Южное общество образовалось в марте 1821 г. на базе Тульчинской упра- вы Союза благоденствия. Последняя не признавала решении Московского съез- да и считала необходимым "общество продолжить".
Общество возглавлялось директорией, в состав которой вошли П.И. Пес- тель, А.П. Юшневский, Н.М. Муравьев. Последний являлся членом Северного общества, и его избрание в директорию должно было демонстрировать единст- во обеих организаций. В 1823 г. Южное общество разделилось на Тульчин- скую, Каменскую и Васильковскую управы. Тогда же в качестве программного документа был принят конституционный проект Пестеля - "Русская правда". Составленный в весьма радикальном духе, он предусматривал установление в России республики в форме унитарного государства, ликвидацию крепостного права с наделением крестьян землей (при этом половина земельных угодий в каждой волости должна была находиться в частной, а половина - в обществен- ной собственности) и т.п. Антифеодальная направленность "Русской правды" бесспорна Вместе с тем в этом документе была отчетливо выражена идея все- могущества государства, жестко контролирующего индивида, жертвующего интересами отдельного гражданина во имя общего блага. Ряд положений "Рус- ской правды" носил явный отпечаток идей уравнительного социализма
В 1822 г. в Петербурге оформилось Северное общество. Его основателя- ми были Н.М. Муравьев, Н.И. Тургенев, М.С. Лунин, С.П. Трубецкой и др. Программу для Северного общества разрабатывал H.М. Муравьев. Его "Кон- ституция", базировавшаяся, в отличие от "Русской правды", на принципе при- оритетного обеспечения прав личности, предусматривала федеративное устройство России, установление конституционной монархии, ликвидацию крепостного права (при сохранении за помещиками земли в гораздо большей доле, чем предполагал Пестель). Муравьев и большинство северян высказыва- лись за созыв Учредительного собрания после свержения старой власти, в то время как Пестель был сторонником установления в стране диктатуры времен- ного правительства, призванного провести в жизнь положения "Русской прав- ды". "Конституция" Муравьева не была принята Северным обществом в качестве программы. С 1823 г. в Обществе после вступления в него К.Ф. Ры- леева усиливаются позиции республикански настроенного крыла.
Следует отметить, что совершенно самостоятельно, независимо от упо- мянутых обществ на Украине возникла еще одна тайная революционная орга- низация - Общество соединенных славян. Сначала эта организация называлась Обществом первого согласия (создано в 1818 г.), а затем - в течение некоторого времени - Обществом друзей природы. Его основателями были два брата юнке- ра А.И. и П.И. Борисовы. Главной целью общества, имевшего антисамодержав- ную и антикрепостническую направленность, являлось создание федерации славянских народов. Большинство членов организации принадлежали к млад- шему офицерству, выходцам из среды малоимущего дворянства В 1825 г. "сла- вяне" слились с Южным обществом. Тактические принципы Северного и Южного обществ были едины. Своих целей они стремились добиться с помо- щью военной революции, т.е. вооруженного восстания, совершаемого армией. Опираться на массы дворянские революционеры не только не решались, но и не
могли, поскольку в России первой четверти XIX в. идеи борьбы с самодержави- ем были чужды народу.
Вооруженное выступление дворянских революционеров ускорила неожи- данная смерть Александра I. К этому времени власти уже знали о деятельности тайных обществ. Александр I, правда, не принимал по отношению к их участ- никам каких-либо карательных мер. Однако 13 декабря на юге был арестован П.И. Пестель. Между тем смерть царя породила династический кризис. Закон- ный наследник Константин отрекся от престола, который, таким образом, дол- жен был перейти к другому брату покойного императора - Николаю. Однако об отречении Константина знал лишь очень узкий круг лиц. Неразбериха в верхах, смущение в войсках, присягнувших сначала Константину, а затем вынужден- ных вторично присягать уже Николаю, создали благоприятные условия для реализации планов дворянских революционеров. Они намеревались вывести войска под командованием членов тайного общества 14 декабря 1825 г., в день "переприсяги", на Сенатскую площадь к зданию Сената и заставить сенаторов издать манифест к русскому народу. В этом документе объявлялось о низложе- нии прежней власти, о создании временного правительства, о ликвидации кре- постного права, а также провозглашались свобода печати, вероисповеданий, равенство граждан перед законом, уничтожение рекрутчины и т.п. Временное правительство должно было немедленно созвать Учредительное собрание для решения вопроса о социальном и политическом строе России.
