышел, чтобы совершить утреннюю молитву с людьми.
Раненый ‘Али сказал: "Если я поправлюсь, то я сам буду разговаривать с ним, а если я умру, казните его". Говоря это, ‘Али обращался к своим сыновьям аль-Хасану и аль-Хусайну.
Ибн Мульджим сказал: "Нет, клянусь Аллахом, ему не выжить, потому что я пропитывал кинжал ядом в течение семи дней!".
Когда ‘Али умер, люди [то есть, уполномоченные для этого люди] отрубили Ибн Мульджиму руки и выжгли глаза калёным железом, а когда ему собрались отрезать язык, он испугался, хотя до этого оставался непоколебимым.
Люди спросили: "Только сейчас ты испугался?". Он ответил: "Я боюсь прожить даже немного, не поминая Аллаха!".
Преславен Аллах! Это явное заблуждение, да убережёт нас Аллах от подобного!
Человек считает дозволенным для себя проливать кровь верующего и праведного человека, который к тому же является халифом мусульман и при этом боится прожить даже миг без поминания Аллаха.
Что касается второго злодея, аль-Барка, то он ударил Му‘ауийу также во время утренней молитвы, однако не убил его. К нему вовремя позвали лекаря и он выжил, однако имеются сообщения о том, что эта рана стала причиной того, что впоследствии у Му‘ауийи больше не было детей.
А тот, кто собирался убить ‘Амра ибн аль-‘Аса, вышел на молитву, чтобы осуществить задуманное. Однако в тот день ‘Амр не вышел на молитву из-за расстройства желудка. Этот человек убил человека, руководившего молитвой, думая, что это был ‘Амр. Этим человеком был Хариджа ибн Абу Хабиб.
Когда убийцу схватили и спросили, зачем он это сделал, он ответил: "Я избавил людей от ‘Амра ибн аль-‘Аса!". Ему сказали: "Ты убил не ‘Амра, а Хариджу!". Он сказал: "Я хотел ‘Амра, а Аллах пожелал, Хариджу". [Со временем его слова стали притчей].
Все трое злодеев были казнены. Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/37); Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/338).
Глава четвёртая
Причина раскола
Известно, что Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша вышли, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана.
Если же говорить о Му‘ауийи, то ‘Али, став халифом, сместил некоторых наместников, назначенных ‘Усманом, в частности, Халида ибн Са‘ида ибн аль-‘Аса и Му‘ауийу ибн Абу Суфйана.
Когда до Му‘ауийи дошло известие о смещении, он спросил: "Кто же меня сместил?". Ему сказали: "‘Али". Он сказал: "А где же убийцы сына дяди моего? Где убийцы ‘Усмана?". Ему сказали: "Присягни, а потом требуй казнить убийц ‘Усмана". Он сказал: "Нет. Пусть сначала выдаст мне убийц ‘Усмана, а потом я присягну ему".
Му‘ауийа понимал, что в Шаме он обладает реальной силой и он хотел использовать её, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана. Поэтому он и сказал: "Я не стану присягать ‘Али, пока он не казнит убийц ‘Усмана". А ‘Али говорил: "Сначала присягни, а потом будем разбираться с убийцами ‘Усмана".
Таким образом, между ‘Али и Му‘ауийей были разногласия относительно того, что должно быть сделано раньше. ‘Али настаивал, чтобы Му‘ауийа сначала присягнул ему, а потом когда появится возможность, он покарает убийц ‘Усмана. А Му‘ауийа считал, что нужно сделать наоборот, то есть начать с казни убийц ‘Усмана, после чего присягнуть ‘Али.
Аз-Зубайр и Тальха были единомышленниками Му‘ауийи и считали, что убийц ‘Усмана следует покарать немедленно. Разница между ними и Му‘ауийей заключалась в том, что они присягнули ‘Али, а он нет.
А теперь поговорим об отношении сподвижников к битвам между сторонниками ‘Али и сторонниками Му‘ауийи.
С точки зрения отношения сподвижников к данному вопросу, их можно разделить на три категории:
1. Тальха, аз-Зубайр, ‘Аиша и Му‘ауийа. Они считали, что убийцы ‘Усмана должны быть наказаны как можно быстрее.
2. ‘Али и его сторонники. Они считали, что дело первостепенной важности - выбор халифа и присяга ему, тогда как тема казни убийц ‘Усмана должна быть отложена до решения упомянутого вопроса.
