МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
Кафедра Теории и истории государства и права
Материалы
для подготовки к госэкзамену
по дисциплине
«Теория государства и права»
Составители:
к.ю.н., профессор Красильникова Т.К.,
зав. отделением ОФО Бурцева Е.А.
г. Волжский, 2011
Методика подготовки к государственному экзамену
Подготовка студентов к экзамену по теории государства и права должна осуществляться с начала занятий и на всем протяжении изучения данного предмета: на первом курсе —- в процессе слушания полного курса лекций и работы на семинарских занятиях; на выпускных курсах — в ходе освоения спецкурса лекций и участия в спецсеминарах по проблемам теории государства и права.
Прежде всего надо оптимально использовать лекции, в ходе которых системно излагаются научные основы курса. Для этого студенту необходимо комплексно работать на каждой лекции, постепенно приучая себя одновременно внимательно слушать профессора или доцента, осмысливать излагаемый им материал и кратко записывать основные положения лекции (вести конспект). Накануне каждой последующей лекции рекомендуется внимательно прочитать запись предыдущей. Примерно с середины изучения курса освоение нового материала следует сочетать с систематическим повторением ранее пройденных тем.
Желательно использовать систематически проводимые на кафедре консультации для студентов.
На протяжении всего процесса занятий и особенно в период непосредственной подготовки студентов к экзаменам исключительно важное место принадлежит самостоятельной работе студентов с учебной, научной литературой и нормативным материалом. Студент должен внимательно изучить рекомендованную специальную литературу — учебники и учебные пособия, монографии и статьи, а также Конституцию Российской Федерации, важнейшие законы и другие нормативно-правовые акты.
Значительную помощь студентам выпускных курсов в повторении предмета, уточнении и уяснении наиболее важных и сложных положений курса теории государства и права на современном уровне развития науки призваны оказать читаемые для них, непосредственно перед проведением государственной аттестации, обзорные лекции.
Кроме того, студенты первого и выпускных курсов непосредственно перед сдачей экзамена имеют возможность на проводимых для них консультациях устранить отдельные пробелы в своей подготовке, получить ответы на оставшиеся невыясненными вопросы.
Отвечая на любой вопрос экзаменационного билета, студент должен показать глубину своих знании, самостоятельность мышления, зрелость взглядов и убеждений, свойственных будущему юристу.
Процедура устного экзамена включает в себя:
1) подготовку к устному ответу (не более 30 мин);
2) устный ответ (не более 20 мин);
3) ответ на дополнительные вопросы экзаменатора или членов
экзаменационной комиссии.
Порядок подготовки к ответу
К устному ответу студент готовится по экзаменационному билету, содержащему два вопроса. Категорически запрещается пользоваться во время подготовки к ответу принесенными с собой пособиями, шпаргалками и пр., иначе студент получает оценку «два».
Конспект устного ответа, тезисы, особые пометки и т. д. фиксируются студентом письменно на специальных листах. Необходимость и объем конспекта (тезисов) устного ответа определяется самим студентом.
Рекомендации:
1) перед началом подготовки к устному ответу внимательно прочитайте формулировки вопросов в доставшемся Вам билете. Ваш ответ должен полностью раскрыть содержание экзаменационных вопросов;
2) готовясь к устному ответу, продумайте его структуру;
3) старайтесь избегать отступлений от темы вопроса, в противном случае Вы сокращаете время для содержательного ответа.
Критерии оценки ответа
Устный ответ студента на экзаменационные вопросы должен продемонстрировать:
а) знание нормативного и фактического материала;
б) умение логично раскрыть поставленный вопрос;
в) уровень развития устной речи, умение точно и лаконично выражать свои мысли;
г) навыки аргументации собственной точки зрения на наиболее актуальные проблемы юриспруденции.