14 декабря 1825 г. члены Северного общества смогли вывести на Сенат- скую площадь около 3 тыс. человек. План выступления, однако, сразу начал рушиться, поскольку сенаторы успели присягнуть Николаю и разъехаться еще до сбора восставших войск. Неявка на площадь "диктатора" С.П. Трубецкого во многом парализовала активность дворянских революционеров. Восставшие придерживались пассивной, оборонительной тактики. После долгих попыток Николая убедить вышедших из повиновения солдат подчиниться монарху (в ходе этих уговоров декабрист П.Г. Каховский смертельно ранил популярного в войсках петербургского генерал-губернатора М.И. Милорадовича) царь пустил в ход картечь. Отсутствие народной поддержки, "революционный дилетантизм" восставших обрекли их на поражение.
29 декабря 1825 г. на Украине произошло выступление Черниговского полка, организованное членами Южного общества С.И. Муравьевым- Апостолом и М.П. Бестужевым-Рюминым. Черниговцы захватили Васильков и попытались соединиться с другими воинскими частями, на сочувствие которых они могли рассчитывать. 3 января 1826 г. они, однако, были атакованы кара- тельным отрядом и разгромлены.
После подавления восстания начались репрессии. Пятеро декабристов - К.Ф. Рылеев, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский были повешены, 121 человек сослан на каторгу и поселение в
Сибирь. Солдат, участвовавших в восстании, судили отдельно. Часть из них была прогнана сквозь строй в 1000 человек 12 раз (для смертельного исхода достаточно 3 тыс. ударов), некоторых приговорили к меньшему числу ударов и к каторжным работам. Основную массу нижних чинов, участвовавших в вос- стании, перевели на Кавказ в составе сводно-гвардейского и других полков. Первое в истории России революционное выступление потерпело поражение.
Общественное движение в России во второй четверти
XIX в.
Поражение декабристов явилось тяжелым ударом для общественного движения в России. Однако и в годы николаевского царствования революцион- ный процесс не был остановлен. Русская общественная мысль настойчиво ис- кала выход из создавшегося положения. В 1830-1840-е гг. эти идейные поиски происходили на фоне заметной активизации массового движения в стране.
Причиной целого ряда волнений стали жесткие, а иногда и бессмысленно жестокие карантинные меры, предпринятые правительством для предотвраще- ния распространения эпидемий чумы и холеры в конце 1820 - начале 1830-х гг. В июне 1830 г. вспыхнуло восстание матросов и солдат в Севастополе. Вос- ставшие несколько дней удерживали город в своих руках, убили наиболее не- навистных начальников, в том числе и военного губернатора Столыпина. Стянув к городу надежные войска, правительство подавило восстание и рас- правилось с его участниками: 7 человек было расстреляно, свыше 1,5 тыс. при- влечены к суду, а затем наказаны шпицрутенами, сосланы в Сибирь, на каторжные работы и поселения. В ноябре 1830 г. "холерный бунт" вспыхнул в Тамбове, в июне 1831 г. ситуация повторилась уже в С.-Петербурге, где огром- ная толпа народа разгромила центральную холерную больницу на Сенной пло- щади. В июле 1831 г. в Старой Руссе началось восстание военных поселян Новгородской губернии, охватившее в дальнейшем 13 из 14 местных поселен- ных округов. Поводом к нему также стала эпидемия, но причины недовольства коренились гораздо глубже - в той обстановке жестокой эксплуатации и зло-
употреблений, которые царили в военных поселениях. Восстание было жестоко подавлено. 4 тыс. человек предали суду, несколько сотен - забили насмерть во
время экзекуций. Осознавая опасность дальнейшего существования военных поселений (особенно вблизи столицы), правительство в 1830-е гг. преобразова-
ло военные поселения в округа пахотных солдат (последние отбывали рекрут- скую повинность на общих основаниях).
