Философские идеи Ф. Достоевского и Л. Толстого и их влияние на духовную жизнь России.
95
0
2 минуты
Темы:
Самобытным русским мыслителем был гениальный писатель Лев
Николаевич Толстой (182&-1910). Подвергая критике
общественно-политическое устройство современной ему России, Толстой
уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.
Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о
назначении человека и смысле его жизни, ответ на который призвана
была дать созданная им «истинная религия». В ней Толстой признавал
лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных
учений и в связи с этим роль церкви в общественной жизни. Этику
религиозного самосовершенствования человека он связывал с о = пазом
от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием, с
проповедью всеобщей любви. По Толстому, «царство бо-жие внутри нас»
и потому онтологически-космологическое и метафизико-богословское
понимание Бога неприемлемо для него. Считая всякую власть злом,
Толстой пришел к идее отрицания государства. Поскольку в
общественной жизни он отвергал насильственные методы борьбы,
постольку считал, что упразднение государства должно произойти
путем отказа каждого от выполнения общественных и государственных
обязанностей. Если религиозно-нравственное самосовершенствование
человека должно было дать ему определенный душевный и социальный
порядок, то. очевидно, что полное отрицание всякой
государственности такого порядка гарантировать не могло. В этом
проявилась противоречивость исходных принципов и сделанных из них
выводов в утопической философии Толстого. Сущность познания Толстой
усматривал в уяснении смысла жизни — основного вопроса всякой
религии. Именно она призвана дать ответ на коренной вопрос нашего
бытия; зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему
бесконечному миру. Огромное место в истории русской и мировой
философcкой мысли занимает великий писатель-гуманист, гениальный
мыслитель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881).
В своих
общественно-политических исканиях Достоевский пережил несколько
периодов. После увлечения идеями утопического социализма (участие в
кружке петрашевцев) произошел перелом, связанный с усвоением им
религиозно-нравственных идей. Начиная с 60-х гг. он исповедовал
идеи почвенничества, для которого была характерна религиозная
ориентированность философского осмысления судеб русской истории. С
этой точки зрения вся история человечества представала как история
борьбы за торжество христианства. Самобытный путь России в этом
движении заключался в том, что на долю русского народа выпала
мессианская роль носителя высшей духовной истины. Он призван спасти
человечество через «новые формы жизни, искусства» благодаря широте
его «нравственного захвата». Достоевский — один из самых типичных
выразителей тех начал, которые призваны стать основанием нашей
своеобразной национальной нравственной философии. Он был искателем
искры Божией во всех людях, даже дурных и преступных. Миролюбие и
кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под
покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого
мыслителя, который был тончайшим психологом-художником. Достоевский
делал упор на «русское решение» социальных проблем, связанное с
отрицанием революционных методов общественной борьбы, с разработкой
темы об особом историческом призвании России, способной объединить
народы , на основе христианского братства. Сильные религиозные ,
мотивы в философском творчестве Достоевского противоречивым образом
иногда сочетались с отчасти даже богоборческими мотивами и
религиозными сомнениями в области философии Достоевский был скорее
великим прозорливцем, нежели строго логичным и последовательным
мыслителем. Он оказал сильное влияние на
религиозно-экзистенциальное направление в русской философии начала
XX в., а также стимулировал развитие экзистенциальной и персонал и
стекой философии на Западе.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!