1. Естественное- искусственное. Рассмотрим понятия «естественное» и «искусственное». «Естественное» это те объекты, которые в свое возникновении и развитии детерминированы природой, ее законами и содержат в себе природное начало. Понятие ес-ое вообще выражает природное, нечто взятое из природы; обусловленное ее законами, а не вмешательством человека. Искусственное внутренне противоречиво, ибо оно представляет собой единство противоположностей: ест-го и социального. Искуст-ое- это материальные образования, технически создаваемые человеком из объектов естественной природы. И на основе присущих ей законов и закономерностей. Естественные процессы и предметы входят в состав искусственного не в «чисто» природном виде, а в опосредованной форме. Специфика опосредования состоит в том, что человек контролирует, регулирует и направляет эти природные процессы в нужное ему русло в искусственно созданных условиях. Естественное это:1)то, что дает природа, одна самостоятельная (до нас, вне нас, независимо от нас) 2) отсутствие какого-либо влияния на природу или устранения нашего вмешательства в естественный ход ее явлений и процессов 3) самопроизвольный и стихийный характер возникновения, становления и развития природы и действия ее законов. Искусственное это:1) преднамеренное воздействие людей на природу и сознательное ее преобразование 2) изменение натуральных предметов, явлений и процессов, приспособление их к практическим целям и потребностям людей_ видоизмененная естественная среда. Естест-ое и искус-ое взаимоопределяются, т. е. одно понятие определяется посредством другого. Критерием отличия естест-го от искусст-го является способ возникновения. Естес-ое возникает путем формообразования, искус-ое- путем складывания деталей- конструирования. Частью природы является физическое. Критерием физического является локализованнность в пространстве.
2. Развитие естествознание.
естествознание, - зародилась в древней Греции более 2500 лет тому назад в виде единой натуральной философии. Естественной базой ее возникновения и развития явились бесхитростные наблюдения пытливых людей над окружающим их миром. Все естественнонаучные знания и представления о природе в то время не разделялись на отдельные области знания и тем самым составляли единую науку, основой которой были логические рассуждения и умозаключения относительно того, что наблюдалось. В античном естествознании укрепилось представление о материальной первооснове всех вещей и вечного движения. Исторически в развитии древнегреческого естествознания можно выделить три научных программы: одна идеалистическая - Платона и две материалистических - Аристотеля и Демокрита.
Первая научная программа -В ее основе так или иначе лежит идея Пифагора о том, что "числа - суть вещей", что впоследствии было дополнено Платоном в виде – "Бог - это геометр". Существенной частью этой научной программы явилось и платоновское понятие материи как пространства, а также - принципов множественности и математического континуума. Соответственно, и естествознание, разработанное на основе платоновской программы, должно было носить математический характер.
Платон признавал материальный мир состоящим из четырех субстанций (огня, воздуха, воды и земли) и приписывал частицам, из которых они состоят, различную геометрическую форму в виде многогранников: для огня - тетраэдров, воздуха - октаэдров, воды - икосаэдров, земли - кубов, то есть вводил в теорию тем самым абстрактные топологические понятия.
Научная программа Аристотеля принимает в себя то положение, что предметом истинного, научного знания может быть лишь единое, неизменное бытие - идея, или форма. Первое и есть материя, второе - форма, или "составное", то есть то, что состоит из материи или формы (таковы по Аристотелю, все сущие вещи и существа за исключением Бога – вечного двигателя, который есть чистая "форма форм" и материи - непричастен).
Третья научная мировоззренческая программа в науке сформировалась на основе атомистического учения о материальном мире. Из атомистической теории следует и определение материи, как вечно движущиеся в пустоте атомы, которые неделимы и отличаются друг от друга внешними чертами: число атомов как и форм бесконечно, новые тела и формы образуются от сложения атомов, а уничтожение их происходит от разложения их на атомы.
В основе современного объяснения явлений природы лежат фундаментальные физические принципы. К ним, в первую очередь, относятся принципы строения материи, получившие отражение прежде всего в теории элементарных частиц в ее современном представлении и реализующиеся в движение материи в широком смысле этого слова, а также во взаимодействии частиц и полей друг с другом.
К другим фундаментальным принципам относятся такие понятия, как понятия о пространстве и времени, о законах сохранения, о симметрии и асимметрии, порядке и беспорядке, дискретности и непрерывности, вероятностном, то есть статическом подходе к описанию явлений.
В современной трактовке, естествознание - это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные явления.
Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы.
