Дальнейшее развитие средневековой науки в Европе невозможно понять
без учёта влияния арабской, мусульманской культуры. В VII в. возник
ислам – третья мировая религия, образовался арабский халифат,
охвативший древние центры культуры. В IX - XII вв.
арабо-мусульманская культура ассимилировала греческую науку. Арабы
завоевали и Александрию, центр греческой науки, и Среднюю Азию,
знакомую с наукой Индии и Китая. В результате образовался новый
сплав античной и восточной науки. На протяжении нескольких веков
наука и философия в арабском халифате пользовались большой
свободой. Арабские учёные начали ассимиляцию греческой науки и
философии примерно с середины VIII в. В Дамаске и Багдаде по
повелению халифов были созданы научные центры уже в VIII—IX вв.,
многочисленные греческие рукописи были переведены в них на арабский
язык. После «эпохи переводов», в IX в., начинается самостоятельное
развитие арабской науки. Наряду с духовными учебными заведениями,
медресе, были созданы и университеты: в VIII в. - в Кордове и
Багдаде, в X в. — в Каире. От арабов средневековая Европа узнала и
китайские изобретения (бумагу, компас, порох), и индийскую
десятичную систему счисления, и алхимию с астрологией.
После того, как мусульманские учёные познакомились с греческой
философией, началось философское обсуждение основных богословских
проблем – возникло мусульманское богословие, в котором с самого
начала, с периода переводческой деятельности, боролись несколько
различных направлений. Они расходились между собой в решении таких
проблем, как допустимость иносказательного (не буквального)
истолкования текста Корана, антропоморфизм в понимании Аллаха,
совместимость свободы воли со всемогуществом Аллаха и
предопределением и т.д. Наряду с ортодоксальным мусульманским
богословием в IX-XII вв. развивался арабский перипатетизм
(аристотелизм), скептически относившийся к Корану, в большей мере
опиравшийся на разум и научное знание. Его основоположник,
Аль-Кинди (IX в.), «философ арабов», написал более двухсот
трактатов по метафизике, логике, этике, математике, астрономии,
музыке, медицине, о различных ремёслах и большое число комментариев
к античным философам и учёным. На работы Аль-Фараби, «второго
учителя» (после Аристотеля), опирался известный философ и врач
Авиценна (Ибн-Сина), который имел и ряд математических работ.
Последний выдающийся арабский аристотелик, Аверроэс (Ибн-Рушд, XII
в.) знаменит своими обширными комментариями к сочинениям
Аристотеля. Он стремился к синтезу аристотелевской философии и
ислама, различая уровни и ступени понимания Корана, соответствующие
способностям человека. Аверроэс – один из авторов теории
«двойственной истины»: буквальный смысл Корана предназначен для
простых людей, его цель – не познание, а поступки, праведная жизнь.
Познания сущности Бога и мира надо искать в философии (науке): её
содержание и скрытый смысл Корана совпадают. Поэтому учёный не
должен бояться «противоречия» между наукой и буквой Корана.
После падения Римской империи центр математических исследований
перместился на Восток – в Индию, Китай, Среднюю Азию и Ближний
Восток. Индийский способ записи чисел, дробей и действий с ними
дошёл до нас через арабов – именно в том виде, как в наших
современных учебниках. Индийская, вавилонская и греческая наука
соединились в средневековой арабской математике. В Багдаде в IX в.
жил Мухаммад Бен Муса по прозвищу Аль-Хваризми, в латинской
транскрипции – Алгоритмус, написавший первый арабский трактат по
«ал-гебре». Он же написал книгу об «индийском счёте», которую
перевёл на латинский язык в XII в., возможно, монах Аделяр. Из
этого трактата и вошли в европейскую науку индо-арабские цифры.
Арабскому учёному Джемшиду Ал-Каши принадлежит честь быть
первооткрывателем идеи десятичных дробей, вновь «открытых» Симоном
Стевином лишь в XVI в. При построении всемирно ивестных мечетей
использовались достаточно сложные математические расчёты.
В раннем средневековье естественные науки достигли высшего уровня
именно в арабской, а не в христианской культуре.
В механике
арабские учёные следовали Аристотелю и Архимеду, в астрономии -
Птолемею. В результате арабских завоеваний с VII по XII вв.
