Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали
по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не
пожелал приютить их. На склоне холма, возвышавшегося над
поразительно негостеприимным городом, они обнаружили скромную
хижину Филемона и Бавкиды, бедной пожилой супружеской пары, которая
приняла их с большой приветливостью. За ужином хозяева заметили,
что вино в их кувшине не иссякает, а чудесным образом прибывает.
Скоро им стало ясно, что их гости — не простые смертные. Зевс и
Гермес привели стариков на вершину холма, и, осмотревшись, пожилые
люди заметили, что город, лежавший глубоко в долине, поглотило
море, а хижина Филемона и Бавкиды превратилась в храм. Зевс
пообещал им исполнить все, что они пожелают. Филемон и Бавкида
захотели лишь одного: служить жрецами-хранителями храма весь
остаток своей жизни и умереть одновременно. Зевс выполнил свое
обещание, Филемон и Бавкида заботились о храме, а после смерти один
превратился в дуб, другая в липу, растущие бок о бок.
Так называемое Святое семейство, состоящее из Марии, Иосифа и
младенца Иисуса и пронизанное радостью и согласием, известно нам из
Нового Завета. Этой теме посвящены бесчисленные легенды, она
вдохновляла и продолжает вдохновлять художников и поэтов.
Вот перед нашим взором младенец Иисус в яслях, затем, уже
подросший, — на коленях у Марии или играющий под ее нежным
присмотром, между тем как Иосиф стоит рядом. Даже неблагоприятные
обстоятельства и враждебная атмосфера, которые вынуждают наших
героев бежать в Египет, не в состоянии нарушить мирное согласие
Святого семейства — все его изображения сотканы из благочестивости,
достоинства, гармонии и взаимной любви.
Секуляризированное «святое семейство» часто улыбается нам с обложек
популярных книг о браке и с рекламных проспектов брачных контор, а
иногда служит для привлечения внимания к телевизионному рекламному
ролику. Так, они бродят — счастливая юная пара — по цветущему лугу,
а шаловливый ребенок резвится с маленькой собачкой; все члены семьи
довольны и счастливы. Их веселость, конечно, земной природы, и они
довольны, наверное, потому, что особенно хорошо понимают друг
друга, или от сознания того, что вся их одежда выстирана особым
моющим средством, а быть может, поскольку каждое утро эти
счастливцы едят мюсли Бирхера. Для них не существует ничего, кроме
света, сердечности, радости; они ласково улыбаются друг другу.
Филемон и Бавкида, Святое семейство и сияющая от удовольствия пара
из телевизионных рекламных роликов и популярных книг о супружеской
жизни отражают определенный аспект образа «счастливого брака».
Ведь, не правда ли, мы часто говорим «счастливые жених и невеста»,
нередко читаем в некрологах фразы вроде «они прожили жизнь в
счастливом союзе» и уж непременно желаем молодоженам стать
«счастливой парой». Работа многих психологов и консультантов по
браку во многом определяется доминирующим в обществе образом
счастливого супружества. Принято полагать, что невротические
процессы можно истолковать, а «закупоренные» коммуникативные каналы
— прочистить. Иными словами, любые супружеские проблемы могут и
должны быть разрешены, а супруги обязаны вернуться друг к другу
после консультации просветленными и воспитавшими в себе более
зрелые чувства. Таким образом, невротические отношения следует
преодолеть, и целью всех усилий психологов оказывается
оздоровление, иначе говоря, формирование счастливого брака.
Однако издавна известны и другие примеры супружеской жизни. Так,
несмотря на то что Гера и Зевс служили эталоном супружества, а Гера
была владычицей неба — покровительницей брака и рождения, история
этой божественной четы отнюдь не выглядит мирной.
Родители богов были против их бракосочетания, однако Зевс тайно
проник к Гере, обернувшись кукушкой, и соблазнил возлюбленную. Гера
родила трех детей, один из которых — жестокий бог войны Арес.
