Сняв покрывающий священные сосуды воздух и переложив его в свернутом виде в левый верхний угол Престола, священник также складывает и убирает звездицу, а после слов диакона: «Раздроби, Владыко, Святый Хлеб» разделяет Агнец по надрезу на четыре части, произнося при этом: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и нерзделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающиеся освящаяй», а затем крестообразно располагает частицы на Дискосе (см.: С. 38). Далее, взяв большим и указательным пальцами правой руки частицу IС и предварительно изобразив ей знамение Креста над Потиром, священник опускает ее в Святую Чашу, ничего при этом не произнося. Затем он молча благословляет поднесенную диаконом в ковшике теплоту, а если диакон отсутствует, то сам крестообразно вливает ее в Потир.
Разделив частицу ХС на две половины, священник читает молитву: «Ослаби, остави…», после чего, поклонившись диакону и всем находящимся в алтаре, поворачивается к закрытым Царским вратам и кланяется молящимся, тихо произнося: «Простите мя, отцы, братие и сестры». Далее он вместе с диаконом совершает со словами: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему» поясной поклон перед стоящими на Престоле Преждеосвященным Дарам и произносит: «Диаконе, приступи». Взяв половину частицы ХС, священник кладет ее в крестообразно сложенные ладони диакона со словами: «Священнодиакону (имя) преподается Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов его и в жизнь вечную» и приветствует его целованием в плечи, произнося: «Христос посреди нас». Диакон отходит к северной стороне Престола, а священник, поцеловав нижний край антиминса, берет левой рукой другую половину этой частицы и кладет ее на правую ладонь со словами: «Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную; после чего, приклонив голову, молится: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… Да не в суд или во осуждение…» и по окончании молитвы, крестообразно осенив себя частицей Св. Тела, причащается. После этого он, трижды произнося: «Слава Тебе, Боже» отирает антиминсной губкой над Дискосом правую ладонь, целует губку и кладет ее на прежнее место. Затем, взяв плат и вложив его одним концом за верхний край фелони священник через второй конец берет обеими руками Св. Чашу и трижды испивает из нее в полном молчании, после чего вытирает платом уста и край Св. Чаши, ставит ее на Престол и сразу же читает молитву благодарения: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога…». Диакон же в этот момент к Св. Чаше не приступает, а пьет из нее во время потребления Святых Даров по окончании Литургии.
Священник начинает большим копием раздроблять частицы НИ и КА по количеству причащающихся мирян и затем опускает их в Потир, который закрывает покровцом или свернутым платом. Положив на Дискос сложенную звездицу и копие, он также кладет на него покровец и, умыв руки, отходит к Жертвеннику, где, если служит с диаконом, вкушает антидор, запивая его теплотой. Вернувшись к Престолу, священник берет Св. Чашу и, поцеловав, подает ее диакону, который перед этим отдергивает завесу и открывает Царские врата. Вслед за диаконом он выходит на амвон и по возгласе последнего: «Со страхом Божиим и верою приступите» читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея Тайная… Да не в суд или во осуждение…», а затем, приняв от диакона в левую руку Св. Чашу, а в правую — лжицу, приступает к причащению мирян. Делается это таким же образом, как и на полной Литургии (см.: С. 40), но с той особенностью, что младенцы (дети до 7 лет), как не могущие принять частицу Св. Тела, к причащению не допускаются.
{mospagebreak}
Окончание литургии.
По окончании причащения мирян священник во время пения хором: «Аллилуйя» заносит Потир в алтарь и, поставив на Престол, накрывает его покровцом, после чего вкладывает под покровец, лежащий на Дискосе, свернутый плат и лжицу. Далее он, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», после чего вновь возвращается к Престолу, где, благословив и приняв от диакона или пономаря кадило, трижды кадит Св. Дары, ничего при этом не произнося. Отдав кадило и Дискос диакону, он берет Потир и, изобразив им крест над Престолом со словами: «Благословен Бог наш», целует его через покровец и, встав в Царских вратах, крестообразно осеняет им молящихся, возглашая при этом: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков». После этого священник направляется к Жертвеннику, на который ставит Св. Чашу и, приняв кадило, вновь кадит Св. Дары и диакона, а затем отдает кадило.
Если же священник служит без диакона, то возглас: «Всегда, ныне, и присно…» он произносит с Дискосом в левой руке и Потиром в правой, после чего то и другое переносится на Жертвенник.
Вернувшись к Престолу, священник во время произнесения диаконом благодарственной ектении берет антиминсную губку и, изобразив ей на развернутом антиминсе Крест, целует ее и кладет в середину антиминса, после чего закрывает его верхнюю, нижнюю, левую и правую части, а затем таким же образом сворачивает илитон. Далее он берет напрестольное Евангелие и, держа его в вертикальном положении, при произнесении завершающего ектению возгласа: «Яко Ты еси освящение наше…» изображает им знамение Креста над свернутым антиминсом, после чего кладет поверх него.