Все вышеперечисленное является основными критериями для выставления оценки студенту. Ответы оцениваются в соответствии с данными критериями следующим образом:
• оценка «отлично»: студент свободно владеет материалом источников, лекций, пособий; демонстрирует знание дополни тельной литературы по предмету, грамотную речь, логичную структуру ответа; может на дополнительные вопросы дать исчерпывающие ответы;
• оценка «хорошо»: студент в целом владеет необходимым
для раскрытия вопросов фактическим материалом, ответ имеет внутреннюю структуру, на большую часть дополнительных вопросов даны правильные ответы;
• оценка «удовлетворительно»: студент владеет знаниями по
наиболее важным аспектам раскрываемых вопросов, но допускает при этом фактические ошибки, его ответ не имеет логичной структуры, на дополнительные вопросы студент не дает исчерпывающих ответов;
• оценка «неудовлетворительно»: студент не владеет достаточным фактическим материалом по вопросам билета, не отвечает содержательно на дополнительные вопросы экзаменаторов или отказывается от ответа.
Как отвечать на дополнительные вопросы?
В процессе устного ответа члены экзаменационной комиссии в случае необходимости имеют право задать уточняющие и дополнительные вопросы по содержанию билета, доставшегося студенту.
Прежде чем отвечать на дополнительный или уточняющий вопрос, внимательно выслушайте его формулировку, в случае необходимости уточните содержание вопроса у экзаменатора.
Вопросы
1. Предмет и метод теории государства и права 4
2. Теория государства и права в системе юридических наук. Функции теории государства и права 8
3. Происхождение и ранние формы государства 9
4. Понятие и признаки государства 13
5. Законодательная власть и законодательные органы государства 16
6. Местное самоуправление и государство 17
7. Разделение властей в правовом государстве 23
8. Государственная исполнительная власть: структура и функции 25
9. Судебная власть: структура и функции 26
10. Типы государства: формационные и цивилизационный подходы 26
11. Формы государства: понятие и виды 29
12. Правовое регулирование экономических отношений. Государство и рынок 32
13. Монархия как форма правления: история и современность 37
14. Республиканская форма правления 38
15. Форма государственного устройства. Унитарное государство 39
16. Россия как федеративное государство. Основные черты и особенности 41
17. Функции современного государства 43
18. Государство и общественные объединения 44
19. Федеративное государство. Понятие и виды федераций 47
20. Государство в политической системе общества 49
21. Государственный аппарат: структура и функции 50
22. Государственные органы: понятие и виды 51
23. Политический режим: понятие и виды 53
24. Государство и политические партии 54
25. Государство и церковь. Светские и теократические государства 56
26. Государство и личность. Гражданство как правовой институт 59
27. Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 61
28. Право в системе социальных норм. Технико-юридические нормы 63
29. Понятие и признаки права 67
30. Право и мораль. Правовые нормы и нормы морали 69
31. Правовое государство: теория и практика 70
32. Происхождение и ранние формы права 72
33. Источники (формы) права 77
34. Нормативно-правовой акт: понятие и виды 82
35. Закон как источник права. Верховенство законов в правовом государстве 83
36. Норма права: понятие, структура и виды 85
37. Нормативный договор как источник права 88
38. Понятие и виды правоотношений 89
39. Субъективные право и субъективные юридические обязанности как содержание правоотношения 91
40. Норма права и статья нормативно-правового акта. Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов 92
41. Система права. Отрасль права и институт права 93
42. Система прав и свобод человека и гражданина. Международная защита прав человека 96
43. Правовые системы современности. Европейское и общее право 98
44. Правотворческий процесс в Российской Федерации 102
45. Законодательный процесс. Законодательная инициатива 104
46. Порядок опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов 106
47. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила закона 108
48. Непосредственное правотворчество народа. Референдум как правовой институт 110
49. Систематизация законодательства и ее виды. Кодификация права 111
50. Учет законодательства: современные методы и система 113
51. Субъект права. Правоспособность, дееспособность 115
52. Законодательная (юридическая) техника 119
53. Реализация права. Понятие и формы 134
54. Система законодательства: современный российский опыт 135
55. Применение права: понятие и стадии. Акты применения норм права 140
56. Толкование права. Понятие, способы и виды 143
57. Пробелы в праве и способы их восполнения 146
58. Коллизии в праве и способы их устранения 149
59. Юридические акты и их классификация. Юридические презумпции и фикции 153
60. Функции и принципы права 155
61. Правомерное поведение: понятие, стимулы и ограничения. 160
62. Правонарушения: понятие, признаки и виды 163
63. Юридический состав правонарушения 166
64. Юридическая ответственность: понятие и виды 167
65. Законность и правопорядок. Конституционная законность 169
66. Правовая культура: понятие и структура 171
67. Понятие, структура и виды правосознания 173
68. Конституция – основной закон государства 175
69. Правовое государство и гражданское общество 178
70. Власть и ее виды. Особенности государственной власти 180
Вопрос 1
Признаки государства
Традиционно в юридической литературе чаще всего выделяют следующие признаки государства - публичная власть, административно-территориальная организация населения, суверенитет. Эти признаки нередко включаются и в содержание самих понятий или определений государства.
