АРХИТЕКТУРА КИТАЯ
Китай - одно из древнейших государств в мире, расположенное в Центральной и Восточной Азии. Сегодня Китай занимает 9,6 млн. км2, территория страны находится в пределах умеренного, субтропического и тропического поясов.
С востока территория Китая ограничена Желтым, Восточно-Китайским и Южно-Китайским морями Тихого океана. На юго-западе возвышается самое высокое в мире Тибетское нагорье (средняя высота около 4500 м), на западе – обширная пустыня Такла-Макан, на северо-западе – горы Восточного Тянь-Шаня (около 3800 м), на севере – пустыня Гоби, на северо-востоке – Маньчжуро-Корейские горы и Хинганский хребет. Южнее, ближе к центру, находятся уникальное Лёссовое плато и Великая Китайская равнина. Западная часть страны – область внутреннего стока, на востоке имеется разветвлённая сеть рек и озер, среди которых две из трех крупнейших рек Дальневосточной Азии – Хуанхэ и Янцзы. Лесные запасы территории еще в исторические времена стали ограничены (особенно в бассейне Хуанхэ), сегодня они занимают меньше 8% общей площади страны.
Отличительные особенности территории Китая во многом способствовали появлению первых
постоянных поселений уже во времена позднего палеолита в бассейнах двух великих китайских рек – вначале в бассейне Хуанхэ, а затем в бассейне реки Янцзы, а во времена неолита в бассейнах еще двух крупных рек: Сунгари и Сицзян. Почвы, насыщенные минералами, были не только очень легки в обработке, но и обладали исключительным плодородием. Земледелие в этих районах не требовало удобрений и рабочих животных, оно было в 6-7 раз эффективнее земледелия в бассейне Средиземного моря. Это позволило значительно раньше, чем в других регионах мира высвободить большие человеческие ресурсы, которые могли быть направлены на различные цели.
Преимущественно теплый муссонный климат средней и восточной части страны позволил в ранний период появиться в бассейне Хуанхэ культуре заливного земледелия, что способствовало переходу племен к оседлому образу жизни и, как следствие, к появлению первых городов.
На протяжении V - II тыс. до н.э. русло Хуанхэ неоднократно передвигалось в своем нижнем течении. Непостоянство базовой водной артерии потребовало крупных ирригационных мероприятий, которые были возможны только при создании сильных государств.
Возраст китайской цивилизации может составлять 5 тыс. лет, при этом имеющиеся письменные источники охватывают период не менее 3500 лет. Наличие систем административного управления, которые совершенствовались сменявшими друг друга династиями, раннее освоение крупнейших аграрных очагов в бассейнах рек Хуанхэ и Янцзы, создавало преимущества для китайского государства, экономика которого основывалась на развитом земледелии, по сравнению с соседями-кочевниками и горцами. Ещё более укрепило китайскую цивилизацию введение конфуцианства в качестве государственной идеологии (I век до н. э.) и единой системы письма.
В эпоху Цинь (221 – 206 гг. до н.э.) Китай был полностью объединен государством Цинь и перешел к новой форме правления – имперской, основатель государства Цинь Ин Ижэн принял новый титул – Цинь ши хуанди («Божественный владыка, открывающий эру Цинь». Произошла унификация систем мер и весов, письменности и денежной системы.
К эпохе Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н.э.) относится становление Великого Шелкового Пути. Продолжалось дальнейшее расширение границ государства, были захвачены отдельные территории Центральной Азии, восточных государств Аннама (северный и центральный Вьетнам) и Чосона (Корея). Территория Поднебесной увеличилась почти в два раза. Насселение составляло около 58 млн. человек. В начале II века по Китаю стал активно распространяться даосизм, Лаоцзы стали почитать как божество, в его честь строились монастыри, храмы и алтари, его учение стало играть важную роль наряду с конфуцианством.
На эпоху шести Династий (3-6 вв.) приходится становление буддизма в Китае и превращение его в одну их трех идеологий или учений (вместе с конфуцианством и даосизмом).
