Государственный академический Большой театр России (г. Москва) — 18
декабря 1991 г.
Государственный академический Малый театр России (г. Москва) — 18
декабря 1991 г.
Государственный академический Мариинский театр (г. Санкт-Петербург)
— 6 ноября 1993 г.
Художественные организации
Российская академия художеств (г. Москва) — 18 декабря 1991 г.
Жостовская ордена «Знак Почета» фабрика декоративной росписи
(Жостовский промысел, Московская область) — 6 ноября 1993 г.
1 Ионин Л.Г. Социология культуры. – М., 1996. – С.11.
[1] Художественный – изображающий действительность в художественных
образах. Здесь и далее слова «культурный» и «художественный» будут
использоваться как тождественные, имеющие отношение к узкому
толкованию смысла культуры как сферы художественного отображения
действительности, а также распространения предметов и средств ее
отображения.
[2] Благо – термин, обозначающий полезность продукта и являющийся
по существу синонимом потребительной стоимости.
1 Дифференциация качества – образование разного качества, появление
нового качества, видообразование качества.
1 Декоративно-прикладное искусство – создание художественных
изделий, имеющих практическое значение в быту; одна из областей
народного художественного творчества, связанная с ремеслом и
деятельностью народных художественных промыслов (Палех, Жостово,
Хохлома).
2 Перформанс – форма современного искусства, в которой произведение
составляют действия художника или группы в определенном месте в
определенное время (Википедия).
1 Указанные группы благ называют не всегда одинаково. Так,
смешанные блага обозначают и как квазиобщественные и как смешанные
общественные блага. Частные блага называют рыночными или чистыми
частными. Это связано в определенной мере с тем, что принципы
экономики общественного сектора и теории общественного блага,
которые устанавливают разницу между названными группами благ,
заложены в трудах группы ученых: П. Самуэльсона, Дж. Стиглица, Р. и
П. Майсгрейвов, Э. Аткинсона и др. В отечественной литературе
первыми трудами по указанной теме стали: «Экономика общественного
сектора и некоммерческих организаций» Е.Н. Жильцова (1995) и
«Экономика общественного сектора» Л.И. Якобсона (1996 ).
1 Конституция РФ гарантирует общедоступность ценностей культуры
российским гражданам.
1 Общественное разделение труда – качественная дифференциация
трудовой деятельности, приводящая к обособлению и сосуществованию
различных ее видов.
1 Об общероссийских классификаторах ОКОНХ и ОКВЭД будет сказано
далее.
2 То же.
1 В Законе РФ «О средствах массовой информации, принятом в 1992 г.,
Интернет в числе СМИ не называется. Это связано с неразвитостью
Интернета – сложностью производства и его правовой идентификации на
момент принятия закона.
1 См. Учебник «Основы продюсерства. Аудиовизуальная сфера». – М.:
ЮНИТИ, 2003.
2 Деятельность информационных агентств (подраздел 92.4) с позиций
потребления относится и к профессиональной и к досуговой.
1 Так, образовательные организации культуры отнесены в ОКВЭД к
отрасли «образование» (раздел М), управленческие организации к
отрасли «Государственное управление» (раздел L), издательства книг,
журналов, звукозаписей и др. к «Издательской и полиграфической
деятельности» (раздел Д) и т.д.
1 Термин «сфера» используется для обозначения группы близких,
родственных (на основании какого-либо признака) отраслей в учебной
и исследовательской литературе, и поскольку в нормативной практике
нет его применения и толкования, границы группы отраслей,
объединенных термином «сфера», всегда достаточно произвольны и не
отражены в каких-либо государственных статистических
классификаторах.
1 К социально-культурной сфере как группе близких, родственных
отраслей чаще всего относят: отрасли образования, культуры,
здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма. Однако так
же, как и понятие «сфера культуры» оно не используется в
нормативной практике, а потому не связано с четким, конечным
перечнем отраслей.
1 Извлечения из Положения о Министерстве культуры Российской
Федерации см. в Приложении 3.
1 Рассчитано по: Учреждения культурно-досугового типа, парки
культуры и отдыха РФ в цифрах. 2009 г. – М.: ГИВЦ, 2010;
Общедоступные библиотеки РФ в цифрах. 2009 г. – М.: ГИВЦ, 2010;
Музеи и зоопарки в цифрах. 2009. – М.: ГИВЦ, 2010; Театры РФ в
цифрах. 2009. – М.: ГИВЦ, 2010.
