II Философия Ф.Ницше
Теория морали
Если в первый период творчества проблема культурных ценностей интересовала Ницше главным образом с эстетической точки зрения, то во второй период основное свое внимание он сосредоточивает на анализе этических норм и оценок, их сущности и происхождении. В этот период вырабатывается специфический для философа стиль изложения: его книги отныне уже ничем не напоминают научные трактаты, это -композиционно и тематически оформленные собрания афоризмов.
"Нравственность, - пишет Ницше, - есть, ближайшим образом, средство предохранения общества от распадения" (2. С.298). Прежде всего должна появиться система принуждения, заставляющая индивида согласовывать свои личные мнения и интересы с общественными. Успешнее всего этот механизм действует, если принуждение принимает анонимную форму обычая, когда общественный авторитет утверждается исподволь через систему воспитания и обучения. В таком случае лояльность может стать "второй натурой", демонстрироваться добровольно и даже приносить удовольствие. Нравственность становится внутренним свойством и средством самоконтроля человеком своего поведения по мере совершенствования общественного организма.
Подобные рассуждения, казалось бы, должны наводить на мысль, что Ницше - сторонник утилитаризма. На самом деле его позиция не столь однозначна. Так, он говорит о "двойной предыстории" понятий добра и зла. развивая эту мысль в поздних сочинениях. В книге "По ту сторону добра и зла" он выдвигает учение о двух основных типах морали: "морали господ и морали рабов").
Во всех развитых цивилизациях они смешаны, элементы той и другой можно обнаружить буквально в одном и том же человеке. Но различать их, считает Ницше, необходимо. В морали господ, или аристократической морали, "добро" и "зло" эквивалентны понятиям "благородный" и "презренный" и относятся не столько к поступкам людей, сколько к самим людям, эти поступки совершающим. В рабской же морали смысл основных этических категорий зависит от того, что полезно, что служит поддержанию порядка в обществе, отстаивающем интересы слабых в духовном и физическом отношении индивидов. Такие качества, как сострадание, добросердечность и скромность, рассматриваются как добродетели, в то же время свойства, которые обнаруживают сильные и независимые индивиды, считаются опасными, а потому "злыми".
Данные идеи представлены и в книге "Генеалогия морали", где Ницше широко использует понятие мстительности (ressentiment). Высший тип человека, по его мнению, создает свои ценности от избытка жизненной силы. Слабые же и бессильные боятся таких людей, они стремятся обуздать и приручить их, подавить своей численностью, навязывая в качестве абсолютных "стадные ценности". Разумеется, подобная мстительность открыто не признается и, возможно, даже не осознается "толпой" в качестве побудительного мотива, однако, она действует, находя как прямые, так и окольные пути и косвенные выражения. Все это выводит на свет искушенный "психолог морали", каковым Ницше считает себя.
Итак, в истории морали, согласно Ницше, борются друг с другом две основные этические позиции. С точки зрения высшего типа людей, они могут сосуществовать. Это возможно, если "толпа", нс способная ни к чему возвышенному, будет практиковать "рабскую морить" исключительно в своей среде. Но она, подчеркивает Ницше, никогда не ограничится этим и не откажется от универсалистских претензий. Более того, по крайней мере в истории Запада у "рабской морали" были и остаются все шансы па успех. Об этом, например, свидетельствует распространение христианства. Ницше не отрицает полностью какую бы то ни было ценность христианской морали, признавая, что она сделала человеческий внутренний мир более утонченным. Однако он видит в ней выражение мстительности, характерной для стадного инстинкта, или "рабской морали". То же воплощение мстительности видит Ницше в демократическом и социалистическом движениях, считая их производной формой от христианской идеологии.
Ницше полагает, что идеал всеобщей, единой и абсолютной морали должен быть отброшен, так как он ведет жизнь к упадку, а человечество - к вырождению. Его место должна занять градация рангов, степеней различных типов морали. Пусть "стадо" остается приверженным своей системе ценностей, считает Ницше, при условии, что оно лишено права навязывать ее людям "высшего типа".