К 1834-1835 гг. относятся волнения в государственной деревне Пермской и Оренбургской губерний, летом 1839 г. широкое крестьянское движение про- катилось по 12 губерниям. Поводом к нему послужили многочисленные пожа- ры, возникавшие во время сильной засухи (среди крестьян циркулировали слухи, что виновниками этих пожаров были помещики). Новая вспышка кре- стьянских выступлений произошла в 1840-1843 гг. в государственной деревне,
где крестьяне протестовали против реформ; проводимых П.Д. Киселевым. Не- спокойно было и на национальных окраинах.
После победы над Францией в войнах 1812-1814 гг. на основании заклю- чительного акта Венского конгресса (1815) значительная часть Польши вместе со столицей Варшавой получила название Царства Польского и вошла в состав Российской империи.
Польше "было даровано" конституционное устройство, значительная ав- тономия и право создания национальных государственных учреждений. Однако уже в 1830-1831 гг. в Польше произошло восстание, тесно связанное с револю- ционными событиями в Западной Европе (июльскими 1830 г. событиями во Франции, революционными выступлениями на территории Бельгии и в Ита- лии).
Целью поляков было восстановление независимости страны. Выступле- ние началось в конце ноября 1830 г. нападением членов тайных революцион- ных обществ на резиденцию наместника в Польше - великого князя Константина Павловича. Первоначально волнения охватили воинские части польской армии и городское население Варшавы. Русские войска были вынуж- дены отступить, а великий князь покинул польскую столицу. Созданное вос- ставшими Временное правительство объявило о "детронизации" (низложении) Николая I.
Однако силы поляков были значительно слабее русской армии. Прави- тельству восставших не удалось превратить выступление в общенациональную войну, поскольку польские крестьяне, украинское и белорусское население, хо- рошо помнившее тяготы национального гнета, не видели перспектив в под- держке шляхетского сейма и польской аристократии.
В сражениях, продолжавшихся с января по сентябрь 1831 г., польская ар- мия потерпела ряд поражений, от которых уже не смогла оправиться. Польское восстание было подавлено, а Конституция 1815 г. отменена.
В 1832-1835 гг. на Правобережной Украине характер настоящей парти- занской войны приобрело движение под руководством Устима Кармалюка, в
1841 г. произошло Гурийское восстание в Грузии. В первой половине 1840-х гг. волновалось крестьянство Прибалтийских губерний (Эстонии, Латвии). Соци-
альная напряженность, нарастающая в стране, не могла остаться незамеченной царским правительством. Оно пыталось найти выход из кризиса путем консер-
вации существующей политической системы, основой которой по-прежнему
являлось самодержавие.
В области идеологии эта тенденция проявилась в теории "официальной народности", суть которой отражала формулу "самодержавие, православие, на-
родность" (автором ее был министр просвещения С.С. Уваров). В соответствии с этой теорией стержнем всей русской общественной жизни признавалось са- модержавие, служение которому становилось высшей гражданской доблестью. Духовной опорой самодержавия было православие. Единение народа и монарха ("народность") объявлялось третьим "коренным чувством" в России. Пресса, близкая к правительству (В.Ф. Булгарин, Н.И. Греч, О.И. Сенковский), посто- янно пропагандировала теорию официальной народности, ее теоретическим обоснованием занимались профессора М.П. Погодин и С.П. Шевырев.