1 Рассчитано по: Учреждения культурно-досугового типа, парки
культуры и отдыха РФ в цифрах. 2009 г. – М.: ГИВЦ, 2010;
Общедоступные библиотеки РФ в цифрах. 2009 г. – М.: ГИВЦ, 2010;
Музеи и зоопарки в цифрах. 2009. – М.: ГИВЦ, 2010; Театры РФ в
цифрах. 2009. – М.: ГИВЦ, 2010; Концертные организации и
коллективы, цирки в цифрах.2009 – М.:ГИВЦ, 2010.
2 Российский статистический ежегодник 2008 – М., Росстат,2008.
1 Российский статистический ежегодник 2008 – М., Росстат, 2009.
2 В виду отсутствия данных о деятельности некоммерческих
организаций культуры, учрежденных общественными организациями, а
также о Фондах и ассоциациях культуры, эти цифры являются
неполными.
3 Российский статистический ежегодник 2008 – М., Росстат, 2009.
4 Российский статистический ежегодник. 2009. – М.,Россат, 2010
5 Рассчитано на основе табл. 2.
1 Исключающий характер отношений собственности реализуется в
системе исключительного права, которым обладает собственник, и
означает, что другие лица исключаются из числа пользователей
объектом собственности.
1 Этот существующий ныне и в гражданском законодательстве
Российской Федерации набор прав характерен для англосаксонской
правовой традиции, в отличие от континентальной традиции, в
соответствии с которой собственность абсолютна, едина и
неделима.
1 Российский статистический ежегодник, – 2008
1 Юридическое лицо представляет собой организацию, участники
которой объединены договором о совместной деятельности в какой-либо
области (для чего учредитель наделяет создаваемую ими организацию
обособленным имуществом), имеющую наименование, адрес,
регистрационное свидетельство и расчетный счет в банке.
2. Извлечения из Закона РФ « О Правительстве РФ» см. в Приложении
4.
1 Извлечения из Положения о Федеральном агентстве по управлению
государственным имуществом Сю в Приложении 5
2 Извлечение из Положения о Министерстве культуры РФ см. в
Приложении 3.
1 Монопсония – разновидность рынка, на котором выступает только
один покупатель товара или услуги – монопсонист.
1 Организационно-правовая форма – совокупность имущественных и
организационных отличий, способов формирования имущественной базы,
особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников,
их ответственности друг перед другом и контрагентами.
2 Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджетными учреждениями
признаются организации, созданные органами государственной и
муниципальной власти для осуществления функций некоммерческого
характера, деятельность которых финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на
основании сметы доходов и расходов. Смета - финансовый план
(список) предстоящих расходов или расходов и доходов
организации.
1 Это положение Гражданского кодекса РФ не всегда однозначно
трактуется отраслевыми законами. Так, Федеральный закон РФ «Об
образовании» считает доходы от предпринимательской деятельности и
имущество, на них приобретенное, собственностью образовательного
учреждения.
1 Особенно жесткие условия контроля предоставляет статус бюджетного
учреждения, согласно которому его возможности в расходовании
бюджетных средств ограничены закрытым перечнем расходов, а также
запретом на нецелевое использование бюджетных средств.
1 Речь идет о принятых Правительством РФ к исполнению «Принципах
реструктуризации бюджетного сектора РФ на период до 2006 г.».
1 Цирки дотируются государством. Дотация – это денежные средства,
предоставляемые государством на покрытие убытков предприятия, т.е.
покрытие разницы между его доходами и расходами.
1 Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре», ст. 43.
2 Объектами культурного наследия (памятниками) являются объекты
движимые и недвижимые, представляющие собой ценность с точки зрения
археологии, истории, искусства, культуры, науки и т.д., включенные
в Единый государственный реестр объектов культурного наследия на
основании государственной экспертизы и охраняемые государством.
1 Диверсификация – создание многопрофильных компаний с широкой
номенклатурой выпускаемой продукции.
Дает возможность
скомпенсировать падение сбыта на рынке выпускаемой продукции одного
продукта путем роста на рынке сбыта другого продукта.
1 Рассчитано по: Российский статистический ежегодник. 2004.
«Культура России».
