Одним из крупных казахских мыслителей конца ХIХ начала ХХ века, внесшим неоценимый вклад в развитие казахской духовности и изменения менталитета народа является Абай. Заслуга Абая заключается и в том, что он способствовал переходу казахского народа от кочевого, номадического уклада жизни к оседлому, городскому, содержавшим в себе в снятом виде все лучшие из предшествующего. Это влияние, безусловно, сказалось на изменении мировоззрения, миропонимания, менталитета человека номадической эпохи. Интуиция подсказывала Абаю, что не может казахский народ жить в изоляции, он часть человечества и поэтому должен пойти по пути мировой цивилизации, приобщиться к ней. Отсюда стремление помочь своему народу.
Абай внес в степь принцип знания как основу человеческого бытия, связал его с принципом развития: он хотел, чтобы его народ не только избавился от лени, невежества, но и подключился в контекст мировой культуры, овладел безмерными его сокровищами. Возвеличивая разум, он сформулировал новые ценностные ориентации, представленные для казахов новым пониманием смысла и ценности жизни, человеческого счастья. Но главное кредо человека - его гуманность, сострадание, дружба, любовь. Чувство дает возможность определить добро от зла, руководствоваться добродетельным началом. Из такого сочетания знания, разума и чувств следует вывод о связи знания с чувством, с верой, о целостности человеческой эссенции и экзистенции.
Казахская философия отличалась космоцентризмом, ей были присущи чувственно - предметный, открытый, духовный, гуманистический характер, составляющий специфику и своеобразие этой культуры и философии.
Приступая к анализу философского учения Абая заметим, что до недавнего времени творчество великого оценивалось с партикулярных позиций, стремление показать Абая атеистом, непримиримым противником религии, критики обычаев, традиции кочевой культуры своего народа. В основном были свойственны научно - исследовательской литературе периода моно идеологии. Одним из очевидных заблуждений в трактовке философии Абая является восприятие его как мыслителя, свободного от религиозности, что вытекало из классовых установок, избегавших упоминать своеобразные религиозные взгляды Абая.
Категориальный аппарат его философии можно представить следующим образом. Исходным, субстанцией у Абая выступает Природа, в которой растворен Аллах. Это своеобразный пантеизм. Сама Природа выступает Вселенной, Космосом, обладающим собственной активностью, самодостаточностью. В творчестве Абая нашли всесторонние отражение проблемы бытия Бога, Мира и человека. Бог понимается им как творец Вселенной, человека и всего существующего, смысл бытия человека определяется прежде всего через любовь к Богу. Кроме одного Аллаха все меняется, говорит мыслитель. Аллах - символ веры, совершенства, справедливости. Он - милосерден, всемогущ и всеведущ. Вера в Аллаха для людей должна быть превыше всего. Любовь к Богу должна быть деятельной, человек своими замыслами, намерениями, деяниями должен быть похожим на Бога.
Абай, говоря о Боге, вкладывает в него 3 значения: онтологическое, космогоническое и гносеологическое. В онтологическом значении Аллах есть истина, достоверность, реальность. В космогоническом значении Аллах является создателем всего сущего - материального мира, человека и его души, мысли и дел и всем этим сущим управляет время. Аллах первопричина зарождения мира и человека, всего Универсума. Природа в философии Абая являясь одной из исходных субстанции выступает в качестве Вселенной, Космоса, которая обладает собственной активностью, самодостаточностью
Понятие Аллах, Абай использует и в гносеологическом значении. Познание Аллаха возможно через пророка, но Абай не призывает к познанию пророка, ибо все в мире, кроме Аллаха меняется, меняются и пророки и каждый вносит в слово Аллаха что-то свое.
Гуманистические мотивы учения Абая продолжает Шакарим Кудайбердиев. Учение Шакарима способствует очищению внутреннего мира человека от зла, алчности, лицемерия, самолюбия и других пороков и призывает к обращению к Аллаху, который способствует чистоте и совершенству человека. Однако он призывает не к слепому поклонению Аллаху, его религия - этика Любви. Любовь понимается мыслителем как субстанциональная основа бытия человека, интуиция души, единство Истины, Добра и Красоты. Любовь очищает человека, облагораживает его. Поэтому, главнейшей наукой для Шакарима является наука совести. Шакарим часто обращался к русской классической литературе, состоял в переписке с Л.Н. Толстым.
Шакарим один из немногих философов, который рассматривал Совесть не просто как нравственно - этическую, а как философскую категорию, являющееся субстанцией, основой мироздания. В этом плане она первична, существует до человека, она эквивалентна Космосу и , появляясь на свет, человек соприкасается с такой Совестью, вбирает ее в себя. Такая трактовка Совести делает Шакарима мыслителем мирового масштаба, равным Н. Бердяеву и многим другим мыслителям 20 столетия, которые глубоко ставили и высоко ценили проблемы нравственности.
