Содержание 1. Основные идеи экзистенциализма 2. Краткая биография
Альбера Камю 3. Понятие абсурда, его философское осмысление
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы 3.2. Влияние
“абсурда” на человеческое бытие
4. Бунт и образ бунтующего человека 4.1. Понятие бунта, ценность и
значение бунта в судьбе человека и человечества 4.2. Оценка
различных категорий бунта Заключение Список литературы Введение
Альбер Камю – один из крупнейших представителей западной философии
ХХ века. Среди всего многообразия философских вопросов, затронутых
в творчестве А.Камю, для данного реферата были выбраны проблемы
абсурда и бунта. Противоречивость мира и бытия, смысл жизни,
отношение к свободе, неоднозначная оценка места и роли человека в
мире и в обществе, - эти вопросы всегда были открытыми и привлекали
мыслителей во все времена. Но особенно актуальными они стали именно
в ХХ веке, который войдет в историю как эпоха бурного развития
техники и появления техногенной среды обитания, эпоха драматичных
политических преобразований и глобальных войн, эпоха становления и
краха невиданных до этого тоталитарных режимов. Рассматривая
понятия абсурда и бунта, Камю анализировал идеи современных ему
философских школ, и некоторыми своими мыслями и выводами
полемизировал с ними. Камю выдвинул собственную точку зрения на эти
проблемы, и тем интереснее для современного читателя его
творчество. Молодому Камю принадлежит спорный тезис: «Хочешь быть
философом — пиши роман». Он хотел превратить художественное
творчество в полигон для философских экспериментов. В их основе
первоначально лежит понятие абсурда. Несмотря на то, что хронология
жизни и творчества Альбера Камю не является целью данной работы,
считаю всё же необходимым упомянуть некоторые важные, на мой
взгляд, факты биографии писателя, потому что они являются
своеобразным комментарием к его творчеству. Цель данной работы –
проследить как решалась экзистенциальная проблематика Альбером
Камю.
1. Основные идеи экзистенциализма Экзистенциали́зм (фр.
existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия
существования — философское течение, рассматривающее индивида, его
«я», переживаемый личный опыт, и уникальность всего этого как базис
для понимания природы существования человека. Эта философия, в
основном, отражает веру в свободу и принимает последствия действий
индивида, в тоже время признавая ответственность, сопровождающую
его выбор. Экзистенциалисты отдают предпочтение субъективизму, и
рассматривают людей в качестве субъектов в безразличной и часто
неоднозначной вселенной. Появился экзистенциализм в период между
двумя мировыми войнами (1918 - 1939), охватившими большую часть
Старого и Нового Света. Это было время осмысления пережитых потерь
и разочарований, время предчувствия новых, еще более страшных
потрясений, время кардинальных переоценок прежних идеалов и
формирования новых. Если атмосфера начала ХХ века еще оставляла
место для изысканных чувств, проникнутых светлой печалью, за
которыми кроется надежда на лучшее, то война 1914-1918 годов
показала человечеству реальность конца цивилизации. Словно из
глубин первобытного сознания наружу вырвались самые темные стороны
человеческой натуры: жестокость, стремление к превосходству,
уничтожению. Были отброшены христианские ценности,
культивировавшиеся на протяжении многих тысячелетий. В Германии,
Италии и Испании зарождались и стремительно шли к власти фашистские
режимы, опирающиеся на низменные и животные инстинкты людей.
Одиночество, индивидуализм, утрата чувства сопричастности
происходящему, неприкаяность - вот главные черты менталитета той
эпохи. Именно в это время формируется экзистенциализм- одно из
самых иррациональных и пессимистичных философских течений, в
котором, как в зеркале, отразилось общее мироощущение людей той
эпохи. Различают религиозный экзистенциализм (К. Ясперс, Г.
Марсель, Н.А. Бердяев, Л. Шестов) и атеистический (М. Хайдеггер,
Ж.-П. Сартр, А. Камю). Экзистенциализм отталкивается от наиболее
типичных форм радикального разочарования в истории, которые
приводят к истолкованию современного общества как периода кризиса
цивилизации, кризиса разума и кризиса гуманности. Но
экзистенциализм не выступает в качестве защитника и оправдателя
этого кризиса. Напротив, он протестует против капитуляции личности
перед этим кризисом. Экзистенциалисты считают, что катастрофические
события новейшей истории обнаружили неустойчивость, хрупкость не
только индивидуального, но и всякого человеческого бытия. Индивиду,
чтобы устоять в этом мире, необходимо прежде всего разобраться со
своим собственным внутренним миром, оценить свои возможности и
способности. Центральным понятием учения является экзистенция —
человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и
субъекта. Постигая себя как экзистенцию, личность обретает свободу,
которая есть выбор самой себя, своей сущности. Выбор свободы
накладывает на индивида ответственность за все происходящее в мире.
