На прошлой лекции было произнесено ключевое, как мне кажется, слово для характеристики Владимиро-Суздальской архитектуры. Она была определена как белокаменная. Белокаменная техника кладки и связанная с этой техникой стилистика, определяют главную характерную особенность Владимиро-Суздальского зодчества. Эта особенность отличает архитектуру Владимиро-Суздальской земли от архитектур соседних княжеств, соседних земель. Разумеется, это самый, пожалуй, главный визуальный знак отличия Владимиро-Суздальской архитектуры. Её подоплека, особенности, конечно, имеют и другие основания.
Итак, середина XII века. Возведены по заказу Юрия Долгорукого каменные храмы, из числа которых сохранились церковь Бориса и Глеба в Кидекше и Спасо-Преображенский собор в Переславле Залесском. Мы об этих постройках вели речь, и именно они стоят у начала белокаменного строительства в северо-восточной Руси. Мы, кроме того, отметили очень большую роль галицких мастеров, которые привнесли вот эту белокаменную традицию строительства во Владимиро-Суздальское зодчество.
С середины 50-х гг. на северо-востоке Руси складывается новая политическая ситуация, общественно-политическая ситуация. Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей, покидает Киев, уходит на северо-восток и в дальнейшем связывает свою политическую судьбу с Владимиро-Суздальским княжеством. Стремление упрочить ее роль в общественно-политической системе Руси, вывести в лидеры сказывается на всех сторонах общественной, светской и церковно-религиозной жизни в этот период. Культ Богоматери и местных святых, начало почитания чудотворной иконы Владимирской Богоматери, которую князь Андрей, кстати, унес из Вышгорода и поместил в Успенский собор, который в 60-е гг. был во Владимире построен. Да и грандиозное каменное строительство – всё это было знаком интенсификации духовной жизни, нового этапа в развитии местной культуры. Масштабы возводимых зданий делаются больше, образы их внушительнее, архитектура обретает новое дыхание. Она оказывается в исключительно благоприятных условиях а такие условия создаются только лишь общественным подъемом, большими идеями, которые функционируют в обществе и одухотворяют его.
Каменное строительство. Утвердившееся еще при Юрии Долгоруком линия белокаменного строительства, продолжена при Андрее Боголюбском и закреплена, я уже об этом говорил, как знаковая, отличающая Владимиро-Суздальскую архитектуру от соседних. В строительной деятельности князя Андрея прочитывается вполне определенная программа. Все возведенные по его заказу храмы посвящены Богоматери, в этом нельзя не видеть стремления заручиться покровительством Богоматери, снискать ее милость.
Было уже отмечено на прошлой лекции присутствие во Владимиро-Суздальской земле строителей из земли Галицкой. В середине 50-х годов 12 века при Андрее Боголюбском, когда только еще намечалась программа будущего строительства, совершается новый призыв мастеров. Летописец говорит, что Бог привел ему мастеров от всех земель. Это была часто встречающаяся в средневековой практике акция по призыву на большое строительство мастеров из соседних земель и не только из соседних. Есть сведения о том, что Андрею Боголюбскому прислал мастеров Германский император Фридрих Барбаросса. Это важное обстоятельство, которое (забегая вперед), скажем, еще более упрочило романскую окраску стилистику Владимиро-Суздальских храмов.
С 1158 года во Владимире ведется непрерывное строительство, особенно интенсивное с 1158 по 1165 год. Расширяется территория города, строятся крепостные стены, копаются рвы, крепостные стены делаются на земляных валах, периметр стен достигает 7 км (это больше, чем в Киеве). В системе дерево-земляных укреплений появляются каменные золотые ворота – это крепостная башня, парадный въезд в город с церковью Ризоположения над ним. Постройка относится к 1164 году.
Золотые ворота Владимира ремонтировались в 1469 году, в 40-е годы 17 века, а в конце 18 – начале 19 века этот ремонт принял такой особо интенсивный характер и весьма серьезно повлиял на современный облик этой постройки. Сохранилась основа – две параллельные белокаменные стены, они перекрывались цилиндрическим сводом, на котором стояла четырехстолпная небольшая церковь. С торцов к Золотым воротам примыкали валы. Вход к церкви и наверх на боевую площадку был в одной из стен Золотых ворот. Самое название это заставляет нас утверждать, уверенно утверждать, что Золотые ворота Владимира строились вприглядку на Киев, на одноименное сооружение в Киеве. Здесь, в этом вот акте ориентации на киевские Золотые ворота сказалась и обычное для Седневековой культуры, подражание и вместе с тем в этой ориентации можно отметить и элемент соперничества с Киевом, стремление превзойти мать городов русских.
