Психоанализ – направление в психологии и психиатрии, изучающее приоритетно подсознательные (бессознательные) аспекты человеческой психики. Основан австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом. Получил оригинальное развитие в трудах К.Г.Юнга.
Развитие– это направленное, необратимое, качественное изменение.
Рационализм (лат. ratio «разум») – философское направление, признающее разум основой познания. Рационалистическая традиция возникает ещё в Древней Греции, со времен Парменида, различавшего знание «по истине» (полученное посредством разума), и знание «по мнению» (полученное посредством чувственного восприятия). Однако самим термином «рационализм» начинают пользоваться лишь в XIX в.
Революция (лат. revolutio «поворот», «переворот», «совершение циклического движения») – резкое движение в развитии, скачок, «переворот».
Редукция (лат. reducere «возвращение к прежнему состоянию») – термин, обозначающий процесс, приводящий к упрощению структуры объекта, а также методологический приём сведения каких-либо данных к более простым, исходным началам. Особое значение этот термин имеет в феноменологии Гуссерля.
Религия(лат. religare «воссоединять») – особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.
Релятивизм (лат. relativus – относительный) – методологический принцип, состоящий в метафизической абсолютизации относительности и условности содержания познания; представление об относительности, неабсолютности какого-то явления.
Рефлексия (позднелат. reflexio – «обращение назад») – размышление, осмысление и осознание самого себя, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая строение и специфику духовного мира человека.
Ритуал– одна из форм символического действия, выражающая связь субьекта с системой социальных отношений и ценностей и лишенная какого-либо утилитарного и самоценного значения.
Сансара (санскр. sarnsara «прохождение, круговорот») – одна из основных концепций индийской философии и религии, в том числе индуизма, буддизма, джайнизма. Восходит к первоначальным анимистическим верований. Суть – в бесконечном перерождении души.
Секуляризация (лат. saeculum «век») – схоластический термин, обозначающий переход от «града божьего» к «граду земному», в августиновском понимании. Отрыв от священного истока, переход к «светскому», «веку сему». В архаических формах церковного русского языка эквивалентом термина «секуляризация» было мало употребляемое сегодня слово «обмирщвление», от слова «мир». Понятия «век сей» и «мир сей» на языке христианского богословия являются синонимами.
Сенсуализм (лат. sensus «чувство») – философское направление, по которому чувства являются главным источником достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм выводит всё содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок к эмпиризму, считающим чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Силлогизм– форма дедуктивного умозаключения, в которой из двух суждений следует заключение той же логической структуры.
Синергетика(sinergticos «совместное действие»)– наука о процессах и законах самоорганизации сложных нелинейных динамических систем в природе, обществе и человеческой культуре, находящихся в состояниях, далеких от термодинамических равновесных.
Синкретизм (греч. sygkretismos «соединение») – смешение, слияние различных компонентов.
Система(греч. systema «целое, составленное из частей, соединение») – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенность целостность, единство.
Скептицизм(греч. skeptikos «исследующий») – философское направление, подвергающее сомнению возможность познания объективной действительности. Направление было основано древнегреческим философом Пирроном в IV в. до н.э. Скептики отвергали существование причин явлений, движение и возникновение. Для них видимость была единственным критерием истины.
Славянофильство – течение в русской общественной мысли, противоположное западничеству. Основатель: А. С. Хомяков. Славянофилы были консерваторами и сторонниками укрепления и развития самобытности русского народа. Отрицательно оценивали реформы Петра Первого. Считали, что Московский период был золотым веком русской государственности.
Сознание – высшая форма отражения действительно мира; свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.
Солипсизм (лат. solus «единственный» и ipse «сам») – крайняя форма субъективного идеализма, в которой единственной реальностью признается только мыслящий субъект.
Сотериология(греч. soteria «спасение» и logos «учение») – богословская дисциплина, раскрывающая православное учение о спасении, являющаяся частью догматического богословия.
Софистика – философское течение, связанное с предоставлением правдоподобности вместо истинности, основанное на умышленных нарушениях законов логики, субъективно трактуя их себе на пользу в каждом соответствующем случае.
