Раскрытие сущности человека позволяет понять, что человек, выделившись из животного мира, становится универсальным существом по своим потребностям, по видам деятельности, по многообразию своего отношения к окружающей действительности и к самому себе. Однако выделение сущности человека на основе анализа его эмпирического бытия предполагает необходимость раскрытия и сущности мира, в котором он осуществляет свою жизнедеятельность. Поэтому отношение "человек – мир" приобретает существенно важное значение как основная мировоззренческая проблема.
Понятие "мир" как мировоззренческая категория сформировалось еще в дофилософский период развития общественного сознания. Генетически возникновение и формирование этой категории связано с практическим выделением человека из природы. Опосредование жизнедеятельности людей процессом, материального производства и системой общественных отношений обусловило становление общества как определенной целостности, в которой жизнедеятельность индивидов стала возможной только в форме их коллективной деятельности, направленной на освоение сил природы для удовлетворения своих потребностей. Сложилась специфическая система взаимосвязей между самими индивидами в рамках первобытной общины, проявившаяся как жизнедеятельность отдельных индивидов, удовлетворение их жизненных потребностей стало возможным только посредством удовлетворения потребностей общины как целостности. И, как отмечалось раньше, такими общими потребностями стали потребности в производстве орудий труда и в производстве общественных отношений. Эта внутренняя система взаимозависимости индивидов и потребностей общины обусловила характер и направленность их деятельности, необходимость в коллективной деятельности.
Кроме того, изменился и характер отношений общины к природному миру: становление человека стало возможным только с переходом от приспособления и собирательства к деятельности, направленной на изменение и преобразование предметов природы в орудия труда, а с их помощью – на преобразование предметов природы в средства удовлетворения потребностей. Тем самым природа непосредственно включалась в сферу активной деятельности человека. Складывалось определенное единство не только индивидов внутри общины, но и единство человека и природной среды, включенной в сферу его практической деятельности. На этой основе начало создаваться и целостное представление о круге предметов, явлений, ценностей, о системе отношений, образующих жизненную сферу человека. Такое представление о жизнедеятельности человека как во взаимоотношениях между людьми, так и во взаимоотношениях человека и природы воплотилось в категории "мир".
По мере становления и развития человека происходило развитие и изменение представлений о мире. В этой связи наполнялось конкретным содержанием и отношение "человек – мир". В философском осмыслении действительности, в историческом развитии философской мысли категория "мир" наполнялась содержанием в соответствии с развитием самого человека, его познавательных способностей и средств преобразования окружающей действительности.
Раскрытие сущности человека и мира, а также их взаимосвязи осуществляется при помощи определенного понятийно-катего-риального аппарата, который в историческом развитии философской мысли постоянно развивался, совершенствовался. Особое значение в этом плане приобретают категории "сущность", "существование", "действительность", "бытие".
Под СУЩНОСТЬЮ следует понимать глубинную систему связей и отношений, возникновение которой обусловливает возникновение, существование, функционирование, развитие явлений, процессов, систем и с разрушением которых прекращается существование последних. Так, как отмечалось, сущность человека заключается в возникновении опосредования удовлетворения жизненных потребностей системой социальных потребностей и соответствующих им видов деятельности. Это опосредование составляет ту основу, на которой базируется само существование человека и вне которой он перестает быть таковым. Категория "СУЩЕСТВОВАНИЕ" служит для обозначения, прежде всего, наличествования. Когда мы говорим: оно существует, то ударение делаем на том, что "оно" есть в наличии. Однако фиксация факта существования ещё не раскрывает специфики существующего. Последняя раскрывается в категории "действительность", обозначающей, с одной стороны, некую реальность, существующий мир. Но это не простая наличность многообразия предметов, явлений, процессов. Поэтому действительность, с другой стороны, есть такая наличность, в которой многообразие проникнуто внутренними взаимосвязями, образующими целостную систему с ее основой, с закономерностями функционирования, развития. Следовательно, пестрое многообразие приобретает значение действительности только в единстве с сущностью. Это значит, что действительность – не простой синоним существующего положения вещей, а единство сущности и существования. Для осмысления действительности необходимо проникнуть в сущность, составляющую ее основание. В таком плане действительность рассматривается как способ бытия сущности, обусловленный как самой сущностью, ее внутренней структурой и логикой развития, так и внешними условиями и обстоятельствами, в которых она находит свое проявление. Пока не раскрыта сущность, действительность предстает как простое многообразие, совокупность различных явлений.
