Рациональность — термин, символизирующий одну из ключевых тем философии, фундаментальную проблему, решение которой определяется общим содержанием той или иной философско-методо логической концепции. Проблема состоит в выяснении смысла «разумности» как предикации (бытия, действия, отношения, цели и так далее).
«Логоцентрическая» парадигма европейской философии, сложившаяся в Античности и достигшая своей наиболее законченной формы в классическом рационализме, зиждилась на убеждении в абсолютности и неизменности законов вселенского разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых им в собственной духовной способности. Наиболее ясными и очевидными из этих законов античная высокая философская классика признавала законы логики, которые, согласно Аристотелю, являются фундаментальными принципами бытия и мышления. От этого ведет начало тенденция уравнивать «рациональность» и «логичность». Все, что соответствует законам логики, рационально, то, что не соответствует этим законам, нерационально, то, что противоречит логике, иррационально.
Но «разумность» и «логичность» — не синонимы. Дело не только в том, что логически корректными могут быть и вполне бессмысленные «умозаключения». «Разумность» некоторой системы может быть определена такими, напр., признаками, как целесообразность, эффективность, экономия средств для достижения цели, гармоничность и согласованность элементов, объяснимость на основании причинно-следственных зависимостей, систематичность, успешная предсказуемость, и другими подобными свойствами и характеристиками. Идеал рациональности, выработанный классическим рационализмом, охватывает все возможно бесконечное множество таких характеристик. В этом смысле идеальная рациональность — это совпадение с Абсолютным Разумом. Однако рациональность как характеристика умственных и практических действий человека не совпадает с этим идеалом. Поэтому для описания рациональность «выбирают» те ее свойства, которые полагаются существенными. В зависимости от этого выбора, имеющего исторически и культурно обусловленный характер, «рациональность» предстает в различных формах. Отсюда — возможность исторической типологии рациональности (античная, средневековая рациональность, научная рациональность Нового времени, «неклассическая» рациональность науки 1-й пол. 20 в. и так далее). Отсюда же — восходящее к Средним векам и увенчанное в философии Канта различение «рассудка» и «разума» (соответственно рассудочной и разумной рациональности). Рассудочная рациональность оценивается по определенным (и достаточно жестким) критериям (законы логики и математики, правила и образцы действия, каузальные схемы объяснения, принципы систематики, фундаментальные научные законы и др). Разумная рациональность — это способность оценки и отбора критериев, их обсуждения и критики, она необходимо связана с интеллектуальной интуицией, творческим воображением, конструированием и так далее. Разумная рациональность выступает как основание критической рефлексии над рассудочной рациональностью.
Тема рациональности звучит в современных культурологических, социально-философских, философско-aнтpoпoлогических исследованиях. Так, существует тенденция оценивать развитие культуры по признаку нарастания или убывания в ней элементов рациональности, с развитием рациональности связывают процессы демократизации общества, уровень цивилизации, эффективность социальных институтов.
Рассмотрим в рамках этого вопроса различие греческого и китайского умов по след критериям:
1. Базовая структура мышления. Греки: Предмет полагается своим понятием или идеей. Сущность- явление. Китайцы: Мыслит все о всем, перехож одно в другое, принцип инь и янь, предмет мыслится как единство стихий
2. Отношение к предметному природному миру. Греки: Человек мыслит природу как противопоставление ей. Китайцы: Человек- часть стихии.
3. Отношение к священному- Богу. Греки: персонификация. Китайцы:, неперсонификацированно, господствует безлично, начало.
4. Способ мышления порядка. Греки: космос-номос-логос. Наука занимается познанием номоса( законов). Китайцы: принцип пути или судьбы.
5. Понимание пространства. Греки- изотропное пространство, нет привеллегированных мест. Китайцы- поточное, анизотропное пространство.
6. Понятие времени: Греки: линейное, текущее из прошлого в будущее. Китайцы- движение спиной вперед, обратный порядок времени.