Когда Ницше говорит о необходимости стать "по ту сторону добра и зла", это надо понимать как призыв к преодолению так называемой рабской морали, которая, с его точки зрения, ставит всех на одну доску, любить и охраняет посредственность, препятствует возвышению человеческого типа. Он не имеет в виду, как это иногда утверждают, полное безразличие к природе ценностей и упразднение всяких нравственных критериев. Подобное было бы самоубийственным для обычного человека. Только те, кто принадлежит к высшему типу, могут без ущерба для себя стать "по ту сторону" навязываемых обществом пониманий добра и зла, ибо эти индивиды сами являются носителями нравственного закона и не нуждаются ни в чьем попечительстве. Их свободное самоопределение, считает Ницше, - это единственный путь к более высокому уровню человеческого существования, к сверх - человеку (Ubermensch).
Воля к власти»
"Воля к власти" - бортовой журнал потерпевших кораблекрушение. Это крайне жестокая книга, обращенная к тем, кому уже нечего терять. Особенно не повезло "Воле к власти" в России. Лишь теперь русскому читателю доступен полный перевод легендарной книги - все 1067 афоризмов - безусловно, событие, в том числе и литературное.
Автор книги: Фридрих Ницше (Friedrich Nietzsche).
В истории человечества найдется немного текстов, которые сыграли такую историотворную роль, как «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».
Эту книгу окутывает какая-то страшная тайна. По масштабам лжи и небылиц, нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удерживает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке. Сама история ее возникновения и существования представляет собой полную загадок детективную историю, которую вот уже более ста лет пытается разгадать не одно поколение исследователей. Дело в том, что аутентичной «Воли к власти» не существует: своей версии этой книги Ницше не оставил. В течение последних четырех-пяти лет своей жизни он действительно работал над проектом с названием «Воля к власти». Но проект этот так и остался незавершенным, растворившись в безумии автора. Тем не менее, усилиями литературных наследников философа эта книга была смонтирована и с тех пор неразрывно связана с именем Ницше. Более того, «Воля к власти» стала восприниматься как его главный и самый известный труд, а сам он — преимущественно как автор именно этой книги, иногда даже в ущерб остальным произведениям.
Однако мистификация на этом не закончилась. Сегодня существует порядка десятка различных вариантов «Воли к власти». По разрозненным рукописям укрывшегося от мира в душевной болезни мыслителя эту книгу составили его сестра Элизабет Ферстер-Ницше и Петер Гаст. В итоге мы имеем своего рода книгу-пульсар с вечно меняющимися текстовыми конфигурациями. Все это, несомненно, также способствовало тому, что «Воля к власти» стала самым будоражащим текстом, вокруг которого уже целое столетие нескончаемо кипят идейные страсти. Крупнейшие умы XX века бились над ее тайными письменами с такой страстью и надеждой, словно она скрывает великое знание, от которого зависят судьбы мира.
Конференции по ницшеанству проводятся от Чикаго до Пекина, от Палермо до Кембриджа. Философия XX века становится чуть ли не комментарием к Ницше, а «Воля к власти» — его самым цитируемым и интерпретируемым произведением. Ему обязаны своим появлением почти все главные течения современной мысли: философия жизни и экзистенциализм, герменевтика и структурализм, современная эпистемология и лингвистика... Он становится родоначальником целого спектра современных философских методов: генеалогии, коллажа, деконструкции, перспективизма, структурализма. Его мысль дает мощный импульс авангардным формам мирового искусства: сюрреализму, дадаизму, футуризму, абстракционизму.
Не только высоколобые мыслители оказались подвержены магии этой книги. Для самых широких слоев читающей публики «Воля к власти» стала, возможно, первым в истории массовым философским бестселлером. В ней речь впервые напрямую зашла о сути жизни каждого человека, в ней философия становилась личным делом каждого.