Затем священник возглашает: «С миром изыдем» и, выйдя через Царские врата на солею, спускается на амвон, где после слов диакона: «Господу помолимся» читает особую заамвонную молитву: «Владыко Вседержителю, Иже всю тварь премудростию соделавый…». Во время троекратного пения хором: «Буди имя Господне…» он возвращается в алтарь и, вычитав перед Престолом молитву на потребление Св. Даров: «Господи Боже наш…», благословляет диакона, а по окончании чтения на клиросе 33 псалма: «Благословлю Господа на всякое время», подойдя к Царским вратам, преподает благословение молящимся со словами: «Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» . После этого священник из алтаря возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе», а затем, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, берет с него Св. Крест и выходит на амвон, где произносит отпуст Литургии Преждеосвященных Даров: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере (святого храма и дня, а также святого следующего дня) и иже во святых Отца нашего Григория Двоеслова и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец». В заключении отпуста он, осенив всех Св. Крестом, по окончании пения хором уставного многолетия целует его сам, а затем дает для целования молящимся, после чего, еще раз всех им осенив, возвращается в алтарь закрывает Царские врата и катапетасму. В алтаре священник, если служит без диакона, потребляет Св. Дары и, убрав затем в надлежащее место богослужебные сосуды, покрывает особыми пеленами Жертвенник и Престол. Далее он читает благодарственные молитвы по Св. Причащении (те же, что и на полной Литургии) и разоблачается, читая при этом: «Ныне отпущаеши…», Трисвятое по «Отче наш…» и отпустительные тропари Литургии Преждеосвященных Даров (из Служебника). После этого священника, совершив три поясных поклона и приложившись к Престолу, покидает алтарь, а затем и храм.
Заключение.
Деятельность священника, как совершителя различных богослужений общественного и частного порядка настолько широка и многообразна в своих аспектах, что максимально подробно рассмотреть ее во всей полноте на страницах данной работы не представляется возможным. Да и вряд ли это необходимо, поскольку основная цель написания работы заключается, как уже было указано во введении, в том, чтобы дать новопоставленному иерею или же лицу, готовящемуся к принятию священного сана, наиболее полное представление о практических особенностях совершения таких распространенных богослужений, как Всенощное бдение и Литургия
св. Иоанна Златоуста, а также редко совершаемая, но довольно необычная по чинопоследованию Литургия Преждеосвященных Даров.
Отсутствие же в тексте описания таких чинопоследований, как вынос и воздвижение Честнаго Креста (14/27 сентября, 3 неделя Великого поста, 1/14 августа), великое освящение воды в день Богоявления (6/19 января) и его сочельник (5/18 января), погребение Божией Матери (в день Ее Успения 15/28 августа вечером), а также богослужебных особенностей Страстной седмицы и праздника Св. Пасхи объясняется тем, что все они довольно доступно и подробно описаны в соответствующих богослужебных книгах и в особых, во множестве сейчас изданных сборниках. Ко всему вышесказанному следует добавить, что каждому священнику, в особенности же настоятелю храма, необходимо избегать чрезмерного и необоснованного сокращения церковных служб, а при строгом (конечно же в разумных пределах) следовании указаниям Устава нужно остерегаться суетливой поспешности и бездумного формализма, изгоняющих молитвенный дух, ибо, по слову пророческому: «Проклят всякий, творящий дело Господне (каким и является богослужение) с небрежением» (Иер.48,10). Что же касается так называемых «местных» богослужебных практик, существующих в различных епархиях, то все они, будучи внешне несколько отличны друг от друга, не являются, однако, плодами самочинного литургического творчества, а всецело основываются на тех же источниках, которые были использованы при написании данной работы.
Библиографический список использованной литературы.
1.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1994. – 950с.
2.Богослужебные указания на 1949 год для священно-, церковно-служителей. – М.: Издательство МП, 1948. – 163с.
3.Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Репринтное издание в 2-х томах. Т.1 – М., 1993. – 940с.
4.Всенощное бдение и литургия. – СПб., 1997. – 85с.
5. Гаслов И.В. Современное православное богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян. – СПб.: Сатисъ, 1996. – 210с.
6.Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии. – Н.Новгород, 1995. – 215с.
7.Дебольский Г., протоиерей. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Репринтное издание. – М., 1994. – 530с.
8.Иноземцев А.Г. Практическое руководство для диаконского служения. Дипломная работа – Тобольск, 1999. – 106с.
9.Иоанн (Маслов), архимандрит. Конспект по литургике. – Киев, 1999. – 212с.
10.Иона (Карпухин), архимандрит. Учебное пособие по литургике. – Загорск, 1981. – 113с.
11.Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики: Репринтное издание. – М.: Лествица, 1999. – 320с.
12.Настольная книга священнослужителя. Т. 1 – М., 1977. – 776с.
13.Неаполитанский А., протоиерей. Церковный Устав в таблицах с приложением практического руководства к тому, как должны вести себя и что делать священник, диакон и псаломщик: Репринтное издание. – М., 1994. – 130с.
14.Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви: Репринтное издание. – М., 1995. – 870с.
15.Служебник. – М., 1997. – 625с.
16.Типикон. – СПб, 1997. – 592с.
17.Шишков В., диакон. Особенности соборного иерейского служения Всенощного бдения и Божественной Литургии. Дипломная работа. – Тобольск, 2000. – 48с.