Публичная власть как признак раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне - монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.
Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, население (общество), территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было (большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым), всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население, общество, нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти (мирового правительства).
Суверенитет как признак государства означает верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам. Как политико-правовое явление суверенитет свойствен государству в целом, но не отдельным его институтам, должностным лицам, представителям, - например, монарху, президенту, правительству, главе правительства, парламенту, депутату парламента, судье.
Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции.
В качестве признаков государства в юридической литературе называются также налоги, займы, иногда - даже право и государственный язык. Несомненно, именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как "деньги", "прибыль", "проценты", "заработная плата" и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.
Право возникает в силу одних и тех же объективных причин и потребностей одновременно с государством. В своем взаимодействии они образуют своеобразное единое целое - "государство-право", существуя и функционируя в этом взаимодействии неразрывно друг от друга.
Примерно то же самое можно сказать и о понимании государственного языка как признака государства. Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент мышления и передачи информации рождается долгим историческим опытом (в том числе и государственно-правовым) данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство "разговаривает" с обществом, личностью, общественными институтами на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык - теоретико-практически, политико-юридически важное, значительное, но самостоятельное понятие.
Государство существует в обществе всегда в единственном числе. Его трудно и даже невозможно спутать с другими политическими и неполитическими институтами (партии, профсоюзы, церковь и др.) данного общества. Это верно и в той ситуации, когда какой-либо государственный орган образно называют "государством в государстве". Поэтому еще раз подчеркнем мысль о том, что признаки, прежде всего, показывают, раскрывают содержательные, сущностные, институциональные стороны государства.
Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства. К последним относят герб, флаг, гимн, столицу. Как показывает историческая практика многих государств, в том числе и российского государства, атрибутика подвижна, изменчива. Это происходит в силу различных причин и обстоятельств - мировоззренческих, идеологических, политических, религиозных, национальных, военных и др. Атрибуты, символика, конечно же, помогают полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогают выстроить развернутый образ государства в целом.
Вопрос 5
Типология партий.
Классификация политических партий возможна по самым различным основаниям. В политологии выделяют буржуазные, крестьянские, рабочие и другие партии, правые, левые, центристские партии, демократические и авторитарные, радикальные и реформистские и т.д. При изучении конституционного права называют также несколько разновидностей партий, связанных главным образом с содержательными, политологическими характеристиками:
1) консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, против реформ (например, Консервативная партия в Великобритании);
2) клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии, Мусульманская лига в Пакистане и др.), которые требуют, чтобы общественная жизнь и управление государством сообразовывались с догматами религии;
3) либеральные партии (Либеральная партия в Великобритании, Партия центра в Швеции), выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь;
4) реформистские партии, которые (особенно в развивающихся странах) выступают под лозунгами национального социализма, за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе, Индийский национальный конгресс, Институционно-революционная партия в Мексике, некоторые партии социалистического возрождения в арабских странах);
5) радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство общества с применением, как правило, насильственных мер. В этой группе партий есть такие, которые отражают устремления самых различных, в том числе противоположных, социальных слоев (например, с одной стороны, неофашистские партии, не имеющие теперь сколько-нибудь заметного влияния, а с другой — марксистско-ленинские партии).
С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения.
