Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребители могут
приобрести на рынке в определенный период времени по определенной
цене.
Субъектами спроса на продукцию культуры, являются, во-первых,
граждане – потребители культурных благ, удовлетворяющие с их
помощью свои культурные потребности, во-вторых, государственные и
муниципальные органы управления культурой – заказчики определенной
культурной продукции, реализующие культурную политику и конкретные
культурные программы.
Граждане, индивидуальные потребители, как субъекты спроса
представляют собой неоднородную группу с точки зрения развитости их
культурных предпочтений2. Одна их часть, наиболее многочисленная, –
это потребители с недифференцированными культурными потребностями.
Организуя свое свободное время, они могут быть в равной степени
удовлетворены в результате посещения кинотеатра, цирка, концертного
зала. Для этой группы потребителей культурные продукты, создаваемые
разными организациями культуры, – продукты-заменители (субституты).
Другая часть – потребители с развитыми, а потому
дифференцированными культурными предпочтениями. Они предъявляют
спрос на определенный вид культурного продукта (например,
театральные услуги), на определенную организацию, создающую этот
вид продукта (например, театр «Современник»), определенного
режиссера, актера. Круг продуктов-заменителей для них сужен, а в
предельном случае субституты отсутствуют вовсе. Продукт, на который
они предъявляют спрос, для них уникален.
Спрос со стороны органов управления культурой предъявляется на
услуги организаций культуры, реже – на культурные программы или
проекты. Круг организаций, получающих бюджетные средства, как
правило, ограничивается государственными и муниципальными
организациями культуры традиционных видов (библиотеки, клубные
учреждения, музеи, театры и т.д.).
Спрос на продукцию культуры предъявляется как в обычной, денежной
форме, так и в форме, не опосредованной денежными отношениями,
назовем ее натуральной. Денежный, платежеспособный спрос
характеризуется тем количеством денежных средств, которое
потребители, заказчики могут потратить на приобретение, заказ благ
культуры. Его субъектами являются государственные и муниципальные
органы управления культурой и граждане. Спрос в натуральной форме
определяется количеством продуктов культуры, которое потребители
могут приобрести бесплатно, т.е. через общественные фонды
потребления, формируемые за счет средств государственного
(муниципального) бюджета. Спрос в натуральной форме предъявляют
индивидуальные потребители.
Динамика платежеспособного спроса на продукцию культуры зависит от
уровня цен на нее, доходов граждан, бюджетной и культурной политики
государства и муниципальных образований, а также ряда
социально-культурных факторов.
Степень воздействия на спрос определяющих его факторов (цены,
уровня доходов потребителя и др.) описывается термином эластичность
и измеряется показателями эластичности спроса. Спрос считается
эластичным, если степень изменения цены (дохода и других факторов,
влияющих на спрос) меньше степени изменения количества купленных
товаров (услуг). Например, цена на услугу увеличилась на 10%, а
спрос упал на 15%. И наоборот, спрос эластичен (негибок), если
степень изменения цены (доходов и др. факторов) выше степени
изменения количества купленных товаров (услуг). Например, в случае
если увеличение цены на услугу на 15% вызвало падение спроса на
10%.
Степень влияния факторов спроса в целом различна у товаров и услуг,
удовлетворяющих разные группы потребностей. Так, спрос на товары и
услуги, удовлетворяющие жизненно важные потребности (в еде, одежде,
коммунальных услугах, особенно в товарах и услугах первой
необходимости), в целом менее подвержен влиянию цен и уровня
доходов.
Спрос на товары и услуги, не относящиеся к жизненно важным,
особенно на те, которые потребители воспринимают как роскошь, более
эластичен.
Культурные потребности не входят в число жизненно важных, базовых.
Многие виды культурных потребностей можно отнести к потребностям в
роскоши (например, коллекционирование произведений искусства). Для
значительной части российских граждан, третья часть которых
находится за чертой бедности, предметами роскоши в настоящий момент
являются и услуги театров, концертных залов, кинотеатров.
Немецкий статистик и экономист Эрнст Энгель (1821 – 1896),
исследовавший взаимосвязи между объемом блага, покупаемого данным
потребителем, и величиной его дохода, установил следующие
закономерности:
- спрос на продукты, воспринимаемые потребителем как предметы
роскоши, восприимчив к изменению в доходах покупателей;
- с ростом доходов наблюдается быстрое увеличение расходов
потребителей на услуги (образовательные, медицинские, туризм,
культуру).
Эти закономерности подтверждаются и современными зарубежными
исследованиями. Так, американский ученый Франсуа Колбер в книге
«Маркетинг культуры и искусства» (2004), ссылаясь на современные
исследования Фонда Форда, пишет о том, что эластичность спроса на
культурные продукты была характерна для реальности Америки 19-го и
начала 20-го веков, когда большинство людей знало, что такое
бедность.
