Лекция 7. Построение перцептивного образа
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
• основные подходы к исследованию восприятия как репродуктивного и конструктивного процесса;
• основные положения экологического подхода к зрительному восприятию;
• основные положения гипотезы перцептивной готовности и теории перцептивных гипотез;
• для чего используется метод систематических перцептивных искажений в исследовании восприятия и каковы его разновидности;
• возможности моделирования процесса восприятия;
Уметь
• различать восходящие и нисходящие когнитивные процессы;
• оценивать роль сенсорной информации и фоновых знаний об окружающем мире в процессах нормального и искаженного восприятия;
Владеть
• базовыми понятиями экологического и когнитивного подходов в психологии восприятия.
Основные методологические подходы к исследованию восприятия
В этой главе мы познакомимся с основными теоретическими подходами, разработанными в психологии, которые призваны описать, какие психические процессы обеспечивают построение перцептивного образа, или образа восприятия. До сих пор мы рассматривали лишь отдельные аспекты этого процесса. Тем не менее мы уже успели обнаружить, что лишь в некоторых случаях, как, например, при стереоскопическом зрении, информации, представленной на сетчатке глаза, оказывается достаточно для того, чтобы возникло определенное этой информацией ощущение. В других случаях, как было показано, найти однозначные корреляты для того или иного ощущения – затруднительно или вовсе невозможно. Требуется предположить существование каких-либо более сложных вышележащих процессов, которые обеспечивают такие ощущения.
Тем не менее до сих пор существует подход к описанию процессов восприятия, который стремится представить процесс порождения перцептивного образа лишь на основе обработки сенсорной информации, поступающей извне. Теории, разрабатываемые в рамках такого подхода, принято обозначать термином объектно-ориентированные. Данная группа теорий делает акцент в первую очередь на исследовании так называемых восходящих когнитивных процессов, которые строятся от воспринимаемого стимула к субъекту его обнаружения, т.е. "снизу вверх", "от частного к общему". Они в значительной степени предопределяются физическими свойствами стимулов, воздействующими на наши органы чувств. Поэтому восходящие процессы познания по-другому обозначаются как процессы, управляемые стимулами. Основная задача исследователя в этом случае состоит в детальном и правильном описании самих стимулов, обеспечивавших такие процессы восприятия.
Другим направлением теоретического анализа процессов восприятия является субъектно-ориентированный подход. Согласно этому подходу образ восприятия строится на основе фоновых знаний, хранящихся в долговременной памяти, которые обеспечивают высокоуровневую интерпретацию сенсорной стимуляции. Принцип организации процессов, руководящих познанием такого рода, – "сверху вниз", "от общего к частному", поэтому их называют нисходящими когнитивными процессами. Системы познания, которые отвечают за единство представления объекта и действия с ним, в современной психологии принято обозначать термином когнитивная схема. Поэтому другое их название – процессы, управляемые схемами. Основная задача исследователя восприятия в этом случае состоит в том, чтобы описать, каким образом субъект строит для себя образ восприятия, используя эти схемы в качестве базового инструмента. Как правило, субъект восприятия здесь рассматривается теоретиками восприятия по аналогии с субъектом мышления, а сами процессы восприятия в значительной степени уподобляются мыслительным процессам, что, как мы увидим далее, отражается даже в названиях теорий восприятия такого плана.
Восприятие как непосредственный процесс
Восприятие как непосредственный процесс было представлено в большом числе теорий, начиная с классических времен, т.е. времен становления психологии как научного знания. В качестве примера такого подхода к восприятию можно рассматривать классическую интроспективную теорию, а также гештальтпсихологию восприятия. Эти теории сегодня имеют скорее исторического значение. Поэтому мы не будем рассматривать здесь эти теории в деталях. Более интересна и современна реализация такого подхода к исследованию и описанию процессов восприятия, представленная в работах американского психолога, заложившего основы экологического подхода к исследованию познания – Дж. Гибсона (1904–1979). Ранний вариант его теории зрительного восприятия известен как перцептивная психофизика Дж. Гибсона. Более поздний, доработанный вариант его перцептивной психофизики получил название экологической теории зрительного восприятия. Именно эти теории мы и рассмотрим в качестве примеров реализации в теориях восприятия объектно-ориентированного подхода. Кроме того, представляют интерес попытки компьютерного моделирования процессов зрения, которые реализуют принцип "снизу вверх".
Моделирование процесса восприятия
Еще одним примером реализации объектно-ориентированного подхода, описывающего процесс восприятия по принципу "снизу вверх", является информационно-вычислительный подход к зрительному восприятию. Основоположником его считается англо-американский исследователь, специалист в области компьютерного моделирования процессов восприятия Дэвид Марр (1945–1980). Подобно Дж. Гибсону Д. Марр утверждал о необходимости разграничения того, что осуществляется в ходе восприятия, и того, как это осуществляется. Он считал очень важным понять, что делает зрительное восприятие, прежде чем мы сможем обратиться к решению вопроса о том, какие конкретные перцептивные механизмы это обеспечивают.