Кадровые партии имеют фиксированное членство, прием в них связан с определенными условия ми, иногда даже требуется письменная рекомендация от лиц, уже состоящих в данной партии; нередко до получения полного членства существует кандидатский стаж или статус сочувствующего, особенно характерный для некоторых, чаще всего правящих марксистско-ленинских партий. Кадровые партии основаны на признании довольно жесткой дисциплины, обязательных членских взносов; руководство ими в значительной степени централизовано (в марксистско-ленинских партиях существую принцип демократического централизма).
В массовых партиях, как правило, нет фиксированного членстве или оно недостаточно строго учитывается. В США, как уже говорилось, Демократическая и Республиканская партии считают своими членами всех, кто голосовал на выборах за их кандидатов. Партийные взносы обычно не имеют фиксированного характера и уплачиваются по желанию или имеют вид пожертвований в партийную кассу. На местах нередко нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс.
С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные, партии, признанные национальными (общегосударственными), и др. О различиях в правовом положении зарегистрированных и незарегистрированных партий уже было сказано выше.
Легальные партии — это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье. Как правило, запретить партию может суд (в Германии конституционный суд запретил около десятка различных экстремистских организаций), в некоторых странах (Индонезия, Турция, Гаити и др.) различные партии были запрещены законами. Во многих развивающихся странах конституциями были разрешены только правящие (единственные) партии, остальные являлись нелегальными и действовали преимущественно за рубежом.
Государство осуществляет контроль за деятельностью политических партий, теми органами которые регистрируют политический устав и программу партий (Министерство Юстиции и пр.). Деятельность партий может приостановить Верховные Суд РФ, в Германии – Конституционный суд.
Вопрос 25
Понятие и признаки права
Существует множество точек зрения на такое многогранное понятие как "право", основные и наиболее разработанные взгляды получили название "подходов" и были закреплены в научной литературе:
1. Нормативный подход. 1. Право и закон - тождественные понятия. 2. Право представляет собой иерархическую систему норм. 3. Государственные интересы доминируют над личностными.
Недостатки: 1. Формальная сторона (право понимается лишь как существующие в данный момент законы) 2. Преувеличенная роль государства. Таким образом, право (нормативный подход) - это система общеобязательных, формально-определённых норм, исходящих от государства, им охраняемых и регулирующих общественные отношения.
2. Классово-волевой подход. Некоторые именуют этот подход несколько попроще - марксистский. Право (марксистский подход) - возведённая в закон воля господствующего класса.
Достоинства:1. Зависимость права от экономики. 2. Связь государства и права.
Недостатки: 1. Преувеличенная роль классового фактора. 2. Неясность с вопросом, что же такое воля класса?
3. Социологический подход.Право (социологический подход) - это те нормы, которые складываются и развиваются в самом обществе, государство их не создаёт, а лишь "открывает". Закон только сосуд, наполняют его общественные отношения.
4. Психологический подход. Под правом понимается сознание людей, эмоции восприятия правовых требований адресатами права, другими словами - правосознание, лишь в "головах людей право живёт и существует". Этот подход переводит существования права в психическую сферу.
5. Философский подход. Право (философский подход) - это система естественных, неотъемлемых прав, существующих независимо от воли государства. Этот подход весьма верно разграничивает такие понятия, как "естественные права" и "закон".
6. Исторический подход. Право имеет самоорганизующий характер, возникает со временем, в естественно сложившихся условиях.
7. Интегративный подход. Подразумевает объединение всех выше упомянутых подходов. Но надо отметить, что нельзя вот так просто взять и объединить качества всех подходов, в системе они обретают совершенно иное значение и сумму.
Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Признаки права:
1) Нормативность - право складывается из норм (правил поведения общего характера).
2) Общеобязательность - обязательно для всех.
3) Системность - не просто совокупность, а стройная система.
4) Связь с государством - государство обеспечивает принудительность права (государственное принуждение).
5) Формальная определённость.
6) Волевой характер - в праве выражена воля: Воля народа + Воля господствующего класса = общая воля, которая и выражена в праве.
Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, наиболее общие правила поведения. В зависимости от сферы распространения выделяют следующие принципы:
1. Общеправовые принципы - принципы, которые действуют во всех отраслях права.
а) справедливость.
б) юридическое равенство граждан перед законом и судом.
в) гуманизм.
г) демократизм.
д) единство прав и обязанностей.
е) сочетание убеждения и принуждения и т.п.
2. Межотраслевые принципы - отражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей.
а) принцип неотвратимости ответственности.
б) принцип состязательности и гласности судопроизводства и т.п.
3. Отраслевые принципы - действующие в одной отрасли.
а) Гражданское право - принцип равенства сторон в имущественных отношениях.
б) Уголовное право - презумпция невиновности.
Принципы права могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу (аналогия права).
Функции права - обусловленные социальным назначением права направления правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути, формы, способы влияния права на общественные отношения.
Функции права можно разбить на две группы:
1. Общесоциальные:
− Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.
− Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов политической системы.
− Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на поведение лиц.
− Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами управления.
− Экологическая и т.д.
2. Специально-юридические:
− Регулятивно-статистическая функция - выражается в воздействии права на общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых институтах (право собственности).
− Регулятивно-динамическая функция - выражается в воздействии права на общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых отношений (дееспособность, компетенция).
− Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.
− Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
− Компенсационная, восстановительная - направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д. Восстановительная функция тесно связана с компенсационной, поскольку восстановление нарушенного права влечет и компенсацию потерь лица.
Вопрос 30
Феодальное право.
Характерные черты феодального права, сложившегося в период с 11 до 13 вв. и продолжавшего существовать до 18 в.:
1. главное место занимали нормы, регулирующие поземельные отношения, обеспечивающие внеэкономическое принуждение;
2. возникновение «права привилегий», закрепляющего сословный неравноценный подход;
3. отсутствие деления на отрасли права, существовали ленное право, манориальное (помещик - крестьянин), церковное, торговое, городское и пр.;
4. одним из основных источников являлись церковные нормы (каноническое право римско-католической церкви: внутрицерковные отношения, церковная юрисдикция не имела четких границ до 15 в., брачно-семейные отношения, завещания и пр.);
5. наличие партикуляризма, т.е. отсутствие единого национального права на всей территории государства и господство правовых систем, основанных на местных обычаях;
6. рецепция римского права.
Для юридических сборников периода становления и развития феодализма характерно то, что они главным образом касались основных моментов уголовного права и процесса.
В то же время следует отметить, что феодальное право, в отличие от писанного обычного права, достаточно четко прописывает конкретные нормы (например, наследуемость феода стала объективной и универсальной нормой, сравнительно точной по значению и более или менее единообразной по всей Европе), единообразие принципов. Складывающаяся система сюзеренно-вассальных отношений также находила отражение в законах: различные формы личностных повинностей вассалов сюзеренам превратились в имущественные обязательства, а различные формы прямого экономического господства перешли в форму податей, что оставляло вассалам значительно больше личной свободы и экономической независимости. Вассал все больше управлял феодом без личного надзора сеньора. В то же время многие черты договора между сюзереном и вассалом оставались на уровне обычного права. Договор верности (присяга) между ними не мог быть расторгнут по обоюдному согласию, потому что он был основан на священном обете пожизненного обязательства. Присяга на верность и присяга на службу составляли единые понятия, подразумевающие военную службу, налоги, дани, пособия, браки и опекунство, судебную деятельность, наследуемость и отчуждаемость феода, правила выморочности и т.п. Только со временем эти понятия получили письменное закрепление.
Большую роль в становлении феодального права играло, как уже говорилось выше, каноническое право (описание грехов и полагающееся за них наказания – основное, что вошло из церковных канонов в светскую практику). В период становления феодализма как общественно-экономической формации происходит и институализация церкви как политической и юридической единицы. В связи с этим необходимо заострить внимание на том, что феодальное право в целом дуалистично (дуализм церковной и светской правовых систем). Каноническое право, как и королевское право эпохи феодализма, основывалось во многом на священных текстах и обычаях. Оно было систематизировано, проводилась политика преемственности церковного законодательства.
