Формирование установки на вступление в брак и деторождение.
Предназначения семьи. Готовность к браку.
Образовательно-операциональная подготовка. Коммуникативные умения,
владение психотехникой общения и саморегуляцией.
Нравственно-ценностная подготовка.
Подготовка молодежи к вступлению в брак, к будущей семейной жизни —
неотъемлемая составная часть общей системы воспитания подрастающего
поколения. Вместе с тем еще совсем недавно считалось, что молодой
человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к
созданию семьи. Однако многочисленные социологические и
педагогические исследования убеждают нас в том, что это не так, и
поэтому готовность юношей и девушек к вступлению в брак и созданию
семьи должна стать целью психологической работы.
Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н. В.
Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система
социально-психологических установок личности, определяющая
эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям
супружества. Готовность к браку — интегральная категория,
включающая целый комплекс аспектов:
1.Формирование определенного нравственного комплекса — готовность
личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к
своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого
аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей
между супругами.
2.Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья
является малой группой, для нормального ее функционирования
требуется согласованность ритмов жизни супругов.
3.Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.
Способность к такому чувству включает способность к соответствующей
деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах
альтруизма любящего человека.
4.Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир
человека, — эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с
тем, что брак по своему характеру становится более психологическим
в силу утонченности человека как личности. В связи с этим
возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной
реализации которой способствует развитие способности к
сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.
5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.
6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность
к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова
считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты,
использование их для развития межличностных отношений супругов
играет решающую роль в процессе взаимного приспособления
молодоженов.
Среди многих аспектов проблемы формирования психологической
готовности молодежи к семейной жизни в качестве одного из важнейших
можно выделить правильное понимание молодежью роли семьи и брака в
современном обществе, что в свою очередь связано с особенностями
формирования у них установок, ориентации на вступление в брак.
Зачем человеку семья? Этот вопрос редко задают себе зрелые,
взрослые люди, но довольно часто — молодые. В то же время понятие
«семья» имеет для каждой личности и свое внутреннее содержание. Для
ребенка это его мать, отец, братья, сестры, бабушки, дедушки, дяди
и тети, другие родственники, участвующие в его воспитании. Для
молодого человека после вступления в брак представляется, что семья
— это прежде всего он и его молодая жена, затем дети.
Многочисленные аспекты семьи имеют для личности разный смысл.
Семья обеспечивает человеку полный психолого-физиологический
комфорт, выполняет функции «эмоционального убежища». В семье
человек испытывает ощущение своей полезности и ценности. Масса
человеческих трагедий разыгрывалась на волне ощущения человеком
своей «ненужности». Семья позволяет каждому почувствовать свою
уникальность, свою неповторимость, свою «нужность» в полном
объеме.
Каждый человек фатально и беспредельно одинок в этом мире. Мы
приходим и уходим, наше пребывание в этой жизни длится весьма
короткий срок. Да еще не знаем своего часа смерти. Современный
человек живет с ощущением временности своего пребывания.
В уникальности человеческого бытия, в неповторимости его личностных
качеств есть две стороны: 1) страх потеряться, остаться
незамеченным, «ненужным»; 2) желание преодолеть одиночество, стать
ценным, «нужным», любимым и незаменимым. Чем более востребованным,
нужным и ценным ощущает себя человек, тем больше у него шансов и
сил преодолеть одиночество. Все хотят быть любимыми. К. Юнг писал о
том, что серьезной причиной душевных расстройств и заболеваний
является «блокирование психической энергии»; это происходит, когда
человек, уходя от трудностей, не осуществляет свое жизненное
призвание. Любовь в семье избавляет от одиночества, дает
возможность полного (не только телесного, сексуального) принятия
человека. Именно семья предоставляет человеку все ресурсы для
самоактуализации.