Софисты (греч. softicoz «искусник», «мудрец», впоследствии слово приобрело обратный смысл – «лжемудрец») – в Древней Греции люди, сведущие в какой-нибудь области: профессиональные учителя философии и красноречия 2-й пол. V в. – первой пол. IV века до н.э. (Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий и другие). Для софистов характерно перемещение интересов от поисков абсолютной истины о космосе и бытии к выработке прагматических рецептов поведения человека «без предрассудков» в обществе (критика традиционной морали, скептическая теория познания, риторическая, логическая и лингвистическая теория «убедительной речи»). С критикой софизма выступали Сократ и Платон.
Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализм (лат. «socium», «общество», «совокупность») – учение о необходимости перераспределения доходов между богатыми и нуждающимися членами общества, о коллективной ответственности всех граждан за благополучие остальных. Социализм настаивает на том, что государство (или иные социально-политические институты) должно брать на себя функцию регулирующей инстанции в осуществлении хозяйственной деятельности, перераспределять доходы, полученные в ее результате, приоритетно поддерживать экономически слабых и малоимущих граждан. Основной принцип социализма (и левых политических идеологий в целом) - социальная справедливость.
Социальная филосо́фия– раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Социобиология – в широком смысле – исследование биологических основ всякого социального поведения (как в живой природе, так и в человеческом обществе). В более специальном смысле – исследование генетически-популяционных механизмов формирования эгоистических и альтруистических форм поведения в живой природе на основе различных типов естественного отбора.
Спекулятивное (лат. speculatio «наблюдаю, созерцаю») – тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту при помощи рефлексии и направлено на осмысление основ науки и культуры. Спекулятивное знание – это исторически определенный способ обоснования и построения философии. Идея о спекулятивном характере философии служила нормой утверждения суверенности философского знания и его не сводимости ни к обыденному, ни к специально-научному знанию.
Спиритуализм (лат. spiritus «дух») идеалистическое философское течение, рассматривающее дух в качестве первоосновы всего сущего, как особую духовную субстанцию.
Стихийный материализм – философские воззрения естествоиспытателей, стихийно приходивших к обоснованию материалистических принципов и законов.
Стоицизм – школа древнегреческой философии, получившее название от портика (стоя) в Афинах, основанная Зеноном из Китиона около 300 г. до н. э. Ведущее место в этой философии принадлежит этике, опирающейся на натурфилософию и логику.
Субстанция (лат. «нечто, лежащее в основе») – реальность, рассматриваемая со стороны её внутреннего единства. Предельное основание, позволяющее сводить многообразие к чему-то относительно устойчивому, самостоятельно существующему. Термин связан с именем Боэция.
Субъективизм – философская позиция, согласно которой отрицаются объективные законы природы и общества.
Схоластика (греч. scholastica «учёный» и scholia «школа») – тип философии, которую характеризуют соединение догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике. Такой тип философии был доминирующим в Западной Европе в средние века.
Сциентизм(лат. scientia «наука») – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточным условием ориентации человека в мире. Идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а прежде всего результаты и методы естественнонаучного познания. Сциентизм утвердился в западной культуре с развитием научной революции в конце XIX в.
Субъективный идеализм – это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я».
Тезис (лат. thesis «положение, утверждение») – в философии Гегеля исходный момент в процессе развития , составляющий вместе с антитезисом и синтезисом триаду.
Теизм(греч. theos «Бог») – религиозное мировоззрение, исходящее из понимания абсолюта как бесконечного личностного начала, сотворившего мир в свободном акте.
Телеология (греч. telos (teleos) «результат, цель» и logos «учение, слово») – учение о цели и целесообразности. Постулирует целевой вид причинности – для чего совершается тот или иной природный процесс. Характерной чертой телеологии является антропоморфизация природных процессов.
Теодицея (греч. theos «Бог» и dike «справедливость») – обозначение философского учения, пытающегося согласовать идею "благого" божественного управления с наличием мирового зла, оправдать это управление перед лицом темных сторон бытия. Термин введён Лейбницем в 1710 г. в трактате «Теодицея».
Теология – (греч. theos «Бог», logos «учение, слово») – учение о боге, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога, построенная в формах идеалистического мировоззрения на основе текстов, принимаемых как божественное откровение.