существовала единая арабо-греко-египетская наука о превращении и
свойствах веществ, получившая арабско-египетское название
«ал-химийя». Основным её теоретическим представлением было учение о
связи семи небесных светил и семи металлов: Луна – серебро,
Меркурий – ртуть, Венера – медь, Солнце – золото, Марс – железо,
Юпитер – олово, Сатурн – свинец. Основная цель «алхимика» –
получение золота. Самый знаменитый арабский алхимик – Джабир ибн
Хайян (721-815). Он полагал, что все семь металлов можно получить
соединением ртути и серы. Для получения золота из них нужен ещё
некий «сухой порошок», «ксерион» (греч. – сухой), или, по-арабски,
«ал-иксир», который и получил позднее в Европе название эликсира
жизни, или философского камня, который не только делает из серы и
ртути золото, но и излечивает все болезни и даёт бессмертие
(аналогичные идеи можно найти в китайской традиции «даосской
алхимии»). Аль-Рази добавил ещё один «принцип» (начало) алхимии –
соль. Ртуть – начало «металличности» веществ, сера – принцип
горючести, соль – принцип твёрдости (и растворимости).
Хорезмийский учёный Абу Райхан Мухаммед ибн Ахмед ал-Бируни (X-XI
вв.) был выдающимся математиком, физиком и астрономом. Используя
квадрант диаметром 7,5 м, он определял, например, высоту светил с
точностью до двух угловых секунд. Длину одного градуса земной
окружности он определил в 111,6 км (современное значение – 111,1
км). Он владел методами определения широты и долготы, сделал
замечательно тонкие наблюдения изменения цвета Луны во время
затмения и солнечной короны во время полного солнечного затмения.
Он написал также трактат по минералогии, в котором с высокой
точностью указывает найденные им удельные веса минералов и
металлов. Аналогичные таблицы удельных весов в Европе сумел
составить лишь основоположник научной химии Лавуазье в конце XVIII
в. Метод определения удельных весов Ал-Бируни выдающийся русский
физик О.Д.Хвольсон считал даже в 1923 г. вполне современным. Работы
ал-Бируни показывают, что он проводил многочисленные, тщательные,
хорошо продуманные опыты, сопровождаемые возможно более точным
измерением.
Современник ал-Бируни, выдающийся ученый Абу Али ибн ал-Хайсам из
Басры (965—1038/39), известный в Западной Европе под именем
Альхазен, сделал первый шаг вперёд в развитии оптики после
Птолемея. Он был, по мнению некоторых историков науки, наиболее
выдающимся физиком всего средневековья. Его капитальный труд
«Сокровище оптики» дошел до нас в латинском переводе, изданном в
Базеле в 1572 г. При помощи ряда искусно поставленных опытов он
показал ошибочность платоновской теории «лучей зрения», исходящих
из глаз и как бы «ощупывающих» тела. Он экспериментировал с
камерой-обскурой, знал анатомию глаза, рассматривал отражение света
в плоских, сферических, цилиндрических и конических зеркалах,
изучал преломление света, уточнил измерения Птолемея, разработав
свой метод изучения углов преломления, изучал движение падающего
тела, пытался определить высоту атмосферы по продолжительности
сумерек и т.д. Роджер Бэкон (XIII в.) в своих Opus'ах в изложении
оптических вопросов следует Альхазену.
Об уровне развития механики, статики и гидростатики свидетельствует
«Книга о весах мудрости» Абд ар-Рахмана ал-Хазини (XII в.), ученика
Омара Хайяма (Омар ибн Ибрахим ал-Хайям), написанная в 1121 г. и
дошедшая до нашего времени в целости и сохранности. Автор описывает
несколько конструкций весов для взвешивания в воздухе и в
жидкостях. Весы изготовлялись достаточно сложные и с большой
тщательностью. Аль-Хазини знает о зависимости веса от плотности и
температуры среды и от высоты над уровнем моря (изменяется
плотность воздуха). Он использует законы гидростатики Архимеда для
определения примесей в сплавах, чистоты золота. Даёт таблицу
удельных весов для 50 веществ, в том числе золота, серебра, ртути,
меди, железа, олова, свинца, латуни, сапфира, рубина, изумруда,
горячей и ледяной воды, морской воды, оливкового масла, молока,
крови и т.д. Причём удельный вес ртути, например, он определил
точнее, чем Бойль в 1627 г.
Средневековая арабо-мусульманская наука.
180
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!