Кроме потребности быть любимым, каждый человек сам стремится
любить. В юности намерение вступить в брак вызвано прежде всего
стремлением молодых людей быть постоянно с объектом своей
влюбленности, мечтой о длительной духовной и физической интимности.
Здесь семья выступает как супружество, создает возможности для
проявления чувств гуманизма и любви. Ориентация на супружество
является важнейшей ценностной ориентацией молодых людей перед
вступлением в брак и в первые годы совместной жизни. С течением
времени рано или поздно у супругов появляется потребность иметь
детей, стремление быть родителями. Данная потребность реализуется в
формах материнства и отцовства.
Для семьи, для каждого из супругов важна социальная и
психологическая сторона отцовства и материнства, то есть
обязанности по уходу и воспитанию потомства, которые возлагают на
себя взрослые.
Кроме того, удобства семейной жизни проявляются в совместном
ведении домашнего хозяйства членами семьи (сначала супругами, далее
помогают дети), вкусном домашнем питании, чистой и ухоженной
одежде, обуви, комфортабельном жилище.
Семейная жизнь обеспечивает человеку регулярную половую жизнь с
постоянным и надежным партнером, что немаловажно в современном
окружении, где набирает силу СПИД, венерические заболевания.
Итак, для чего нужна семья:
□ чтобы было на кого опереться;
□ чтобы было с кем посоветоваться;
□ чтобы был кто-то рядом, чьим мнением дорожат;
□ чтобы был кто-то, кто не оставит в беде;
□ чтобы был кто-то, с кем по-настоящему хорошо;
□ чтобы был рядом кто-то, кто разделяет такие же ценности;
□ чтобы был кто-то, кто не будет завидовать;
□ чтобы был кто-то, с кем можно совместно радоваться успехам;
□ чтобы был кто-то рядом, кому можно доверять;
□ чтобы был рядом кто-то, кто в трудную минуту поддержит и
защитит;
□ чтобы был кто-то, кто смотрит на вещи сходным образом;
□ чтобы был рядом кто-то, кто уравновешивал бы слабости.
Все вышеперечисленное и составляет в совокупности образ семьи как
надежного убежища в мире бушующих политических, экономических,
технологических, климатических и прочих страстей и сложностей
жизни.
Брак как психологическое отношение между полами включает в качестве
обязательного условия как саму по себе нравственность, так и
избирательность индивидуальной половой любви. Только такая любовь
делает брак нравственным, а следовательно, социальным по своей
природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи.
Супружеский и родительский долг, ответственность определяют
характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной,
отцом — матерью — ребенком.
Вместе с тем современный брак все больше ориентируется на
удовлетворение потребностей в интимном и неформальном общении. По
результатам одного из социологических опросов*, возможность никогда
не иметь детей беспокоит только 38% российских студенток, и только
24% молодых россиянок согласны с тем, что «быть хорошей женой и
матерью — главное призвание женщины».
Таким образом, еще один непременный элемент в подготовке молодежи к
семейной жизни включает установку, ориентацию на деторождение и
обзаведение максимальным числом детей в семье.
Что дают дети?
□ Делают супругов родственниками. Посредством ребенка супруги, т.
е. «родственники по выбору» — муж и жена — становятся родителями —
отцом и матерью, т. е. биологическими родственниками.
□ Ребенок дает родителям возможность открыто проявлять чувство
любви и эмоционального самовыражения (родного малыша можно
погладить, «потискать», поцеловать куда угодно, обнять, с ним можно
попищать, «повозиться» и т. д.).
□Ребенок заставляет родителей повышать свой
культурно-образовательный уровень. Уже возраст «почемучек»
обнаруживает, что взрослые многого не знают: мама отсылает к папе,
а папа обещает посмотреть в словаре. Обучение детей в школе, в той
самой, где «задавать все больше нам стали почему-то» и где «нынче
первый класс вроде института», вообще заставляет родителей «заново
учиться» и, как ни странно, многому учиться у своих детей.