Теоцентризм – мировоззрение, согласно которому в центре мироздания помещается Бог.
Титанизм – качество ренессансной личности, отличающейся исключительностью ума, силой духа и многообразием таланта.
Томизм (лат. Thomas «Фома») – направление в схоластике и теологии католицизма, связанное с влиянием Фомы Аквинского. Для томизма характерно стремление соединить ортодоксальную позицию с уважением к правам рассудка и здравого смысла.
Трансцендентальный (лат. transcendens «выходящий за пределы») – термин философии Канта – изначально, априорно присущий рассудку, априорный, не приобретённый из опыта и не обуславливающий его, предшествующий опыту. Трансцендентальными, априорными формами рассудка, по Канту, являются пространство, время, причинность, необходимость и другие категории.
Универсалии (лат. universalis «общий») – общие понятия.
Универсум – философский термин, обозначающий всю объективную реальность во времени и пространстве.
Уровни научного знания – качественно различные по предмету, методам и функциям виды научного знания, объединенные в единую систему в рамках отдельной научной дисциплины. В любой развитой конкретно-научной дисциплине можно выделить 3 таких уровня: эмпирический, теоретический и метатеоретический. Их единство обеспечивает для любой научной дисциплины ее относительную самостоятельность, устойчивость и способность к развитию на своей собственной основе.
Утилитаризм (лат. utilitas «польза», «выгода») – направление в этике (этическая теория), согласно которому моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью.
Утопия (греч. оu – отрицательная частица, topos «место», т.е. «место, которого нет») – изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования. Термин был введен в 1516 г. Т. Мором, автором книги «Утопия». Постепенно это понятие стало нарицательным, символизирующим нереальные планы социальных преобразований.
Фатализм(лат. fatalis «роковой», fatum «рок, судьба») – мировоззрение, рассматривающее каждое событие как неотвратимое осуществление изначального предопределения, исключающего свободный выбор и случайность.
Феноменальный мир – мир явлений.
Феноменология (греч. phainomenon «являющееся» и logos «учение») – философское направление, стремящееся освободиться от натуралистических установок, расчленяющих субъект и объект.
Фидеизм (лат. fidēs «вера») – утверждение приоритета веры над разумом, характерное для религиозных мировоззрений, опирающихся на откровение. Фидеизм ограничивает сферу научного влияния, отводя решающую роль в понимании мира вере.
Философия –теоретическая форма мировоззрения, сосуществующая в человеческой культуре наряду с другими формами мировоззрения (обыденным опытом, религией, мифологией, искусством). Главная проблема мировоззрения – решение вопроса об отношении человека к окружающей его действительности (природе, обществу, другим людям, самому себе).
Философия науки– область философии, предметом которой является общая структура и закономерности функционирования и развития науки как системы научного знания, когнитивной деятельности, социального института, основы инновационной системы современного общества.
Формализация– совокупность познавательных операций, обеспечивающих отвлечение от значения понятий теории с целью исследования ее логического строения или для эффективного получения логически выводимых результатов.
Фундаментализм (лат. fundamentum «основание») – собирательное наименование крайне консервативных философских, моральных и социальных течений.
Функция (лат. functio «исполнение») – философское отношение двух объектов, в котором изменение одного сопутствует изменению другого. Понятие в научный оборот ввел Лейбниц.
Холизм(греч. holos «целый») – философский принцип, согласно которому миром управляет процесс творческой эволюции, создающий новые целостности.
Христианство – авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете. Христианство – самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, так и по географической распространённости – в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община. Наиболее крупные течения в христианстве: православие, католицизм и протестантизм.
Ценность – понятие, указывающее на значение определённых явлений действительности. Всё многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и природных явлений, включенных в человеческое восприятие, может выступать в качестве ценностей, т.е. оцениваться как добро и зло, истина и не истина, красота и безобразие, как справедливое и несправедливое, допустимое или запретное. Критерии, по которым производится процедура оценивания, закрепляются в культуре и общественном сознании как субъективные ценности.
Цивилизация(лат. civilis «гражданский, государственный») – понятие, появившееся во Франции в XVIII в. как характеристика просветителями общества, основанного на началах разума и справедливости. С этого времени цивилизация стала фактически синонимом культуры. Вместе с тем это понятие употребляется в философской литературе как характеристика ступени материальной и духовной культуры. В более узком значении оно употребляется как характеристика следующей за варварством ступени общественного развития.