Несмотря на разгром декабристских организаций, традиции движения продолжали существовать и нашли отражение в создании ряда кружков конца
1820 - первой половины 1830-х гг. Характерно, что возникали они уже не в сто-
лице, а в Москве. В 1826-1827 гг. в московской студенческой среде возник кружок братьев Критских, которые считали себя преемниками декабристов. Этот кружок просуществовал недолго и был вскоре разгромлен жандармами. В начале 1830-х гг. студентами Московского университета во главе с В.Г. Белин- ским создается демократическое "Литературное общество 11-го нумера" (по номеру занимаемой им комнаты). В эти годы Белинский пишет антикрепостни- ческую драму "Дмитрий Калинин", за что был исключен из университета, а воз- главляемый им кружок распался. К 1831 г. относится существование в Московском университете "Сунгуровского общества" (по имени бывшего вос- питанника университетского пансиона Н.П. Сунгурова, выдававшего себя за члена сохранившейся декабристской организации). Общество, вынашивавшее планы революционного переворота, было разгромлено в зародыше. Еще один кружок студентов университета был организован А.И. Герценом и Н.П. Огаре- вым, за что его участники были высланы из Москвы. В 1833 г. сложился кру- жок Н.С. Станкевича, члены которого деятельно изучали передовую европейскую философию. Этот кружок просуществовал до 1837 г. (до отъезда его основателя за границу).
Вторая половина 1830-х гг. ознаменовалась спадом общественного дви- жения, репрессиями и преследованиями его участников, в обществе царило со- стояние неуверенности и разочарования. Эти настроения отразились в знаменитых "Философических письмах" П.Я. Чаадаева. Они были проникнуты глубоким пессимизмом, разочарованием в прошлом России и неверием в ее бу- дущее. Главную причину этого Чаадаев видел в оторванности страны от пере- дового европейского мира. Эта оторванность, по его мнению, имела исторические корни, уходящие во времена принятия христианства. Россия, за- имствовав православие у Византии, поставила себя вне европейского развития, движущей силой которого был католицизм. Письма Чаадаева, при всей оши- бочности взглядов их автора, сыграли важную роль в пробуждении русского общества от летаргического оцепенения. Правительство поспешило распра- виться с издателем, а Чаадаев был объявлен сумасшедшим.
Период идейного кризиса переживал в это время и Белинский. Пытаясь найти внутреннюю опору в положениях философии Гегеля, он пытался прими- риться с русской действительностью. Однако это примирение продолжалось недолго.
На рубеже 1830-1840-х гг. наступает оживление общественной жизни. Постепенно складываются такие идеологические течения, как славянофильство и западничество, начинается распространение социалистических учений.
Славянофилы - представители национального дворянско-либерального направления (идеологами которого были братья И.С. и К.С. Аксаковы, И.Б. и П.В. Киреевские, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков) - видели реаль- ные перспективы развития России только в самобытном, исконно русском, ис- торически сложившемся русле.
По их мнению, европейские и русские пути развития не совпадали. Осо- бенностью России была община (которая трактовалась ими весьма неопреде- ленно) с традициями общинного землепользования и мирского самоуправления, а также истинный вид христианства, православие, глубоко проникшее в сознание русского человека. При этом помещичья власть в дерев- не носила патриархальный характер.
Естественное развитие России должно протекать постепенно и "непри- метно", без социальных конфликтов, ибо между государством и народом ис- конно существовала гармония (нарушенная в Петровскую эпоху). Возвращение к допетровским традициям русской жизни виделось ими как гарантия благопо- лучия страны.
Вместе с тем славянофилы сознавали необходимость политических пере- мен, связывавшихся ими с созывом Земского собора (с обязательным сохране- нием самодержавия), расширением местного самоуправления, изменением в системе судопроизводства. Ратовали они за введение гласности и отмену телес- ных наказаний.
Интерес славянофилов к особенностям русской жизни стимулировал изу- чение в эти годы национальной культуры. Либеральный характер носило и за- падничество (П.В. Анненков, В.П. Боткин, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, В.Ф. Корш, С.М. Соловьев). Сторонники этого направления доказывали, что Россия идет по тому же буржуазному пути, что и европейские страны. Они более ре- шительно, чем славянофилы, выступали за проведение в стране либеральных реформ. Политическим идеалом западников был буржуазный парламент в рам- ках конституционной монархии. Так же как и славянофилы, западники хотели осуществить преобразования сверху, без революционных потрясений. У исто- ков русской радикальной политической мысли стояли А.И. Герцен и В.Г. Бе- линский.
