Коста ЛевановичХетагуров родился в селе Нар 15 октября 1859 года.
Поэт неизменно питал к отцуглубокое уважение. «Отца я не только
любил, но обоготворял». Влияние отца набудущего поэта было чисто
нравственным, о культурно – идеологическойпреемственности не могло
быть и речи. А матери своей Коста не помнил совсем,она умерла,
когда мальчику не было и двух месяцев. Но сиротское детство,
какнеизбывная боль, навсегда осталось в памяти поэта. Образ матери
и не согретогоматеринской лаской детства лейтмотивом проходит через
все его творчество.Нравственное, психологическое и первоначальное
эстетическое формирование егохудожнической индивидуальностью
произошло здесь, в горской среде, в Нарскойкотловине. Тончайшее
ощущение родного языка и интуитивное и культурное развитиеего
проходило за пределами Осетии и не на осетинской почве. С 1 ноября
1871года Коста был зачислен в подготовительный класс Ставропольской
мужскойклассической гимназии и определен в пансион при ней. Десять
лет учился Коста вэтой гимназии, затем поступил осенью 1881 года в
Петербургскую академиюхудожеств, получив одну из двух стипендий,
которые выплачивались администрациейКубанской области из горских
штрафных сумм. Закончить академию Коста не удалось: в январе 1884
года выдачустипендии власти Кубанской области прекратили. Коста еще
2 года посещал занятияв академии вольнослушателем, но летом 1885
года был вынужден, вернутся в отчийдом. Не закончив полного курса
обучения.
Деятельная натурамолодого поэта и художника искала сферу приложения
пробудившимся в немталантам, и он переехал во Владикавказ. Переезд
Коста был связан и сем, что ондолгие годы провел вдали от родного
края и теперь его потянуло на родину, кродной языковой и культурной
стихии. Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет.Но по –
настоящему проявить, свои разносторонни способности не мог. Коста
писалстихотворения, поэмы преимущественно на русском языке. Работал
он и какживописец, выставлял свои картины вместе с русским
художником А. Г. Бабичем,рисовал театральные декорации, устраивал
любительские литературно – музыкальныевечера, изредка печатал свои
русские произведения в ставропольской частнойгазете «Северный
Кавказ». В газетных отчетах выступление Коста выглядело какнаиболее
яркий эпизод всего праздника, но стихотворение, посвященное
памятиЛермонтова, цензура не пропустила на страницы печати, оно
было опубликовано, даи то анонимно, лишь десять лет спустя. Реакция
цензуры понятна: остенинский поэт видел в Лермонтове«предвестника
желанной свободы», «благородную мощную силу», поднимающую людей«на
бой за великое, честное дело», а организатором торжеств
хотелосьславословиями заглушить протестующий голос Коста как
организатор борьбы заосетинскую школу, был выслан по распоряжению
начальника Терсой области запределы родного края сроком 5 лет. В
июне 1891 года Коста выехал изВладикавказа в село Георгиевско –
Осетинское к своему престарелому отцу.Началось, может быть, самое
трудное время в жизни поэта. Теперь он вовсе былвыключен из
общественной среды и обречен вести межеумочное существование:
простым крестьянином он ужене был и не мог быть, а приложить свои
знания и талант к какому – либо важномуи достойному его делу не
имел никакой возможности. В январе 1892 году Костапредстояло
пережить еще более тяжелые удары судьбы.