Философия Шакарима высвечивает сущностную грань целостного мировоззрения, человек есть не просто космическое, природное существо, а личность, основу которой составляет нравственность, совесть. Это не просто Божий или Космический дар, это внутренняя работа каждого человека, который делает себе сам самостоятельно.
План семинарского занятия
1.Социокультурные детерминанты становления казахской философии.
2.Казахская философия Просвещения и ее особенности.
3. Социально- политические взгляды Ч. Уалиханова
4.Проблемы человека в мировоззрении Абая.
5.Философско - религиозные взгляды Шакарима
Литература:
1.Орынбеков М.С Предфилософия протоказахов. Алматы, 1994
2.Каракузова Ж.К. Хасанов М.Ш Космос казахской культуры. Алма-Ата, 1993
3.Есимов Г. Хаким Абай.
4.Бурбаев Т. Улт менталитет/ Астана 2001.
5.Бурбаев Т. Казахская философия: специфика и пути ее развития. В кн: Мудрость любовь моя. Акмола, 1996.
6.Сегизбаев О.А Казахская философия ХУ-начало XX вв Алматы, 1996.
7.
Темы докладов
1.Нравственно- этические идеи Абая.
2.Проблема Бога в философии Абая.
3.Проблемы веры и разума в творчестве Шакарима
4.Социально- философские взгляды представителей «Алаш Орды» и программа казахского государства
5.Философские проблемы в фольклоре.
Контрольные вопросы
1.Каковы особенности миропонимания протоказахов?
2.Каковы отличия казахской философии от восточной и европейской философии?
3.Как трактуется проблема человека в философии Абая?
4.Кто является родоначальником философии казахского Просвещения?
5.В чем заключается историческая заслуга Ч. Уалиханова?
6.Как сформулированы основополагающие принципы в трудах Ы. Алтынсарина?
7.Как называется наука Шакарима?
Вопросы для СРС
1.Философия религии Ш. Кудайбердиева
2.Картина мира в устном народном творчестве казахов.
3.Миропонимание в творчестве жырау и акынов.
4.«Жеты жаргы» и правовые основы казахского общества
Заполните таблицу: « Видные представители Казахской философии»
Абай Кунанбаев | Шакарим Кудайбердиев | Шокан Уалиханов | Йбрай Алтынсарин | |
Биографическая справка | ||||
Основные положения | ||||
Особенности учения | ||||
Историческое значение |
Ключевые понятия
Благоговение- преклонение перед Высшим, чувство любви человека к тому, что превосходное его самого; нравственная основа религии.
Благоразумие-состояние духа когда человек добивается внутренней гармонии, направляя здравый ум на упорядочивание своих поступков и духовшж пегхтивштий.
Вдохновение-состояние предельного напряжения и взлета духовных сил, творческого горения человека
Вина- нарушение морального долга какого-либо правила вообще. Опыт вины связан с чувством нашей ответственности, придающим ей моральное значение.
Воля- динамическая направленность психической активности человека в достижении поставленной цели.
Гуманизм - принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение безграничности возможностей человека, его способности к совершенствованию, а также требование защиты достоинства личности, ее свободы и т.д.
Зло-радикальная противоположность добра.
Зороастризм -древняя доисламская религия.
Менталитет-способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса.
Тема №13 Онтология
Самая читаемая и почитаемая книга в мире — Библия, начинается с пяти «книг Моисеевых», первая из которых называется «Бытие». Этот фрагмент библейского текста сложился за много до появления философии, возникшей, как известно, в VII—VI н.э. Но начинает философия с того же — с проблемы бытия, совпадение не случайно. Оно свидетельствует о том, что любое мировоззрения должен в первую очередь заявить о принимаемом им способе объяснения мира в целом — его происхождении, структуре туре, возможных границах и т.д.
Философия взялась за разрешение этих вопросов в то время, она была практически единственной формой теоретического знания (другие просто еще не возникли). Сегодня — ситуация иная. Комплекс естественно-научных дисциплин (космология, физика, и др.) чуть ли не по секундом может расписать сценарий возникновения нашей Вселенной, ее состав, структуру, эволюцию и прочие характеристики. Однако и философия не утратила интереса к этим проблемам.
Необходимость особого философского их осмысления объясняется, во-первых, тем, что построение любой теоретической модели, мира требует выбора исходных аксиом (креационизм — самоорганизация, материальность — идеальность).
Слово «бытие» в философии заключает в себе существенный смысл, нежели в нашей обыденной речи, в которой оно употребляется весьма редко. В основном тогда, когда хотят подчеркнуть особую значимость или «высокий стиль» высказывания. В большинстве же случаев обходятся нейтральным термином «существование». В глагольных формах слова «бытие» также возникли разные смысловые вариации. Общеупотребимый глагол «быть» (находиться в наличии, существовать) является однокоренным с существительным «бытие».
Таким образом, проблема бытия — это проблема способа, целей существования мира в целом, который только и может наполнить смыслом индивидуальное человеческое существование.