В эпоху Возрождения (приблизительно ХIV-ХVI вв) было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего, благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Джордано Бруно и др. Каковы же основные принципиальные установки философии эпохи Возрождения?
В центр мироздания был поставлен человек (антропос).
Но принципиальные схемы философских построений античности и средневековья опровергнуты не были. Философы Возрождения по-прежнему использовали неоплатоническую схематику, методологию. Формально они по-прежнему в центр мироздания ставили Бога, но преимущественное внимание уделяли уже не ему, а человеку. Таким образом, философской основой философии эпохи Возрождения был антропоцентрический неоплатонизм.
Философские построения античности свел в систему Плотин, философские воззрения – средневековья объединил Фома Аквинский. Философы Возрождения стремились максимально использовать преимущества как античного, так и средневекового неоплатонизма. От первого перенимается эстетическое внимание ко всему телесному, природному, восхищение человеческим телом особенно. От средневекового неоплатонизма наследуется понимание человека как одухотворенной личности.
Итак, основной принцип возрожденческой философии – это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений.
Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности
Антропоцентризм не мог не способствовать развитию гуманизма, воззрения, признававшего ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие. Гуманизм имел длительную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Принцип гуманизма знаменует собой переворот во всей культуре и соответственно мировоззрении человечества. Одной из форм выражения этого переворота было противостояние схоластике, которая подвергалась критике и осмеянию. Спор шелпринципиальный – о новом нравственном идеале и путях его воплощения в жизнь. Традиционная христианская этика видела вершину нравственного совершенства в сопричастности Богу, во имя чего превозносится аскетический подвиг подавления природных устремлений человека.
Эпоха Возрождения была этикой нарождавшейся активной молодой буржуазии, в первую очередь. Вопрос стоит о благородстве человека, об истинном благородстве. Этот вопрос поставил еще Данте. Благородство человека заключается не в чужой славе, даже если этой славой является слава Бога, не в величии рода и не в скоплении богатства, а в доблести духа. Все люди равно получают от природы. Дело лишь в том, чтобы довести свою доблесть и благородство до совершенства, будь то в науке, искусстве или производственной деятельности.
Гуманизм Возрождения ориентируется на свободомыслие и соответственно справедливое устроение общественно-государст-венной жизни.
Философия Н. Кузанского
Николай Кузанский стоял у истоков философии Возрождения. Для Кузанского Бог – это все: и бытие, и возможность становления бытия. Бог творит, значит, он заключает в себе чистую возможность становления. Он есть абсолютный интеграл. Понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, «о его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел. Философия Николая Кузанского максимально наглядно демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям: Бог как возможность становления – его становление в человеке – всякое становление как предельный переход, наглядно представленный в геометрических построениях,– сам Бог как предел (круг замкнулся!).
В сущности, главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.
Философия Д. Бруно
Джордано Бруно – представитель позднего Ренессанса, человек мужественный, он готов в своих рассуждениях к самым крайним выводам. Права человека для Джордано Бруно – вне всяких ограничений. Он развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника.
Дж. Бруно стремится продумать идею Бога в свете новейших данных. Вслед за Кузанским он считает, что существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством – Бог и есть это абсолютное тождество, мировое целое, которое везде и нигде. Бессмысленно представлять себе Бога, как что-то изолированное, он есть мировое целое. Джордано Бруно – пантеист. Пантеизм – учение, отождествляющее Бога с мировым целым. Термин "пантеизм" состоит из приставки "пан" (греч. – все) и корневого греческого слова – "теос" (Бог).
Дж. Бруно стремится возвеличить личность, героическую личность, а делает он это через пантеизм. От типичного для эпохи Возрождения личностно-материального понимания мира Дж. Бруно переходит к философии, в центре внимания которой окажется человек разумеющий и максимально деятельный. Это уже новый переход от философии эпохи Возрождения к философии Нового времени.
Основные идеи философии Возрождения
1. Антропоцентризм: внимание философов направлено в основном на человека, при этом по-новому культивируются неоплатонические построения.
2. Гуманизм: признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь, прежде всего, за счет возрождения характерного для античности интереса к гуманитарному, а не к знанию о природе.
3. Постулирование творческой сущности человека: он никому не подражает, ни Богу, ни природе, он сам по себе деятелен, он творит, в основном рукотворно, ремесленно.
4. Личностно материальное понимание мира: все существующее понимается в проекции на человека при максимальном интересе к телесному началу.
5. Идея доминирования эстетического понимания действительности над моральными и научными представлениями.
6. Антисхоластика: стремление развенчать мнимые авторитеты и пропагандируемые ими догмы. С этой точки зрения особенно важное значение имела Реформация, движение в пользу религиозных реформ, героями которого стали Я. Гус, М. Лютер, Г. Мюнцер, Ж. Кальвин.