В 7 веке Китай ведет победоносные войны за контроль над Великим Шелковым Путем, а также с корейскими царствами и Вьетнамом, расширяет торгово-дипломатические отношения с государствами Центральной и Юго-Восточной Азии, в т.ч. с Японией и с Индией. В результате в Китай проникли новые вероучения и технологии.
В 9 в. происходит много восстаний и междоусобных войн. Период с 907 по 960 гг. в Китае принято называть эпохой Пяти династий и десяти царств – это еще один сложный период в истории Китая. Империя оказалась в окружении враждебных государств, которые к тому времени образовались в отдаленных районах Китая – киданьское и тангутское царства. Но несмотря на неблагоприятную внешнеполитическую обстановку, в культуре Китая происходит дальнейшее развитие (происходит развитие живописи, развиваются города, изобретено книгопечатание).
В 12 веке на северо-западе Китая образовалось государство Цзинь, которое очень быстро завоевывает киданьское и тангусткое царства и вторгается в Китай. В это же время начинается монгольское завоевание. С 1271 года началось царствование династии Юань. Первым императором стал внук Чингисхана – хан Хубилай.
Монгольское нашествие нанесло Китаю огромный урон в экономическом плане, центры хозяйственной деятельности были уничтожены, города разрушены. Монголы были слишком малочисленны, чтобы управлять завоеванной ими империей, и фактически, власть центральной администрации ограничивалась столицей и прилегающими к ней областями. В 1 пол. 14 века по стране прошла серия народных восстаний, которая свергла монгольскую династию.
Минской династии очень быстро удалось восстановить централизованную власть в Китае. Происходило восстановление разрушенных, строительство новых городов. Это период консервации китайского общества. В начале 16 века происходит серия китайско-португальских войн. В 17 веке происходит серия военных конфликтов с голландцами. Все эти события безусловно отразились на формировании отрицательного отношения к Европе со стороны китайцев. Также в конце 16 века обостряются отношения Китая и Японии.
Гибель Минской династии случилось из-за серии восстаний, прокатившихся по всей стране. Власть была дестабилизирована, чем воспользовались внешние враги – маньчжуры.
Маньчжуры всячески унижали китайское население, но с другой стороны, признавали авторитет китайской духовной культуры. Маньчжуры боролись за свою этническую чистоту, придерживались своих культурных обычаев и нравов. В этот период сложно говорить о каком-либо развитии китайской культуры. Скорее можно сказать, что китайская культура вступила в период стагнации, а некоторых областях и упадка.
Так продолжалось вплоть до второй половины 19 в. С середины 19 в. по стране прокатились мощные антиправительственные и антиманьчжурские восстания. Кроме того, Англия, Германия, Франция (эпизодически Россия и Япония) вели колониальные войны на территории Китая.
В 1911 году в Китае началось Учанское восстание. Оно стало началом революции (1911—1913), в результате которой была свергнута маньчжурская династия. Империя Цинь развалилась и было провозглашено создание Китайской республики.
ДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Строительные материалы
Недра Китая богаты многочисленными породами мраморов, гранитов, известняков. Богат Китай и строевым лесом – лиственница, ель, сосна, дуб и пр. Наибольшее применение в строительстве нашли корейский кедр, веймутова сосна, бамбук.
В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень (в основном для фундаментов). Постройки имели высокие двускатные крыши, материалом для которых служила солома.
Градостроительство
Первые сооружения на территории Китая известны с V тыс. до н.э. Тогда в долинах рек Хуанхэ, Вэйхэ и Ханьшуй жили родовые общины, строившие свои круглые или квадратные в плане, заглубленные в землю хижины на защищенных валом и рвом городищах. В центральной части поселения располагалось обширное прямоугольное здание культового назначения, за пределами поселка располагалось кладбище. Уже тогда начали формироваться представления о мире и месте жилища в нем, которые определили впоследствии облик китайского города и дома. Круг и квадрат в архитектуре приобрели символическое значение и связывались первый с землей, второй - с небом.