□ Ребенок выступает неким этическим регулятором, он заставляет
взрослых сдерживать свои негативные эмоции, контролировать свою
речь, следить за манерами и поведением. Интересно, что такой
«контролер» в семье иногда очень полезно и благотворно влияет на
родителей и развивает их самоконтроль.
□ Ребенок непроизвольным образом позволяет взрослым вернуться в их
собственное детство, как бы вторично его пережить.
□ Ребенок в семье обеспечивает партнерство — сначала по играм,
затем, возможно, по каким-то более серьезным досуговым занятиям,
далее — по ведению хозяйства и иногда разделяет и продолжает
профессиональные увлечения родителей.
□ Наконец, ребенок представляет потенциальную опору и поддержку в
старости.
Анализ действия существующих брачно-семейных отношений показывает,
что большинство специалистов, занимающихся проблемами семьи и
семейного воспитания, считают главным условием устойчивого
существования брака и семьи моральный уровень людей, включающий
прежде всего ту или иную степень осознанности нравственных норм.
Бесспорность подобного положения совершенно очевидна.
Действительно, уровень развития нравственного сознания человека в
значительной мере определяет его деятельность и поведение в сфере
семейных отношений.
Практика показывает, что современные молодые люди, используя слова
К. Вяземского, и «жить торопятся, и чувствовать спешат».
Из письма: «Все началось, когда мне было лет 13—14 и, как многим
другим девчонкам в этом возрасте, жутко хотелось любви, при том,
что все остальное уже было. Мне нравилось, что сильные, красивые
парни с неподкупной преданностью в глазах обращают внимание именно
на меня. Мне гудели на улицах машины, подмигивали шоферы и смотрели
вслед прохожие. Потом была первая любовь.
Появились разные
компании, дискотеки, накачанные рыцари. Началась бурная, веселая
жизнь...»
В наше время ведущим мотивом вступления в брак является «любовь».
Однако, называя «любовь» в качестве мотива брака, молодые люди,
по-видимому, вкладывают в это слово разные содержания. Т. А.
Флоренская* выделяет три различных толкования этого слова: любовь
как сексуальное влечение; любовь как потребность быть любимым;
любовь как способность любить. Она приводит их описания.
1.Доминирование полового влечения. Гипертрофия полового влечения
ведет к образованию сексуальной доминанты, захватывающей все
жизненные силы человека, превращая его в раба своих влечений. Это
становится преградой для психического и духовного развития
человека. Отождествление любви с физиологией чаще всего происходит
с теми детьми, которые выросли в семьях с неблагоприятными
супружескими отношениями. Принципиальный «механизм» для гипертрофии
сексуальной потребности остается таким же, как в случае гипертрофии
потребности в алкоголе. Т. А. Флореиская пишет, что такие люди не
способны к созданию семьи, т. к. у них слишком сильна потребность в
смене «объектов» удовлетворения сексуальной потребности. Такую
ситуацию специалисты в области психологии семейных отношений
характеризуют как «серийную моногамию».
2.Потребность быть любимым. Эта потребность свойственна каждому
человеку с самого раннего детства. Однако нередко потребность быть
любимым остается направленной исключительно на себя. Такая
односторонняя потребность быть любимым и неспособность к любви
является психической защитой от чувств повышенной тревожности,
неудовлетворенности, уходящих корнями в раннее детство.
Эта эгоцентрическая, невротическая по сути потребность, проявляется
в повышенной требовательности любви к себе, ревности, мнительности,
усиленном желании привлечь внимание к себе, обидчивости и т. п.
Повышенная потребность быть любимым и признанным выражается в
болезненных реакциях на неуспех, повышенном уровне притязаний, не
соответствующем реальным возможностям человека. Эта
несостоятельность в любви, неспособность любить в сочетании с
сильной потребностью быть любимым проявляется в бурных аффектах.
Такие люди в браке постоянно заняты выяснением отношений, а не
делами, которых так много в браке.