В 1842-1843 гг. Герцен пишет цикл философских работ "Дилетантизм в науке", а несколько позднее, в 1844-1846 гг., свой основной философский труд "Письма об изучении природы", в которых предстает как последовательный ма- териалист и сторонник социалистического строя, воплощавшего единство че- ловеческого бытия и разума.
Годы ссылки оказали заметное влияние на мировоззрение Герцена. В
1840-е гг. по своим убеждениям он был вполне сложившимся демократом, ре- волюционером и социалистом. Человек с такими убеждениями в николаевской
России не мог найти применения своим силам, и в 1847 г., в канун революции во Франции, Герцен уезжает из России. Начало Французской революции во- одушевило его, он был полон веры в демократическую Европу, ее победу над
реакцией. Однако последовавшее вскоре после этого поражение революцион- ных сил породило в Герцене глубокий пессимизм. В 1850-е гг. создается теория "русского социализма". Герцен увязывает будущее человечества с Россией, ко- торая, по его мнению, придет к социализму, минуя капитализм. Важную роль в
этом должна была сыграть община, хранившая в себе начало социалистическо- го общества. Будущий социалистический строй в России должен был устано- виться после отмены крепостного права, с развитием общинных начал в
сочетании с утверждением демократической республики.
На 1840-е гг. приходится расцвет деятельности выдающегося публициста и литературного критика России Белинского. С 1839 г. он приезжает в Петер- бург и начинает работать в "Отечественных записках". Важную роль в форми- ровании демократических и материалистических взглядов Белинского сыграло в эти годы его общение с Герценом. Основное условие всех преобразований в России Белинский видел в отмене крепостного права и ликвидации существо- вавшего сословного и политического строя. "Вопросом вопросов" становится для него идея социализма. В своем знаменитом "Письме к Гоголю", написан- ном незадолго до смерти, Белинский сформулировал революционно- демократическую программу-минимум на 1840-е гг., включавшую отмену кре-
постного права, запрет телесных наказаний и элементарное соблюдение зако- нов в стране. Ранняя смерть в 1848 г. оборвала творчество Белинского,
которому не было тогда и 40 лет.
Важную роль в формировании и распространении социалистических и революционных идей сыграли кружки петрашевцев (по имени основателя од- ного из них, переводчика Министерства иностранных дел М.В. Буташевича- Петрашевского). С 1844 г. квартира Петрашевского по пятницам превращалась в своего рода политический клуб прогрессивной интеллигенции, в котором об- суждались самые злободневные вопросы. Членами кружка были М.Е. Салты- ков, А.Н. Плещеев, А.Н. Майков, Ф.М. Достоевский, В.А. Милютин и многие другие (в течение нескольких лет на заседаниях кружка побывали сотни чело- век). Постепенно стали возникать и кружки-филиалы.
Предметом горячих споров и обсуждений становилась здесь политика правительства, возможности и пути социальных преобразований в России. Сре- ди окружения Петрашевского были популярны социалистические взгляды, об- суждалась возможность организации революционного выступления, в котором движущей силой должны были стать народные массы (восстание, вспыхнув на Урале, распространялось на Поволжье и Дон, с последующим движением вос- ставших на Москву). После свержения самодержавия предполагалось провести широкие демократические реформы. Фактически кружки петрашевцев стояли на пороге создания тайной организации с революционно-демократической про- граммой. Однако этим планам не суждено было сбыться. В апреле 1849 г. по доносам провокатора начались аресты, 21 участник кружков (в том числе Бу- ташевич-Петрашевский и Достоевский) были приговорены к смертной казни, в последний момент замененной на каторгу.