Первые города появились в XVI-XVII вв. до н.э., тогда же сложились и градостроительные принципы. Прямоугольный в плане город, ориентированный по оси север-юг, пересеченный магистральными улицами, идущими от северных ворот до южных и от западных до восточных, разбитый на прямоугольные жилые кварталы, с выделенным центром - таков своеобразный канон градостроительства, неуклонно соблюдавшийся впоследствии.
Город имел правильную планировку по кварталам. Постройки возводились на искусственной земляной платформе.
К III веку до н.э. относится первый трактат об архитектуре "Чжоу ли", где закреплялась иерархическая структура города и указывались размеры и расположение зданий, основных магистралей и окружающих стен.
Позднее появился целый ряд трактатов по разбивке городов: «Чжоуцзи каогунзи цзянжэнь инго», «Цзо-чжуань», «Мэнцзи» и др. В этих трактатах описывались конкретные требования к модульной разбивке города того или иного иерархического уровня.
В трактатах канонизировались правила закладки городов, планировки кварталов, размещения и величины тех или иных зданий.
Они описывали процесс закладки города с двойными рядами стен. Внутренние стены опоясывали собственно город, внешние стены – пригород. Пространство между стенами использовалась для разведения плодов и овощей во время осады городов, в это время в центре города помимо горожан селились жители окрестных деревень, которые одновременно становились воинами.
В основном китайские города в этот период строились на регулярной планировочной основе, костяк которой составляли: перекресток главных улиц перед главным дворцовым комплексом города, разбивка всей территории на кварталы и оборонительные стены, которые окружали кварталы. Основные улицы обычно были достаточно широкими, для того чтобы можно было беспрепятственно вводить в город войска и проводить церемониальные процессии.
Звонницы и барабанные башни регулировали утреннюю и вечернюю жизнь города, оповещали об опасности и т.д.
В период Западного Чжоу сформировались общие принципы планировки и застройки:
- соответствие поселений и других ансамблей требованиям фэншуй – требования фэншуй стали обязательными на всех уровнях строительной жизни. Чаще всего при закладке или реконструкции населенных мест сложнее всего было выполнить требования по правильному течению воды. Появилось развитое ирригационное строительство, которое обеспечивало не только потребности сельского хозяйства, но и правильный фэншуй в населенном месте и, как следствие, более комфортабельное городское развитие.
- иерархия поселений – города подразделялись на столичные города и города – центры удельных царств, в которых была сосредоточена основная власть ванов. Оперативное управление шло из городов более низкого иерархического уровня – центров провинций, руководство которыми осуществляли прямые наследники вана. Но больше всего было уездных городов – центров сельскохозяйственной округи и городов – крепостей на окраинных территориях царств, где правили государственные чиновники и военные. Каждому типу городов соответствовали определенные регламенты по размеру общегородской территории, наличию тех или иных главных городских зданий, ширине дорог и т.д.
- миграция столиц – в соответствии с мировоззрением древних китайцев, любое серьезное отрицательное событие, в том числе захват и разграбление города, а также смерть правителя, требовало обряда очищения и обязательной смены местожительства. Это приводило к тому, что каждый новый правитель, а уж тем более основатель новой династии, основывал новую столицу, иногда всего в нескольких километрах от старой столицы, иногда на значительном удалении до многих сотен километров.
- появление брошенных городов – иногда брошенные города оставались существовать в качестве провинциальных или уездных центров, центров торговли или оборонительных крепостей, используя старые крепостные сооружения. Чаще всего они получали новое название в связи со своим новым статусом. Но очень значительная часть бывших столиц переходила в разряд брошенных городов, которые постепенно исчезали с лица земли. Они переходили в разряд мифических городов, о которых складывали легенды, которые упоминали
в различных династийных хрониках.
- одновременное существование нескольких столиц – это также было связано с особенностями мировоззрения. Для запутывания духовных и мирских злых сил и прочего создавалось несколько столиц. Помимо главной столицы, в которой находилась основная резиденция правителя, существовала одна или несколько запасных столиц. Таких столиц чаще всего было две или пять, что вытекало из фэншуя и религиозных представлений.