Преимущественным объектом философского осмысления в
экзистенциализме выступает бытие индивидуальности, смысл, знания,
ценности, образующие "жизненный мир" личности. Жизненный мир - это
не фрагмент предметного материального мира, а мир духовности,
субъективности. Одна из главных установок экзистенциализма - это
противопоставление социального и индивидуального бытия, радикальной
разорванности этих двух сфер человеческого бытия. Человек не
определяется никакой сущностью: ни природой, ни обществом, ни
собственной сущностью человека. Имеет значение только его
существование. Основная установка экзистенциализма - существование
предшествует сущности, т.е. человек сначала существует, появляется
в мире, действует в нем, а уж потом определяется как личность. По
экзистенциализму, человек - это временное, конечное существо,
предназначенное к смерти. Представление о смерти как самоочевидной,
абсолютной границе любых человеческих начинаний занимает в
экзистенциализме такое же место, как и религия, хотя большинство
представителей этой философии не предлагают человеку никакой
потусторонней перспективы. Экзистенциалисты считают, что человек не
должен убегать от сознания своей смертности, а потому высоко ценить
все то, что напоминает индивиду о суетности его практических
начинаний. Этот мотив ярко выражен в экзистенциалистском учении о
"пограничных ситуациях" - предельных жизненных обстоятельствах, в
которые постоянно попадает человеческая личность. И главная
"пограничная ситуация" - это ситуация перед лицом смерти, "ничто",
"быть или не быть" - в секулярной разновидности экзистенциализма
или перед миром трансценденции - Бога - в религиозной разновидности
экзистенциализма. Пограничные ситуации ставят человека перед
необходимостью выбора. Человек постоянно должен выбирать ту или
иную форму своего поведения, ориентироваться на те или иные
ценности и идеалы. Для религиозного экзистенциализма главный момент
выбора "за" или "против" Бога. "За" - значит, путь веры, любви,
смирения. В результате человека ждет бесконечное блаженство.
"Против" - означает отречение от Бога, чреватое божественной карой.
В секулярной разновидности экзистенциализма главный момент выбора
связан с формой самореализации личности. Это самореализация
определяется фактом случайности человеческого бытия, его
заброшенностью в этот мир. Заброшенность означает, что человек
никем не создан, не сотворен. Он появляется в мире по воле случая,
и ему не на что опереться.
2. Краткая биография Альбера Камю Родился 7 ноября 1913 в алжирской
деревне Мондови, в 24 км к югу от г. Бон (ныне Аннаба), в семье
сельскохозяйственного рабочего. Отец, по происхождению эльзасец,
погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя
сыновьями в г. Алжир, где Камю прожил до 1939. В 1930, оканчивая
лицей, он заболел туберкулезом, от последствий которого страдал всю
жизнь. Так, из-за туберкулёза рухнули надежды на продолжение учебы
в Эколь Нормаль - высшей школе, готовящей университетских
преподавателей философии, развалился первый брак.
Религиозного воспитания Камю не получил, веры у него не было ни в
юности, ни в зрелости. Идеалы евангельского христианства он
рассматривал через труды своего «земляка» - святого Августина, а
также современных философов - Кьеркегора, Шестова, Ясперса. На всю
жизнь у него сохранилось уважение к древним и средневековым ересям
- к гностикам, манихеям, катарам - и неприятие католицизма ни как
народной религии, ни как богословской доктрины. Ницшеанского
презрения к христианству Камю никогда не разделял; выходцу из
бедноты были чужды и гневные филиппики Ницше против «подлой черни».
Но провидение для него означало род фатализма ; первородный грех,
загробное воздаяние, спасение Камю считал мифами, примиряющими
человека с земной несправедливостью. Огромное место в жизни Камю
занимал театр. Камю был талантливым актером, постановщиком,
драматургом. В конце 30-х годов с театральной труппой «Экип» он
объезжает весь Алжир, играет в небольших, неприспособленных залах,
почти без декорации роли в классических и современных пьесах.