«Воля к власти» — бортовой журнал потерпевших кораблекрушение. Это крайне жестокая книга, обращенная к тем, кому уже нечего терять, к тем, кто висит над бездной. Она посвящена особым людям. «Людям, до которых мне хоть сколько-нибудь есть дело, я желаю пройти через страдания, покинутость, болезнь, насилие, унижения - я желаю, чтобы им не остались неизвестны глубокое презрение к себе, муки неверия в себя, горечь и пустота преодоленного; я им нисколько не сочувствую, потому что желаю им единственного, что на сегодня способно доказать, имеет человек цену или не имеет: в силах ли он выстоять...».
Вышедшая впервые в 1901 году, а в 1906-м получившая канонический облик (по этому изданию и осуществлен русский перевод), "Воля к власти" (или, как следовало бы вернее перевести, "Воля к могуществу") стала сверхвлиятельной книгой, но одновременно и книгой, подверженной разнообразной критике.
Особенно не повезло "Воле к власти" в России. В 1910 году вторая часть перевода не увидела свет, запрещенная духовной цензурой. При советской власти, само собой, и речи не могло идти о публикации этого труда: советскому историку философии полагалось считать "Волю к власти" злонамеренной подделкой. Таким образом, лишь теперь русскому читателю доступен полный перевод легендарной книги - все 1067 афоризмов.
Выход полного перевода "Воли к власти" - безусловно, событие, в том числе и литературное. Мы часто забываем о том, что Ницше был подлинно великим писателем. Этот памятник неистовости - необходимое звено в цепи самоубийственных проявлений европейского человека, а цепь эту следует видеть отчетливо, дабы не строить разного рода идеологических иллюзий.
Конценция сверхчеловека
Сверхчелове́к - образ, введённый философом Фридрихом Ницше в произведении «Так говорил Заратустра» для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну. Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией Ф.Ницше смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни. Сверхчеловек — это радикальный эгоцентрик, благословляющий жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также Творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.
К прототипам Сверхчеловека, являвшими собой «непревзойдённых виртуозов жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского,Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.
Существуют различные прочтения ницшеанского образа Сверхчеловека:
религиозно-христианское (Вяч. Иванов считал Сверхчеловеком Иисуса Христа);
культорологическое (М. А. Блюменкранц характеризовал эту идею Ф.Ницше как «эстетизацию волевого порыва»);
расовая интерпретация (в Третьем рейхе под Свехчеловеком понималась расово выдержанная породистая человеческая особь).
По своей сути, эти трактовки Сверхчеловека находятся в прямом противоречии с тем смысловым наполнением этого образа, который вложил в него Ф.Ницше. В произведении «Ecce Homo» философ писал:
Слово «сверхчеловек» для обозначения типа самой высокой удачливости, в противоположность «современным» людям, «добрым» людям, христианам и прочим нигилистам - слово, которое в устах Заратустры, истребителя морали, вызывает множество толков, - почти всюду было понято с полной невинностью в смысле ценностей, противоположных тем, которые были представлены в образе Заратустры: я хочу сказать, как «идеалистический» тип высшей породы людей, как «полусвятой», как «полугений»…
Заключение
Итак, Аристотель прожил славную и многотрудную жизнь. Задачей его философии было ничто иное, как самосознание эллинской культуры. Он был величайшим учеником Платона и знаменитым учителем Александра Македонского.
Он был первым, создавшим всестороннюю систему философии, охватывающую этику и эстетику, логику и науку, политику и метафизику.
Взгляды Аристотеля относительно физики глубоко сформировали средневековую ученость, его работы содержат первое известное формальное исследование логики, которые были включены в конце девятнадцатого столетия в современную формальную логику. В метафизике учение Аристотеля имело глубокое влияние на философское и теологическое размышление в Исламских и еврейских традициях в Средневековье, и это продолжает влиять на христианское богословие, особенно на Восточное Ортодоксальное богословие и на схоластическую традицию римско-католической Церкви. Все аспекты философии Аристотеля продолжают быть объектом активного академического исследования и сегодня.
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека; выделил 10 философских категорий; дал определение бытия через категории; определил сущность материи; внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода - от частного к общему, обосновал систему силлогизмов – вывода из двух и более посылок заключения).