3. Са‘д, Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Масляма, аль-Ахнаф, Усама и Абу Бакра ас-Сакафи, а также большинство сподвижников считали, что следует отдаляться от обоих [то есть, не воевать].
Причина разногласий состояла в том, что в то время в тех обстоятельствах всё было настолько запутано, что было крайне сложно определить, кто прав. Это было смутное время и людям было не под силу потушить пламя смутного времени и расставить всё по своим местам [мы видели такое время, когда Саддам нападал на нас в Кувейт, и много мудрых людей мы потеряли, не говоря о простых].
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ат-Табари передаёт сообщение с достоверным иснадом от аль-Ахнафа ибн Кайса: "Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ‘Усмана и спросил: "Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?". Они ответили: "Придерживайся ‘Али". Потом я встретился с ‘Аишей в Мекке уже после того, как ‘Усмана убили, и спросил её: "Что ты велишь мне делать теперь?". Она ответила: "Присягай ‘Али"". [Из этой истории можно понять, что аз-Зубайр, Тальха и ‘Аиша не отрицали право ‘Али на власть. Они признавали его в качестве халифа, присягнули ему сами и велели аль-Ахнафу сделать то же самое. Что же касается вопроса о наказании убийц ‘Усмана и присяге ‘Али, то мнение упомянутых сподвижников было их иджтихадом. Они считали, что прежде всего должны быть казнены убийцы ‘Усмана]
Когда сподвижники вышли на Верблюжью битву, аль-Ахнаф встретил и сказал им: "Клянусь Аллахом, я не стану сражаться с вами, потому что с вами мать верующих, и я не стану сражаться с человеком, присягнуть которому вы сами мне велели!". Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/38).
Мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) однажды сказал ‘Али: "Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто". ‘Али воскликнул: "Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище". Приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/60) сказал, что его иснад хороший.
А теперь поговорим об отношении Ахлю-с-Сунна к ‘Абду-р-Рахману ибн Мульджиму, убийцам ‘Усмана, аз-Зубайра, аль-Хусайна и им подобным.
Имам аз-Захаби сказал: "Если говорить об Ибн Мульджиме, то он относится к числу тех, в отношении кого мы предполагаем, что они попадут в Огонь, однако возможно, что Аллах простит его и не станет подвергать наказанию. Постановление ислама в отношении него такое же, как и в отношении убийц ‘Усмана, аз-Зубайра, Тальхи, Са‘ида ибн Джубайра, ‘Аммара, Хариджи и аль-Хусайна. Мы отрекаемся от них и ненавидим их ради Аллаха, однако верим, что их судьба в руках Аллаха". Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", "Период праведных халифов", стр. 645.
Кто же был прав?
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал ‘Аммару, что его убьёт несправедливая группа. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 447; Муслим № 2915.
А о хариджитах он сказал, что во время раскола и разногласий среди мусульман одержит верх группа, придерживающаяся истины. Этот хадис приводят имам Ахмад в "Муснаде", № 11196; Муслим № 1064.
Из хадисов однозначно следует, что ‘Али был ближе к истине, чем Му‘ауийа и его сторонники, в том числе и во время Верблюжьей битвы, и битвы при Сыффине. В одной из версий говорится: "Та из двух групп, которая ближе к истине ...". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 11779.
Однако правда не была целиком на стороне ‘Али, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "... ближе к истине". И это не недостаток ‘Али, и не его вина.
Эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) имели цель показать, что истинными приверженцами истины были те сподвижники, которые не принимали участия в смуте.
Что касается ‘Али, то он должен был воздержаться от сражения. Поэтому ‘Али пожалел о состоявшемся сражении, увидев убитого Тальху, и сказал: "Если бы я умер за двадцать лет до этого!". Ибн Асакир "Тарих мадинату Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль Гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики доверенные".
Часть пятая
Правление аль-Хасана ибн ‘Али (40–41 гг. х.)
Когда аль-Хасан ибн ‘Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: "Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!". См. Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", событие Сыффина.
А пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) отозвался об аль-Хасане с похвалой: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахихе", №3746.
Он сказал это об аль-Хасане, но не об ‘Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как ‘Али сражался.
Что же касается ‘Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахрауане, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.
Покончив с хариджитами в битве при Нахрауане, ‘Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.
