Н. А.бердяев
177
0
2 минуты
Темы:
В центре творчества Н. А. Бердяева (1874-194 8), одного из крупных
русских религиозных философов ХХ в., стояла проблема свободы. Он
называл себя "сыном свободы" и подчеркивал: "Я основал свое дело на
свободе" [ Бердяев Н. А . Экзистенциальная диалектика божественного
и человеческого // Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.
С. 254. ]. В своем персоналистическом учении о свободе человека
Бердяев отличает личность от индивида . Индивид есть категория
натуралистическая, биологическая, социологическая, несвободная, а
личность - категория духовная, свободная. "Личность, - подчеркивал
Бердяев, - есть свобода и независимость человека в отношении к
природе, к обществу, к государству" [ Бердяев Н. А. О рабстве и
свободе человека. Опыт персоналистической философии // Бердяев Н. А
. Царство Духа и царство Кесаря. М., 1995. С. 5. ]. Объективный,
исторически данный мир рабства и несвободы (общество, государство,
закон и т. д.) - это царство Кесаря, которому принципиально
противостоит сверхисторическое царство Духа и свободы человека. В
иерархии ценностей ценность личности выше ценности государства.
Коллизию между ними Бердяев решает в пользу верховенства личности и
ее неотчуждаемых прав с позиций всеобщего и последовательного
отрицания суверенитета любой власти в этом мире. Неотчуждаемые
права человека выступают в трактовке Бердяева как форма выражения и
существования в земном мире (царстве Кесаря) личной свободы, т. е.
трансцендентного (и божественного) феномена из царства Духа. При
этом он трактует неотчуждаемые права человека как именно духовные,
а не естественные права. "В действительности, - подчеркивает он, -
неотъемлемые права человека, устанавливающие границы власти
общества над человеком, определяются не природой, а духом. Это
духовные права, а не естественные права, природа никаких прав не
устанавливает" [Там же. С. 30 7)]. Под правом в философии Бердяева,
таким образом, имеются в виду лишь духовные неотчуждаемые права
человека - "субъективные права человеческой личности" [ Бердяев Н.
А. О назначении человека. С. 175. ], свобода духа, свобода совести,
свобода мысли и слова.
Эти неотчуждаемые субъективные права и
свободы он называет также "идеальным правом" [Там же. С. 172. ].
Соотношение права и закона в трактовке Бердяева в целом
соответствует логике соотношения свободы (свободной личности) и
государства и предстает как соотношение "идеального права" (т. е.
духовных неотчуждаемых субъективных прав человека) и
принудительного закона. Закон так же греховен, как и власть:
"принуждающий закон" - "противоположение свободе" [ Бердяев Н. А.
Царство Духа и царство Кесаря. С. 323. ]. В рамках
философско-правовых воззрений Бердяева право и закон - непримиримые
противоположности, так что возможность правового закона здесь в
принципе исключена. Тем более что в учении Бердяева отсутствует
понимание правового смысла равенства, его связи со свободой и
справедливостью . Напротив, он отвергает равенство и оправдывает
неравенство [ Бердяев Н. А . Оправдание неравенства. М., 1990. С.
193, 200. ]. Вместе с тем Бердяев признает поддержку государством
"минимума добра и справедливости" [ Бердяев Н. А. О назначении
человека. С. 17 2)], правда, не в силу любви государства к добру,
которая ему чужда, а потому, что без такого минимума добра и
справедливости наступит хаос, угрожающий силе и устойчивости
государства. В таком контексте Бердяев признает, что "и сам
принуждающий закон может быть охранением свободы от человеческого
произвола" [ Бердяев Н. А . Царство Духа и царство Кесаря. С. 32
3)]. В этом же русле он признает определенные достоинства правового
государства в его соотношении с абсолютистским государством, но тут
же добавляет: "Правовое государство - вещь очень относительная. . .
Права и свободы человека безмерно глубже, чем, например, всеобщее
избирательное право, парламентский строй и т. п., в них есть
священная основа" [ Бердяев Н. А. Философия неравенства. С. 155.
См. также: Бердяев Н. А . Государство // Власть и право. Из истории
русской правовой мысли. Л., 1990. С. 290. ]. Но эта "священная
основа" права из-за своей нестыкуемости с грешным миром не
становится и в принципе не может стать (в рамках бердяевского
христианского персонализма) реальной основой для земного
государства и закона.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!