Главная его роль в то время - роль Ивана в собственной постановке
«Братьев Карамазовых». «Я играл его, быть может, плохо, но мне
казалось, что понимаю я его в совершенстве», - вспоминал Камю о
ролях Ивана в «Театре труда» и «Экип». Озабоченность социальными
проблемами привела его в коммунистическую партию, однако через год
он вышел из нее. В начале 1938 г. Камю начинает осваивать и еще
один вид деятельности - журналистику, где он также сумел достичь
много. В 1942 г. Камю возвращается во Францию, вступает в
подпольную группу «Комба», образовавшуюся в результате слияния двух
групп Сопротивления с собственными печатными органами. Оставив в
1947 работу в «Комба», писал для прессы публицистические статьи,
собранные впоследствии в трех книгах под общим названием
«Злободневные заметки» Камю много размышляет о смерти, в дневнике
признаётся в том, что боится её, ищет возможности к ней
подготовиться. Близко знавшие Камю полагали, что тема самоубийства
приходит в «Миф о Сизифе» из личных переживаний.
3. Понятие абсурда, его философское осмысление В самом начале
своего эссе об абсурде А.Камю подчеркивает, что, пожалуй, основным
философским вопросом является вопрос о смысле жизни. Это, в
общем-то, и определяет основные проблемы, рассмотренные автором в
его работе: абсурдность бытия, чувство абсурда и его влияние на
отношение к жизни и вопрос самоубийства, надежда и свобода.
3.1.Проблемы смысла бытия, ценности жизни и свободы Начиная эссе с
попытки понять причины, способные заставить человека добровольно
уйти из жизни, Камю подходит к понятию чувства абсурда. Это
чувство, по мнению автора, возникает прежде всего на основе
противоречия между человеком и окружающим его миром, или, словами
Камю, “между актером и декорациями”. Если мир поддается объяснению,
даже и не слишком убедительному, он понятен и приемлем для
человека. Но как только человек осознает всю иллюзорность этого
объяснения, он начинает ощущать себя чужим во вселенной. Перед
человеком встает вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой?
Из этого противоречия и возникает чувство абсурда. Камю кратко
описывает факторы, присущие этому чувству. Абсурд проникает в
сознание человека неожиданно, когда он в какой-то момент вдруг
чувствует опустошенность, усталость от повседневного бытия. Вдруг
он перестает понимать смысл и цель этой повседневности. Цепочка
привычных поступков разрывается, и именно в этот момент, по мнению
автора, сознание человека, застывшее до этого в машинальной жизни,
начинает приходить в движение. Еще один фактор абсурда – время.
Человек, живущий будущим, вдруг осознает, что как раз время – его
враг. Как говорит Камю, возникает своего рода бунт плоти,
направленный против воздействия времени. Следующей ступенью
является ощущение человеком своей чужеродности в окружающем мире.
Мир, по всей сути, имеет бесчеловечное начало. Плотность и чуждость
мира выражают абсурдность бытия. Кроме того, и в самом человеке
скрыто нечто бесчеловечное – поведение, жесты, действия других
людей вызывают растерянность, показывая чем человек как физическое
существо является на самом деле. В этом тоже проявляется абсурд.