Поскольку сущность проявляется в ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ и под влиянием внешних условий, то эти условия могут оказывать воздействие на характер и способ проявления сущности. В результате этого действительность может выразить сущность не адекватно, а в извращенном, искаженном виде. Под воздействием этих условий возможно также, что наличная действительность может потерять свою прежнюю сущность и наполниться иной. Поэтому, чтобы раскрыть связь действительности с сущностью, необходимо от эмпирического созерцания действительности перейти к раскрытию глубинных связей и отношений, составляющих ее основание. По самой фиксации действительности еще нельзя выявить сущность. Если бы сущность была на поверхности, то не нужна была бы никакая наука (К. Маркс). Естественно, что человеку для ориентации в окружающем мире, в определении своего отношения к нему и к самому себе необходимо подняться до познания сущности мира и своей сущности. Раскрытие же сущности мира и сущности человека, к которым он идет от эмпирически данной действительности, становится предпосылкой содержательного понимания самой действительности во всем ее богатстве, многообразии, качественной определенности и противоречивости.
При раскрытии взаимосвязи, с одной стороны, сущности мира и сущности человека, а, с другой – действительности необходимо иметь в виду, что в действительности находит свое проявление как сущность в ее целостности, так и в многообразии ее внутренней структуры. В наиболее общем виде сущность человека в ее действительности предстает как совокупность всех общественных отношений. Иными словами, сущность не существует сама по себе как особый феномен, она находит свое выражение и проявляется только в системе общественных отношений. При таком подходе акцент делается на том, что жизнедеятельность человека осуществляется в качественно новой системе связей и отношений. Эта система связей и отношений представляет собой структурно содержательный аспект человеческой действительности. В этой связи возникает необходимость раскрытия самой структуры общественных отношений, внутреннего механизма взаимосвязей между структурными элементами. Однако это не позволяет осмыслить человеческую действительность как адекватное проявление сущности во всем многообразии ее внутренней структуры. Различные аспекты проявления сущности в действительности обусловливают многообразие человеческой действительности. Причем многообразие человеческой действительности может рассматриваться и с точки зрения внутренней структуры сущности человека, и с точки зрения многообразия взаимосвязей человека с условиями его существования.
Каждый из рассмотренных ранее уровней (порядков) сущности человека имеет свою специфическую форму проявления. Так, сущность первого порядка, характеризующая человека прежде всего как живое существо и указывающая на то самое общее основание, на котором осуществляется его жизнедеятельность (непрерывный процесс удовлетворения, воспроизводства и рождения новых потребностей на основе активного, деятельного отношения к действительности), в своей действительности проявляется как непосредственный процесс жизни во всем его богатстве и многообразии, во всем богатстве потребностей и способов их удовлетворения.
Сущность второго порядка, раскрывающая зависимость жизнедеятельности человека от процесса производства, в котором производство орудий труда приобретает значение особой, социальной потребности, в своей действительности выступает в качестве производительных сил в их функционировании, как непосредственный процесс материального производства, в котором и посредством которого человек создает средства для обеспечения своей жизнедеятельности.
Сущность третьего порядка, выражающая зависимость жизнедеятельности человека от производства и воспроизводства общественных отношений, в своей действительности выступает как внутренняя структурированная система общественных отношений, включающая в себя производственные отношения, отношения исторических общностей людей (род, племя, народность, нация) брачно-семейные, бытовые, межличностные отношения общества и личности.