Особое место в формировании феодального права занимает право Англии. Для прецедентного права (доктрина судебного прецедента выведена только в 1854 г. и закреплена в актах второй половины 19 вв.) характерно:
а) ведущие источники - судебные решения (для судов более низкой подчиненности судебные решения высших судов), труды английских правоведов (трактаты, например, юстициария Гленвилля), статуты (король и парламент вместе, не могли обсуждаться судом и изменяться им), нормы торгового и канонического права;
б) существование общего права – разъездные суды собирали воедино местные судебные решения и практику, на их основе вырабатывали общие нормы, которые издавались в специальных судебных приказах (требование, иск составлялись на их основе), реестры приказов, «Свитки тяжб» - протоколы судебных заседаний, судебные отчеты. Именно так зародился основной принцип общего права: решение вышестоящего суда, записанные в «свитки тяжб» являлись обязательными при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Этот принцип стал называться судебным прецедентом.
в) наличие «права справедливости»: милость короля, «по совести», используется не в ущерб общему праву, чаще – если коллизия не отражена в нормах общего права. Сведено в единую систему в 17 в., контролируется палатой лордов английского парламента.
Наличие общего права и права справедливости в Англии действует до сих пор, поэтому англо-саксонская правовая система часто называется дуалистической.
В период древнего мира и феодализма зарождается и религиозная семья права (Арабских халифат, Китай, Индия и пр.)
Шариат (в переводе означает «праведный путь»). Мусульманское право носит конфессиональный характер. Шариат регулирует не отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступает как всеохватывающая нормативная система, имеющая относительно цельный характер. Порядок, установленный Аллахом, не подлежал ни отмене, ни изменению. Главное – смирение и послушание. Частная собственность священна. Основные источники: Коран и Сунна, а также сборники фикха. В первых двух есть нормы, противоречивые по содержанию. Таких противоречий насчитывается 225 и в свыше чем в 40 сурах имеются «отмененные» (мансух) аяты. Поэтому возникла потребность дать толкования Корану («тарсиф»). В период средневековья зарождается фикх – исламское законоведение, правовые школы («мазхабы»):
- сунниты (суннитское богословие называется «колам»): увязать строгие нормы Корана и Сунны с реальными потребностями сегодняшнего дня (авторитет специалистов – рай, иджма, кияс, истислах (источники права)). Сформировались в рамках этого правового течения следующие мазхабы: ханифизм - помимо суннитских методов, большое внимание уделяется обычному праву; маликизм, шафизм, ханбализм. Все они в той или иной степени используют в толковании авторитет богословов. Им приданы равные права.
- шииты: пророки Али и Мухаммед выступают практически равноправными лицами. Поэтому третьим источником права считается «Два светила», в которых описывается роль Али. Составили собственные предания – хабары (ахбары). Школы: имамиты (почитание 12 имамов) и исмаилиты. Ипостасью высшего божества является мировой разум.
Таким образом, законы шариата – это правовая систематизация поведения правоверных, их обязательств перед людьми, обществом и Аллахом. Шариат регулирует нормы взаимоотношений в семье, обществе, порядок решения имущественных споров, взысканий и наказаний в случае нарушения религиозных предписаний. Очень важно при оценке того или иного действия намерение человека.
Другими правовыми системами, основывавшимися на религиозных постулатах, являлись правовые системы Китая и Индии.
Конфуцианство. Возникло в Китае в 551-479 г. до н.э. на базе учения Конфуция. Он выступал за приоритет морали над законом, поэтому конфуцианством строго регламентировались нормы поведения: в обществе должны быть «верхи» (управляют) и «низы» (трудятся и повинуются). Конфуцианство признавало культ семьи, предков. Отсутствовало писанное частное право. Другим течением, оказавшим сильное влияние на складывание и развитие правовой системы Китая, был легизм. Возник в 5 – 3 вв. до н.э. В его основе лежало жесткое законодательное регулирование государством всех сторон жизни: безусловный примат писанного закона, сила и авторитет которого должны были держаться на карательных методах правителя.