На самом высоком, очень эффектном месте городской территории был построен Успенский собор. Строительство велось с 1158 по 1160 годы (довольно быстро, с учетом, к тому же, того, что строительство велось не круглогодично, а всего лишь в летнее время). Храм, как я уже сказал, прекрасно поставлен. Он господствует над городом. Он великолепно поставлен в ландшафте, господствует над Пойменной низиной Клязьмы. Это самая крупная постройка города. Ныне храм, его внешний облик свидетельствует о том, что еще в 12 веке он был обстроен галереями. Это произошло в 1185-1189 годах, то есть постройка, сохранившаяся до наших дней, хотя и относится к 12 веку, но представляет, являет собою такую архитектурную двуслойность.
Первоначальный храм. Это была довольно традиционная шестистолпная постройка с тремя апсидами, и мы такие здания хорошо знаем, в первую очередь, по Киевской архитектуре второй половины 11 века. Но для 60-х годов 12 века это уже, скажем так, постройка не вполне характерная. Строились в это время по преимуществу не только во Владимиро-Суздальской земле четырехстолпные сравнительно небольшие храмы. Размер Успенского собора сам по себе свидетельствует о пафосе строительства. Кстати, и посвящение храма Успению Богоматери вполне традиционно, потому что на Руси в 12 веке главные городские соборы строились и посвящались Богоматери – градозащитнице, покровительнице города.
Выше было упомянуто о призыве мастеров из Германии, романских мастеров. По всей вероятности, они пришли во Владимиро-Суздальскую землю из Северной Италии. Свое происхождение они отметили руку свою, свой строительный почерк отметили в целом ряде особенностей, которые можно перечислить, нужно перечислить. Это, во-первых, белокаменная кладка, перспективные порталы, аналоги которым в романской архитектуре легко найти. Такой опознавательный знак северо-итальянской архитектуры как аркатурно-колончатый пояс, тонкие колонки на пилястрах, использование белокаменной резьбы для декора – всё это говорит о том, что призыв мастеров действительно состоялся.
При этом не менее важно отметить, что Успенский собор по своей плановой структуре и объемно-пространственной композиции – это типичная древнерусская крестово-купольная постройка, да и образ ее романские черты только лишь акцентируют, усиливают древнерусский местный образ. Величавый образ собора соответствовал программе князя Андрея по утверждению лидерства Владимиро-Суздальского княжества. Утверждался тем самым и авторитет самого князя. Усиливали впечатление, впечатление грандиозности три притвора – они обнаружены археологически, не сохранились. В храм вели роскошные порталы, окованные листами золоченой меди. Вот эта золоченая медь, она применялась на фасадах и в других местах и, конечно, придавала особое великолепие зданию.
К этому следует добавить, к такого рода декору белокаменные рельефы в закомарах – они еще более усиливали впечатление нарядности. Поражал храм высотностью и легкостью интерьера, светоносностью, нарядностью и красотой фресковой живописи. В алтарной преграде привлекала взор икона Владимирской Богоматери. Именно здесь эта икона явила себя как Чудотворная и стала прозываться по месту чудотворения Владимирской. В храме, в его западной части сохранились фрески 1408 года, исполненные Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Это особая тема.
Самое трагическое событие в истории храма случилось в 1238 году. Храм был последним прибежищем княжеской семьи, епископа. Со всех сторон храм был обложен деревом и подожжен татаро-монголами. Погибла княжеская семья, епископ, горожане, но фатальных разрушений храм избежал. Успенский собор – главная постройка Владимиро-Суздальской земли, одна из лучших по сохранности построек 12 века. Можно уверенно, без преувеличения считать эту постройку шедевром. В ней изысканность мастерства зодчих, которая, явленная в отдельные детали, сопрягается с внушительной монументальностью, торжественностью образа храма. Это одна из тех построек, которые дают нам, благодаря хорошей сохранности, полное представление о высоком пафосе строительства, о грандиозности замысла и великолепии исполнения здания.
В нескольких километрах от Владимира находится село Боголюбово. Здесь в 12 веке князь Андрей основал свою загородную резиденцию, замок. Поразительно и это решительно не вяжется с традиционной практикой домонгольского времени – замок был обнесен каменными стенами, они не сохранились, но обнаружены раскопками. Боголюбовский ансамбль являл собой картину, надо полагать, впечатляющую, исключительную, роскошную. Это резиденция светского владыки Владимиро-Суздальской земли.