Сущность четвертого порядка, раскрывающая зависимость жизнедеятельности человека от степени осознания им своего отношения к миру и к себе, от выработки, реализации и воспроизводства целей, в своей действительности выступает как система общественного сознания во всем богатстве его структуры, и содержания.
Сущность пятого порядка, показывающая зависимость жизнедеятельности человека от уровня человеческой свободы, в своей действительности выступает как реальный процесс творческого, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека для обеспечения своего существования, процесс, в котором человек выступает как субъект социальной деятельности.
Подобно тому, как различные уровни (порядки) сущности человека в своем единстве и взаимосвязи составляют сущность человека как целостность, как основание, обусловливающее его качественное отличие от животного мира, так и различные стороны действительности человеческой сущности в их взаимосвязи и взаимообусловленности составляют человеческую действительность как целостность, которая представляет собой систему (ансамбль) всех общественных отношений.
В этом же плане проявляется взаимосвязь сущности мира и действительности. Человек, представляющий собой открытую систему, может существовать и функционировать только во взаимосвязи с окружающим миром, осуществляя с ним вещественный обмен. Поэтому действительность следует рассматривать как природный, очеловеченный и социальный мир, взятые в их единстве. Такое единство обусловлено практически-деятельным отношением человека к этому миру. Следовательно, действительность приобретает свою определенность и с точки зрения ее значимости для человека, как сфера и условие обеспечения его жизнедеятельности.
Большое значение в раскрытии взаимосвязи человека и мира, выявлении их сущности и конкретных форм проявления этой сущности в действительности имеет категория "бытие".
Если в категории "существование" внимание акцентировалось, прежде всего, на фиксации наличия "чего-то", то в категории "БЫТИЕ" подчеркивается не просто наличие, а наличие чего-то в его качественной определенности: есть то-то, есть данное. Поэтому существовать и быть не одно и то же. Даже в обыденных отношениях различается существование и бытие при оценке жизнедеятельности какого-либо человека. Если человек не проявляет себя как активный субъект социальной деятельности, не проявляет своих человеческих качеств, ограничивается жизнью в качестве живого существа, о нем говорят: "Он не живет, а существует". Следовательно, быть человеком – это значит проявлять себя во всех сферах жизнедеятельности, жить полноценной человеческой жизнью, в которой проявляется человеческая сущность.
Бытие человека означает раскрытие способа его существования, того способа, благодаря которому он выступает в качестве такового. Поэтому бытие человека можно понять, только раскрыв механизм его жизнедеятельности – механизм, включающий выявление человеческого начала, основания становления его как качественно новой системы, характеризующейся специфической структурой, внутренней диалектикой развития, спецификой взаимосвязи с окружающим миром. Человеческое бытие выступает как единство природного и социального, в котором под воздействием практически-деятельной, предметно-преобразующей деятельности объективная реальность превращается в предметную сферу человеческой деятельности, а также в выраженные в формах сознания человеком своего отношения к миру и к себе способы практически-духовного освоения действительности.
БЫТИЕ – философская категория, которая выражает, прежде всего, существование, наличие в этом мире. Человек живет в реальном мире, полном различных предметов. Они возникают и исчезают. Философы издавна пытались уяснить, есть ли за множеством ликов природы, общества некая основа, тот каркас, который позволяет всем предметам существовать, взаимодействовать, соединяться и исчезать. В бытии человека, таким образом, выступают: а) существующий мир, но не просто взятый сам по себе, как фиксация факта его наличия, а в его данности как основы возникновения, существования человека; б) сам человек, социально-деятельностная сущность которого проявляется во всем многообразии форм его жизнедеятельности. Поэтому бытие следует рассматривать как систему обусловленности человека в его человеческом качестве, это реальный процесс жизнедеятельности человека, в котором осуществляется превращение, преобразование объективной реальности посредством человеческой практики в условия и средства саморазвития человека, его самоутверждения как субъекта социальной деятельности. Бытие не только обусловливает качественную определенность человека, но и детерминирует его отношение к действительности и к себе, способы осознания этого отношения, характер и направленность его деятельности. Следовательно, бытие есть общее основание практически деятельного и познавательного освоения мира.