1 Ранее, летом 1991 г., главами СНГ было принято «Соглашение о
возвращении культурных и исторических ценностей государствам их
происхождения», использующий другой принцип разграничения и
предполагающий реституцию (возврат) ценностей. Однако в связи с
рядом непреодолимых сложностей по реализации этого принципа в
данной ситуации, а также под влиянием общественной критики
указанный документ не был реализован.
1 Почти три года отделили первое чтение проекта закона о
перемещенных ценностях в Государственной Думе в мае 1995 г. от
Постановления Конституционного Суда в апреле 1998 г. по делу о
разрешении спора между Президентом РФ и Федеральным собранием по
поводу закона. Участие Конституционного Суда, обязавшего Президента
подписать закон о перемещенных ценностях, также свидетельствует о
неординарности, спорности и сложности рассматриваемого вопроса о
реституции.
2 В соответствии с указанным законом, перемещенные культурные
ценности – это ценности, которые были вывезены с территории
Германии и союзников в соответствии с приказами военного
командования Советской Армии и распоряжениями других компетентных
органов в осуществление компенсаторной реституции. Компенсаторная
реституция – обязанность государства компенсировать вред,
причиненный им другому государству, путем передачи потерпевшему
государству предметов того же рода, что и незаконно вывезенные или
разграбленные.
1 В образовании и здравоохранении до сих пор существует мораторий
на приватизацию имущества организаций.
1 Отдельные исключения были сделаны в Государственной программе
приватизации государственных и муниципальных предприятий в 1992г. в
виде разрешения приватизировать объекты незавершенного
строительства в культуре, народные художественные промыслы и
объекты кинофикации.
1 ФЗ от 25 июня 2002 г., №73-ФЗ (см. Приложение 6 «Извлечения из ФЗ
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и
культуры)»).
1 См. Приложение 7 «Положение об особо ценных объектах культурного
наследия народов РФ» и Приложение 8 «Извлечение из Государственного
свода особо ценных объектов культурного наследия народов РФ».
1 Об этом: Расин Б.Н., Кудимов И.С., Мушников А.А., Яцкин Д.М.
Современные методы управления объектами культурного наследия //
Справочник руководителя учреждения культуры, №5, 2005.
2 В отношениях собственности по поводу ОКН государство выполняет
две функции: как орган управления оно осуществляет охрану всех ОКН
страны, как один из собственников – владеет, пользуется и
распоряжается объектами культурного наследия, находящимися в
государственной собственности.
1 Так, по данным Росохранкультуры Министерства культуры РФ, только
в г. Уфа за период с 2000 по 2004 г. снесено 42 объекта культурного
наследия государственной собственности.
http://www.rosohrancult.ru.
2 http://www.rosohrancult.ru. Официальный сайт Росохранкультуры
Министерства культуры РФ.
[3] ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в
связи с совершенствованием разграничения полномочий» – ФЗ-№258.
[4] Паспорт памятника – официальный документ, удостоверяющий
месторасположение, профиль, состояние, возраст памятника, его
историческую и культурную характеристику, режим собственности и
охраны, юридический адрес памятника и его собственника.
1 При написании главы был использован Комментарий к Четвертой части
Гражданского кодекса РФ (Под ред. И.А. Близнеца, А.Ю. Ларина) – М.:
Книжный мир, 2008.
1 Д. Голсуорси в знаменитой «Саге о Форсайтах» сказал: «Извечные
взаимоотношения между искусством и собственностью выражены на
многих необходимейших приспособлениях нашего века с предельным
лаконизмом: «Томас Сорроу, изобретатель. Берт Пэтленд, владелец
изобретения».
2 Субъектами произведений, созданных до 1992 г., могли быть и
юридические лица; их права охраняются до настоящего времени.
1 Подход к рыночной классификации, предложенный в документах
Всемирной организации интеллектуальной собственности при
определении целей политики в области ИС, используется А.И.
Елисеевым и И.Е. Шульгой в книге «Институциональный анализ
интеллектуальной собственности» - М.: «Инфра-М», 2005. Книга
представляет собой наиболее глубокий анализ интеллектуальный
собственности с позиций экономической теории.
1 Лэндс У., Позднер Р. Цит. по: Елисеев А.И., Шульга И.В.
«Институциональный анализ интеллектуальной собственности» – М.:
Инфра-М., 2005..
