Тема № 30: “История природы и история человечества” ПЛАН. Природа -
универсум, охватывающая все сущее. Историческое развитие
представлений о природе.
Историческое развитие человека во взаимоот-ношении с природой.
Географическая среда - зона обитания человека. Сфера всего живого -
биосфера. Ноосфера - ступень развития биосферы. Создание “второй
природы”. Экологические проблемы. Осознание человечества, как
единого целого с природой. Список использованной литературы:
Введение в философию. Учебник в двух частях. / П/р Фролова С. М. -
М. : 1989г. Философия. Курс лекций. Учебное пособие. / П/р Бычко. -
К. : 1993г. Философские проблемы взаимодействия общества и природы.
/ Воронович Б. А. - М. : 1982г. Человек, цивилизация, общество. /
Сорокин П. - М. : 1992г.
История человеческого общества в определенном смысле являет собой
картину его изменяющегося взаимодействия с природой.
Природа - это прежде всего универсум, который охватывает все сущее,
в том числе наши познания и практическую деятельность, всю
Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно
сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее
форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и
уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное,
изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько
противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его
частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по
существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа.
При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто
не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и
совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно другое понимание природы сложилось в средневековой
христианской культуре. Здесь, окружающая человека природа
рассматривалась как нечто сотворенное богом и более низкое, чем сам
человек, поскольку только он в процессе творения был наделен Божьим
началом - душой. Более того, природа нередко понималась как
источник зла, который нужно преодолеть или подчинить, а жизнь
человека при этом выступала как творение Божественного начала -
души с греховным природным началом - телом. И это служило
оправданием для негативного отношения к природе и даже обоснованием
применяемого к ней насилия. Подобная система взглядов не могла
стимулировать интерес к научному познанию природы. В эпоху
Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для
себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в
ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму
средневековья. Природа начинает пониматься как убежище,
противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации.
Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного
естественного начала к социальному является источником всех наших
несчастий.
Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания,
существовала на всех этапах человеческой истории. Она, однако не
оставалась постоянной, а изменялась диалектически противоречивым
образом. Во взаимодействии с природой человек постепенно, в
процессе труда и общения формировался как социальное существо. Этот
процесс имеет своим исходным пунктом выделение человека из
животного царства. В силу вступает и социальный отбор: выживали и
оказывались перспективными те древнейшие общности людей, которые в
своей жизнедеятельности подчинялись определенным социально-значимым
требованиям сплоченности, взаимопомощи, заботе о судьбе потомства,
что формировало зачатки нравственных норм. Социально значимое
закреплялось и естественным отбором и передачей опыта. Образно
говоря, человек в своем развитии постепенно становился на рельсы
социальных законов, сходя с колеи биологических закономерностей. В
преобразовании в человеческое общество большую роль играли
социальные закономерности на фоне активного действия биологических.
Это осуществлялось в процессе труда, навыки к которому постоянно
совершенствовались, передаваясь от поколения к поколению, и
образуя, тем самым, вещественно фиксированную “культурную”
традицию. Процесс труда начинается с изготовления орудий, а их
изготовление и употребление может происходить только в коллективе.
Лишь коллектив придает жизненный смысл и могучую силу орудиям.
Именно в коллективе предтрудовая деятельность наших предков могла
превратиться в труд, являющийся выражением социальной деятельности
и формированием зачатков производственных отношений.
Труд есть “… процесс, совершающийся между человеком и природой,
процесс, в котором человек своей деятельностью опосредствует,
регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. ”
(Маркс К. , Энгельс Ф. , Соч. , том 23, стр. 188).
Язык - важнейшее средство осуществления трудового процесса,
обусловивший могучий прогресс в развитии человеческого
мышления.
Между природным и общественным нет пропасти - общество остается
частью более обширного целого - природы. Но каждое при этом
обладает своей спецификой. Человек живет на Земле в пределах тонкой
ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания человека
и сфера приложения его сил. С самого своего возникновения
человеческое общество измеряло окружающую среду, используя
достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, как бы передает ее в
наследство будущим поколениям, превращая богатство ресурсов природы
в средства культурно-исторической жизни. Человек не только
переместил в другие климатические условия различные виды растений и
животных, но и изменил их. Воздействие общества на природу
обуславливается развитием материального производства, науки и
техники, общественных потребностей, а также характером общественных
отношений.
При этом, в силу нарастания степени воздействия общества
на природу происходит расширение рамок географической среды и
ускорение некоторых природных рамок географической среды. Если
лишить современную географическую среду ее свойств, созданных
трудом многих поколений и поставить современное общество в исходные
природные условия, то оно не сможет существовать, ибо человек
геохимически переделал мир и процесс этот уже необратим.