Осознание человеком своей сущности, сущности мира своего бытия, стремление разобраться в специфике действительности обусловливает потребность в выявлении всеобщего предельного основания бытия, которое позволяет затем, исходя из этого основания, увидеть мир в его Целостности и человека в нем, осмыслить свое отношение к миру и к себе.
Различные подходы к раскрытию сущности мира и сущности человека нашли свое выражение в признании различных предельных оснований мира и человека. Такими основаниями предстают дух и природа, сознание и материя, мышление и бытие. Речь идет о признании двух основных начал: в различных формах идеализма этим началом признается идеальное, сознание, в материализме – материальное, материя. «Материя» – обозначение некоторой особой точки поля. Материя является главной философской категорией в материализме и определяется как объективная реальность, данная человеку в ощущениях и существующая независимо от них.
МАТЕРИЯ (лат. materia) – вещество, бесконечное множество всех существующих в мире предметов, философская категория, которая обозначает вещественность, а не идеальность мира. Аристотель определял материю как чистую возможность, вместилище форм. На низшей ступени философского развития под материей или веществом подразумевалось нечто, обладающее протяженностью, массой, тяжестью, инерцией и т. д. Мало-помалу материя теряет эти признаки. Декарт главным атрибутом материй считал протяженность. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак, вытекающий из главного – силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материй, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может совершаться без двигающегося. Это двигающееся и называется материей, а основную механическую величину, определяющую величину ускорения, сообщаемого телу данною силою, механическое мировоззрение называет массою тела или количеством материи. Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества.
Форма организации материи, к которой принадлежит человек, весьма специфична, это – материя, обладающая сознанием как духовным регулятивом жизнедеятельности. Данное обстоятельство послужило источником идеалистических представлений о субстанциальной основе человека и окружающего его мира.
Поиски такой основы неотделимы от решения основного вопроса философии, по поводу которого постоянно полемизировали сторонники материалистического и идеалистического миропонимания.
Философские представления о субстанции как первооснове и сущности всех вещей, причине самой себя исторически развивались от отождествления этой субстанции с определенными конкретными формами вещества (земля, вода, воздух, огонь и т.д.), до возникшего в древнегреческой философии представления об определенных физических элементах, обладающих особыми качествами (атомах), комбинации которых определяют свойства всего сущего.
В процессе самодвижения материи возникают различные по сложности формы ее существования, выражающие присущую ей системную организацию. В современной философской литературе их обычно характеризуют следующим образом:
– системы неживой природы (элементарные частицы, в том числе античастицы, поля, атомы, молекулы, микроскопические тела, космические системы различных порядков – Земля и другие планеты. Солнце и другие звезды. Галактика, системы галактик);
– биологические системы (вся биосфера от микроорганизмов до человека: внутриорганизменные биосистемы, надорганизменные системы, вся биосфера);
– социально-организованные системы (человек, семья, различные коллективы, объединения и организации, партии, классы, нации, государства, системы государств, общество, человечество в целом).
Среди форм движения обычно выделяют две группы: те, которые проявляются во всех известных пространственных масштабах и структурных уровнях материи (механическое движение атомов, молекул, микроскопических и космических тел; распространение электромагнитных и гравитационных волн; движение элементарных частиц), – и формы движения, проявляющиеся лишь на определенных структурных уровнях в неорганической природе, в живой природе и обществе. В первом случае это: пространственное перемещение; движение элементарных, частиц и полей (электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.); движение и превращение атомов и молекул, включающие в себя химическую форму движения; изменение космических систем различных размеров (планет, звезд, галактик и их скоплений). Формы движения в живой природе – процессы, происходящие в организмах и в надорганизменных системах: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в биоценозах и других экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами земли и обществом. Общественная форма движения материи включает в себя все многообразные проявления сознательной деятельности людей, вовлекающей в свою орбиту все досоциальные формы движения.
