Понятием «античная наука» охватывается совокупность
научно-философских идей, возникших в период с VI в. до Р.Х. до
начала VI в. после Р.Х., от возникновения первых философских учений
«о природе вещей» (ранней греческой натурфилософии) до падения
Римской империи и закрытия Академии Платона в Афинах (529 г.).
В это время в Древней Греции и Древнем Риме наука поднимается на
качественно новый уровень в сравнении с наукой Древнего Востока:
впервые в истории появляется теоретическое знание, первые
дедуктивные системы. Научное знание впервые становится предметом
философской рефлексии: появляется и теория науки.
Новый уровень был достигнут благодаря возникновению философии, то
есть мировоззрения, принципиально отличного от
религиозно-мифологического взгляда на мир в цивилизациях Древнего
Востока. Если в последних элементы научного знания были «вплетены»
в сакрально-когнитивные комплексы, целиком подчинены религиозным
или хозяйственно-государственным нуждам, то в античности появляется
чистая наука, выступающая совершенно самостоятельно и свободно, вне
связи с обязанностями чиновников и жрецов.
Математика становится чистой наукой об идеальных, неизменных,
бестелесных сущностях, дедуктивной системой, выводящей и
доказывающей свои положения из определений, аксиом и постулатов.
Достигла вполне зрелого, развитого вида элементарная математика
постоянных величин. На основе чистой математики становится воможным
создание теоретической астрономии, в том числе геоцентрической
системы мира, господствовавшей в Европе до XVI в.
В это время появляется натурфилософия, как исторически первая форма
теоретического познания природы, формируются основные категории,
принципы и программы научного естествознания, выделяется ряд
конкретных областей научного исследования, от теории музыки,
статики, гидростатики, ботаники и зоологии до грамматики, риторики,
экономики, права и политики.
Об объёме научного знания античности косвенно свидетельствует тот
факт, что александрийская библиотека в III-II вв. до Р.Х., эпохи
расцвета античной науки, насчитывала около полумиллиона
свитков.
Некоторые из крупнейших научных достижений античности:
– атомистика Демокрита (V в. до Р.Х.), Эпикура (III в. до Р.Х.) и
Лукреция (I в. до Р.Х.);
– диалектикаи теория идей Сократа и Платона (V-IV вв. до Р.Х.);
– теория государства Платона и Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
– метафизика, физика, логика, психология, этика, экономика, поэтика
Аристотеля (IV в. до Р.Х.);
– геометрия и теория чисел, изложенные в форме дедуктивной научной
системы в «Началах» Евклида (III в. до Р.Х.), но подготовленные в
пифагорейском союзе и Академии Платона;
– статика и гидростатика Архимеда (III в. до Р.Х.), его
математические работы по вычислению площадей и объёмов;
– теория конических сечений Аполлония (III-II в.в. до Р.Х.);
– геоцентрическая астрономия Клавдия Птолемея (II в.),
гелиоцентрическая система Аристарха Самосского (III в. до Р.Х.),
работы Эратосфена (III в. до Р.Х.) по определению радиуса Земли и
расстояния до Луны;
– теория архитектуры Марка Витрувия (I в. до Р.Х.);
– исторические труды Геродота и Фукидида (V-IV вв. до Р.Х.), Цезаря
(I в. до Р.Х.), Тацита (I-II вв.) и др.;
– медицина Гиппократа (V в. до Р.Х.) и Клавдия Галена (II в.).
– классическая система римского права, труды древнеримских юристов,
и др.
Античная наука в общем и целом имеет теоретически-созерцательный
характер. Это не означает, что она имеет чисто «умозрительный» или
«спекулятивный» характер.
Она опирается и на обыденный жизненный
опыт, и на специальные систематические, внимательные, тонкие
наблюдения,и на обширный ремесленный опыт, но предпочтение отдаёт
логике, рассуждению, легко воспаряя от отдельных фактов опыта к
самым общим философским обобщениям. Идея «эксперимента» и тем более
систематического экспериментирования как основы науки в античности
отсутствует. Практически-ремесленная, производственная деятельность
той эпохи не опирается на науку, если не считать единичных,
исключительных случаев, подобных работе Архимеда по созданию
оборонительных машин. Научно-философское знание не было направлено
на практически-техническое применение. Наука и «искусство»,
познание и техника были отделены друг от друга и даже
противопоставлены друг другу.
Указывая на причину подобного разделения науки и практики, нередко
указывают на то, что в это время физическая, материальная,
производственная деятельность во многом была уделом рабов, а потому
для свободных людей, учёных – делом низким, презренным. Но у этого
подхода имеются и веские философские основания. Цель науки –
истина, цель искусства (техники) – польза. Наука стремится познать
в этом изменчивом и многообразном мире нечто единое, вечное,
неизменное, совершенное – истинноебытие, которое от человека
совершенно не зависит. Искусство же как раз направлено на
«текучее», несовершенное, изменчивое и изменяемое человеком.
«Тэхне» и «механэ» – всё это сфера человеческой деятельности, его
умений, которая касается удобства, пользы и развлечения, но не
истины, не бытия. «Механические» изобретения – это не средство
познания того, какова природа сама по себе, а её обман, обход,
«хитрость» человека. Это – сфера искусственного, т.е.
неестественного, того, чего в природе нет, – стало быть, никакого
отношения к «бытию поистине» и тем самым к науке не имеет.
Античная наука, от арифметики до метафизики, рассматривает мир в
аспекте вечности. Само слово «теория», как мы уже видели,
происходит от греческого «теос» (Бог) и означает «созерцание
божественного». Достижение истинного знания об истинном бытии
рассматривается как конечная цель науки. Научное знание, как
познание вечного и неизменного бытия, самодостаточно, имеет
совершенно самостоятельную, более того – высшую ценность. Занятия
наукой, познание истины, приобщение души к божественному,
совершенному – лучшее, высшее, наиболее достойное занятие человека.
Только в научной теории человек достигает конечной цели своего
существования как разумное, мыслящее существо, достигает высшего
возможного для человека блага. Теория есть высшее добро и высшее
благо. По сравнению с тем благом, который даёт человеку само
познание, все удобства и удовольствия, которые способны доставить
ему техника и практическая деятельность, второстепенны.
Наиболее полное выражение античный идеал научности нашёл в учении
Аристотеля, создателя первой теории науки.
Для Аристотеля «знать» – это значит: 1) в поисках причин отдельных
явлений восходить ко всё более общим причинам и подняться до
всеобщих, первых начал всего существующего; 2) остановиться на
умозрительном «созерцании» этих начал; 3) в этом созерцании
истинного, вечного и неизменного бытия достичь покоя, конечной
цели, завершения процесса познания.
При таком понимании бытия и научного знания центр всей совокупности
человеческого знания, главную и высшую науку образует
метафизика.
Таким образом, античная наука ставит научному знанию предел.
Бесконечно разнообразно лишь единичное, несущественное. Чем выше мы
поднимаемся в науке в поисках причин вещей, тем меньше число начал.
Число «первых начал» конечно и невелико. Их можно познать
исчерпывающим образом. Подниматься «выше» и «дальше» или идти
«глубже» в науке уже невозможно. Можно достичь и «крайней сферы»
бытия, и высших пределов знания.
Общая характеристика античной науки
181
0
4 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!