- статусность городской застройки – была основана на строгой соподчиненности зданий. На городской территории регламентировались центральные и привилегированные районы, районы ремесленников того или иного направления, даже при строительстве жилого дома строго регламентировались все его элементы. Так, например, балки во дворце правителя царства полагалось делать тесаными, полированными и инкрустированными камнями. В доме правителя провинции – тесаными, полированными, в доме главы клана – только тесаными и т.д. Сословные различия касались и размеров и количества павильонов (комнат) – цзянь. Самым простым был четырехугольник с одним двором, насаженный на одну ось север – юг. Чем более высокий статус был у комплекса, тем более сложной становилась его структура: увеличивалось количество внутренних дворов, число павильонов и комнат в них, появлялись переходы, внутренние сады и другие элементы. Рост происходил кратно городской структуре, занимая один, два, три или больше участков в квартале, или несколько кварталов.
Цзянь – пространство между четырьмя столбами, на которых держится крыша комнаты (павильона). Здесь имеется серьезное отличие между Востоком и Западом. Для исторической китайской архитектуры не так важно, какова площадь сооружения, его высота или ширина. Более важная единица измерений – количество цзянь.
- китайский четырехугольник как основной элемент застройки – внутригородская планировочная единица. Основой этого четырехугольника являлся прямоугольный внутренний двор, ориентированный по сторонам света, который со всех сторон плотно окружало четыре здания, соединенные между собой крытыми галереями. На улицы выходили глухие стены. Такое городское образование хорошо отвечало «срединности», пяти элементам, и восьми диаграммам предсказания. Из этих структур «набирались» огороженные собственными стенами кварталы и весь город, который в результате получал прямоугольную конфигурацию. Такие города иногда называют китайскими квадратными городами.
Основными принципами формирования и сочетания четырехугольников были осевая симметрия, продольное наращивание (в династию Тан появилось поперечное наращивание), иерархия и соподчинение. Эти формы стали основой для создания самых разных городских объектов: дворцовых комплексов и мавзолеев, монастырей, административных учреждений, жилых домов.
Погребальные сооружения
Гробницы знати были грандиозными по размерам. Одна из обнаруженных гробниц занимает площадь 340 кв. м, а объем ее достигал 1615 куб. м. Внутри гробница выкладывалась бревнами, плотно пригнанными друг к другу. Помещение состояло из входов с лестницами, нижнего зала, куда ставился саркофаг, и верхнего, где размещались различные предметы, а также трупы людей и животных, сопровождавших умершего в загробное царство. При входах в гробницу зарывались убитые при погребении лошади и собаки. Считалось, что собаки должны охранять гробницу, лошади - везти колесницы в загробном мире. На поверхности не сооружалось ни могильных холмов, ни построек. Стены и потолки богатых гробниц покрывались резьбой, инкрустацией и росписью. Роспись исполнялась красной краской. Мотивами орнаментации гробниц являлись условные изображения животных, напоминающие узоры на бронзовых сосудах.
Градостроительство
Согласно фэн-шуй, наиболее благоприятной считалась меридиональная планировочная ось. На юг обращались главные фасады зданий, что обеспечивало оптимальный температурный режим во внутренних помещениях. Даосские гадатели разработали целую науку – геомантию, которая связывала особенности рельефа местности с положением небесных тел, с магнитными полями, с космическими силами и символами. Только при благоприятном сочетании небесных сил и «пульсов духа» земли участок считался подходящим для строительства. Особое внимание уделялось сочетаниям круга и квадрата. На основе этих фигур формировалась планировочная структура как отдельных зданий, так и целых градостроительных комплексов. Четыре городских стены ориентировались по странам света – традиции солнечного культа (китайский император – олицетворение Солнца, Сын Неба).
Другая особенность древнекитайских городов – регламентированная высота зданий. Она определялась в соответствии с социальным положением домовладельцев, которые в согласии со своим рангом селились ближе или дальше от центра города – императорского дворца, храмового комплекса.
Династия Цинь
Столица государства при династии Цинь была перенесена в город Сяньян. Город расположился по берегам реки Вэй. Столица начала стремительно развиваться. К началу II в. до н.э. в городе регулярной планировки проживало более 1 млн. человек. Периметр городских стен насчитывал 75 км, застройка была дифференцирована. К 212 г. до н.э. году за городом была сооружена сеть императорских дворцов.
