В. С. Соловьев. Философское учение о праве
119
0
2 минуты
Темы:
В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900)
различает право положительное и право естественное. При этом
естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное
начало . Соловьев замечает, что о естественном праве речь идет
"каждый раз, когда вообще говорится о каких бы то ни было правовых
отношениях. Нельзя судить или оценивать какой-нибудь факт из
правовой области, какое-нибудь проявление права, если не иметь
общей идеи права, или его нормы" [ Соловьев В. С . Оправдание
добра. М., 1996. С. 325. ]. Естественное право как нечто
умозрительное - это, следовательно, не реально действующее право,
наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права.
"Таким образом, - писал Соловьев, - под естественным, или
рациональным, правом мы понимаем только общий разум или смысл
(рацио, логос) всякого права как такового. С этим понятием
естественного права как только логического prius [Предшествующее,
первичное ( лат .). ] права положительного, не имеет ничего общего
существовавшая некогда в юридической науке теория естественного
права, как чего-то исторически предшествовавшего праву
положительному" [Соловьев В. С. Право и нравственность // Власть и
право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990. С. 98-9 9)]. В
основе права лежит "свобода как характеристический признак
личности" [Там же. С. 97. ]. Но свобода лица, поясняет Соловьев,
превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково
признается их свобода. "Таким образом, - писал он, - моя свобода
как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного
права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права:
право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном
определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно
связано с общественным началом равенства, так что можно сказать,
что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства " [Там
же. С. 98. ]. Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение
смысла естественного права.
Но равенство трактуется Соловьевым не в
формально-юридическом, а в нравственно-содержательном смысле, а
именно - в нравственно-справедливом значении. Имея в виду
справедливое равенство, он подчеркивает: "Справедливость есть
несомненно понятие нравственного порядка" [Там же. С. 101. ]. С
подобной этизацией справедливости связано и присущее позиции
Соловьева смешение права и нравственности, понимание права как
нравственного явления : " право (то, что требуется юридическим
законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности,
равно для всех обязательный" [Там же. С. 108. ]. Такая
характеристика содержится и в "Оправдании добра": " право есть
низший предел или определенный минимум нравственности" [ Соловьев
В. С. Оправдание добра. С. 328. ]. В целом определение права в его
отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть
принудительное требование реализации определенного минимального
добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла" [Там
же. С. 329. ]. Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это
выражение принудительной нравственной справедливости. Как
"воплощенное право" [Там же. С. 33 8)] и правовую организацию
общественного целого, заключающую в себе полноту положительного
права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство.
Речь у него идет о "правовом государстве" [ Соловьев В. С.
Нравственность и право. С. 9 5)] с тремя различными властями -
законодательной, исполнительной и судебной. В контексте
христианских идеалов нравственной солидарности человечества
Соловьев подчеркивает "нравственную необходимость государства" и
определяет его "как собирательно-организованную жалость" [ Соловьев
В. С . Оправдание добра. С. 40. ]. Связь права с нравственностью,
замечает Соловьев, дает возможность говорить и о " христианском
государстве" и в этой связи также и о прогрессивной задаче
государства, состоящей в том, чтобы государство "как можно вернее и
шире обеспечивало внешние условия для достойного существования и
совершенствования людей" [Там же. С. 40-4 1)]. Таким образом, у
Соловьева речь по существу идет не только о правовом, но и о
социальном государстве (в его христианско-нравственной трактовке)
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!