Смертность человека и неизбежность смерти придают чувству абсурда
дополнительное содержание. Камю особо останавливается на проблеме
интеллекта, разума и познания мира. Познаваемость мира для человека
заключается в сведении его к человеческим понятиям. Однако
существует неизменное противоречие между тем, что человек, как ему
кажется, знает и тем, что он знает на самом деле. Познание мира с
помощью образов (литература, живопись и т.п.) предполагает
отсутствие точного знания. В то же время освоение мира и с помощью
науки невозможно, поскольку она способна лишь опознать и
перечислить отдельные явления. При этом Камю отмечает, что мир как
таковой не абсурден, он неразумен. Абсурдность же заключается в
столкновении этой непознанности мира с отчаянной жаждой ясности,
зов которой раздается в душе человека. Абсурд рождается из
столкновения человеческого запроса быть счастливым и постигнуть
разумность мира, с одной стороны, и безмолвного неразумия мира, с
другой. Этим выводом Камю противопоставляет себя многим современным
ему философским школам, утверждавшим, что все сущее разумно, и все
познаваемо с помощью разума. Углубляясь в анализ понятия абсурда,
Камю отмечает, что чувство абсурда возникает при рассмотрении не
единичных фактов и впечатлений, а при сравнении наличного положения
вещей с определенного рода действительностью, действия – с
превосходящим его миром. Камю говорит, что абсурд не коренится ни в
человеке, ни в мире, а в их совместном присутствии. Абсурд –
единственная связующая нить между ними. Развивая свою мысль, автор
определяет своего рода триединство: абсурд, человеческое сознание и
мир. Исключение одного из этих слагаемых приведет к разрушению всей
общности. Столкновение и борьба этих составляющих предполагает
отсутствие надежды (но, как подчеркивает Камю, это не отчаяние),
постоянное отрицание (но не отречение) и осознанную
неудовлетворенность. Нарушение этих условий устраняет абсурд,
поскольку разлад уничтожается согласием. Абсурд, по мнению Камю,
имеет смысл только в той мере, в какой с ним не соглашаются. Он
добавляет также, что человек, осознавший абсурд, навсегда к нему
привязан. Возвращаясь к проблеме смысла бытия, Камю отмечает, что
пережить и испытать все, что положено судьбой, значит всецело ее
принять. Однако, если человек осознал, что судьба абсурдна, он не
сможет пережить ее испытаний, если не сделает все возможное для
поддержания этого выявленного сознанием абсурда. “Жить означает
поддерживать жизнь абсурда”, - говорит Камю.
Поэтому автор и делает очень важный вывод о том, что опыт абсурда и
самоубийство – категории несовместимые. Человек осознавший
абсурдность бытия, находит смысл жизни как раз в постоянной схватке
разума с превосходящей его действительностью. Соответственно, и
обеднение, облегчение действительности, которая своим бесчеловечием
питает величие человека, - означает обеднение самого человека.
Поэтому основным следствием абсурда Камю считает то, что человек
своим сознанием изо дня в день свидетельствует об истине, которой
является вызов превосходящему миру.
Переходя к понятию свободы, Камю отмечает, что абсурд сводит к нулю
все шансы человека на призрачную вечную свободу, исповедуемую в
религии, но возвращает свободу поступков и воодушевляет на нее.
После осознания абсурда человек понимает: нет более высшей свободы,
чем свобода быть, единственной свободы, которая служит основанием
для истины. Причина внутренней свободы человека абсурда заключается
в том, что он осознает, что завтрашнего дня в его прежнем понимании
ожидания чего-либо от будущего, нет. Возврат к отчетливому
сознанию, бегство от повседневного сна являются первоначальными
посылками абсурдной свободы. По мнению автора, осознание абсурда
предполагает замену качества опыта бытия его количеством. Иными
словами, важно не прожить как можно лучше, а пережить как можно
больше. А это, в свою очередь, заключается в том, чтобы
прочувствовать свою жизнь, свой бунт, свою свободу как можно
сильнее.
3.2. Влияние “абсурда” на человеческое бытие Как отмечалось выше,
абсурд проявляет себя в человеческом бытии тем, что вызывает к
действию сознание и разум и предоставляет человеку внутреннюю
свободу. Кроме того, Камю задается вопросом: какое влияние
оказывает абсурд на нравственные аспекты поведения человека, как
соотносятся абсурд и мораль. По мнению Камю, человек абсурда мог бы
принять только одну мораль – ту, что неотделима от Бога, ту, что
продиктована свыше. Но человек абсурда живет без Бога. Все
остальные виды морали представляют собой для человека абсурда лишь
способы самооправдания, а ему не в чем оправдываться. Однако было
бы ошибочно полагать, что абсурд позволяет совершать любые
поступки. Как говорит Камю, абсурд только делает равнозначными
последствия поступков. Мораль основывается на положении, что
поступок имеет свои последствия, которые его либо оправдывают, либо
перечеркивают. Напротив, абсурд ограничивается мнением, что об этих
последствиях следует судить спокойно. По словам автора, абсурд не
выделяет виновных, для него существуют лишь несущие
ответственность. Все виды опыта бытия равнозначны, считает Камю.
