Иррационалистическая трактовка науки впервые даётся А.Шопенгауэром
в контексте общего перехода от классической - к «неклассической»
философии. Этот переход начинается с критики систем немецкого
идеализма, прежде всего - Гегеля. Что было главным объектом
критики? Безличность Разума, «Мирового Духа», растворение
отдельного, конкретного и живого человека в абстрактном «всеобщем».
Но разум по существу - всеобщий! Поэтому «неклассическая» философия
обращает вниание на «неразумное» начало в человеке. Она идет от
эссенциализма к экзистенциализму, от абстрактной «сущности»
человека - к его конкретному существованию в его нелогических
аспекта. Философы теперь желают выразить не «сущность» вещи, а её
саму, ее существование. Сущность - общее для ряда вещей, и понятия
мышления схватывают только эту общую сущность (абстракцию). Но
реальны отдельные вещи, во всей их неповторимой, уникальной
конкретности, которая мышлением (наукой) и не схватывается. Само
существование, подлинная реальность в мире - то, что сверх понятия
в самой вещи, нечто «алогическое» в ней. Неклассическая философия и
пытается выразить то, что в понятиях невыразимо, алогично,
иррационально, и противопоставляет этой подлинной реальности –
«абстракции науки».
Иррационализм критикует и философскую традицию, и новую науку за
«забвение бытия», за то, что реальное существование человека
заслоняется абстракцией («сущностью»); за то, что свобода (воля)
приносится в жертву необходимости (мышлению, познанию). Всё, что
«неразумно», т.е. само существование, сама реальность - оказывается
вне философии и науки.
Шопенгауэр выражает эту основополагающую идею предельно ясно,
«классически»: философия не может быть наукой, ибо подлинная
реальность не выражается в понятиях. Рационально, логически, научно
она не познаваема. Для разума и науки реальность - «вещь в себе».
Но эта подлинная реальность познаваема интуитивно: она открывает
себя в глубине нашего собственного «Я», а выражает она себя в
морали и искусстве, но не в науке. Искусство – более высокая форма
познания реальности, чем наука.
Суть в том, что любое познание, в том числе научное, направлено на
какие-нибудь объекты. Но любые объекты «есть» лишь для субъекта,
поэтому они – не «настоящая» реальность, как она «в себе». Нет
объекта без субъекта. «Объектом» становится то, на что направляется
активность субъекта. Объект всегда – предмет деятельности, предмет
приложения сил субъекта, то, на что направлено внимание, что
используется, чем манипулируют и т.д. «Объекты», следовательно, -
это не реальность, как она есть «в себе», а реальность, как она
есть «для нас», для интеллекта, для сознания, раздвоенного на
субъективное и объективное. Любой «объект» – всего лишь явление.
Всякое явление – создание интеллекта, и «само по себе» не
существует. Поэтому подлинная реальность не может быть познана
разного рода «методами» деятельности субъекта. Реальность - то, что
лежит в основе и «объекта», и «субъекта», и их разделения, и их
соединения и взаимодействия. Реальность – то, что обнаруживает себя
и в субъекте, и в объекте, и в самом раздвоении на субъект и
объект, и в их единстве. Поэтому реальность познается только в
интуиции, которой исчезает само разделение на субъективное и
объективное. В акте интуитивного постижения субъект как бы
«растворяется» в объекте, а объект «заполняет» собой субъект.
Поэтому наука никогда не достигает и в принципе не может достичь
подлинной реальности. Вспомним, что первый признак научного знания
– его предметность, объективность, что наука всегда стремилась к
тщательному отделению субъективного и объективного. Для Шопенгауэра
это – не достоинство науки, а её коренной недостаток, её
принципиальная ограниченность: наука по самой своей сути не может
достичь истинной реальности, описывая и объясняя одни лишь
феномены, но не реальность как она есть. Наука всегда берёт
реальность лишь в отношении к субъекту, описывает лишь реальность
относительную. Как это ни парадоксально, наука по самой своей сути
субъективное знание: всякую реальность она рассматривает лишь в
перспективе использования её субъектом в своих целях.