Ницше создал целый ряд значительных трудов, которые оказали воздействие на всю последующую философию после него. В своем творчестве Ницше затронул целый комплекс проблем, которые составляют всю его концепцию. Прежде всего центральной для него является проблема воли. Если Шопенгауэр в отказе от "воли к жизни" видел средство спасения, то Ницше противопоставил этому пониманию утверждение в жизни "воли к власти". "Воля к власти" у Ницше - это прежде всего вопрос о значимости любого из явлений общественной жизни. Он пишет: "Что хорошо? Все, что повышает чувство власти, волю к власти, саму власть в человеке. Что дурно? -Все, что происходит из слабости". "Воля к власти" - это основа права сильного, оно выражается во власти мужчины над женщиной, например. Подрывает волю к власти доминирование интеллекта, ходячая мораль, которая проповедует любовь к ближнему, социализм, который декларирует равенство между людьми.Мораль определяется такими понятиями, как "добро" и "зло". Она появляется у Ницше в виде превосходства аристократов, господ над другими людьми - рабами, низшими. Он подходит к морали только с позиций противоположности господской и рабской морали. Возникновение новой морали Ницше рассматривает как "восстание рабов в морали".Для Ницше сверхчеловек выступает также как высший биологический тип, который относится к человеку в том же отношении, в каком человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить.
Философия Ницше оказала значительное влияние на философию жизни прагматизм, экзистенциализм.
Введение
Рассматривая различные течения в философии на всём протяжении человеческойистории, можно выделить две основных категории философов.К первой категории можно отнести философов с эпическим уравновешенным складомума, создающие устойчивую, стройную и логическую архитектуру своего учения -Аристотеля, Спинозу, Канта, Гегеля, Спенсера.Ко второй категории - философов страстного лирического склада, которыевоплощали собой постоянное искание, динамику вечного потока. Таковы Платон,Руссо, Фихте и Ницше... Раскрытие мировоззрений этих философов невозможнотеперь без последовательных психологических жизнеописаний. Жизнь Ницше - воплощение самой его философии во всей ее суровойвеличественности и трагичности. Не зная первую, трудно понять вторую. И непоняв вторую, невозможно постичь то исключительно сильное воздействие, котороеоказало учение Ницше на уходящий ХХ век.В литературе неоднократно делались попытки истолковать жестокий душевныйнедуг, отравивший последнюю четверть жизни Фридриха Ницше, как праведнуюбожественную кару за его нечестивое вольнодумство, как достойное искуплениеего сатанинской гордыни. И действительно, Ницше заплатил безумием загероическую непокорность своей вопрошающей мысли, отдал невольно жизнь засвое запоздалое бессмертие.Современники довольно холодно встретили Ницше; но учёный синклит внимательноследил за деятельностью юного профессора, чтобы потом отвернуться отгениального поэта и мудреца; и лишь немногие одобряли его деятельность. Онмедленно и верно погружался в одиночество. Каждая новая книга отрезала отНицше небольшую горсть последователей. Он остался в пустоте, опасаясь людей.Слава, пришедшая к нему достаточно поздно, не вскружила голову мыслителю. Этаслава Ницше началась внезапно; ведь последние книги его уже никем нераскупались; и вдруг - Ницше стал необычайно популярен, когда, будучибольным, уже ничего не понимал.И Кант, и Гёте, и Шопенгауэр, и Вагнер создали гениальные творения. Ницшевоссоздал новую породу гения, которую не видывала ещё европейскаяцивилизация.Ницше справедливо считал себя последователем Шопенгауэра, но он вышеШопенгауэра во многих отношениях, особенно потому, что его учениепоследовательно и непротиворечиво. Шопенгауэровская восточная этикасамоотречения не гармонировала с его метафизикой всемогущества воли. У Ницшеже воля первична не только в плане метафизическом, но и в этическом.Своей личностью он открывает новую эру. Анализируя произведения Ницше, мыусматриваем в них все черты гения старого типа; но сквозь эти черты, каксквозь маску, в нём просвечивает и ещё что-то, неведомое европейцам. Это«что-то» и есть загадка, которую он предлагает передовым людям европейскойкультуры.В данной работе предпринята попытка достаточно подробно описать жизненныйпуть выдающегося философа, дать анализ его основным произведениям,рассмотреть философскую концепцию его творчества.Ранние произведения
Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживалаболезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломалисьстолетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны,приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкаяинтеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейскойкультуры - сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желалаплодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе,немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальныхперемен. Одним из них был Фридрих Ницше.Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в Реккене, Саксония. Отец и дедего были пасторами. Фридрих был серьезным уравновешенным мальчиком. Несмотряна молодые годы, совесть его была чрезвычайно требовательной и боязливой. Онбыл горд и твердо веровал в благородство своего рода. Им владел тираническийинстинкт творчества. Он редко принимал участие в играх, так как не любилсходиться с незнакомыми ему людьми. С раннего детства у него былоинстинктивное влечение к письменной речи, к видимой мысли.Учеба в школе, а затем в Домской гимназии давалась Фридриху легко, хотяудивительная тщательность и аккуратность заставляли его засиживаться надтетрадями и учебниками до полуночи.Но больше учебных предметов мальчика волновали поэзия и особенно музыка. Егокумирами стали классики - В.А. Моцарт и И. Гайдн, Ф. Шуберт и Ф. Мендельсон,Л. ван Бетховен и И.С. Бах. В современной же музыке Г. Берлиоза или Ф. Листаон не находил ничего, способного взволновать человека. Тех же людей, которыепрезирали музыку. Ницше рассматривал как "бездуховных тварей, подобныхживотному".Складывавшееся в те годы мировоззрение Ницше нашло отражение в написанном имв октябре 1861 г. сочинении о поэте Ф. Гёльдерлине (1770-1843), тогда непризнанном и почти неизвестном. Его творчество, воспевавшее слияние человекаи природы в духе античности и ярко отразившее разлад общества и личности,привлекло юношу тем, что Гельдерлин сумел выразить настроения, присущие тогдаи Ницше.В апреле 1862 г. Ницше создает два философско-поэтических эссе: "Рок иистория" и "Свобода воли и рок", где содержатся, чуть ли не все основные идеиего будущих произведений. Вновь и вновь на протяжении всей жизни он будетвозвращаться к этим темам, с каждым разом все более страстно и открыто. «.В свободе воли заключен для индивида принцип обособления, отделения отцелого, абсолютная неограниченность, но рок вновь органически связываетчеловека с общим развитием... Абсолютная свобода воли без рока сделала бычеловека Богом, фаталистический принцип – механизмом», - пишет Ницше в этомсочинении.Во втором эссе "Свобода воли и рок" самыми примечательными кажутся резкие выпадыНицше против христианской идеи потустороннего мира: "То, что Бог становитсячеловеком, указывает лишь: человек должен искать свое блаженство не вбесконечности, а создать свое небо на земле; иллюзия неземного мира исказилаотношение человеческого духа к миру земному: она была созданием детстванародов... В тяжких сомнениях и битвах мужает человечество: оно осознает всамом себе начало, сердцевину и конец религий". В этих небольших произведениях, скорее, набросках уже видны зародыши техпроблем, вокруг которых до самого конца жизни Ницше будет обречена вращатьсяего беспокойная мысль.Критика церковных догматов, переоценка всех сложившихся за тысячи летчеловеческих ценностей, признание ограниченности и относительности всякойморали, идея вечного становления, мысль о философе и историке как о пророке,ниспровергающем ради будущего прошлое, проблема места и свободы личности вобществе и истории, пронесенное через года отрицание унификации и нивелировкилюдей, страстная мечта о новой исторической эпохе, когда наконец-то родчеловеческий возмужает и осознает свои задачи, - все это можно уловить в егопервых философских опытах. Развитие эти мысли получат, конечно, гораздопозднее. Пока они не слишком были ясны и самому автору.