После Второй мировой войны в Америке повсеместно выросли
доходы, и с их ростом изменилась система ценностей американцев:
«Люди захотели носить более модную одежду, есть лучшую пищу,
защищать окружающую среду и пробовать новые способы проведения
досуга». Сегодня спрос на культурные продукты на американском рынке
можно назвать не гибким в связи с тем, что для большей части
населения продукты культуры перестали быть роскошью и, как
подтверждают расчеты показателей эластичности, мало подвержены
динамике цен и доходов.
В условиях низкого уровня среднедушевых доходов спрос российских
граждан на культурные услуги в целом значительно зависит и от
уровня цен на эти услуги и от уровня доходов самих потребителей,
особенно если вкусы их (культурные потребности) могут быть
удовлетворены субститутами (заменителями). При этом наиболее
эластичен спрос на услуги концертных и выставочных залов, театров,
наименее эластичен – на литературу «легких жанров», газеты,
журналы. В столичных городах, где выше уровень доходов, шире слой
богатого населения и многочисленнее группа «приверженцев культуры»
(театралов, киноманов, библиофилов и т.д.), спрос на культурные
продукты, особенно «новинки сезона» или «события сезона» обычно не
гибкий.
Высокая чувствительность потребителей культурной продукции к
конъюнктуре рынка указывает на одну из важнейших особенностей рынка
– ограниченной возможности роста цен: даже незначительное их
повышение может привести к переключению потребителей на другие виды
культурной продукции или вообще к уходу с рынка культуры. Высокая
эластичность спроса на культурную продукцию требует значительной
гибкости ценообразования, широкой дифференциации цен и скидок в
зависимости от изменения спроса.
Органы управления культурой как субъекты рынка предъявляют спрос на
культурную продукцию в форме государственного и муниципального
заказа на общественные и социально значимые блага. Величина этого
спроса зависит от готовности потребителей платить за культурные
блага, заказываемые органами управления. Эта готовность выявляется
с помощью механизма общественного выбора при голосовании
избирателей – налогоплательщиков и определяет культурную политику
государства и муниципальных образований. Непосредственно
потребители не производят денежной оплаты этих благ, поскольку
оплачивают их косвенно с помощью налогов. Это позволяет трактовать
налог как цену, уплачиваемую потребителями за общественные и
социально значимые блага, заказчиками которых являются органы
управления культурой1.
Среди факторов спроса на культурную продукцию есть
внеэкономические, социально-культурные. К ним следует отнести моду,
традиции в потреблении, формируемые обществом, семьей, а также так
называемый эффект снобизма – потребление, побуждаемое стремлением
принадлежать к привилегированным слоям общества, к социальному
престижу (например, потребление упоминавшихся выше «событий
сезона»).
В значительной степени спрос на культурные блага зависит и от
уровня культуры потребителя. Чем более развит художественный вкус,
чем дифференцированнее культурная потребность, тем динамичнее спрос
потребителя. Чтобы понимать и ценить произведения культуры, сложное
искусство нужна длительная практика его потребления. Накопленный
культурный капитал потребителя становится мотивом его спроса на
культурные блага.
Названные социально-культурные факторы делают спрос на культурные
продукты более устойчивым к влиянию уровня цен и доходов
потребителей.
Потребление культурных благ, осуществляемое как в рамках
домохозяйств, так и на рынке, происходит в свободное время
потребителя. Объем и структура свободного времени также определяют
величину спроса на культурную продукцию и его динамику. В то же
время сама величина свободного времени находится под влиянием
разнонаправленных тенденций. С одной стороны, индустриализация
домашнего труда сокращает затраты труда и времени на ведение
домашнего хозяйства и увеличивает объем свободного времени. С
другой стороны, экономическая нестабильность, вынуждает членов
домохозяйств диверсифицировать источники получения доходов, искать
дополнительную работу, получать новую специальность и это ведет к
сокращению объема свободного времени.
Вместе с тем рост производительности труда придает времени высокую
рыночную ценность. Время, затрачиваемое на досуг, становится более
дорогим, поэтому потребители стараются увеличить объем полезности,
полученной в час1. Возникает тенденция к перераспределению
свободного времени из одних сфер в другие, в которых отдача
выше.
Названные тенденции увеличивают конкуренцию за покупателя между
организациями, осваивающими свободное время, интенсифицируют режим
их работы, труд работников, заставляют искать и использовать
конкурентные преимущества в борьбе за спрос.
В связи с тем, что потребление благ культуры происходит в свободное
от работы потребителей время, интенсивность спроса на продукты
культуры в течение года и в течение суток неравномерна. Так, из-за
того, что отпуск у значительной части населения совпадает с летним
периодом, спрос на услуги организаций культуры традиционно падает в
это время, потому что люди используют альтернативные способы
проведения досуга, например, туризм. В зимний период интенсивность
спроса на культурные услуги меняется в течение суток, многократно
возрастая в вечерние часы, так как свободное время у большинства
потребителей приходится на вечер.
Таким образом, на платежеспособный спрос влияет большая группа
экономических и социально-культурных факторов. Спрос на бесплатные
услуги зависит, главным образом, от социально-культурных факторов.
Характеристика спроса
162
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!