Чарвака(санскр. cдrvдka) – материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати.
Чистый разум – (лат. ratio pura, нем. reine Vernunft) – понятие, широко известное благодаря критической философии И. Канта (теоретический разум в философии Канта); использовалось, однако, и ранее как в лат. (Хр. Вольф и др.), так и в нем. варианте (И.Н. Тетенс, М. Герц и др.).
Эвдемонизм (греч. eudaimonia «счастье») – античный принцип миропонимания, согласно которому счастье является главной целью человеческой жизни.
Эйдос (греч. eidos «образ, вид») – прообраз, форма вещей, идея вещи.
Экзистенциализм (лат. existentia «существование») – считается одним из крупнейших течений в мировой философии XX в. В нем отражена реакция интеллигенции на неустойчивость и трагизм жизни, незащищенность человека от социальных бурь и потрясений, на возрастание отчуждения между людьми. Сторонники экзистенциализма стремились отыскать новые пути реализации человеческой свободы, способы преодоления страха и одиночества и взывали к ответственности каждого человека, живущего в обществе, требуя уважения к правам и достоинству личности. Формирование экзистенциальной философии уходит корнями в умонастроения XIX в.
Экстравертивный – см. Интровертивный и экстравертивный.
Эклектика (греч. eklektikos «способный выбирать, выбирающий») – термин был введен во II в. Потамоном из Александрии, назвавшим свою школу «эклектической». Это соединение разнородных взглядов, принципов, идей, теорий. Эклектика коренится в подмене одних логических оснований другими, в абсолютизации относительности человеческого познания.
Эксперимент(лат. experimentum «проба», «опыт») – метод эмпирического познания, посредством которого, воздействуя на предмет в специально подобранных условиях, исследователь целенаправленно актуализирует и фокусирует нужное ему состояние, а затем изучает его на качественном или количественном уровне.
Экстраполяция (лат. extra «сверх», «вне» и polio «выправляю», «изменяю»)– экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какого-либо тезиса или теории с одной сферы описываемых явлений на другие сферы (предметные области).
Эманация (лат. emanatio «истечение, распространение») – разработанное в неоплатонизме (Плотин) философское понятие, означающее переход от высшей и совершенной онтологической ступени универсума к менее совершенным и низшим ступеням. Как тип размышления эманация – нисхождение, противоположна восхождению, совершенствованию.
Эмпиризм (греч. empeiria «опыт») – направление в философии и теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее, что содержание знания может быть предоставлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Энтимема (греч. in thymos «в уме») – вывод, рассуждение, в котором либо посылки, либо само заключение не формулируются явно, а лишь подразумеваются, «остаются в уме». В таком смысле данное понятие как сокращенный силлогизм, в котором опущена одна из частей, употреблял Аристотель. Это практика мышления, когда ради ускорения обмена мыслями можно опускать то, что очевидно. Иногда в споре к энтимеме прибегают тогда, когда хотят привлечь внимание от посылки, истинность которой можно поставить под сомнение. Именно, предполагая такую возможность, Аристотель назвал энтимему риторическим силлогизмом.
Эпистемология (греч. episteme «знание», logos «учение») – понятие, употребляемое для обозначения теории познания. Теория естественнонаучного знания.
Эстетика (греч.aisthetikos «чувствующий, чувственный») – философская дисциплина, изучающая сферу художественной деятельности людей и ценностное отношение человека к миру.
Эсхатология (греч. eschatos «последний, конечный» и logos – «учение»), религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Этика (греч. éthos «обычай, нрав») – философская наука, предметом которой является мораль, нравственность как важнейшая сторона человеческой жизни. Этика анализирует природу морали, её структуру, происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ее различные концепции.
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Авенариус, Рихард (1843–1896) – швейцарский философ, один из основателей эмпириокритицизма. Основные сочинения: «Философия как мышление о мире по принципу наименьшей траты сил» (1876), «Критика чистого опыта» (в 2-х томах, 1888–1890), «Человеческое понятие о мире» (1891) и др. Авенариус разработал учение о «принципиальной координации», уловив потребность естествознания в философском обосновании новых научных картин исследуемой реальности, идеалов и норм теоретического объяснения.