Сватовство к давнои горячо любимой девушке Анне Александровне
Цаликовой завершилось вежливымотказом. Скончался отец поэта. В
дебрях Карачая Коста провел почти 2 года.Только в феврале 1893 года
удалось ему перебраться в Ставрополь и стать постояннымсотрудником
газеты «Северный Кавказ». В этой редакции Коста работал до
1897года. И эти годы были временем самой интенсивной творческой и
общественнойдеятельности остенинского поэта. За четыре года он из
провинциальногобезвестного поэта превратился в видного
литературного деятеля своего времени.Все эти годы Коста писал не
только на русском языке. Его осетинскиепроизведения в основном были
написаны в это же время, но публиковать их он немог, – не было еще
осетинской прессы, ни осетинского книгоиздательства. Однакопоэт
упорно работал над совершенствованием своих произведений, вошедших
в книгу«Ирон фадыр». В июле 1897 года Коста Хетагуров Принужден был
сделать операцию.Она прошла удачно, но туберкулез тазобедренной
кости не был побежден. В октябрепоэту пришлось выехать в Петербург
и вновь обратиться к врачам. 25 ноября онперенес тяжелейшую
операцию, после которой шесть месяцев не вставал с койки. Виюне
1898 года Коста вернулся на родину, где и продолжил лечение. В. И.
Абаев,большой знаток жизни и творчества поэта, сказал о нем: «У
Коста был свой Бенкендорф – генералКаханов». Первое выселение поэта
за пределы Терской области было дело рук этогопровинциального
Бенкендорфа. Коста обжаловал самоуправство зарвавшегосячиновника. А
он стал искать повод для новой ссылке Коста, немало
досаждавшемувсевластному начальнику своими статьями и сатирическими
произведениями.
26мая 1899 г. оста был уже на пути следования к месту новой ссылки.
Повозвращении на Кавказ в марте 1900 г. Коста вновь стал
сотрудничать в периодикеСтаврополя. Пятигорска и Владикавказа.
Публицистика его стала еще более остройи проблемной. Выступал он не
менее активно. чем в пору расцвета своейжурнальной деятельности. И,
казалось, наступил новый, более зрелый период еготворчества, но
вскоре обнаружилось, что силы поэта были на исходе, что здоровьеего
непоправимо надломлено.
Вдекабре 1901 г. Коста переехал во Владикавказ, решив поселиться
здесь навсегда.Он принимает деятельное участие во всехместных
культурно-просветительских мероприятия. Занимается
живописью.Публицистикой, продолжает работу над поэмой
«Хетаг»,пытается открыть школу рисования для одаренных детей,
предполагает взять насебя редактирование газеты «Казбек».
Однако
все эти начинания осталисьнезавершенными или неосуществленными. К
концу 1903 г. Коста. Больной иодинокий, провел в нетопленой
квартире, лишенный не только медицинской помощи,но и элементарного
присмотра. Материальные затруднения были столь беспросветны,что
гордому Коста приходилось порой просить у друзей на хлеб. Летом за
нимприехала сестра и увезла его в родное село. Поэт прожил еще три
года. Новернуться к творческой и общественной деятельности уже не
мог. 19 марта 1906 г.перестало биться его благородное сердце.
Прижизни поэта мало кто понимал подлинное значение художественного
творчества иобщественной деятельности Коста. Но когда его не стало,
то со всей очевидностьюобнаружилось. Что ушел человек
необыкновенного таланта, мудрости имужественного характера.
СтихиКоста стал писать еще на школьной скамье, писал на русском и
осетинском языках,а в годы юношества преимущественно на русском.
Осетинской действительности онне знал. Не мог о ней судить и жить
ее тревогами. Зрелый период в творчествеКоста наступил вскоре после
возвращения его на родину в 1885 г… Это было времяпрямого
столкновения поэта с ужасающей осетинской действительностью. Нищета
ибесправие. Вековое невежество и духовная подавленность народа
привели его вотчаяние. Поэмы «Фатима», «Перед судом», «Плачущая
скала», этнографическийочерк «Особа» – все эти произведения
посвящены анализу и оценке противоречийнедавнего прошлого
осетинского народа.
Раньшедругих была написана и опубликована поэма «Фатима» (1889 г.).
Свое внимание онсосредотачивает на внутреннихпротиворечиях
горского бытия, на сословных, и
деологическихи нравственных конфликтах.