7. Отношение к человеку Греки: человек- личност, индивидуальность, самость,я. Китайцы- не идентифицируют себя в качестве личности. Человек- то как его определяют другие.
8. Отношение к социальной общности и государству: Греки- рассматривают государство как отчужденный институт. Китайцы: Государство и общество- большая семья.
9. Отношение к праву. Греки- формальный принцип права, формальное равенство людей перед законом, конфликт решается путем установления правоты одной из сторон. Китайцы: отношение к закону как к гибкой мере, которая применяется с учетом специфики людей.. Стремление к уравновешенным решениям, невелирование.
10. Отношение к культуре. Греки- противопоставление натуры и культуры, и подчинение натуры культуре. Китайцы: культура- национальная традиция, подчинение культуры естественному пути
11. Принцип логики. Греки: логика предикатов, приспособлена, чтобы характеризовать вещи. Китайцы- логика отношений, стихийный диалектизм.
Научная рациональность и этапы ее эволюции.
Рациональность - совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания. Научная рациональность – рациональность в сфере науки – деятельности, направленной на получение нового научного знания, поиска истины. Научная рациональность отличается более точными, строгими способами доказательства. Понятия рациональность и научная рациональность имеют несовпадающие значения. Многие виды знания: обыденное, философское, религиозное, правовое являются рациональными, но не являются научными. Основные свойства: объектная предметность (эмпирическая или теоретическая), однозначность, доказанность, проверяемость, способность к улучшению.
Классическая
Первая научная революция произошла в XVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего механики, а позже физики. В ходе этой революции сформировался особый тип рациональности, получивший название научного.
Сходства античного и научного типа рациональности:1. Воспроизведение принципа тождества мышления и бытия 2. идеальный план работы мысли.
Характеристика:1.субъект познания исключен, противопоставлен объекту, идет борьба за чистоту эксперимента. 2. пространство определяется как изотропное (все изменения обратимы), геометризация природы. 3.время циклично, принимается в своей пространственной проекции. 4. приоритет статики над динамикой 5.детерменизм-вера в причинность.6.объект рассматривается как изолированный и статический. 7.принципом объяснения является редукция-применение языка к описанию.8. развитие знаний представляет собой процесс накопления- коммулятивность.
Неклассическая
Вторая научная революция произошла в конце XVIII — первой половине XIX в. Произошел переход от классической науки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.
Наука о жизни легализовала телеологию Аристотеля, вводя в свои рассуждения понятие цели. В самой физике стали возникать элементы нового неклассического типа рациональности. Тип научного объяснения и обоснования изучаемого объекта через построение наглядной механической модели стал
уступать место другому типу объяснения, выраженному в требованиях непротиворечивого математического описания объекта, даже в ущерб наглядности. Появляются первые намеки на необходимость ввести субъективный фактор в содержание научного знания.
Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. и характеризуется появлением неклассического естествознания и соответствующего ему типа рациональности.
Характеристики: 1. Актуализировалось представление об активности субъекта познания. 2. пространство определялось производно от динамических характеристик объекта, являлось анизотропным и относительным.3.время относительно.4. отношение к движению:приоритет динамики над статикой. 5. индетерменизм- вероятностный подход. 6.рассмотрение динамических систем( циклически изменяются во времени). 7. принципом объяснения является фундаментальная симметрия. 8. развитие знаний представляет собой процесс научных революций
Постнеклассическая
Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Рождается постнеклассическая наука, объектами изучения которой становятся исторически развивающиеся системы.
Характеристики: 1. субъект признается как определяющий всю познавательную систему, антропный принцип 2.пространство структурировано и точка зрения субъекта голографическая, взгляд ученого на мир определяется приборами. 3. время необратимо, физика становится исторической наукой. 4. нелинейность развития. 4. конструктивная роль случайности. 5. динамическая система в ее окружающей среде. 5. принципом объяснения является ассиметрия. 6. отношение к развитию познания: альтернативные модели и сценарии. 7. возникло новое направление в научных дисциплинах — синергетика.