Ныне издалека Боголюбово производит также очень сильное привлекательное впечатление, многое обещает, но когда оказываешься внутри, выясняется, что большая часть сохранившихся до нашего времени построек, построек, которые образуют ансамбль современный, а поздние. К древности, к 12 веку лишь храм Рождества Богоматери, да и то не полностью сохранившийся. Он разрушился в начале 18 века, был восстановлен в середине 18 века в формах, соответствующих провинциальной архитектуре 18 века, сохранились, как это видно по кладке, видно невооруженным взором. Сохранилась башня, лестничеая башня и ход на хоры храма. Сам храм сохранился не полностью, верхние части утрачены и лишь северная стена сохранилась на довольно приличную высоту. Разумеется, и это строение было белокаменным, и мы находим опознавательные знаки Владимиро-Суздальской архитектуры времени Андрея Боголюбского, романские детали, начиная с белокаменной кладки, перспективные порталы, тонкие полуколонки, аркатурно-колончатый пояс, золоченая медь, украшения колонок аркатурно-колончатого пояса и колонн перспективного портала.
Великолепен был интерьер, полы из мелких начищенных, отшлифованных плит, керамические полы на хорах – в общем, храм напоминал самую настоящую драгоценность. Недаром князь Андрей любил показывать эту свою постройку, особенно любезную его сердцу иностранцам, иностранным послам. Раскопки, проведенные в Боголюбове, по соседству с башней, переходом на хоры, показали, что ансамбль сохранился, и то частично,улишь в центральной части. Обнаруженные остатки переходов вели с северной стороны ко дворцу, его остатки, даже остатки не сохранились. А с южной стороны такие же переходы, лестничная башня, переходы вели на крепостную стену. Так что перед нами, если бы здание сохранилось, был бы великолепный ансамбль, который сочетает в себе постройки светские, культовые и крепостные.
Неподалеку, примерно в одном километре от Боголюбова, находится при впадении в Клязьму реки Нерли знаменитая церковь Покрова. Церковь Покрова на реке Нерль – так ее обычно именуют. Это первая постройка во имя праздника Покрова, он утвердился на Руси, по мнению некоторых исследователей, именно при князе Андрее Боголюбском. Есть и другая, более ранняя версия происхождения этого праздника. Храм этот знаменит не размерами своими, не роскошью наружного декора, он поражает необыкновенной стройностью, необыкновенной образностью, которая неотделима от местного ландшафта. Ландшафт тоже очень скромный и корреспондирует этому небольшому храму. Но в его пропорциональном строе изумительно точно найденном есть особая стать, есть особое, воплощенное в камне, религиозное и эстетическое чувство, которое переживает состояние поэтическое. Описывать этот небольшой традиционно четырехстолпный храм бессмысленно. Его непременно надо смотреть. Или же говорить о нем языком поэзии, как это, например, делает известный наш поэт.
Проведенные вокруг церкви раскопки показали, что храм первоначально выглядел по-другому. Во-первых, выяснилось, что холм, на котором поставлена церковь, искусственного происхождения. Когда в 1165 году зодчие пришли на место будущей постройки, здесь была низина, пойменный луг, который ежегодно заливался при разливе Клязьмы и Нерли. Храм здесь ставить было невозможно. Зодчие возводят фундамент, выводят цокольную часть на высоту более четырех метров и забутовывают, засыпают землей и только лишь с отметки около четырех метров начинают выведение стен, наземной части здания. В итоге получается, что не только сама архитектура здания рукотворна, но и холм, на котором она стоит, насыпной. К тому же он был облицован белым камнем.
Самое неожиданное ждало археологов при раскопках. Около самого храма выяснилось, что первоначально храм имел галереи, имел галереи с трех сторон: с севера, запада и юга. И это решительно изменяет представление наше о первоначальном облике храма. Не лирически женственный образ, а образ, исполненный царственного великолепия. Вот каким предстает храм Покрова Нерли в реконструкции. И это в гораздо большей степени соответствует пафосу развития архитектуры времени Андрея Боголюбского. Шедевр архитектуры не только Древнерусской, но и мировой архитектуры. Галереи были разобраны в 17 веке. Самое поразительное то, что это никак не сказалось на качестве оставшейся части здания. Попробуйте себе представить Казанский собор, лишенный колоннады, обращенной к Невскому проспекту. Впечатление, производимое оставшейся частью, пугает, будет устрашающе. А здесь – нет, этого не произошло. Галереи сломали, а храм словно обновился и обрел иную, скажем так, образную тональность. А почему? Да потому что в практике Владимиро-Суздальского строительства основная часть здания отделывалась набело, так, как если бы галерей не предполагалось. И, скажем, перспективные порталы, аркатурно-колончатый пояс, которые закрывались, они, тем не менее, были выполнены, набело выполнены, прикрывались галереей. Когда галереи сломали, они стали играть активную роль в созидании нового образа храма