Поэтому если человек обладает ясным сознанием, то его поступки
служат ему. В ином случае они причиняют ему ущерб, и
ответственность за это несет сам человек, но никак не
обстоятельства. Сознание и отсутствие надежды – вот черты, которыми
Камю наделяет человека абсурда. Чувство печали, возникающее либо из
неведения, либо из-за несбывшихся надежд, ему не знакомо. Таков,
например, Дон Жуан, герой-любовник, приводимый автором в качестве
иллюстрации к своим рассуждениям. Дон Жуан ясно сознает, что он
всего лишь обыкновенный соблазнитель, и не надеется найти идеал
совершенной любви. Камю определяет его жизненный принцип: неважно,
что будет после смерти, зато какая длинная вереница дней впереди у
того, кто умеет быть в живых. Другое явление, где, по мнению
автора, ярко представлен абсурд, - это театр. Спектакль,
разыгрываемый на сцене, - не что иное, как иллюстрация абсурдности
бытия: за несколько часов в замкнутом пространстве актеры воплощают
неповторимые и целые судьбы. Аналогия, подразумеваемая автором,
очевидна: точно так же и жизнь человека ограничена своим сроком и
проходит в рамках превосходящего мира. Еще один пример, приводимый
автором, это герой-завоеватель, или авантюрист. Подобный человек и
есть главная самоцель для самого себя. Только он хозяин своей
судьбы; все, чего он хочет добиться, он стремится достичь в свой
жизненный срок, не возлагая надежд на “память в сердцах потомков”.
Всем видам славы он предпочитает славу среди современников.
Завоеватель полностью сознает свое величие и способность именно в
настоящем добиваться большего, чем окружающие его. Итак, по мнению
автора, люди, осознавшие абсурд, - это люди ясно мыслящие,
осознающие свои возможности и не возлагающие ни на что надежд.
Исследуя проявления абсурда в творчестве, Камю замечает, что
творческое произведение, будь то картина, музыкальное сочинение,
роман, скульптура, всегда предполагает, что в нем высказывается
меньше, чем предполагается. Поскольку, как отмечал ранее Камю, мир
неразумен и непознаваем разумом, то абсурдное произведение
свидетельствует об отказе мысли от ее преимуществ и согласие быть
лишь интеллектуальной силой, которая приводит в действие внешний
вид вещей и претворяет в образы то, в чем нет смысла. Абсурдный
творец преследует сразу две цели: с одной стороны, он отвергает, а
с другой, прославляет. Как говорит Камю, творец “должен придать
окраску пустоте”. При этом умение жить не менее важно для творца,
чем умение творить. Если окончательный смысл всем произведениям
творца придает его смерть, то самый яркий свет проливает на них его
жизнь. Творить – значит придавать форму своей судьбе. Подводя итог
рассуждению об абсурде, Камю приводит миф о Сизифе. На примере
этого образа Камю ярко раскрывает влияние абсурда на бытие
человека. С одной стороны муки, испытываемые Сизифом под тяжестью
обломка скалы, - это тот самый превосходящий мир, о котором Камю
говорил ранее. С другой, ясность ума позволяет Сизифу противостоять
этому миру: он возвышается над судьбой, осознавая, что это его
собственный путь, и только он его хозяин. Камю представляет себе
Сизифа счастливым, потому что все гнетущие его обстоятельства он
признает и осознает, и таким образом становится выше их. Итак,
рассмотрев и проанализировав понятие абсурда, Камю определяет три
основных следствия из абсурда: четкое сознание, с помощью которого
человек противостоит миру, внутренняя свобода и многообразие опыта
бытия. С помощью работы ума и сознания человек абсурда обращает в
правило жизни то, что было приглашением к смерти, обретая тем самым
смысл бытия и отвергая самоубийство. Чувство абсурда, возникающее в
результате работы сознания, позволяет человеку переоценить свою
судьбу. Это можно считать одной из предпосылок другому понятию,
рассмотренному Камю в своем творчестве, - понятию бунта. Бунт и
образ бунтующего человека
Пробужденное сознание показывает человеку абсурдность бытия,
непонятность и несправедливость человеческого удела. Это порождает
бунт, цель которого – преображение. Основной мотив бунта, словами
Камю, “Человек – единственное существо, которое отказывается быть
тем, что оно есть”. 4.1. Понятие бунта, ценность и значение бунта в
судьбе человека и человечества Человек бунтующий, по мнению Камю,
это прежде всего человек, говорящий “нет”. Но первым же своим
действием он говорит “да”. Протестуя против прежнего порядка вещей,
человек в то же время признает существование некой границы, до
которой он допускал вмешательство в свою жизнь негативных
обстоятельств.
Бунт безусловно предполагает в себе определенную ценность.