Вся Вселенная, весь материальный мир пространстве и времени –
только «представление» интеллекта, «явление», «объективация воли»,
«церебральный феномен». Подлинная реальность, данная в интуиции -
воля. В ней нам непосредственно дан «мир в себе», как он есть. Мир
явлений сплошь рационален, а реальность - сплошь иррациональна.
Течет и изменяется, имеет причины и законы мир видимости (царство
интеллекта); реальность не течет, вне времени и пространства, без
всяких «законов» и «оснований».
Сознание, разум – не автономны, не суверенны, не чисты – они
зависимы, производны, представляют собой порождения и явления
иррациональной воли, которая есть не только в человеке, она везде
«живет и дышит». Воля - до сознания, в основании сознания, в его
алогических глубинах; это - слепое влечение, напряжение, порыв,
нечто бессмысленное и бесцельное. Наиболее адекватный образ
реальности - музыка, самое алогичное из искусств. Чем алогичнее,
чем меньше рационального, понятного, выразимого словом – тем ближе
к реальности. Классика исходит из Парменида и Сократа: бытие есть
то, что мыслится; добродетель – знание, разумная жизнь – истинная и
добрая жизнь; всё действительное разумно, всё разумное
действительно.
Неклассическая философия кладёт в основу прямо
противоположное: всё действительное неразумно, всё разумное –
недействительно; всё, что мыслит разум – фикция; разум не может
подчинить себе жизнь, мышление – лишь одна из функций жизни, жизнь
– выше разума, поэтому мыслим мы разумно, а живём неразумно.
Человек – здоровенный слепец (бессмысленная воля) на шее хилого
зрячего (мышления). И жизнь его абсурдна. Никакая наука не может
исправить это коренное положение вещей. Наука бессильна, она не
может исправить или направлять жизнь; все её «достижения» касаются
второстепенных пустяков.
Функция интеллекта вообще и его высшего достижения, науки – не
открывать истину, а прикрывать, закрывать её (то есть
бессмысленность, бесцельность, слепоту), заслонять ужас жизни,
рисовать красивые обманчивые иллюзии (порядок, целесообразность,
мораль, прогресс, справедливость...). Но оптимизм – бессовестное
воззрение, потому что обманывает людей: жизнь, как она есть
(истинное бытие, неприкрытое картинками интеллекта и науки) - ужас
без конца, сплошная трагедия, сумасшедший дом. Жизнь ужасна, потому
что слепа, неразумна, бессмысленна, беспросветна, мучительна и т.д.
Мир - арена бессмысленного самоутверждения, всеобщего пожирания,
бесцельной войны всех против всех. Люди, стремящиеся к счастью,
успеху, удовольствиям и т.п. похожи на овец, которые беспечно
резвятся на лужайке, в то время как мясник уже выбирает глазами
очередную жертву. Бессмысленна и мораль, которая помогает в этом
мире не больше, чем клистирная трубка на пожаре. Бессмысленна и
всякая революция – «нашествие сволочей». Насилие, жестокость,
зверства, боль, неизмеримые и бесцельные страдания, эксплуатация,
неравенство – вечны и непреодолимы. Однако и бессмысленная воля к
жизни, к самоутверждению тоже непреодолима, ибо это – сама сущность
жизни. Сущность жизни неизменна – изменяются только технические,
материальные декорации.
В этих тезисах – самая суть учения Шопенгауэра. Детали можно найти
в его главном труде – «Мир как воля и предствление» (1816).
Учение Шопенгауэра – образец, по которому можно судить обо всей
неклассической и иррационалистической критике науки. Приведём лишь
несколько примеров.