Однажды, неизвестно почему, Гера с помощью Афины и Посейдона
приковала Зевса к скале, и он вынужден был взывать о помощи к
обитателям Тартара. Зевс не остался в долгу, он подвесил Геру за
запястья к небесному своду и привязал к ее ногам наковальню, чтобы
усугубить страдания своей жены.
Еще до женитьбы прославившийся бесчисленными любовными
похождениями, Зевс и после вступления в брак не стеснялся изменять
Гере. В своей страсти он не делал различий между смертными, нимфами
и богами, все были равны, все пленяли его.
Гера жесточайшим образом мстила многим возлюбленным своего супруга.
Жестокая натура Геры, богини супружества, отражена в следующих
историях.
Зевс был «дружен» с Летой, матерью Аполлона и Артемиды, и, несмотря
на то что он порвал любовную связь задолго до свадьбы с Герой, его
жена возненавидела Лету и поклялась, что та нигде не сможет найти
себе покоя. Посейдону стоило громадных усилий хоть сколько-нибудь
облегчить страдания несчастной.
Зевс был уже женат на Гере, когда соблазнил Ио, дочь Инаха.
Мстительная Гера превратила Ио в корову, однако не успокоившись на
этом, натравила на животное кровососущее насекомое — овода, чем
довела Ио чуть ли не до безумия, — преследуемая жужжащей тварью, в
панике металась она по земле, из конца в конец.
Когда Зевс вступил в связь с дочерью Кадма Семелой, Гера
подговорила девушку, и та попросила Зевса явиться ей во всем его
божественном великолепии, что для несведущей Семелы означало верную
смерть.
После того как Зевс провел ночь с Эгиной, Гера истребила почти всех
жителей острова, носящего ее имя.
Гера пришла в ярость, когда Зевс самостоятельно, без жены или
другой женщины, произвел на свет дочь — Афину. В отместку Гера
родила чудовище по имени Тифои, которое стало наиболее опасным
врагом ее супруга.
Зевс изменял Гере не только с женщинами, но и с молодыми юношами.
Его возлюбленными были Ганимед и Фенеон.
Пожалуй, брак Зевса и Геры по современным меркам едва ли можно
назвать особенно «счастливым». В то же время боги, Гера и Зевс,
отношения которых символизировали для греков сущность супружества,
являются сварливыми предшественниками другой божественной четы,
Святого семейства.
Отношение к браку и семье претерпело в процессе исторического
развития множество метаморфоз. Для нас важно, что структура
супружества не неизменна. Даже сейчас, когда нации Земли
интегрируются благодаря техническим достижениям, организация и
концепции брака обнаруживают весьма значительные различия, а семья
создается по различным критериям.
Применительно к супружеским отношениям А. Г. Харчев писал:
«Психологическая сторона брака является следствием того, что
человек обладает способностью понимать, оценивать и эмоционально
переживать как явления окружающего мира, так и свои собственные
потребности. Она включает в себя как мысли и чувства супругов по
отношению друг к другу, так и объективное выражение этих мыслей и
чувств в поступках и действиях». Психологические отношения в браке
объективны по форме своего проявления, но субъективны по своей
сущности*. Таким образом, диалектическая взаимосвязь объективного и
субъективного в полной мере проявляется и в семейной сфере.
Следует подчеркнуть, что формы брака разнообразны, лик его —
изменчив.
Для того чтобы глубже понять данную проблему, необходимо
подробно остановиться на профилях брака, типах супружеских
отношений и их детерминантах.
В теории динамической супружеской терапии упоминается о семи
профилях брака, основанных на реакциях и поведении супругов в
браке.
Сейгер предложил следующую классификацию поведения в браке.
1.Равноправный партнер: ожидает равных прав и обязанностей.
2.Романтический партнер: ожидает душевного согласия, крепкой любви,
сентиментален.
3.«Родительский» партнер: с удовольствием заботится о другом,
воспитывает его.
4.«Детский» партнер: привносит в супружество спонтанность,
непосредственность и радость, но одновременно приобретает власть
над другим путем проявления слабости и беспомощности.