Династия Хань
При династии Хань столицами государства были Лоян и Чанъань. Последний стал начальной точкой первой трансконтинентальной дороги – Шелкового пути. В Чанъяне были опробованы многие художественные и композиционные приемы, которые позже оказали влияние на развитие средневекового градостроительства всей Юго-восточной Азии. К началу второго века Чанъань насчитывал более миллиона жителей и стал самым крупным городом на планете.
Инженерные сооружения
Династия Цинь
Для улучшения управления страной Цинь Шихуанди создал общегосударственную сеть магистральных дорог, начав одновременное строительство из разных городов 4700 миль новых дорог. Эти государственные трассы имели три стандартные полосы под унифицированные размеры ширины повозок и колесниц. По обочинам дорог высадили деревья, на расстоянии дневного перехода построили почтовые станции – ямыни, которые обеспечивали путешественников сменой лошадей или лодок и запасами еды.
В 295 г. до н.э. около крупнейшего города Сянъяна построили постоянный каменно-деревянный мост через Уэйхэ, к 257 г. до н.э. закончили сооружение понтонного моста в месте слияния Хуанхэ и Уэйхэ.
Для улучшения обработки земли к 246 г. до н.эбыло закончено строительство новой системы оросительных каналов в долине Уэйхэ – центре царства.
Династия Хань
На территории Китая была достроена система магистральных дорог, начатая при императоре Цинь Шихуане, активно велось строительство каналов.
Великий Шелковый путь – северный сухопутный путь из Китая в страны Средней Азии. Шелковый путь представлял собой трансконтинентальную систему разветвленных караванных путей, которые периодически меняли свои трассы, и соединяли с конца II века до н.э. до XV в. различные цивилизации от Западной Европы и северо-восточного побережья Африки до Китая. По ним осуществлялись распространения не только товаров, но и различных инноваций. Это была самая крупная торгово–транспортная сеть.
Шелковый путь начинался в Чанъане и шел по северо-западной территории Китая через горы Тянь (Тянь–Шань), далее через среднеазиатские и ближневосточные государства и заканчивался на берегах Средиземного моря. В районе города Дуньхуана было ответвление основного пути на юг, в Индию и соединение его с южным морским путем из Азии в Европу. Для обслуживания караванов которых с течением времени создалась определенная социальная и пространственная инфраструктура. Вдоль Шелкового пути возникла система крупных рынков наиболее популярных товаров и специализированных гостиниц, сочетавших функции гостиниц, складов и производств по обработке и фасовке товаров. Эти объекты размещались как в существующих поселениях, давая им стимул к развитию, так и на новом месте, создавая новые процветающие торговые города.
Закат Великого шелкового пути связан с развитием торгового мореплавания в XIV – XV веках вдоль побережий Ближнего Востока, Южной и Юго-восточной Азии.
Строительная техника
Строительные принципы китайской архитектуры изложены уже в «Щицзине». На подготовленной и утрамбованной площадке закладывался земляной фундамент (род стилобата), облицованный камнем или мрамором. На этом фундаменте возводился основной каркас здания, состоявший из деревянных столбов, связанных поперечными перекладинами. На каркас опиралась широкая и высокая крыша, которая была самой большой и тяжелой частью здания. По образному представлению древних китайцев, она должна была производить впечатление развернутых крыльев летящего фазана. Тяжелая массивная кровля предопределила особенности одного из основных конструктивных и декоративных элементов китайских построек — так называемого доу-гун.
Доу-гун представляет собой своеобразную систему многоярусных деревянных кронштейнов, которая, увенчивая опорный столб в месте его соединения с горизонтальной балкой, принимает на себя тяжесть этой балки и служит для поддержки большого выноса широких крыш, равномерно распределяя их тяжесть. Доу-гун состоит из ряда изогнутых брусьев, наложенных друг на друга и далеко выступающих за пределы здания. В архитектуре периода Хань доу-гун используется в качестве отдельных декоративно обработанных архитектурных узлов, расположенных по углам и в центре здания, в отличие от более поздних периодов, когда он представляет собой ажурный фриз, проходящий под крышей вдоль всей стены. Выступающие концы балок и доу-гуны в ханьское время уже богато декорировались. Легкие деревянные стены здания укреплялись на каркасе и служили как бы ширмами, которые можно было разбирать и заменять в зависимости от времени года.