Таким образом, Д. Марр пришел к заключению о существовании трех уровней представления зрительной сцены, которые различаются сложностью описания. Они могут рассматриваться как стадии построения перцептивного образа.
На первой стадии осуществляется построение первичного наброска. Этот способ представления зрительного образа несет в себе общую информацию о контурах, углах, распределении яркостей и т.п. Затем эта информация используется на второй стадии построения перцептивного образа, результатом которой является формирование 2,5-мерного представления зрительной сцены.
2,5-мерный набросок несет в себе более детальную информацию, включающую выделение глубины и ориентации видимых поверхностей. Но это еще не полное представление зрительной сцены, так как оно не является независимым от наблюдателя. Сам наблюдатель оказывается как бы центром отсчета в этой системе, т.е. зрительная информация остается в сущности ретинальной по своей природе.
Наконец, на третьей стадии осуществляется еще более тонкий анализ зрительной информации. Результатом этого становится построение трехмерной модели зрительной сцены. Это представление уже не зависит от положения наблюдателя и обладает свойством константности.
Надо сказать, что теория Марра, разработанная в первую очередь в рамках теории искусственного интеллекта, не является строго психологической по своему содержанию, но она оказала и продолжает оказывать существенное влияние и на развитие психологических теорий восприятия.
Лекция 7. Построение перцептивного образа
В результате изучения данной главы студент должен:
Знать
• основные подходы к исследованию восприятия как репродуктивного и конструктивного процесса;
• основные положения экологического подхода к зрительному восприятию;
• основные положения гипотезы перцептивной готовности и теории перцептивных гипотез;
• для чего используется метод систематических перцептивных искажений в исследовании восприятия и каковы его разновидности;
• возможности моделирования процесса восприятия;
Уметь
• различать восходящие и нисходящие когнитивные процессы;
• оценивать роль сенсорной информации и фоновых знаний об окружающем мире в процессах нормального и искаженного восприятия;
Владеть
• базовыми понятиями экологического и когнитивного подходов в психологии восприятия.
Основные методологические подходы к исследованию восприятия
В этой главе мы познакомимся с основными теоретическими подходами, разработанными в психологии, которые призваны описать, какие психические процессы обеспечивают построение перцептивного образа, или образа восприятия. До сих пор мы рассматривали лишь отдельные аспекты этого процесса. Тем не менее мы уже успели обнаружить, что лишь в некоторых случаях, как, например, при стереоскопическом зрении, информации, представленной на сетчатке глаза, оказывается достаточно для того, чтобы возникло определенное этой информацией ощущение. В других случаях, как было показано, найти однозначные корреляты для того или иного ощущения – затруднительно или вовсе невозможно. Требуется предположить существование каких-либо более сложных вышележащих процессов, которые обеспечивают такие ощущения.
Тем не менее до сих пор существует подход к описанию процессов восприятия, который стремится представить процесс порождения перцептивного образа лишь на основе обработки сенсорной информации, поступающей извне. Теории, разрабатываемые в рамках такого подхода, принято обозначать термином объектно-ориентированные. Данная группа теорий делает акцент в первую очередь на исследовании так называемых восходящих когнитивных процессов, которые строятся от воспринимаемого стимула к субъекту его обнаружения, т.е. "снизу вверх", "от частного к общему". Они в значительной степени предопределяются физическими свойствами стимулов, воздействующими на наши органы чувств. Поэтому восходящие процессы познания по-другому обозначаются как процессы, управляемые стимулами. Основная задача исследователя в этом случае состоит в детальном и правильном описании самих стимулов, обеспечивавших такие процессы восприятия.
Другим направлением теоретического анализа процессов восприятия является субъектно-ориентированный подход. Согласно этому подходу образ восприятия строится на основе фоновых знаний, хранящихся в долговременной памяти, которые обеспечивают высокоуровневую интерпретацию сенсорной стимуляции. Принцип организации процессов, руководящих познанием такого рода, – "сверху вниз", "от общего к частному", поэтому их называют нисходящими когнитивными процессами. Системы познания, которые отвечают за единство представления объекта и действия с ним, в современной психологии принято обозначать термином когнитивная схема. Поэтому другое их название – процессы, управляемые схемами. Основная задача исследователя восприятия в этом случае состоит в том, чтобы описать, каким образом субъект строит для себя образ восприятия, используя эти схемы в качестве базового инструмента. Как правило, субъект восприятия здесь рассматривается теоретиками восприятия по аналогии с субъектом мышления, а сами процессы восприятия в значительной степени уподобляются мыслительным процессам, что, как мы увидим далее, отражается даже в названиях теорий восприятия такого плана.