3. Способность любить. Уровни способности любить различны — от
взаимного чувства до бескорыстной самоотверженной любви, способной
пережить отсутствие взаимности — такой человек верен в любви и
надежен в семье. Если чувственные удовольствия неизбежно приводят к
пресыщению, то любовь не насыщаема: любимый человек не надоедает,
он раскрывается все глубже и глубже. Любящие образуют один
организм, разъединение которого подобно смерти.
В настоящее время брак становится добровольным делом двух молодых
людей, которые даже при наличии экономической зависимости от
родителей нередко не посвящают их в свои намерения. Говоря о браке,
нельзя забывать о том, что желание вступить в супружеский союз и
степень готовности к его заключению — это далеко не одинаковые
понятия. По мнению психологов, нравственно-психологическая
подготовленность личности к браку означает восприятие целого
комплекса требований, обязанностей и социальных стандартов
поведения, которыми регулируется семейная жизнь. К ним
относятся:
□ готовность принять на себя новую систему обязанностей по
отношению к своему брачному партнеру, будущим детям и
ответственность за их поведение;
□ понимание прав и достоинств других членов семейного союза,
признание принципов равенства в человеческих отношениях;
□ стремление к повседневному общению и сотрудничеству, согласованию
взаимодействий с представителем противоположного пола, что в свою
очередь предполагает высокую нравственную культуру;
□ умение приспособиться к привычкам и чертам характера другого
человека и понимание его психических состояний. В. С. Торохтий
считает, что эти требования реализуются в разных семьях в разной
степени, на основании этого очевидного факта он вводит понятие
«способность к браку», предполагающее несколько составляющих.
1. Способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему
служить, активно делать добро.
2. Способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, т. е.
«входить» в эмоциональный мир партнера, понимать его радости и
горести, переживания и неудачи, поражения и победы, находить
духовное единство с другим человеком.
3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному
общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов
труда, организация домашнего потребления и распределения.
4. Высокая этическая и психологическая культура, предполагающая
умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым,
принимать другого человека со всеми странностями и недостатками,
подавлять собственный эгоизм.
Все эти способности являются показателями умения человека быстро
изменять свое поведение в соответствии с изменяющимися
обстоятельствами, проявлять терпимость, устойчивость и
предсказуемость своего поведения, способность к компромиссу.
В. С. Торохтий, отмечая высокую значимость подготовленности каждой
личности к браку, отмечает, что прочность, судьба брака зависят от
многих факторов. Ведь объединяются в семью две личности с их
сложными психологическими и физиологическими особенностями. Для
находящихся в браке людей очень важно быть зрелыми в
социально-психологическом отношении личностями.
Такая зрелость не достигается одномоментно и зависит от многих
факторов.
В качестве первого фактора выделяется потребность в психологической
готовности и способности к выполнению роли мужа и жены, а затем
отца и матери. Каждая социальная роль включает определенные
ожидания, которые предъявляются к ее исполнителю. Поэтому
готовность к роли мужа и жены означает четкое знание этих ожиданий
(т. е. прав и обязанностей) и желание выполнять их.
Кроме психологической готовности, важнейшими составляющими семьи
являются функционально-ролевые связи между мужчиной и женщиной. В
недалеком прошлом именно мужчина выполнял наиболее тяжелую
физическую работу и нес моральную ответственность за благополучие
семьи. Сейчас существует заметный разрыв между традиционными
представлениями о «мужских» и «женских» семейных ролях и реальным
распределением обязанностей в семье.
Реально в большинстве обычных российских семей основной груз
домашних забот несет женщина. Это нередко порождает психологически
напряженные ситуации, особенно в молодых семьях. Следовательно,
фактором стабильности семьи может быть рациональное распределение
обязанностей.