Дворцовая архитектура
Цинь Ши-хуанди строил грандиозные дворцы после каждого удачного завоевания, причем на строительстве отдельных сооружений было занято более 700000 рабов и свободных земледельцев. Дворцы сооружались из редких древесных пород: лавра, пихты, кораллового дерева и пр., которые привозились с разных концов страны. Внутри дворцов стены украшались росписями и пропитывались ароматическими веществами, полы инкрустировались драгоценными камнями. Вокруг дворцов были разбиты сады и парки с цветниками, сохранявшимися на протяжении всего года.
О масштабах зданий, их грандиозности свидетельствует указание, что зал одного из дворцов Цинь Ши-хуанди вмещал 10000 человек.
Дворцы этого времени не сохранились, однако известно, что существовал дворец целиком построенный из сандалового дерева, распространявший благоухание на много километров вокруг. Сохранились также упоминания о сооружении "Тянь и Тай" - большом зале с колоннами из золота и серебра, возвышающемся на мраморной платформе высотой 28 метров.
Погребальные сооружения
Строились величественные подземные гробницы для правителей. Ансамбли ханьских погребальных сооружений достигают значительных размеров и представляют собой комплексы подземных камер, облицованных кирпичом или каменными плитами. На поверхности земли погребения отмечены земляными холмами, небольшими постройками, статуями и пилонами.
Некоторые из гробниц высекались прямо в толще гор, некоторые возводились в специально вырубленном для этого между скалами пространстве. Подземные помещения с массивными каменными прямоугольными входами и многочисленными комнатами дают представление о большом размахе строительных работ ханьского времени. Уходящие кверху, решенные в форме ступенчатого свода потолки разделялись посередине низко нависшими балками и поддерживались восьмигранными столбами, стоящими по одному в центре каждой комнаты. Подобные столбы имели в качестве капителей грандиозные доу-гуны, представляющие собой изогнутые дугой каменные брусья, концами упирающиеся в перекрытия.
Впечатление давящей массы камня в ханьских гробницах облегчалось тем, что стены, колонны и потолки сплошь покрывались резьбой, а также росписью.
Мавзолей Цинь Шихуанди. Сам мавзолей на сегодняшний день пока не открыт, его содержание известно только из исторических хроник. Открыта только часть подходов к мавзолею. В том числе три крупных ямы, в которых захоронено уникальное многотысячное войско из цветной терракоты, которое сегодня многие называют восьмым чудом света.
Строительство мавзолея потребовало усилий более чем 700 тыс. рабочих и ремесленников и длилось 38 лет (закончено в 210-209 гг. до н. э.). Периметр внешней стены захоронения равен 6 км.
Центральная часть мавзолея представляет собой пирамиду 460х400 м в плане и 116 м в высоту. После строительства пирамиды и ее окружения, над ними был насыпан земляной холм. Согласно «Историческим запискам» и «Ханшу» в гробнице имеется уменьшенная копия рельефа всей территории династии Цинь, а крыша гробницы с делана в виде свода, по которому движутся жемчужные солнце, луна и звезды, включая Млечный путь. Кроме этого в искусственных реках и озерах постоянно течет ртуть – заменитель воды. На реках и озерах плавают лодки из сандала, гуси из золота и серебра, рыбы и черепахи из стекла, вокруг цветут цветы и травы из нефрита. Бронзовый гроб Шихуана, декорированный нефритом и малахитом, стоит в центре, вокруг него светят вечные светильники в форме людей. В гробнице много драгоценностей и причудливых созданий.
Хотя вместо живых воинов — вопреки традиции — вместе с императором были похоронены их глиняные копии (по замыслу императора, статуи должны были сопровождать его в потустороннем мире), кроме статуй воинов, вместе с Цинем было закопано, по различным оценкам, до 70 тысяч рабочих вместе с их семьями.
