Гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие
ценности – одна из приоритетных педагогических задач. Среди
общечеловеческих ценностей (ОЦ) философы и педагоги всегда выделяли
права человека, его свободу и соответствующие им воспитание и
образование. К концу ХХ века, выработанные мировым сообществом ОЦ,
нашли свое отражение в основных документах ООН о правах человека.
(Всеобщая декларация прав человека,1948 г; Декларация прав ребенка,
1959 г.; Конвенция о правах ребенка, 1989 г.) Международные
документы по данным вопросам подразделяются на декларации и
конвенции. Декларация (лат. declaratio –«провозглашение») –
рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы,
программные положения; не имеет обязательной силы. Конвенция (лат.
conventio - «договор, соглашение») – соглашение по специальному
вопросу; обязательно для тех государств, которые присоединились к
конвенции.
Положения декларации прав человека (1948 г.) требуют равных
социальных возможностей для лиц и их объединений по удовлетворению
ими своих естественных и социальных потребностей, гарантии которых
обеспечивают достойное и справедливое развитие и активное участие
личности в многообразных социальных отношениях.
Положения конвенции о правах ребенка (1989 г.) сводятся к 4-м
требованиям, которые должны обеспечить права детей – выживание,
защита, развитие и обеспечение активного участия в жизни
общества.
С целью проведения в жизнь вышеупомянутных конвенций и деклараций
ООН в1993 г. правительством РФ был принят ряд постановлений.
Образование, как ОЦ, направлено на гармоничное и всестороннее
развитие личности. Гуманистическая цель образования требует, чтобы
в его содержание включались не только новейшая научно-техническая
информация, но и гуманитарные, личностно-развивающие знания и
умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностное
отношение к миру и человеку, а также система
нравственно-эстетических чувств, мотивирующих поведение
человека.
Общечеловеческие аспекты воспитания органично вписываются в
содержание целостного педагогического процесса. Большое внимание
может им быть уделено в обучении ( в курсе изучения таких дисциплин
как «Граждановедение», «Человек и общество» и т.п.)
Нравственный потенциал ОЦ накапливался тысячелетиями и имел у
каждого народа свои национальные особенности, традиции, касающиеся
путей социализации личности, которые находили свое отражение в
культуре и традициях народной педагогики.
Последняя рассматривается
как духовный феномен, присущий сознанию народа, как знания,
сведения, идеалы, идеи, установки воспитательных действий,
выступающих как единство пед. мудрости и пед. деятельности народа.
Между народной педагогикой (НП) и пед. наукой имеется
диалектическая взаимосвязь. С одной стороны пед. наука является
продолжением НП, вобрав в себя всё лучшее из опыта народов по
воспитанию и обучению .С другой стороны, НП является частью пед.
науки, отражает воззрения, особенности содержания, влияние среды на
развитие человека.
По традиции НП семья – основная воспитывающая среда и её функция –
гуманизация человека, усвоение социального опыта предшествующих
поколений. В традициях народа отчетливо выступают также такие
факторы воспитания, как природа, игра, слово, труд, опыт, общение,
быт, обычаи, искусство, религия, пример, устное народное творчество
(пословицы, легенды, сказки и т.д.)
Раскрытие механизмов воздействия этих факторов – важнейшая задача
этнопедагогики и этнопсихологии. Для осуществления данной цели
следует: 1. Выявить особенности национальных культур народов РФ; 2.
Проанализировать и обосновать пед. условия эффективного
использования наследия НП в процессе развития, образования и
социализации личности; 3. Выявить пути и формы использования
прогрессивных идей культур народов РФ; 4. Определить воспитательный
потенциал духовной культуры как части общественного сознания и
народных традиций; 5.Разработать на основе имеющегося опыта и
рекомендовать для реализации в народной пед. практике формы
социального контроля, охраны детства, внедрение здорового образа
жизни; 6.Раскрыть этнопедагогические основы жизненного
самоопределения молодёжи.
Практика этнопедагогики предполагает поэтапность деятельности
учителя: 1. Накопление фактов по отдельным этносам; 2.
Сравнительный анализ пед. традиций этносов; 3.Обобщение пед. опыта
и идей народов конкретной территории.
Одним из основных принципов этнопедагогики является глубокая
индивидуализация обучения и воспитания, развитие самостоятельности,
формирование "Я - концепции" растущей и развивающейся личности.
Знание традиционной культуры своего этносоциума развивает интерес к
традициям и культуре других народов, что является основой
формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой
межличностного общения и межнациональных отношений.
При использовании прогрессивных идей НП в современной школе
необходимо учитывать следующие принципы: 1) Принцип (П.) ценности
культур народов и значимость НП как основы различных процессов
социализации и развития личности; 2) П. терпимости к воззрениям
личности; 3) П. интернационализма как идейной основы
конструирования отношений и общения в социально-педагогическом
комплексе РФ;
Общечеловеческое и национальное в воспитании.
79
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!