Договор филиппа v и антиоха iii
209
0
2 минуты
исследователи обычно тесно связывают с причинами II Македонской
войны, поэтому решение вопроса о его существовании важно для
выяснения как причин, так и характера этой войны. О важности
проблемы свидетельствует и то, что некоторые антиковеды (М. Олло,
Г. Скаллард и др.) кладут факт существования договора в основу
концепции оборонительного «римского империализма». Договор
упоминается в нескольких источниках: Полибий, Ливий, Трог/Юстин,
Аппиан, Порфирий, Иоанн Антиохийский1. Весьма полным является
собрание отрывков о договоре в работе X. Шмитта2. Именно этот
источниковый материал используется в нашем исследовании.
Свидетельства о договоре Филиппа и Антиоха разнохарактерны, а порой
и противоречивы, неслучайно поэтому в литературе имеется несколько
точек зрения на проблему договора. В античной традиции существуют
две независимые и отличные одна от другой версии сущности и истории
договора. Одну из них наиболее полно представляет Полибий, другую —
Аппиан. Полибий считает договор Филиппа и Антиоха безнравственным
(XV. 20. 4), рассматривает цель договора как объединение их для
раздела египетских владений (XV. 20. 2; 6). Кроме того, Полибий
считал, что цари не сдержали обещаний, данных друг другу (20. 6).
Здесь не дается каких-либо подробностей о содержании договора,
кроме неопределенных общих условий. Этот фрагмент не прибавляет
никакой новой информации. Несколько иную версию договора дают
представители другого направления традиции: Помпей Трог, Юстин и
Аппиан. В «Периохах» Помпей Трог сообщает только то, что против
Птолемея Эпифана Антиох вместе с Филиппом составили заговор
(consensit — XXX).
Однако в Юстиновой эпитоме сочинения Помпея
Трога приводятся некоторые любопытные подробности: александрийские
послы сообщили римлянам о том, что Филипп и Антиох уже разделили
согласно договору между собой Египетское царство (XXX. 2. 8).
Многие современные историки верят в историчность договора двух
царей. Выдающийся историк Т. Моммзен причиной столкновений
Македонии и Сирии, с одной стороны, и Египта — с другой, считает
особенности развития эллинистических государств и, прежде всего,
характерные черты политики правителей этих держав: честолюбивые
устремления (Македония, Сирия) и разумная оценка возможностей
(Египет). Именно этот договор навсегда снял назревшее столкновение
между Филиппом и Антиохом и втянул македонского царя в трагическое
столкновение с Римом, «вовлек Македонию во вторую, на этот раз
решающую, борьбу с римскими легионами». Правда, договор — это
скорее не причина, а предлог для вовлечения Македонии в войну с
греческими государствами, которые, устав от нападений Филиппа,
восприняли договор как антиримскую меру можно выделить в
современном антиковедении четыре точки зрения на проблему договора
Филиппа и Антиоха: 1) договор существовал, и он стал причиной II
Македонской войны (Ф. Уолбанк, А. Макдональд, Г. Скаллард, Э.
Бикерман, которые в данном случае поддерживают мнение М. Олло); 2)
договор существовал, но он не был причиной войны (Дж. Бэльсдон и
многие др.); 3) договора не было на самом деле, но Пергам и Родос
выдумали его, и таким образом договор стал причиной II Македонской
войны (Д. Мэйджи); 4) договор не существовал и он не являлся
причиной войны (Р. Эррингтон). Разнообразие точек зрения по вопросу
о договоре объясняется противоречивостью свидетельств источников,
но еще больше — различием конкретных исследовательских методов,
используемых историками при изучении проблемы.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!