Аврелий Августин(354–430) – Блаженный Августин, Святитель Августин – епископ Гиппонский, философ, влиятельнейший проповедник, христианский богослов и политик; святой католической и православной церквей; один из Отцов Церкви, основатель августинизма. Родоначальник христианской философии истории.
Анаксагор (ок. 500–428 г. до н.э.) – древнегреческий философ, уроженец малоазиатского города Клазомены, по приглашению своего друга Перикла переехал в Афины, где стал первым профессиональным преподавателем философии. За смелые мысли Анаксагор был обвинен в безбожии и едва избежал смертной казни. Изгнанный из Афин он умер в Лампсаке (Малая Азия).
Анаксимандр (ок. 610–547 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Фалеса, автор первого философского сочинения на греческом языке «О природе»; основой мира считал апейрон, создал геоцентрическую модель космоса, первую географическую карту, высказал идею о происхождении человека «от животных другого вида».
Анаксимен (585/560 – 525/502 до н.э.) – древнегреческий философ, представитель милетской школы, ученик Анаксимандра. До нас дошёл только незначительный отрывок его большого сочинения «О природе».
Аристотель (384–322 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель традиционной логики и риторики, его философская система – наиболее полное обобщение достижений греческой философии.
Белинский Виссарион Григорьевич (1811–1848) – писатель, литературный критик. Белинский перевел литературную критику из чисто эстетической плоскости в общественную. Он полагал, что критика должна выражать общественное мировоззрение, быть средством борьбы за него. Будучи последователем Гегеля, полагал, что мир – «дыхание единой, вечной идеи», «жизнь – великий дар провидения. Назначение человека, народа и человечества – выявить идею божества, человеческое достоинство». Соответственно, задача литературы и искусства – находить в разнообразных явлениях жизни выражение «единой вечной идеи» и воспроизводить его, показывать красоту и сущность жизни.
Бердяев Николай Александрович (1874–1948) – русский религиозный философ, представитель персонализма. На рубеже 1900-х гг. находился под воздействием идей марксизма и неокантианства, примыкал к т. н. легальному марксизму, в дальнейшем обратился к религиозной философии; испытал влияние Достоевского, Вл. Соловьёва, В. И. Несмелова, позднее – Бёме. Участвовал в сб. «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918), в деятельности религиозно-философского общества им. Вл. Соловьёва, был инициатором создания Вольной Академической духовной культуры (1918–22). В 1922 выслан из СССР. С 1924 жил во Франции; издавал религиозно-философский журнал «Путь» (Париж, 1925–40).
Бэкон, Френсис (1561–1626) – английский философ, основатель эмпирической философии и индуктивной логики; основное сочинение – «Новый Органон».
Валла, Лоренцо (1407–1457) – итальянский гуманист; яркий мыслитель, внесший неоценимый вклад в гуманитарную науку своего времени. Доказал подложность «Константинова дара». Приверженец философии и этики Эпикура, которую противопоставлял христианскому аскетизму и этике стоиков. Автор трактата «Об истинном и ложном благе» (De vero falsoque bono), опубликованного под названием «О наслаждении» (De voluptate).
Витгенштейн, Людвиг (1889–1951) – австрийский философ и логик, представитель аналитической философии. С 1929 – в Великобритании. Выдвинул программу построения искусственного «идеального» языка, прообраз которого – язык математической логики. Философию понимал как «критику языка». Разработал доктрину логического атомизма, представляющую собой проекцию структуры знания на структуру мира.
Гадамер, Ханс Георг (1900–2002) – немецкий философ, один из ведущих представителей философской герменевтики середины XX в. В основном сочинении «Истина и метод» («Wahrheit und Methode», 1960), исходя из идей Дильтея (концепция понимающей психологии), Гуссерля (теория «горизонта» и «жизненного мира») и Хайдеггера (учение о языке), развил концепцию герменевтики не только как метода гуманитарных наук, но и как своеобразной онтологии. Автор ряда сочинений по истории философии, эстетике и философии истории.