Армия глиняных воинов (по меньшей мере 8099 терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей) покоится в боевом построении в параллельных склепах в 1,5 км на восток от гробницы императора. В отличие от других мавзолеев китайских императоров терракотовые воины Шихуана выполнены в героическую величину (1,8 – 2,0 м высотой) и обладают яркими индивидуальными характеристиками и высокими художественными достоинствами.
Среди раскопанных нескольких ям около мавзолея, есть, в том числе, яма с двумя бронзовыми колесницами, которые позволили сделать вывод о том, что династия Цинь владела искусством хромирования металлов, которое в современном мире было открыто в Германии лишь в начале XX века.
Фортификационные сооружения
Великая Китайская стена - один из самых грандиозных проектов Цинь Шихуана, начатый в 214 г. до н.э. Этот комплекс создавался для защиты от северных кочевников и, отчасти, песков, дующих с пустынь, в северо-западных районах страны, граничащих с кочевыми племенами.
Строительство первых участков стены началось ещё в III веке до н. э. Значительная доля стен этого периода строилась из самых примитивных материалов, в основном - с помощью трамбовки земли. Между щитами из прутьев или тростника прессовали слои глины, гальки и других местных материалов. Иногда использовали кирпичи, но не обожжённые, а высушенные на солнце.
В строительстве, начатом Цинь Шихуанди участвовала пятая часть жившего тогда населения страны, то есть около 1 млн. человек. К строительству привлекались рабы, солдаты, крестьяне. Стена должна была чётко зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации единой империи. С появлением Шелкового пути в следующую династию Стена стала играть еще одну важную роль – роль таможни.
Строительство длилось 10 лет и сталкивалось с многочисленными трудностями. Главной проблемой было отсутствие соответствующей инфраструктуры для строительства. Сама местность также была чрезвычайно сложна для столь грандиозного сооружения: стена шла прямо вдоль горной цепи, огибая все отроги, при этом приходилось преодолевать как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья.
При постройке Стены использовались различные строительные материалы. Крупные камни (до четырех метров) клали в основание, их связывали прочным известняковым раствором. Стены изначально были из рядов плотно утрамбованного грунта или камыша, пересыпанного песком и обмазанного глиной или камня, позже – из кирпича. Грунт вначале просеивали, затем смешивали с клейким рисом.
Согласно преданиям, после утрамбовки и высыхания готовый участок перед обмазкой глиной проверяли на прочность стрелами. Если стрела не отскакивала от стены, а застревала в ней – весь участок полностью перестраивали.
Размеры стены разнились по участкам, средние параметры составляли: высота — 7,5 м, высота с зубцами — 9 м, ширина по гребню — 5,5 м, ширина основания — 6,5 м.
Составной частью стены являются башни. Некоторые башни, возведённые ещё до строительства стены, были встроены в неё. Сторожевые башни, возводившиеся вместе со стеной, ставились на расстоянии полёта стрелы (200 м) для контроля над всей поверхностью Стены. Во времена династии Цинь на ней построили свыше 2 тыс. дозорных башен. Кроме них через расстояние около 20 километров организовали строительство более крупных гарнизонных башен-казарм для сил быстрого развертывания. Также в пределах видимости костра (примерно 10 км) на стене располагались сигнальные вышки, с которых велось наблюдение за подступами врага и передавались сигналы. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот, которые со временем укрепились в мощные заставы.
Солдатам, служившим на охране Стены, были предоставлены сельскохозяйственные угодья. В результате вдоль всей Стены возникла сеть небольших военизированных поселений.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. — 220 н. э.) стена была расширена на запад. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. В последующие периоды Стена много раз удлинялась и перестраивалась.
Те участки Великой стены, которые сохранились до нашего времени, были построены, в основном, при династии Мин (1368—1644). В эту эпоху основными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. При укладке каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашёной извести. По внутренним сторонам выложили арки, в которых разместились входы на верхний ярус Стены. Поверху проложили мощеные дороги шириной от семи до десяти метров, по которым могли двигаться пешие, а на отдельных участках и конные войска.