Глава первая
Краткая биография аль-Хасана ибн ‘Али
Жёны аль-Хасана (да будет доволен им Аллах):
1. Хауля бинт Манзур.
2. Умм Бишр бинт Абу Мас‘уд.
3. Умм Исхак бинт Тальха ибн Абу ‘Убайдуллах.
Известно, что аль-Хасан несколько раз женился и несколько раз разводился.
У аль-Хасана были сыновья и дочери.
Сыновья: аль-Хасан, Зейд, Тальха, Хусайн, ‘Абдуллах, Абу Бакр, ‘Абду-р-Рахман, аль-Касим, ‘Амр и Мухаммад.
Дочери: Умм аль-Хасан, Умм ‘Абдуллах.
А теперь упомянем о достоинствах аль-Хасана.
Абу Бакрата передаёт: "Я слышал, как однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал, стоя на минбаре, причём аль-Хасан стоял рядом с ним и смотрел на людей: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман"". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746. См. также "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/245).
Усама ибн Зейд (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) брал его и аль-Хасана и говорил: "О Аллах, я люблю их обоих, полюби же их и Ты!". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3735.
‘Укба ибн аль-Харис передаёт: "Я видел, как Абу Бакр брал на руки аль-Хасана и приговаривал: "Клянусь, на пророка похож ты, и совсем не похож на ‘Али!". И ‘Али улыбался". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", №№ 3542, 3750.
Аль-Хасан ибн ‘Али скончался в эпоху Му‘ауийи в 49 году от хиджры.
‘Умайр ибн Исхак сказал: "Однажды мы с другом зашли к аль-Хасану ибн ‘Али, навещая его во время болезни, и он сказал моему товарищу: "О такой-то! Проси меня, о чём хочешь". Он ответил: "Я не стану просить тебя ни о чём". Аль-Хасан сказал: "О такой-то, проси меня до того, как придёт то время, когда ты уже не сможешь ни о чём попросить меня". Потом он добавил: "Меня поили ядом не раз, но таким - никогда. Поэтому проси меня сейчас". Он сказал: "Я не стану просить тебя ни о чём. Аллах исцелит тебя, если пожелает". После этого мы вышли.
А когда на следующий день я зашёл к нему, его состояние ухудшилось. Аль-Хусайн пришёл и, сев у его изголовья, сказал: "Брат, скажи, кто напоил тебя ядом?". Он ответил: "А зачем тебе это? Ты убьёшь этого человека?". Аль-Хусайн сказал: "Да". Аль-Хасан сказал: "Я ничего тебе не скажу. Если это тот, о ком я думаю, то Аллах покарает его сильнее, чем ты, а если это не он, тогда из-за меня погибнет невиновный"". Ибн Са‘ад "ат-Табакат аль-кубра", стр. 335, № 294.
Говорят, что ядом аль-Хасана напоила его жена Джа‘да бинт аль-Аш‘ас, однако у нас нет достаточных оснований, чтобы утверждать это.
Аз-Захаби сказал: "Это недостоверные сведения, ибо кто может знать это?". Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘ауийи", стр. 40.
Ибн Касир сказал: "Я считаю, что это недостоверные сведения". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/44).
После убийства ‘Али (да будет доволен им Аллах) жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу ‘Али до самой его смерти.
Глава вторая
Договор с Му‘ауией и прекращение разногласий между мусульманами
Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца ‘Али от сражения с жителями Шама. Абдур-Раззакъ "аль-Мусаннаф", (5/462).
Одним из доказательств того, что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са‘да ибн ‘Убаду и поручил командование ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).
Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн ‘Али отправился к Муауийи в сопровождении своего войска, ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал Му‘ауийи: "Я вижу войска, которые не прекращают сражаться пока не истребят друг друга".
Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) произносил проповедь, пришёл аль-Хасан и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746.
Аз-Зухри передаёт, что Му‘ауийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: "Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе". ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: "Нет, мы должны сражаться с ним!".
Му‘ауийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: "Успокойся, о Абу ‘Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама. А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным".
Аль-Хасан и Му‘ауийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муа'уийи.
Му‘ауийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.
Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде - две награды".
Часть шестая
Правление Му‘ауийи ибн Абу Суфйана, да будет доволен им Аллах! (41–60 гг. х.)