7. Геометрически структурное понимание мира, дополненное диалектикой перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.
8. Пантеизм.
Философия Нового времени
Окончательный поворот к утверждению автономии человеческого разума, к признанию его основой поведения и познавательной активности человека произошел с зарождением философии Нового времени, основоположниками которой выступили Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.) и Рэне Декарт (1596-1650 гг.). Бэкон провозглашает принцип эмпиризма как основы познания и разрабатывает индуктивный метод – получение общих положений, общего знания о мире путем изучения многообразных индивидуальных вещей. Получает новый поворот и представление о целях и назначении познания. Знаменитый афоризм Бэкона "знание – сила" выразил идею экспериментальной науки, приносящей человеку практическую пользу. Получение знания ориентировано на его практическое применение. В этом ярко выразился дух зарождающихся новых экономических отношений в канун буржуазных революций.
Вопрос о том, каким образом человек постигает истины, получает достоверные знания о мире, решает основоположник рационализма Нового времени – Р. Декарт. Исходная идея Декартовой философии – принцип сомнения, который одной своей стороной направлен против схоластического знания, слепой веры, другой – на отыскание наиболее очевидного, непосредственно достоверного исходного положения, которое может взять за основу системы знания о мире и человеке. И если Бэкон ориентирует познание на опытное исследование индивидуальных вещей, то Декарт исходным пунктом познания принимает индивидуальный акт мышления. Само сомнение есть процесс мысли, а субъективно пережитый акт мышления неотделим от мыслящего существа. Поэтому абсолютно несомненным есть суждение "Мыслю, следовательно, существую". Истинность этого субъективного принципа гарантирована богом, вложившим в человека естественный свет разума.
Истина выступает у Декарта как модель для создания соответствующего этой истине бытия. Тем самым Декарт открывает для познания возможность экспериментального создания такого бытия, которое не существует в видимом человеком природном мире.
Философия Декарта выступила методологическим основанием математического естествознания, стала предвестником механического мировоззрения. В ней выделяются две самостоятельные субстанции мира – материальная, отличительной характеристикой которой является протяженность, и мыслящая, для которой характерны не протяженность и неделимость. Человек уДекарта оказался дуалистически расколотым на телесное, материальное и духовное мыслящее начало. Все живые организмы Декарт рассматривал в качестве машин, механически действующих существ. Таково и человеческое тело, но оно представляет собой такую машину, в которую бог вложил душу. Разумность, способность рационального суждения есть существенная особенность человека, его исключительное качество. Причем разум – основа не только познания, но и добродетельного поведения. Рационализм Декарта утверждает разумность человека в качестве единой основы его познавательной активности, социального поведения и конструирования бытия в соответствии со знанием.
И. Ньютон (1643-1727 гг.) создал механическую картину мира, где материя понималась как инертная субстанция, не связанная в своем существовании с пространством и временем, но в ней не нашлось места человеку как субъекту познания вечных, универсальных законов бытия.
Еще одним ярким основоположником философии Нового времени был Ж.-Ж. Руссо. Он считает человеческую природу изначально доброй, зло – порождением извращенных общественных установлений. По мнению Ж.-Ж. Руссо, природа человека представляет собой некую специфическую его особенность, отличную от остального мира, но обусловленную естественным образом. Как естественная данность, она столь же неизменна и вечна, как природа вообще. Эта природная особенность человека заключена в его индивидуальности. Общественная жизнь состоит во взаимодействии независимых и автономных индивидуальностей, каждая из которых преследует собственный интерес.
Таким образом, на понятии "природа человека" строились концепции естественной морали, естественного права.
Характерные особенности учений о человеке и обществе в период Нового времени сводятся к следующим моментам:
1. Индивидуалистическое воззрение на сущность человека и натурализм в истолковании общества. В рамках этого воззрения вырабатывалась буржуазная идея демократии, т.е. полного равенства всех людей в качестве граждан, несмотря на индивидуальные и социальные различия между ними, поведения.
2. Важнейшим свойством человеческой природы постулируются разумность, сознание. Разумность выступает и критерием оценки существующих общественных институтов и учреждений.
Индивидуалистические и натуралистические теории общественной мысли Нового времени имели социальную основу. Представления об обособленности индивида были абстрагированы от социальной действительности формирующегося буржуазного общества. Вместе с тем в учениях социальных философов Нового времени обособленный индивид представляется идеалом, существование которого относится к прошлому. Он представляется им не результатом истории, а ее исходным пунктом, ибо именно он признается у них индивидом, соответствующим природе, согласно их представлению о человеческой природе, признается не чем-то возникающим в ходе истории, а чем-то данным самой природой.