Галилей, Галилео(1564–1642) – итальянский физик, математик и астроном, основатель классической механики, сформулировал принципы научной методологии; первый использовал в астрономии телескоп, открыл 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры.
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831) – немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Гераклит (ок. 544 – 486 г. до н.э.) – древнегреческий философ, один из крупнейших представителей ионийской школы философии. Первоначалом сущего считал огонь. Создатель концепции непрерывного изменения, учения о «логосе», который истолковывался как «бог», «судьба», «необходимость», «вечность». Гераклиту приписывалось знаменитое изречение: «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку». Наряду с Пифагором и Парменидом Гераклит определил основы античной и всей европейской философии. Выявляя всестороннюю загадочность знакомого мира мифа, обычая, традиционной мудрости, Гераклит открывает само бытие как загадку.
Данте Алигьери (1265–1321) – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени. В юности примкнул к школе «дольче стиль нуво» (сонеты, воспевающие Беатриче), автобиографическая повесть «Новая жизнь» (1292–93, издана в 1576); философские и политические трактаты. Вершина творчества Данте – поэма «Божественная комедия» (1307–21, издана в 1472) в трех частях («Ад», «Чистилище», «Рай») и 100 песнях, поэтическая энциклопедия средних веков.
Декарт, Рене (1596–1650) – французский философ, математик и физик, родоначальник рационализма, заложил основы аналитической геометрии, дал понятие переменной величины и функции, высказал идею закона сохранения количества движения, дал понятия импульса силы, сформулировал гипотезу вихреобразного образования небесных тел.
Демокрит (460 – ок. 371 г. до н.э.) – древнегреческий философ, основоположник атомистического учения. По Демокриту, существуют только атомы и пустота. Атомы – неделимые материальные элементы (геометрические тела, «фигуры»), вечные, неразрушимые, непроницаемые, различаются формой, положением в пустоте, величиной; движутся в различных направлениях, из их «вихря» образуются как отдельные тела, так и все бесчисленные миры; невидимы для человека; истечения из них, действуя на органы чувств, вызывают ощущения. В этике развил учение об атараксии.
Джеймс, Уильям (1842–1910) – американский психолог и философ, основоположник прагматизма. Окончил медицинскую школу Гарвардского унта (1869), учился в Германии, с 1873 – преподаватель анатомии и физиологии Гарвардского университета, там же профессор философии (с 1885) и психологии (с 1889).
Джордано Бруно (1548–1600) – великий итальянский ученый, философ, поэт, пламенный сторонник и пропагандист учения Коперника. С 14 лет обучался в доминиканском монастыре и стал монахом, сменив подлинное имя Филиппо на Джордано. Глубокие знания получил путем самообразования в богатой монастырской библиотеке. За смелые выступления против догматов церкви и поддержку учения Коперника Бруно вынужден был покинуть монастырь. Преследуемый церковью он долгие годы скитался по многим городам и странам Европы. Везде он читал лекции, выступал на публичных богословских диспутах.
Дильтей, Вильгельм (1833–1911) – немецкий историк культуры и философ, ведущий представитель философии жизни, основатель философской герменевтики. Развил учение о понимании как специфическом методе наук о духе (в отличие от наук о природе), интуитивном постижении духовной целостности личности и культуры. Труды по истории немецкой философии, литературы, музыки.
Достоевский Фёдор Михайлович (1821–1881) – русский писатель. Наиболее характерные черты его художественного творчества – углублённый психологизм, исключительность характеров и ситуаций, установка на поиск человека в человеке, убежденность в том, что человек – не «фортепианная клавиша», руководимая разнообразными возмущениями внешней среды, что исключительно в самом человеке, в его природе – местоположение его богоориентированной благородной внутренней эволюции, его наиважнейшей способности не только различать добро и зло, но и осуществлять активный осознанный выбор между ними. Близкий в начальный период к революционным демократам Достоевский позже пришел к мысли о том, что человеческое счастье является единственным критерием социального прогресса; он был убежден в неоправданности общественных модернизаций, подминающих под себя цельность и добрые начала личности.
Дьюи, Джон (1859–1952) – американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Предложил «реконструкцию философии», чтобы придать ей практическую значимость. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории – инструменты приспособления к внешней среде. Создатель педагогической теории, в основе которой лежит принцип «обучения посредством деланья» (формирования практических навыков).
