Племенные союзы саков на территории каз. (7-4вв. До н.э.) – хозяйство, общественный строй, культура.
63
0
3 минуты
Темы:
В 1 тыс до н. э. преемниками андроновцев на территории К. стали
саки. Структура общества была следующей: глава дома, глава рода,
глава народа. Общество состояло из военной арестократии, жильцов и
рядовых общинников. Саки были скотоводами, занимались разведением
лошадей, крупного и мелкого домашнего скота, были великолепными
наездниками и стрелками из лука. В персидских клинописях говорится
о трех группах саков: парадарайя (заморские саки), саках-хаомаварга
(саки, изготовляющие напиток хаому), саках-тиграхауда (носящие
остроконечные шапки). По мнению многих исследователей,
саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и
Амударьи или в северном Причерноморье; саки-тиграхауда - в районе
Ср. Сырьдарьи на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине реки Мургаб.
Саки имеют монголоидные черты. Саки-тиграхауда обитали в Семиречье.
Общественный строй. В 7-3 вв. до н. э сакские племена объединяются
в союзы. Во главе этих союзов стоят верховные вожди, их называли
царями. Цари избирались военным советом племен, входивших в состав
союза. Вождь каждого племени избирался всеми его членами. Он
управлял своим племенем, заботился об обеспечении его вооружением и
продовольствием, от имени племени вел переговоры о войне или
перемирии. Государственные дела обсуждались на народном собрании.
Вождь племенного союза – царь распределял между родами пастбища и
угодья для перекочевки. Устанавливал порядок использования этих
земель. Царь следил, чтобы не было вооруженных столкновений между
родами и племенами или руководил объединенными войсками во время
военных походов. В сакском обществе выделяются три группы
населения: воины, жрецы, остальные общинники. Каждому сословию
соответствовали свои определенные цвета: воинам – красный, жрецам –
белый, общинникам – желтый и синий. Из сословия воинов происходили
вожди и цари. Царь считался избранником богов, посредником между
небом и землей, центром мира, носителем земного процветания. От его
мощи и духовной энергии зависело благосостояние народа. Он был
воплощением всех слоев народа. Об этом свидетельствует захоронение
в кургане Иссык сакского царя. Он был и воином, о чем говорит
оружие, в том числе золотая стрела, и жрецом – на голове надет
своеобразный островерхий колпак, а рядом лежало зеркало, и
пастухом. О чем свидетельствует положенная в могилу плеть.
Искусство и культура саков. Религия и искусство. Религиозные
представления саков имели ярко выроженную военную окраску. Главным
у них был культ вождя и царя. У них Солнце было владыкой.
Изображения на головном уборе имели символическое значение.
«Золотые горы» и «деревья», нашитые по окружности шапки.
Представляют карту мира, подвластного солнечному владыке.
Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как солнце,
обозревает его со всех сторон. Но золотой человек еще и воин.
Защищающий этот мир, и жрец. Об этом говорят его регалии и оружие.
Спереди шапку украшала эмблема – пара золотых крылатых коней с
козлиными рогами, из их спин «вырастают четыре золотые стрелы». Эта
эмблема – «царский знак», олицетворяющий власть вождя над миром:
птица – небо, конь- земля, козел – подземный мир, четыре стрелы –
четыре части света. С 7 в. до н. э. у населения обширной зоны
степной Сибири. К., Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и
яркое явление в искусстве, так называемый «звериный стиль». Главной
темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими
украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская
сбруя. Саки поклонялись силам природы – солнцу, ветру, грозе,
грому, которые представлялись им в образе богов. Боги воплощались в
различных животных и птиц, фантастических зверей, таких как
крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии
и фольклоре саков вызвала к жизни «звериный стиль» в их искусстве.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан – с
культом бога грома. Вещи с изображением зверей считались
священными, играли роль талисманов и амулетов. Ювелирное искусство.
Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства.
Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли
изготавливать удивительные по изяществу композиции. Изделия из
золота, серебра, бирюзы украшали человека, его одежду, сбрую коня,
предметы быта. Широко развивалась резьба по дереву, косторезное
искусство и обработка камня. Из кости делали застежки, пряжки,
пуговицы, из камня – алтари, блюда. Археологические памятники.
Важнейшим источником по истории сакских племен, их материальной и
духовной культуре являются археологические памятники – могильники,
наскальные рисунки, клады сакских вещейНа территории Центрального
К. сложилась так называемая «тасмолинская культура» (могильник в
урочище Тасмола). Крупные могильники обнаружены в предгорьях
Бугулы, Кзыларая, Каркары, Баян-Аула, Кызылтаса, Кента, Ортау,
Улутау, Арганаты. По реке Илек находились захоронения племенных
вождей, военной аристократии, жрецов кочевников Западного К. и
Южного Приуралья. Два этапа культуры: ранний(8-6 вв. до н. э.) и
поздний (5-3 вв. до н. э.). наиболее полное представление о царских
памятниках позднего периода дает Бесшатырский могильник (5 в. до н.
э.) и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу
реки Или, в урочище Шимбыр и состоит из 3 курганов. Одним из
замечательных сакских памятников Семиречья является курган Иссык.
Так же известны массагетские города Чирик-Рабад и Бабаиш-Мула.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!