Естествознание и технические наукиОт технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а не знаковые системы. Следует учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны, и фундаментальными и прикладными — с другой. Фундаментальные науки — физика, химия, астрономия — изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются применением результатов фундаментальных исследований для решения как познавательных, так и социально-практических задач, В этом смысле все технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников, являются естественными прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая технология — техническими прикладными науками.
Однако провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на стыке естественных и технических — бионика, а комплексной дисциплиной, которая включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является социальная экология.
Мы завершили первую стадию нашего предприятия – сведение воедино всего возможного знания в систему, основанную на первичных данных опыта. Мы должны, однако, напомнить о предположительном характере категорий и о точке зрения, что они составляют бесконечный ряд, из которого лишь несколько первых членов доступны человеческому пониманию. Притязания на установленность универсальной систематики ограничивается признанием глубокой неосведомленности о более высоких порядках значимости.
Мы ничего не знаем прежде, чем предпринимаем усилия для понимания нашего опыта и нахождения нашего места во Вселенной. Путь, который мы избрали, не единственно возможный. Мы употребляли категории, которые казались подходящими на каждом шагу, но другие интерпретации могли бы дать другие результаты. Тем не менее, мы получили теперь рабочую схему, которая может иметь по крайней мере эвристическую ценность в нашей попытке свести данные естественных наук в единую связную структуру.
Удобно, прежде чем приступить к следующей стадии нашего предприятия, подвести итог систематической классификации, показывая отрасли естественных наук, охватываемые каждой из четырнадцати гипотез существования. Соответствующие категории указаны в левой части таблицы.
А. ГИПОНОМНАЯ ДОМИНАНТА. Физический мир – вещи. | ||||||||
А1 | Унипотентные сущности | Гипотеза безразличия к существованию. | Науки о системе координат. Логика. Арифметика. Геометрия. Кинематика равномерного движения. 4-мерная физика. | |||||
А2 | Бипотентные сущности | Гипотеза неизменного бытия | Полярные науки. Поля силы. Динамика. Корпускулы. Свет. Электромагнетизм. 5-мерная физика. | |||||
A3 | Трипотентные сущности | Гипотеза тождественного повторения | Атомные ядра. | |||||
А4 | Квадрипотентные сущности | Гипотеза составной целостности. | Свойства физической материи. Процессы обмена. Химия и механика. Вещность. | |||||
Первый переход. | ||||||||
Гипотеза активной поверхности. | Науки о коллоидах. Многофазные системы. Белки и нуклеиновые кислоты. Ферменты. Взаимодействие уровней. | |||||||
B. АВТОНОМНАЯ ДОМИНАНТА. Мир живого – жизнь. | ||||||||
B1 | Квинквепотентные сущности | Гипотеза cамообновляющейся целостности | Субклеточная жизнь. Науки о вирусах. Биохимия. | |||||
B2 | Сексипотентные сущности | Гипотеза воспроизводящейся целостности | Мир клетки. Зоология простейших. Эмбриология. | |||||
В3 | Септипотентные сущности | Гипотеза саморегулирующейся целостности | Биологические науки. Многоклеточные. Развитие и рост. Рождение и смерть. | |||||
B4 | Октопотентные сущности. | Гипотеза самоуправляемой целостности | Индивидуация. Психология. Стадное поведение. Органические виды. | |||||
Второй переход | ||||||||
Гипотеза биосферической целостности | Происхождение видов. Биосфера. Экология и генетика. | |||||||
C. ГИПЕРНОМНАЯ ДОМИНАНТА. Мир выше жизни – существование небесных тел. | ||||||||
C1 | Суб-творческая целостность | Cуществование за пределами жизни. Планеты. | ||||||
С2 | Творческая целостность | Солнце и звезды. Функциональная свобода. Творчество. Солнечная система. Космическая индивидуальность. | ||||||
С3 | Сверх-творческая целостность | Галактики. Универсальная трансформация. | ||||||
CC4 | Автократическая целостность | Вселенная. | ||||||
Очерчивая эту универсальную схему, мы не должны забывать, что мы остаемся в пределах ограничений феноменального ядра. Три модуса существования были определены в терминах факта, без введения различений ценности. В ряду категорий от целостности до автократии мы не выходили за пределы интуиции того, что содержит существование, мы должны пойти далее, чтобы искать ответ на вопросы "почему" и "ради чего". В следующей книге мы применим полученные результаты к систематическому обзору данных естественных наук, то есть Мира как Факта.