Наряду с музыкальными исследованиями, Ницше усиленно изучал историюлитературы и эстетику, библейские тексты и античные трагедии. Разбросанностьинтересов начала тревожить и его самого, пока он не решил обратиться кизучению филологии. Здесь он надеялся найти именно то, что гармоничносочетало бы холодную логику, научный рационализм и художественную сторону. Онтвердо выбрал филологию, хотя понимал, что для склада его ума и характераузкая специализация мало подходила. Философское мышление еще не завладелоразумом Ницше, но именно годы учебы в Лейпциге дали решающие духовныеимпульсы для его последующей жизни и творчества.В сентябре 1864 г. Ницше закончил обучение в Пфорте и после сдачи экзаменов.возвратился в Наумбург. А затем, через месяц, 16 октября 1864 г., посленебольшой поездки по Рейну и Пфальцу Ницше приехал Бонн, где продолжалдальнейшую учебу в Боннском университете. Он перешёл там осенью 1865 наотделение филологии и занимался в семинаре одного из лучших немецкихфилологов - Фридриха Ричля, и, той же осенью, перевелся в Лейпцигскийуниверситет в связи с переездом туда своего наставника.Занятия филологией вернули ему чувство самоутверждения, в значительной мерепотерянное за год обучения в Бонне, где он постоянно разрывался междутеологией, музыкой и филологией, не решаясь остановиться на чем-нибудь одном.Именно в это время Идеи Шопенгауэра (1788-1860) оказались чрезвычайно близкисобственным размышлениям Ницше. Его поразило презрение философа к людям, с ихмелочными заботами и своекорыстными интересами. Бессмысленность этогосуществования, так ярко обрисованная Шопенгауэром, привела Ницше к мысли отом, что искать смысл жизни человека в исполнении им своего долга - напраснаятрата сил и времени. Человек исполняет свой долг под давлением внешнихусловий существования, и этим ничем не отличается от животного, такжедействующего исключительно по обстоятельствам.Страстные выпады Шопенгауэра против философов на университетских кафедрахотвратили Ницше от официальных преподавателей этой дисциплины. С тем большейжадностью набросился он на оригинальную философскую литературу. И, кромелюбимых им Канта и Шопенгауэра он внимательно изучил вышедшую в 1866 г. книгуФ.А. Ланге "История материализма". Прочитав ее, он пришел в восторг от этого,по его словам, "самого значительного философского произведения последнихлет".В философии Ланге выступил как один из ранних представителей неокантианства,наметивший главные принципы этого направления и его социально-политическиеосновы. Из его книги Ницше впервые получил представление о социальномдарвинизме, о политических и экономических тенденциях современного развития,столкнулся с оригинальной интерпретацией взглядов греческого материалистаДемокрита и великого немецкого мыслителя Канта подробно познакомился спредставителями английского позитивизма и утилитаризма.У Ланге Ницше нашел и подтверждение собственным, еще смутным философскимпредставлениям. Согласно Ланге, окружающий нас мир - это представление,обусловленное физической структурой человеческого организма. Но человек неможет удовлетвориться только ограниченным чувственным материалом, открываемымв опыте. Человек - духовное, нравственное существо, он нуждается и видеальном мире, который сам же и создает. Человек - творец поэтическихобразов, религиозных представлений, дающих ему возможность построить в своемсознании более совершенный мир, чем тот, который его окружает. Такойидеальный мир возвышает человека над миром обыденности, вооружает егоэтической идеей, а ею для Ланге была идея социализма. Представление ореальном мире как алогичном, иррациональном явлении Ницше почерпнул уже уШопенгауэра, а Ланге лишь укрепил в нем это убеждение.8 ноября 1868 г произошло знаменательное событие в жизни Ницше. Онпознакомился со знаменитым композитором Рихардом Вагнером.Кроме музыки, они сразу нашли еще одну, глубоко волновавшую их тему -философию Шопенгауэра. Ницше был очарован дружелюбием и живостью Вагнера,первой поистине гениальной творческой личностью, встреченной им на жизненномпути. Его ослепил не ореол славы Вагнера, а действительно независимоемышление известного музыканта. Вагнер, как и Ницше, стремился к обновлениюнемецкой культуры.После знакомства Ницше погрузился в чтение эстетических произведений Вагнера"Искусство и революция" и "Опера и драма". Вновь его начали одолеватьсомнения в правильности того, что он избрал своей профессией филологию.Концепция сверхчеловека