Илларион Киевский (ум. ок. 1055) – древнерусский мыслитель, проповедник, первый киевский русский митрополит (с 1051). Сведения о его жизни скудны; в летописи сообщается, что он был «муж благ, книжен и постник». Расцвет творчества приходится на время княжения Ярослава Мудрого (1019–1054). Перу И.К. принадлежат «Слово о Законе и Благодати», «Молитва», «Исповедание веры», а также ряд сочинений религиозно-нравственного характера. При его участии составлялся «Устав князя Ярослава о церковных судах». Оказал влияние на летописание, церковное красноречие, учительную литературу. Наиболее значительно по объему и содержанию «Слово», состоящее из трех частей: сопоставления Закона и Благодати, описания крещения Руси, похвалы великому князю Владимиру и его сыну Ярославу.
Кант, Иммануил (1724–1804) – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Карнап, Рудольф (1891–1970) – немецко-американский философ и логик, ведущий представитель логического позитивизма и философии науки. Активный участник Венского кружка. С 1935 – в США. Разработал аппарат для логического анализа языка науки. Ряд результатов, полученных Карнапом, был использован в кибернетике.
Кеплер Иоганн (1571 – 1630) – немецкий астроном и математик, открыл основные законы движения планет; важнейшее сочинение «Новая астрономия» посвящено изучению движения Марса по наблюдениям Тихо Браге.
Конт, Огюст (1798–1857) – французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познаёт не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: «Курс позитивной философии» (т. 1–6, 1830–42), «Система позитивной политики» (т. 1–4, 1851–54).
Коперник, Николай (1473–1543) – польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828.
Кун, Томас Сэмюэл (1922–1996) – американский историк и философ, один из лидеров историко-эволюционистского направления в философии науки. Разработал концепцию исторической динамики научного знания, которая легла в основу теории научной рациональности, радикально отличающейся от логико-позитивистских и критико-рационалистических представлений о науке.
Лакатос, Имре (1922–1974) – английский математик, логик и философ науки. Родился в Венгрии. С 1958 в Великобритании. Исследовал процесс развития науки, разработал методологию научно-исследовательских программ. Критиковал неопозитивистскую концепцию науки.
Лейбниц Готфрид (1646–1716) – немецкий философ, логик, математик и физик, доказывал, что реальный мир состоит из бесчисленных психически деятельных субстанций – монад, находящихся между собой в отношении предустановленной гармонии; предвосхитил принципы математической логики; явился одним из создателей дифференциального и интегрального исчисления.
Локк, Джон (1632–1704) – английский философ, общественный и государственный деятель, представитель эмпиризма и либерализма. Критиковал религиозную нетерпимость и понятие субстанции, отвергал теорию врожденных идей, а также божественное право королей. Сформировал собственную теорию идей, государственного устройства и теорию познания.
Лосев Алексей Федорович (1893–1988) – российский философ и филолог, профессор (1923). В 1930-33 был репрессирован. В работах 20-х гг. дал своеобразный синтез идей русской религиозной философии начала XX в., прежде всего христианского неоплатонизма, а также диалектики Шеллинга и Гегеля, феноменологии Гуссерля. В центре внимания Лосева – проблемы символа и мифа («Философия имени», 1927; «Диалектика мифа», 1930), диалектики художественного творчества и особенно античной мифологии восприятия мира в его структурной целостности. С середины 1950-х годов опубликовал около 30 монографий, в т. ч. монументальный труд по истории античной мысли «История античной эстетики» в 8 томах. Государственная премия СССР (1986).
Манетти, Джаноццо (1396–1459) – известный итальянский гуманист, сын богатого флорентийского купца; был апостольским секретарем при курии Николая V, а после смерти этого папы сделался ученым советником Альфонса Арагонского в Неаполе; обе эти должности были синекурами, доставлявшими Манетти обеспеченный досуг для научных занятий.
Мах, Эрнст (1838–1916) – австрийский физик, философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (махизма). Труды по механике, газовой динамике, физиологической акустике и оптике. Открыл и исследовал ударные волны. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир – «комплекс ощущений», задача науки – их описание («Анализ ощущений», 1886).