Наиболее стойкими борцами с римским влиянием были отцы Африканской
церкви. Христианство в северной Африке распростарнилось очень рано,
был выработан своеобразный церковный строй. Первенствующим был
епископ Карфагенский. Все остальные епископы распределялись строго
по хиротонии. Перемещение с кафедры на кафедру абсолютно не
допускалось (то есть, роль епископа зависила не от города, а от
длительности служения). Такую систему было трудно интерполировать с
римской монархической системой.
В начале V в. произошел ряд столкновений Африканской церкви с
Римской. Наиболее известное дело - дело пресвитера Апиария,
начавшееся в 418 г.
Пресвитер Апиарий в Африке был низложен еп. Урбаном за каноническое
преступление (не хранил целомудрия). По правилу I Вселенского
собора он мог бы апеллировать к поместному собору (собору епископов
данной церкви). Но он обратился за апелляцией к папе римскому
Зосиме (417-419 гг.), и папа решил принять его под свое
покровительство, приняв апелляцию. Тем самым он расширил правило
Сардикийского собора, по которому лишь епископ мог пользоваться
апелляцией к Риму. Папа направил 3-х легатов в Африку (епископа и
двух пресвитеров) с Апиарием. Легаты должны были поступить так, как
поступил бы папа: восстановить Апиария, Урбана отлучить и отправить
на суд в Рим.
По прибытии легатов в Карфаген в 418 г. был созван собор
Африканской церкви. На соборе легаты стали сылаться на сардикийские
правила, называя их никейскими. Но в Африке их проверили и,
конечно, не нашли. Были отправлены послы для сверки в Александрию,
Антиохию,Константинополь.
В это время Зосима умер. Папой стал Бонифаций (418-425 гг.),
который подтвердил полномочия легатов.
Вернувшись в Карфаген, послы привезли кодексы никейских правил, где
никаких добавлений не было. Об этом было сообщено папе через
легатов. Собор восстановил раскаявшегося Апиария, а Урбана оставил
на кафедре.
Апиарий в 419 г. вновь был низложен уже по другим причинам, и вновь
апеллировал в Рим.
В 425 г., когда папой стал Целестин I, он послалв Африку своего
легата вместе с Апиарием. Легату предоставили свидетельства
неканонической жизни Апиария, и он сам отказался защищать
Апиария.
Отцы Африканского собора направили послание в Рим (оно есть в
правилах Карфагенского собора 425 г.). Целестину рекомендовали не
слишком быстро принимать апелляции и возвращать церковное общение
осужденным. Указывалось, что интересы справедливости достаточно
ограждены уже тем, что осужденный может апеллировать к поместному
или Вселенскому собору. Указывалось, что Африканская церковь имеет
полную каноническую власть решать церковные дела в своей области.
Выражалась надежда, что в Африку более не будут присылать легатов
для исполнения римских приговоров. В эаключении указывалось, что
всякий африканский клирик, который в целях своей защиты прибегнет к
заморскому суду (transmarium iudicium) не может быть восстановлен в
своем достоинстве.
В начале 429 г. в Африку вторглись вандалы. Это германские племена,
которые пришли через Италию, Испанию, и создали в Африке свое
примитивное государство. (Вандалы вели кочевой образ жизни, и часто
совершали грабительские набеги на города Африки. Города слабели.
При Юстиниане в V веке воины Велизария вырезали вандалов, но затем
пришли арабы).
Вандалы были арианами, и Африканская церковь как православная
искала помощи у папы, и при Льве Великом вошла в юрисдикцию Рима.
Африканская церковь.
119
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!