На Арабском Востоке в Средние века наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний.
Начиная с VII в. в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Ослабление военной мощи Византийской империи, сасанидского Ирана привело к тому, что арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, на которых был создан арабский халифат.
В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе. Внутренняя и внешняя торговля также способствовала распространению и передаче знаний. Первый научный центр халифата — Багдад (конец VIII — начало IX вв.), где были сосредоточены ученые, переводчики и переписчики из разных стран, располагалась большая библиотека, постоянно пополняемая, функционировала своеобразная академия «Дом мудрости», на базе которого была создана обсерватория. На западе халифата, в испанской Кóрдове
, сформировался другой научный центр, благодаря которому античные знания стали понемногу возвращаться в Европу[10].Труды ученых разных стран, которые в силу сложившихся обстоятельств оказываются на территории халифата, переводятся на арабский язык. В IX в. была переведена книга «Великая математическая система астрономии» Птолемея под названием «Аль-магисте» (великое), которая потом вернулась в Европу как «Альмагест». Переводы и комментарии «Альмагеста» служили образцом для составления таблиц и правил расчета положения небесных светил. Также были переведены и «Начала» Евклида и сочинения Аристотеля, труды Архимеда, которые способствовали развитию математики, астрономии, физики.
Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабских авторов, которые характеризует систематичность изложения материала, полнота, строгость формулировок и доказательств, теоретичность. Вместе с тем в этих трудах присутствует характерное для восточной традиции обилие примеров и задач чисто практического содержания. В таких областях, как арифметика, алгебра, приближенные вычисления, был достигнут уровень, который значительно превзошел уровень, достигнутый александрийскими учеными.
И если деятельность арабских ученых началась с комментариев к произведениям античных ученых, то в дальнейшем она вышла за эти пределы. Тому способствовали не только знание арабскими учеными идей и многовековых достижений индийской науки, но в основном потребности современной им жизни и значительное обогащение многообразного опыта по сравнению с античностью. После александрийского периода в развитии положительной науки именно у арабов она делает дальнейший шаг в своем развитии. Это относится к различным отраслям знания и прежде всего к математике и астрономии. Важнейшее достижение арабоязычной науки состоит здесь в заимствовании у индийских ученых позиционной системы счисления и в совершенствовании ее.
Были заложены основы тригонометрии, которая была связана с достижениями астрономии. Так, астроном аль-Баттани (858—927), автор комментария к птолемеевскому Альмагесту, с помощью впервые введенных им тригонометрических функций производил более точные по сравнению с Птолемеем астрономические наблюдения. Им составлены таблицы тригонометрических функций, введено понятие
«СИНуС» («8ПШ5»).
Аль-Фараби (870—950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и в известной мере развил логическое наследие Аристотеля. Он собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединив к нему «Риторику», написал комментарии ко всем его книгам и несколько собственных работ по вопросам логики.
Через Мухаммеда ибн Муса ал-Хорезми (780—850 гг.), автора нескольких сочинений по математике, которые в XII в. были переведены на латынь и четыре столетия служили в Европе учебными пособиями, европейцы познакомились с десятичной системой счисления и правилами (алгоритмами — от имени ал-Хорезми) выполнения четырех действий над числами, записанными по этой системе. От алгебраического приема «Ал-джебр» идет название такого раздела математики, как алгебра.
Наиболее замечательное в области физики имя аль-Хайсам аль-Газен (965—1039) из Басры. Труд его по оптике, изданный на латинском языке в конце XVI в. и оказавший влияние на Кеплера, не только трактовал законы отражения и преломления света, но и давал поразительно точное для того времени описание строения глаза.
Немало было и ученых-энциклопедистов, сделавших значительный вклад в различные науки. Среди них — среднеазиатский ученый аль-Бируни (973—1048), в произведениях которого трактовались вопросы математики, астрономии, физики, географии, общей геологии, минералогии, ботаники, этнографии, истории и др. Так, Бируни установил метод определения географических долгот, близкий к современному, а также определил длину окружности Земли. Впервые на средневековом Востоке великий ученый сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. Он конструировал экспериментальные приборы, призывал прибегать к опыту и проверять результаты исследований опытным путем.
Широко известна деятельность арабских ученых в области алхимии, которая хотя и преследовала недостижимые цели (превращение неблагородных металлов в благородные), но в процессе этих многовековых поисков открыла новые элементы (ртуть, сера). Хотя деятельность алхимиков (затем получившая широкое распространение и в Европе) не могла стать экспериментальным естествознанием, но в какой-то степени она способствовала его будущему возникновению. Труды арабских алхимиков содержали, наряду с фантастическими гипотезами, рациональные выводы и рецепты.
К наиболее ярким представителям ближневосточного средневековья можно отнести Омара Хайяма (1048—1131), великого иранского ученого и философа, великолепного поэта, автора всемирно известных четверостиший (рубай). В качестве ученого Хайям больше всего сделал в математике. В алгебре он систематически изложил решение уравнений до третьей степени включительно, им расширено понятие числа (введены положительные иррациональные числа). Значительны достижения Хайяма в области астрономии: взамен лунного календаря, он предложил солнечный календарь, и усовершенствовал его.
Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980—1037) — философ, математик, астроном, врач, чей «Канон врачебной науки» снискал мировую славу и представляет определенный познавательный интерес сегодня. На основе идей Аристотеля он создал своеобразную классификацию наук.
Ибн-Рушд (1126—1198)— философ, естествоиспытатель, добившийся больших успехов в области алхимии, автор медицинских трудов, комментатор Аристотеля.
Важнейшие достижения были получены арабами в области оптики. Так, арабский ученый Ибн-ал-Хайтан (965—1020), известный на Западе как Альхазен, выдающийся астроном, физик и математик, создал фундаментальный труд по оптике, отличающийся новизной, оригинальностью, стройностью построения.
Одной из вершин средневековой астрономии являются исследования среднеазиатского ученого и государственного деятеля Улугбека (1394—1449). Его астрономическая обсерватория была оборудована уникальными приборами. В своем главном труде «Новые астрономические таблицы» Улугбек изложил теоретические основы астрономии, указал положение 1018 звезд, привел таблицы движения планет, отличавшиеся высокой точностью.
В XV в. после убийства Улугбека и разгрома Самаркандской обсерватории начинается период заката математических, физических и астрономических знаний на Востоке и центр разработки проблем естествознания, математики переносится в Западную Европу.
15. Средневековая наука и основные научные центры и университеты.
Средневековая западная культура – специфический феномен. Квинтэссенцией интеллектуальных достижений этого периода считается теологическая картина мира. Религия, став господствующей в Средние века, подчинила себе науку и философию.
В истории средневековья этот период (II – XIV вв. н.э.) называют «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Римской Империи, нашествие варваров. Римская Империя в 325 г. была разделена на две части: западную со столицей Рим и восточную – Византию со столицей Константинополь. Рим прекратил свое существование в 476 г., а Византия существовала почти тысячу лет.
С приходом христианства в Европу открылись новые мировоззренческие горизонты, что создало условия для радикальной трансформации культурных установок античности. В контексте христианства произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Через Блаженного Августина шло христианское осмысление Платона, а через Фому Аквинского – наследие Аристотеля, которое сложилось в особую концептуальную программу, названную схоластикой.
Философия, как и наука, в это время выступают в качестве «служанок» богословия. Церковь вмешивалась во все сферы человеческой деятельности. Все положения, расходящиеся с догматами христианства, осуждаются. Наука в это время лишена свободы поиска и скована предрассудками и заблуждениями.
Активизация средневековой науки начинается с XIII в. – время образования европейских университетов, которые были замечательны тем, что в них были выработаны базовые ориентиры образования, которые сохранились до сего времени. Такие понятия, как университетские должности (ректор, декан, куратор), ученые звания, лекции, диспуты, экзамены, диссертации, пришли из средневековых университетов. Средневековая наука (Р.Гроссет, Р.Бэкон, Ж.Буридан, У.Оккам и др.), построив университетскую систему, разработав логические и некоторые гуманитарные дисциплины, создала непосредственные предпосылки для появления новоевропейской науки.
На завершающем этапе раннего средневековья назрела объективная необходимость в институтах, дающих высшее образование. Поэтому начинают складываться внецерковные союзы ученых. Именно так возникли медицинская школа в Салерно, юридические школы в Болонье и Падуе.
Начиная с XII века, появились первые университеты. Они создавались как высшие образовательные учреждения. Название пошло от латинского слова «универсум», т.е. сообщество. Чтобы стать университетом, учреждению нужно было получить папскую буллу (указ) о своем создании.
Слово «лекция» означает чтение. Средневековый профессор действительно читал книгу, иногда прерывая лекцию пояснениями. Тысячи людей стекались в города, куда приезжал известный ученый, профессор. Собственно говоря, так и образовались университеты. Однако обучение начиналось с особого, подготовительного, факультета, где преподавались знаменитые «семь свободных искусств», состоявшие из двух ступеней: тривиума (грамматика, риторика, диалектика-логика) и квадривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка). А поскольку по латыни искусства — «артес», то факультет назывался артистическим. Преподавание шло на латыни. В небольшом городке Болонье, где на рубеже XI–XII вв. появился знаток римского права Ирнерий, возникла школа юридических знаний, превратившаяся в Болонский университет. Точно так же другой итальянский город, Салерно, прославился как главный университетский центр медицинской науки. Парижский университет, основанный в XII в., был признан основным центром богословия.
В средние века существовали области знаний, которые подготавливали возможность рождения науки. К ним относят алхимию, астрологию, натуральную магию. На Востоке в это время наметился прогресс в области математических, физических, астрономических, медицинских знаний. В Западной Европе в средневековье относительное развитие получила логика, которая преподавалась наряду с риторикой в монастырских школах и университетах.