Во-первых, бунтующий человек противопоставляет все то, что для него
ценно, тому, что таковым не является. Развиваясь, бунт одного
человека начинает определять некое благо, которое имеет значение
уже больше, чем собственная судьба индивида.
Приводя пример бунта раба против своего господина, Камю приходит к
выводу, что раб восстает против прежнего порядка, в котором
отрицается нечто, присущее сообществу всех угнетенных людей. Сам по
себе индивид не является той ценностью, которую он намерен
защищать. Эту ценность составляют все люди вообще. При этом Камю
дистанциирует понятия бунт и озлобленность. Озлобленность вызвана
завистью и всегда направлена против объекта зависти. Бунт же,
напротив, стремится к защите личности. Восставший защищает себя,
каков он есть, целостность своей личности, стремится заставить
уважать себя. Таким образом, делает вывод Камю, озлобленность несет
в себе негативное начало, бунт – позитивное. Автор этим тезисом
полемизирует с некоторыми философами, отождествлявшими бунтарский
дух и озлобленность. Подходя к понятию бунта с позиций социальных,
Камю отмечает, что бунт невозможен в обществах, где неравенство
слишком велико (например кастовые общества) или равенство абсолютно
(некоторые первобытные общества). Камю подчеркивает, что бунт
возможен в тех обществах, где за теоретическим равенством
скрывается огромное фактическое неравенство. Кроме того, бунт –
дело человека осведомленного. Он должен четко осознавать свои
права. Из этого следует, что бунтующий человек не может
присутствовать в сакрализованном обществе, где царят мифы и
традиции, и где ответы на все спорные вопросы даны в понятии
священного. Причем первоисточником бунта является не только
индивид. В ходе исторического развития человечество в целом все
глубже и полнее осознает себя. Камю утверждает, что сегодняшняя
история с ее распрями вынуждает людей признать, что бунт – одно из
существенных измерений человека. Он является исторической
реальностью человечества. И не следует бежать от этой реальности, а
найти в ней ценности для человечества. Одна из главных ценностей
бунта – то, что он предполагает человеческую общность, причем
свободную от какой бы то ни было святости. Для того, чтобы жить,
человек должен бунтовать, но не нарушая границы, открытые им в
самом себе, границы, за которыми люди, объединившись, начинают свое
подлинное бытие. Осознание абсурдности бытия и неразумности мира
является первопричиной бунта. Однако, если в опыте абсурда
страдание индивидуально, то в бунтарском порыве оно сознает себя
как коллективное. Оно оказывается общей участью, пишет Камю. Выводя
индивида из одиночества, бунт является основой ценности для всех
людей. Если первоначально значение бунта для индивида можно
выразить фразой “я бунтую – значит я существую”, то дальнейшее
созидательное развитие бунта позволит сказать: “я бунтую,
следовательно, мы существуем”. Исследуя понятие бунта, Камю
выделяет несколько его категорий и определяет характерные
особенности каждой из них.
4.2. Оценка различных категорий бунта Метафизический бунт. Как его
определяет Камю, это восстание человека против своего удела и
против всего мироздания. Если раб бунтует против своего рабского
положения, то метафизический бунтарь – против удела, уготованного
ему как представителю рода человеческого. Он заявляет, что обманут
и обделен самим мирозданием. Камю указывает на одну интересную
особенность. Раб, протестуя против господина, тем самым
одновременно и признает существование господина и его власти. Так
же и метафизический бунтарь, выступая против силы, определяющей его
смертную природу, вместе с тем и утверждает реальность этой силы.
Из этого утверждения можно сделать вывод, что метафизический бунт
не подразумевает в себе атеизм. Бунт не отрицает высшую силу, а,
признавая ее, бросает ей вызов. Исторический бунт. Основная цель
исторического бунта, по мнению Камю, это свобода и справедливость.
Исторический бунт стремится предоставить человеку царствование во
времени, в истории. Камю сразу разделяет понятия бунт и революция.
Он считает, что революция начинается с идеи, в то время как бунт
представляет собой движение от индивидуального опыта к идее. Камю
высказывает интересную мысль: революции в ее подлинном значении
человечество еще не знало. Подлинная революция ставит целью
всеобщее единство и окончательное завершение истории. Происходившие
же до сих пор революции приводили лишь к замене одного
политического строя другим. Даже начинавшаяся как экономическая,
любая революция в итоге становилась политической. И в этом также
заключается отличие революции от бунта. Кроме того, цели революции
и бунта совершенно различны. Революция предполагает низведение
человека до уровня истории, точнее, материала для истории. Бунт же
утверждает человека и человеческую природу, не подвластную миру
силы. Бунт исходит из отрицания во имя утверждения. Революция
исходит из абсолютного отрицания и обрекает себя на всевозможные
виды рабства и террора ради цели, достижимой лишь в конце времен.