_____________________________________
Глава первая
Краткая биография Му‘ауийи
Му‘ауийа принял ислам прежде своего отца во время ‘умры возмещения в 7 году от хиджры, однако открыто объявил об этом только в год покорения Мекки. Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", книга "Эпоха Му‘ауийи", стр. 308.
Жены и дети Му‘ауийи:
1. Майсун бинт Бахдаль аль-Кальбиййа. Она родила ему Йазида.
2. Фахита бинт Карза аль-Манафиййа. Она родила ему ‘Абду-р-Рахмана и ‘Абдуллаха.
3. Наиля бинт ‘Умара аль-Кальбийа.
А теперь упомянем о достоинствах Му‘ауийи:
1. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "О Аллах, сделай его ведущим и ведомым прямым путём! О Аллах, выводи людей на прямой путь через него!". Этот хадис приводит ат-Тирмизи в "ас-Сунан", № 4113. Шейх аль-Альбани подтведил достоверность этого хадиса, в "Силсилят аль-ахадис ас-сахиха", № 1969.
2. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "О Аллах, научи Му‘ауийу Книге и счёту и убереги его от наказания!". Этот хадис приводят имам Ахмад, (4/127); Ибн Абу Шейба, (3/9); аль-Баззар, (977); ан-Насаи, (4/145); ат-Табарани, (18/628); Ибн Хузайма, (1938); Ибн Хиббан, (3465) и ат-Тахауи, (5503). Шейх аль-Альбани сказал: "Хадис хороший для подкрепления других".
3. Умм аль-Харам бинт Мильхан передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) заснул недалеко от неё, а потом проснулся улыбаясь, и она спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?". Он (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые восседали посреди этого моря, как цари на тронах".
Умм Харам сказала: "Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!"".
Передатчик этого хадиса сказал: "И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) обратился к Аллаху с такой мольбой за неё".
Умм Харам сказала: "Затем он преклонил голову, а потом проснулся, улыбаясь, и я спросила: "Почему ты улыбаешься, о посланник Аллаха?" - на что пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) ответил: "Во сне некоторые люди из моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха", сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: "О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!" - и он сказал: "Ты из числа первых"".
А когда халифом стал Му‘ауийа ибн Абу Суфйан, Умм Харам приняла участие в морском военном походе, сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и умерла. Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 2800.
Аль-Мухалляб ибн Ахмад аль-Андалюси, один из комментаторов "Сахиха" аль-Бухари, сказал: "Этот хадис можно рассматривать как указание на достоинства Му‘ауийи, поскольку он был первым, кто предпринял военный поход по морю". Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари" (6/120).
А когда Ибн аль-Мубарака спросили о Му‘ауийи, он сказал: "Что я могу сказать вам о человеке, который, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Да услышит Аллах того, кто восхваляет Его", сказал: "Господи Тебе хвала"?". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).
Однажды Ибн Мубарака спросили: "Кто лучше - Му‘ауийа или ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз?". Он ответил: "Даже пыль, попавшая в ноздри Му‘ауийи, когда он был с пророком (да благословит его Аллах и приветсвует), лучше, чем ‘Умар ибн ‘Абду-ль-‘Азиз". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).
Однажды аль-Му‘афа ибн ‘Имрану задали тот же вопрос, и он разгневался и сказал задавшему вопрос: "Неужели ты приравниваешь сподвижника к последователю сподвижников? Ведь Му‘ауийа был сподвижником посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), его родственником, писцом и хранителем ниспосылаемого ему Откровения!". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/130).
Ибн Абу Муляйка передаёт, что однажды Ибн ‘Аббасу сказали: "Что ты скажешь о повелителе верующих Му‘ауийи? Ведь он совершает во время уитра только один рак‘ат". Ибн ‘Аббас ответил: "Он - факых [то есть, человек, разбирающийся в вопросах религии и понимающий её предписания]". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3765.
Ибн Касир (да помилует его Аллах) сказал: "Византийский царь захотел расправиться с Му‘ауийей, после того как тот унизил его, разгромил его войска и нанеся ему поражение. Увидев, что Му‘ауийа занят войной с ‘Али, он подошёл к его землям с большим войском и хотел напасть на них, однако Му‘ауийа написал ему: "Клянусь Аллахом, если ты не прекратишь и не возвратишься к себе, о проклятый, мы с сыном дяди моего заключим мир и выступим против тебя, и я изгоню тебя из всех твоих земель, и земля покажется тебе тесной, после того как была просторной!". Царь испугался, отступил и запросил мира". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/119).