Фридрих Ницше также начинает с критики «абстрактного рассудка»,
декартовского противопоставления сознания и материи. Подлинная
реальность - жизнь, в которой исчезает это различие: сущность
человека сливается с сущностью природы. Сущность жизни и природы –
воля к власти, самоутверждение, «мощь», борьба, война. Культ
рассудочности, мышления, науки подавляет влечения, разрушает
целостность, богатство личности, ослабляет жизнь, ведёт к
декадансу. «Философия жизни» вслед за Ницше не только упрекает
науку в ограниченности и непонимании подлинной реальности, но видит
в ней угрозу жизни: наука стремится всё превратить в «механизм», а
потому в сущности хочет убить жизнь. Чтобы понять устройство живого
существа, наука его убивает и анатомирует, но её метод познания
исключает саму возможность схватить суть живого. Познать можно лишь
мёртвое, труп.
Анри Бергсон также утверждает, что интеллект по сути своей
«инструментален», наука имеет сугубо технически-практическое
значение, но подлинная реальность для неё неуловима: мышление
(рассудок) абстрагирует, рассекает, разделяет, расчленяет,
«останавливает» в своих понятиях то, что по сути своей целостно,
непрерывный творческий процесс, в котором всё уникально,
однократно, динамично – «жизненный порыв», «длительность», которую
можно схватить лишь внутренним переживанием, интуицией.
Сёрен Кьеркегор также видел главный недостаток научного познания в
его объективности: нет «общих сущностей», всякое истинное бытие –
уникально, мгновенно, неповторимо, неуловимо для застыших
абстракций интеллекта. Чем субъективнее человек, тем он ближе к
истине. Истина неотделима от страстной внутренней веры,
убеждённости вопреки всякой «логике».
Эдмунд Гуссерль упрекал науку за её забвение человеческой
субъективности, «жизненного мира» человека. Научная установка
приводит к искажению естественной установки сознания, заслоняет
реальность абстракциями математики и механики.
Карл Ясперс устанавливает границы научного познания: одни лишь
«объекты», внешнее. Но есть ведь иное бытие – и самое важное – я
сам. Это бытие недоступно «объективному исследованию», оно дано
лишь «изнутри», может быть познано лишь в личном опыте
самореализации. Это «я» не лежит на поверхности – подлинное «я»
прикрыто иллюзиями интеллекта, абстракциями науки, общественными
функциями, ролями и т.п. Подлинное «я» – экзистенция, то, что я
есмь на самом деле, в отличие от внешнего, безличного, наносного,
вынужденного и т.п. Это «я» скрыто под поверхностью обыденного
существования и пробуждается, обнаруживается, «высветляется» лишь в
пограничных ситуациях экзистенциального просветления – болезнь,
страдание, вина, борьба, смерть… Экзистенция – то во мне, что
остаётся существенным и в этих ситуациях, «смывающих» всё внешнее,
случайное, неподлинное.
Жан-Поль Сартр добавляет: это «я» – свобода, «ничто», моё
бытие-в-себе, отличное от всего, что я есть «для себя». Экзистенция
парадоксальна, самоотрицательна: я не есть то, что я есть; я есть
то, что я ещё не есть. Сущность «я» – проект, самоосуществление; я
определён лишь через свои возможности. Как свобода и «ничто», как
«дыра в бытии», как уникальная экзистенция человек не улавливается
понятиями науки, нацеленной лишь на выявление общей и неизменной
сущности.
Экзистециально-феноменологическую критику науки продолжил и Мартин
Хайдеггер, дошедший в этой критике с позиций «фундаментальной
онтологии» не только до обвинения науки в «забвении бытия», но и до
радикального утверждения, что учёный вообще «не мыслит».
Присутствие человека в мире раскрывается в ином языке, нежели язык
науки. Язык поэзии к бытию ближе. Наука и техника заслоняют иные
способы самораскрытия бытия в человеке.
Критика науки с позиций философского иррационализма
208
0
6 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!