Таким образом, делает очень важный вывод Камю, бунт созидателен,
революция нигилистична. Бунт предполагает, что вместо того, чтобы
убивать и умирать во имя созидания такого бытия, каковым
человечество не является, человечество должно жить ради созидания
того, чем оно является. Бунт в искусстве. Искусство, творчество
заключают в себе бунт, проявляющийся в одновременном отрицании и
утверждении. Творчество отрицает мир за то, чего ему недостает, но
отрицает во имя того, чем мир хотя бы иногда является. Бунт в
искусстве, по мнению Камю, это созидатель вселенной. Творец
считает, что мир несовершенен, и стремится переписать, переделать
его, придать ему недостающий стиль. Искусство спорит с
действительностью, говорит Камю, но не избегает ее. Искусство
приобщает человека к истокам бунта в той мере, в какой оно наделяет
формой ценности, неуловимые во всем многообразии бытия, но зримые
для творца, который, улавливая их, отделяет их от истории.
Заканчивая исследование понятия бунта, Камю сопоставил бунт и
понятие убийства – аналогично ранее сделанному им сопоставлению
абсурда и самоубийства. Ценность бунта заключается в том, что он,
положив предел угнетению, создает общее для всех людей достоинство.
Бунт несет в себе созидательное начало. Его значение – в общности
людей, единстве их природы, общении, всем, что способствует их
схожести и содружеству. Таким образом, бунт и убийство логически
противоречат друг другу. Совершив убийство, бунтовщик раскалывает
мир, разрушая те самые общность и единство людей. Таким образом,
появляется новая формула, вмещающая в себя ценность и значение
бунта: “я бунтую, следовательно мы будем существовать”.
Заключение В данном реферате были рассмотрены проблемы и понятия
абсурда и бунта – одни из основных в творчестве А.Камю. Подводя
итог исследованию этих двух понятий, можно прийти к выводу, что
Камю придал им позитивный, созидательный, жизнеутверждающий смысл.
Действительно, чувство абсурда пробуждает сознание человека, и он
возвышается над своей судьбой, обретает в определенной степени
смысл бытия. Сознание, в свою очередь, является первоисточником
бунта – стремления к преображению. Бунт индивида, развиваясь,
переходит в ценность для множества людей, определяя их общность и
объединяя их как созидательную силу. “Я бунтую, следовательно, мы
существуем и будем существовать”, - таков принцип бунтующего
человека.
Рассмотренная в творчестве Камю проблематика остается актуальной и
по сей день. В современном противоречивом мире с его катаклизмами,
на пороге третьего тысячелетия, эти вопросы являются одним из
центральных предметов исследования философской мысли.
Экзистенциализм Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью
о мерзости жизни и человека, а мыслью о величии личности,
неспособной найти связь с равнодушным, но прекрасным миром.
Альбер Камю в своих романах сделал попытку найти ответ на проблему
человеческой свободы в мире, в котором привычные моральные
императивы пришли в негодность или утрачены. «Пограничная
ситуация», пробуждающая к подлинной жизни его героев, не всегда
является следствием их собственной смертельной болезни. Камю
показал, что существуют вещи и положения, вызывающие в душе
человека могучий стихийный протест, возникающий из отказа быть
равнодушным очевидцем чужого несчастья.
Список литературы 1. А.Ф.Зотов, Ю.К.Мельвиль. Западная философия ХХ
века. – М.:“Проспект”, 1998. 2. А.Камю. “Избранное”. – М.:Правда,
1990. 3. А.Камю. Изнанка и лицо: Сочинения. – М.:ЭКСМО-Пресс, 1998.
4. Краткая философская энциклопедия. – М.:Прогресс, 1994. 5.
Философский словарь. Под ред. Фролова И.Т. М.: Издательство
политической литературы, 1987. 6.
http://books.atheism.ru/gallery/kamu 7. http://ru.wikipedia.org
Характер экзистенциализма Альбера Камю
122
0
17 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!