Му‘ауийа правил около двадцати лет и скончался в 60 году от хиджры. Его эпоха ознаменовалась открытиями многих областей для ислама и стабильностью внутри государства.
Глава вторая
Важнейшие события в эпоху Му‘ауийи
Правление Му‘ауийи было благом для мусульман, поскольку с его началом завершился период смуты и беспорядка, а враги потеряли надежду вернуть то, что завоевали у них мусульмане. Это был период согласия и единодушия. Мусульмане собрались вокруг одного человека. Они перестали тратить силы на внутренние распри и междоусобицы и направили свою энергию за пределы Исламского государства. Они продолжили открывать новые области для ислама.
Му‘ауийа был прекрасным правителем. Он оправдал надежды, которые люди связывали с ним, и потому никто не выступал против него и не перечил ему. Все люди подчинились ему. Исключением можно считать лишь остатки хариджитов, число которых было ничтожно мало. Во времена Му‘ауийи появился обычай посылать "зимние" и "летние" отряды.
А теперь упомянем о важнейших деяниях Му‘ауийи:
1. Основание верфи в Египте в 54 году от хиджры и строительство флота.
2. Поход на Константинополь в 50 году от хиджры. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Первым воинам из моей общины, которые примут участие в военном походе на город императора (Константинополь), простятся их грехи". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 2924.
Му‘ауийа предпринял ещё один поход на Константинополь в 54 году от хиджры. Он осадил город, и осада продолжалась вплоть до 57 года от хиджры. Он завоевал Терит, Родос, Сусу, Сиджистан, Кохистан и Синд.
3. Строительство Кейруана. Му‘ауийа послал ‘Укбу ибн Наф‘и в Африку, и он завоевал некоторые области и заложил там новый город Кейруан. На месте будущего города был лес, и там жили дикие звери и змеи. Однако, после того как ‘Укбу обратился к Аллаху с мольбой, звери покинули это место, забрав своих детёнышей.
От халифа к царю
Когда правителем стал Му‘ауийа, закончилась эпоха халифата и началась эпоха царствования.
Сафина Абу ‘Абду-р-Рахман, вольноотпущенник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Тридцать лет будут править преемники пророчества (халифы), после чего Аллах дарует власть, кому пожелает". Сафина сказал: "Абу Бакр правил два года, ‘Умар - десять лет, ‘Усман - двенадцать лет, а ‘Али - шесть". Этот хадис приводят Абу Дауд в "Сунан", № 4646, и Ахмад (4/273) с достоверным иснадом.
Если обратиться к трудам по истории, мы обнаружим, что согласно им, Абу Бакр правил два года и три месца, ‘Умар - десять лет и два месяца, ‘Усман - двенадцать лет и четыре месяца, ‘Али - четыре года и девять месяцев, а аль-Хасан - шесть месяцев. В общем, получается как раз тридцать лет.
Ибн Касир сказал: "Аль-Хасан отказался от власти в пользу Му‘ауийи в месяце раби‘ аль-аууаль в 41 году от хиджры, то есть спустя тридцать лет после кончины посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Ибн Касир, "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (8/17).
Абу ‘Убайда ‘Амир ибн аль-Джаррах передаёт, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Началом вашей религии является пророчество и милость, затем будет царствование и милость, затем будет тревожное царствование, а затем - царствование и тирания". Сунан ад-Дарими, (2/114), все его передатчики доверенные; единственное Макхуль не мог слушать от Абу Салабы.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал "Пророчество и милость". Имеется в виду период правления посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), который был предводителем верующих до самой своей кончины. Затем правили Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман, ‘Али и аль-Хасан.
"Царствование и милость" - правление Му‘ауийи.
Затем период тревожного царствования и период тирании, что имело место после Му‘ауийи. Черты такого правления можно увидеть в правлении Йазида и тех, кто пришёл к власти после него. Исключением можно считать ‘Умара ибн ‘Абду-ль-‘Азиза.
Ещё одним важным событием в период правления Му‘ауийи стала кончина аль-Хасана ибн ‘Али в 49 году от хиджры.
Присяга Йазиду ибн Му‘ауийи