Человек, тем самым, осуществляет уникальную акцию невозможную для всех иных живых существ: он, по словам Ф. Бэкона, овладевает движением. Человек способен извлекать из окружающей природы все более мощные энергетические ресурсы, используя их в качестве средств для реализации своих целей.
Материя в целом и исторически, и логически первична по отношению к сознанию, независима от его субъекта – человека. Однако в некоторых своих разновидностях, являющихся именно условиями и предпосылками возникновения, функционирования, развития жизни и ее высшего проявления – человека (земная природа и пока только околоземное, а в перспективе более обширное космическое пространство), «дочеловеческие» материальные системы становятся все более зависимыми от человека, его деятельности и сознания, «вторичными» относительно человека.
Доведение понимания объективных форм развития материи до саморазвития, а последнего до форм саморазвития человека – главная отличительная особенность диалектико-материалисти-ческого философского монизма.
Суть диалектико-материалистического монизма – в постоянном соотнесении дочеловеческого и человеческого уровней организации материи, в нахождении адекватных масштабов и критериев такого соотнесения, в раскрытии как принципиальной общности названных уровней бытия, так и качественного своеобразия высшего среди них сравнительно с предыдущими.
Все процедуры данности нам мира и переживаний, чувства и мыслей проходят через то, что называют сознанием. Сознание есть то неуничтожимое, вечное, вездесущее, что сопутствует человеческому освоению мира, оно входит обязательной «добавкой» во все, что мы воспринимаем как данность. Чтобы войти в состояние сознания, недостаточно просто мыслить, просто переживать, чувствовать, воспринимать: необходимы, какие-то дополнительные акты, с помощью которых я не просто мыслью, а «я мыслю, что я мыслю», я не просто переживаю, а «я переживаю, что я переживаю», я не просто что-то знаю, а «я знаю, что я знаю», и т.д.
СОЗНАНИЕ – это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознание мгновенно связывает, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознание как чудо из чудес мироздания, как великий благостный дар человеку.
В истории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первый заключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем. Второй – имеет цель объяснить, как возможно самосознание, т.е. объяснить сам феномен. В философии античности и Нового времени указанные уровни не различались, в XX в. философы выделили вопрос о возможности сознания в самостоятельный.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему для выражения всего богатства предметов понадобилось предельно общее понятие «бытие»?
2. Почему древние греки искали первовещество, которое, как они считали, составляло основу бытия?
3. Средневековые философы отождествляли бытие с Богом, поскольку Бог является Творцом всего. В чем Вы усматриваете здесь изменение в понимании бытия, если сравнить его с древнегреческим?
4. Существует представление, что мировое бытие может быть понято только через бытие человека. Изложите свои соображения на этот счет.
5. «У меня есть разумное основание верить в существование материи. У меня нет непосредственной интуиции ее; и не могу я непосредственно, на основании своих ощущений, идей, понятий, действий и страстей, заключать о существовании немыслящей, невоспринимающей, недеятельной субстанции – ни с помощью правильной дедукции, ни с помощью обязательного заключения» (Джордж Беркли).
Почему Беркли не верит в существование материи и почему в такое убеждение «поверить трудновато»?
6. Каковы разные трактовки материи?
7. Что означает реалистический атомизм?
8. Проведите сравнительный анализ античного, средневекового и новоевропейского понимания сознания. Сознание какой эпохи Вам ближе и понятнее?
9. Что такое общественное сознание?
10. Какие тенденции в понимании сознания появились в конце XX столетия? Как Вы их оцениваете?
_____________________________________________________
Глава 4