Всвоих мыслях о прошлом Коста был всегда последователен, а позиция
его строгопродумана. Патриархально-феодальное прошлое горцев не
содержало в себе свободы– это основная его посылка, и она
утверждается им и в публицистике, и в целомряде художественных
произведений. В этом смысле поэмы «Перед судом» и «Плачущаяскала»
близки «Фатиме»
Поэтотвергал клевету на национальный характер горцев и защищал их
от произволаколониальной администрации и «неблаговидной
эксплуатации» капитала. А защищалгорские народы Коста всеми
доступными ему средствами – поэтическим словом.Публицистической
статьей., прошениями в официальные инстанции и т.д.. Но ярчеи
полнее позиция Коста в оценке современной деятельности проявилась в
егосатирической и обличительной поэзии, прежде всего в поэме «Кому
живетсявесело».
Сатирическихмотивов немало и в лирической поэзии Коста. Правда.
Объектом обличения в еголирике выступают не чиновники. А
нравственный и психологический мироквоинствующего мещанства.
Противопоставления поэта толпе, ее образу жизни имещанским идеалам
счастья – таков смысл обличительных стихов в лирикеХетагурова. И
эта позиция отчетливо прослеживается не только в обличительных,но
даже в ряде интимно-лирических произведений. И выражается она
двояко: поэт либо открыто развенчивает мещанский образ жизни.
Либопротивопоставляет ему собственный идеал.
Теманарода – магистральная тема всего творчества Коста, широко
развернутая в егопоэмах. Она объединяет и небольшое количество
стихотворений на русском языке.Однако они далеко уступают в
достоверно-реалистическом изображении народнойсудьбы «Ирон фардыру»
– самому зрелому творениюКоста.
«Иронфандыр» — единственная книга стихов на осетинскомязыке. Она
писалась им всю жизнь. В нее вошли произведения, созданные с
лета1885 г. до конца творческого пути поэта. Писались они в разное
время и поразличным поводам. Публиковать их было негде, — а Осетии
в ту пору не былопериодической печати. Стихи расходились в списках,
некоторые становилисьнародными песнями, некоторые попадали в
школьные учебники. Но шли годы, и уавтора возник замысел отдельной
книги.
Однаколишь 3 сентября 1898 г. появилась первая беловая рукопись с
подзаголовком: «Думы сердца. Песни. Поэмыи басни».
Выход«Ирон фандыр» в мае 1899 г. явился исключительным посвоей
значимости и последствиям событием в истории осетинской
национальнойкультуры в целом. Осетинская профессиональная
поэзия получила всенародное признание и сталакрупнейшим
явлением в духовной жизни нации.
Всепроизведения Коста разделил на 3 тематических раздела: лирику в
широком смысле слова, басни исказки в стихах, стихи для детей и о
детях, которые в начале предполагалосьиздать отдельно под названием
«Мой подарок осетинским детям»
Конечно,и до Коста Хетагурова осетины располагали богатым
иразнообразным искусством народной поэзии. До него на родном языке
создавал своипесни Мамсуров Темырболат,хотя они остались
неизвестными Коста, поэтому ему пришлось самому заново
создаватьосновы национальной профессиональной поэзии. Осетинская
народная поэзия былатой вековой традицией, которую он был призван
обновить, реформировать,поднять на художественный
уровеньразвитых литератур. Опыт русской поэзии служил для него
образцом. Но он тонкоучитывал в своем искусстве своеобразие обеих
этих традиций.
Ирон адамы уфрзон фыссагХетагкаты Леуаны фарт. Къоста райгурди 1859
азы, Нары хъауы15 октябры. Къоста у ирон литературайы бындуравараг.
Фыста магдыр адамы цардыл Ныфарыста амдзавгаты амбырдгонд «Ирон
фандарыста». Уыд диссаджы нывганаг. Къоста ажарди 1906 азы. Ныгад у
Ирыхъауы аръуаны карты.КОСТА ЛЕВАНОВИЧХЕТАГУРОВЖизнь и
творчество
Кущ Константин. 9 «В» класс.
Коста Леванович Хетагуров
221
0
7 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!