1 Копирайт (copyright – «право на воспроизведение, на
копирование»).
1 Трансакционные издержки – издержки, связанные с обменом, с
осуществлением рыночных сделок. Складываются из издержек по сбору и
обработке информации о предмете сделки, партнере, издержек ведения
переговоров и заключения контракта, издержек контроля за
выполнением контракта, защитой прав собственности и др.
1 Паушальный – (нем.) – взятый в целом, целиком.
1 Передача на определенный срок в эксплуатацию какого-либо ресурса
на возмездных основаниях.
2 По российскому законодательству товарный знак – наиболее
защищенное средство индивидуализации.
1 Цит. по кн. Елисеев А.И., Шульга И.В. «Институциональный анализ
интеллектуальной собственности». – М.: Инфра-М, 2005.
1 Локализация – ограничение распространения какого-либо явления
какими-либо пределами; связанность с определенным местом.
2 Типология потребителей исполнительских искусств представлена в
кн.: Экономические основы культурной деятельности: В 3 т. Отв. ред.
А.Я. Рубинштейн, Ю.У. Фохт-Бабушкин, т.1.
1 Об этом: Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и
некоммерческих организаций. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
1 Об этом: Макконнелл К., Брю С. Экономикс, т.2.
1 Субсидии и дотации – денежные средства, предоставляемые
организациям из бюджетов соответствующего уровня для долевого
финансирования целевых расходов (субсидия) и для покрытия текущих
расходов (дотация).
1 Выделение бюджетных средств частным производителям культурных
услуг предусмотрено Законом РФ «О культуре», однако на практике
используется до сих пор крайне редко.
2 Экономика отраслевых рынков как самостоятельная область
экономических исследований стала формироваться в 30-е, 40-е гг. XX
в. Основоположники – Э. Мэйсон, Д. Бэйн, Э. Чемберлин, В. Бомоль,
Дж. Робинсон, П. Фергюсон и др.
1 Классификация барьеров входа дана в кн.: Вурос А.Д., Розанова
Н.М. Экономика отраслевых рынков – М.: Экономический факультет МГУ,
ТЕИС, 2002.
1 Ценовая дискриминация – продажа в один и тот же момент одного
продукта разным покупателям по разным ценам, когда разница в ценах
не оправдана разницей в издержках производства этого продукта.
Имеет место, например, в случае обслуживания организациями культуры
льготных категорий посетителей – студентов, пенсионеров,
военнослужащих, в случае разницы в ценах на утренние и вечерние
спектакли, сеансы.
1 В условиях натурального обмена (бартера) роль денег выполняет
другой товар или услуга.
1 Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: Инфра-М,
2006
1 Из статьи Шматко Н.А. Анализ культурного производства Пьера
Бурдье// СоцИс: Соц.исслед. - №8, 2003.
2 Скитовски Т. Суверенитет и рациональность потребителя – Галерея
экономистов Т.Скитовски. Economicus.ru
3 К категории несчитаемых ресурсов следует отнести и свободное
время потребителей, которое осваивают организации культуры. Объем
свободного времени посетителей, как было сказано в главе 1,
определяет объем, структуру, интенсивность культурного
производства. Экономически измерить этот ресурс теоретически можно,
используя вмененные издержки (альтернативную стоимость), однако
сделать это практически крайне трудно. Напомню, что вмененные
издержки, или издержки упущенных возможностей, это цена того, от
чего потребитель отказывается, чем жертвует, выбирая культурный
продукт (например, вмененные издержки трехчасового посещения театра
зритель может измерить количеством неполученных за это время
почасовых доходов, почасовой зарплаты).
1 Баумоль У.Д. Анатомия дефицита – Отечественные записки, №4,
2005.
1 Шаш Н.Н. Ценообразование. М.: Юрайт, 2004.
1 Эрроу К. Возможности и пределы рынка как механизма распределения
ресурсов.//THESIS. Вып. 2, 1993, с. 53.
1 Долгин А.Б. Экономика символического обмена. М.: Инфра-М, 2006,
с. 344.
1 Шаш Н.Н. Ценообразование. М.: Юрайт, 2004, с. 44.
1 Акерлоф Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный
механизм// THESIS. 1994. Вып. 5
1 Долгин А. Б. Экономика символического обмена. – М.: ИНФРА-М,
2006. С. 120.
Театры
147
0
9 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!