Общая протяженность Стены с учетом ответвлений составляет 8850 км.
Жилище
Модели зданий, а также сохранившиеся изображения построек на каменных рельефах периода Хань показывают, что китайские зодчие уже 2000 лет назад сооружали многоэтажные здания.
Древнейшие дома строились из дерева, кирпича-сырца и камня. Стены дома, как правило, не являлись несущими конструкциями. Они заполняли пролеты между деревянными опорными столбами, защищая помещения от холода. Главный фасад – южный. Он имел вход и окна, заполняющие всю плоскость стены. На севере окон не предусматривалось. Южная стена выполнялась в виде деревянной решетки, заклеенной промасленной бумагой (изобретена в III веке до н. э.). Крыша имела характерные широкие свесы, защищающие стены от осадков и прямого солнечного света. Перед главным фасадом часто устраивалась крытая галерея. Галерея служила внешним коридором, связующим все комнаты в доме, местом приема гостей, промежуточным пространством между внутренним и внешним миром
Усадьба состояла из нескольких жилых и служебных построек, размещенных во дворе, обнесенном стенами с воротами. Двор разделялся на несколько частей, куда выходили окнами жилые помещения. Ворота, как и здания, покрывались черепичными кровлями. Строения, составлявшие усадьбу, располагались симметрично и отличались лаконичностью и простотой архитектуры. Религиозная традиция предписывала строить здание в соответствии с благоприятным для человека направлением ветров, уровнем подземных вод и рельефом местности. В основе своей эта традиция опиралась на народный опыт и имела не только символический смысл, но и определенное практическое значение.
Градостроительство
Жилые дома блокировались стенами друг с другом, образуя небольшие внутриквартальные улочки – хутуны. Несмотря на общую прямоугольную конфигурацию усадеб, со временем они получали разнообразные пристройки, дополнительные дворы и дворики. В результате хутуны становились различными по длине и конфигурации.
Культовая архитектура
Приход буддизма в Китай не оказал значительного влияния на стиль китайских храмов. И даосские, и буддийские храмы строились по одному и тому же плану китайского дома, измененному для религиозных нужд. Расположение двора и боковых залов точно такое же, как и в жилых домах, главные залы в центре предназначены для поклонения Будде или другим богам, а апартаменты позади храма служили жилищами для монахов.
Сложился тип многоярусной башни-пагоды (та, бао-та – «башня сокровищ»), символа святости места. Функция пагоды – мемориальная, хранение реликвий и напоминание о буддийских событиях. Их предшественницей является добуддийская китайская многоэтажная башня, которую можно видеть на ханьских барельефах. Ханьские башни обычно были двухэтажными, с выступающими крышами. Изначально бао-та были невысокими и квадратными в плане, но с развитием технологии стали появляться многогранные и многоярусные пагоды. Пагода имеет нечетное – благожелательное - количество ярусов.
Строились первые пагоды из «одушевлённых» строительных материалов – кедра, бамбука, ели. С помощью пропитки древесины особыми смолами зодчие научились продлевать жизнь постройкам до нескольких столетий. Начиная с V века н.э., пагоды строят из более прочных материалов – кирпич, камень и т. п.
На стыке торговых путей началось бурное строительство грандиозных скальных буддийских монастырей и храмов, таких как Юньган, Лунмэнь и Цяньфодун (близ Дуньхуана) с бесчисленными пещерами, украшенными статуями, рельефами, красочными росписями. Обычно такие крупные пещерные храмы высекались в толще отвесных скал, либо около городов столичного значения, либо на важных магистральных дорогах.
Пещеры и ниши этих скальных комплексов весьма различны по размерам. Самые маленькие из пещер имеют около 2 — 3 м в глубину; большие гроты достигают 10 м в ширину и 23 м в высоту. Пещеры и ниши, высеченные на большой высоте (в Майцзишано 40—50 м) в отвесных склонах гор, соединялись между собой висячими мостами и наружными деревянными переходами.
Различие двух стилей китайской архитектуры особенн