Кроме того, функционально-ролевая согласованность в структуре
взаимодействия супругов предполагает добрачную
образовательно-операциональную подготовку молодежи. Молодые люди
должны иметь определенные знания, умения и навыки, необходимые для
семейной жизни. Совокупность необходимых знаний включает знания
общего порядка, а также правовые, экономические, медицинские и
другие. Отдельные группы молодежи, будучи физиологически и
социально-психологически (на уровне межличностных отношений)
готовыми к браку, тем не менее не полностью достигают необходимого
требуемого для этого уровня объема знаний, умений и навыков, т. е.
инструментальной подготовки. Современные юноши и девушки в своем
подавляющем большинстве не умеют готовить, не умеют стирать, чинить
одежду. Вместе с тем преобладающая исходная молодежная установка в
предполагаемом распределении ролей в семье базируется на принципе
«справедливости». Таким образом, приходится констатировать, что
многие молодые люди психологически и технологически являются не
готовыми к выполнению социальных функций супругов.
Важным элементом отношений в семье являются эмоционально-оценочные
связи, которые включают мнения, представления супругов о тех или
иных свойствах, чертах характера, поступках друг друга. Эти оценки
располагаются преимущественно по условной оси «нравится» — «не
нравится». С течением времени эти субъективные оценки подвергаются
коррекции. Те же самые свойства характера, привычки, манеры супруга
или супруги вызывают иные, порой прямо противоположные
эмоциональные реакции. В таком случае, по мнению В. С. Торохтия,
говорят о психологической зрелости личности. К психологической
зрелости он относит отсутствие чрезмерного эгоизма, агрессивности и
напротив — наличие способности признавать собственные ошибки и
стремление к постоянному самосовершенствованию в супружеских
отношениях.
Совокупность факторов, обеспечивающих зрелость личности во
внутрисемейных отношениях и, следовательно, входящих обязательным
элементом в подготовку молодежи к семейной жизни, включает также
коммуникативные умения, владение психотехникой общения и
саморегуляции, психологическую поддержку, добродушие и отходчивость
в ссоре, терпимость к недостаткам другого, умение преодолевать
конфликтные ситуации, наличие детей и совместную заботу о развитии,
воспитании и обучении их, социальную активность членов семьи и их
умение не замыкаться в узком кругу семейных дел. Добавим сюда еще
умение прощать.
Важным элементом подготовки молодежи к семейной жизни является
развитие культуры половых отношений, формирование установки на
сохранение супружеской верности в браке, целостности и мудрости
физиологического и нравственного, душевного единства супругов.
Порядочный человек интимное скрывает, к людям он открыт душою,
развращенный человек, наоборот, душу скрывает, а к людям «вывернут»
одной половой стороной, безудержной сексуальностью.
Б. С. Круглов* заключает, что система подготовки молодежи к
семейной жизни наряду с половым просвещением и половым воспитанием,
наряду с формированием навыков межличностного общения, которое
прежде всего заключается в умении соизмерять свои интересы и
поступки с интересами и поступками другого индивида, должна
включать и формирование определенного уровня гражданско-правового
сознания, соединяющего в себе гражданскую ответственность за свои
действия с пониманием значимости каждого своего поступка.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1.Раскройте сущность и основные направления формирования
семьянина.
2. Проанализируйте значение репродуктивных установок на развитие
семьи в целом.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. М., 1991.
Зацепин В. И. О жизни супружеской. М., 1986.
Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.,
1991.
КуприянчикЛ. Л. Психология любви. Донецк, 1998.
Лисовский В. Т. Любовь и нравственность. Л., 1985.
Сысенко В. А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.
Торохтий В. С. Психология социальной работы с семьей. М., 1996.
Трухин И. А. Будущему семьянину. Киев, 1987.
Флоренская Т. А. Диалог в практической психологии. М., 1991.
Цельмер З. Искусство быть вместе. М., 1994.
Шапиро Б. Ю. От знакомства к браку. М., 1990.
ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
165
0
12 минут
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!