В свою очередь и географическая среда оказывает немаловажное
влияние на развитие общества. Человеческая история - наглядный
пример того, как условия среды и очертания поверхности планеты
способствовали или, напротив, препятствовали развития человечества.
Если на Крайнем Севере, в этой определенной стихии, человек вырвал
у негостеприимной суровой природы средства существования ценой
мучительных усилий, то в тропиках необузданная пышность
расточительной природы ведет человека, как ребенка, на помочах и не
делает его развитие естественной необходимостью. Географическая
среда, как условие хозяйской деятельности общества может оказать
определенное влияние на хозяйскую специализацию стран и
районов.
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь
географической средой. Качественно иной естественной средой его
жизни является сфера всего живого биосфера, включающая населенную
микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а
также нижнюю часть атмосферы. В результате длительной эволюции
биосфера сложилась как динамичная, внутренне дифференцированная
равновесная система. Но она не остается неизменной, а будучи
самоорганизующейся системой развивается вместе с эволюцией
Вселенной и всего живого. История жизни на нашей планете
показывает, что глубокие преобразования уже не раз происходили, и
качественная перестройка биосферы приводила к исчезновению разных
видов животных и растений и появлению новых. Эволюционный процесс
биосферы имеет необратимый характер. Помимо растений и животных
биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы.
Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы,
оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи
с невиданным ранее развитием науки и техники.
С возникновением человечества осуществляется переход к новому
качественному состоянию биосферы - ноосфере (от греческого noos -
ум, разум) представляющий собой сферу живого и разумного. Ноосфера
- не отвлеченное царство разума, а исторически закономерная ступень
развития биосферы. Ноосфера - новая особая реальность, связанная с
более глубокими и всесторонними формами преобразующего воздействия
общества на природу. Она предполагает не только использование
достижений наук, но и разумное сотрудничество государств,
человечества и высокие гуманистические принципы отношения к природе
- родному дому человечества.
Экология (от греческого oikos - обиталище, местопребывание) - это и
есть наука о родном доме человечества, об условиях обитания тех,
кто его населяет. Экология - комплексное научное направление,
изучающее закономерности взаимодействия живого с внешними условиями
его обитания с целью поддержания динамичного равновесия системы
“общество-природа”...
В прошлом использование человеком сил природы носило стихийный
характер, человек брал от природы столько, сколько позволяли его
собственные производственные силы. Но взаимоотношения человека с
естественной средой обитания все более опосредовались созданием им
“второй природы”, человек повышает свою защищенность от стихийного
буйства природы.
Изобретая способы получения и использования железа и его сплавов,
человек резко увеличивает свое могущество во взаимоотношениях с
природой. Вместе с тем, с течением времени само развитие
цивилизации оказывается зависимым от имеющихся на земле запасов
железных руд, от их хозяйственного использования. В наши дни эта
зависимость нередко обнаруживается крайне динамическим образом,
поскольку масштабы применения многих видов ресурсов приводят к
исчерпыванию имеющихся на планете запасов этих ресурсов.
Таким образом, не только человек зависит от природы, но и природа
зависит от него.
Взаимодействие человека и природы, общества и среды его обитания в
результате бурного роста промышленного производства во всем мире
достигло предельных критических форм и размеров. Встал вопрос об
угрозе самому существованию человечества вследствие исчерпания
природных ресурсов и загрязнения среды его обитания.
Вся жизнь и развитие человека протекают во взаимодействующей с ним
части природы. Человек - часть и порождение великой “Матери-
природы”. “Человек, писал Маркс - живет природой. Это значит, что
природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в
процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Общество есть
законченное сущностное единство человека с природой, подлинное
воскресение природы, осуществленный натурализм человека и
осуществленный гуманизм природы. ” (Маркс К. , Энгельс Ф. , Соч. ,
т. 42, стр. 92). “Тело человека” уже не может ограничиваться его
биологическим параметрами, а включает так же и то, что ранее
воспринималось, как “внешняя природа”. Человек в своем
природно-биологическом качестве - это не просто “часть” природы, а
ее органический элемент, находящийся во взаимодействии с другими
элементами и частями, составляющими некоторое динамически
противоречивое единство. В настоящее время взаимодействие общества
и природы, человека и среды его обитания, составляет существо
экологической проблемы. Это и загрязнение атмосферы, морей, рек,
океанов, и Чернобыльская проблема, возникновение эпидемий,
неизвестных ранее болезней, нарушений температурного баланса.
Острое осознание возможности глобального экологического кризиса
ведет к необходимости разумной гармонизации взаимодействий в
системе “техника - человек - биосфера”.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человека иного способа мышления, новой формы его самосознания -
экологического сознания. Это прежде всего означает, что
человечество должно осознать себя как единое целое в своем
отношении к природе.
История природы и история человечества
57
0
7 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!