5.Рациональный партнер: следит за проявлением эмоций, точно
соблюдает права и обязанности. Ответственен, трезв в оценках.
6.Товарищеский партнер: хочет быть соратником и ищет для себя
такого же спутника. Не претендует на романтическую любовь и
принимает как неизбежное обычные тяготы семейной жизни.
7.Независимый партнер: сохраняет в браке определенную дистанцию по
отношению к своему партнеру.
Некоторые партнерские комбинации вполне конгруэнтны (например,
независимый—независимый, независимый—рациональный), другие
комплимептарны («родительский» с «детским»), третьи конфликтны
(например, романтический с независимым, «родительский» с
«родительским», романтический с равноправным).
Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный,
комплиментарный и метакомплиментарный*. В симметричном браке оба
супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы
решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В
комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой
подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном
браке ведущего положения достигает партнер, который реализует
собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности,
неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим
партнером.
Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях
коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и
телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей
общения между супругами.
Заискивающий
слова (согласие) «все, что ты хочешь, — это хорошо» «я здесь для
того, чтобы сделать тебя счастливым»
тело (умиротворение) «я беспомощен» — выражается в позе грешника с
опущенной головой
внутри «я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я —
ничто»
Обвиняющий
слова (несогласие) «ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с
тобой происходит?»
тело (обвинение) «я здесь главный» — выражается в позе «статуи с
указующим перстом»
внутри «я одинок и несчастлив»
Расчетливый
слова (сверхрациональные) «если внимательно приглядеться, то можно
заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь
присутствующих»
тело (считает) «я спокоен, холоден и собран» — выражается
выпрямленной фигурой споднятой головой
внутри «я чувствую себя уязвимым»
Отстраненный
слова (неадекватные) слова не имеют смысла или касаются отвлеченных
тем
тело (неловкость) «я нахожусь где-то еще»
внутри «никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места».
Есть другой тип реагирования, который В. Сатир называет
«уравновешенный» или «гибкий». Этот вариант поведения
последователен и гармоничен: произносимые слова соответствуют
выражению лица, позе и интонациям. Отношения открытые, свободные и
честные, люди не ощущают унижения чувства собственного достоинства.
Этот тип реагирования снижает потребность в заискивании, обвинении,
расчете или суете.
Только уравновешенный дает возможность преодолеть препятствия,
найти выход из затруднительного положения или объединить людей.
Когда супруги уравновешенны, они открыто выражают свои чувства и
свободно себя держат. Уравновешенный тип поведения внутренне
гармоничен. Уравновешенное общение основано на подлинности
переживаемых и демонстрируемых чувств.
При уравновешенном типе реагирования человек достигает целостности,
он естественно выражает мысли, чувства, движения. Уравновешенных
людей отличает способность к личностному росту, жизнестойкость,
открытость. Благодаря уравновешенному типу реагирования семейная
жизнь человека становится насыщенной и полной смысла.
Детерминантой привычных стереотипов поведения, неадекватных стилей
общения и, как следствие, неудачных супружеских отношений В. Сатир
считает наличие страхов у современного человека. Чтобы избежать
отвержения, которого супруги так боятся, они постоянно пугают самих
себя:
1. Я могу совершить ошибку.
2. Кому-то это может не понравиться.
3. Кто-то может меня раскритиковать.
4. Вдруг подумают, что я — выскочка.
5. Она подумает, что я плохой.
6. Люди могут подумать, что я дефективный.
7. Он может меня бросить.
В. Сатир убеждена, что для большинства страхов и опасений, влияющих
на чувство самоценности, нет серьезных оснований. Это становится
совершенно ясно, если отнестись к самим себе с юмором.
В уравновешенном типе поведения нет ничего таинственного. Это
особый способ реагирования на поведение людей в реальных ситуациях,
позволяющий говорить, соглашаться с ним, спокойно реагировать на
него.
Этот тип реагирования дает возможность жить в супружестве
полноценно, реально, согласуясь с доводами разума и сердца,
помогает создать гармоничные отношения с близкими.
Уайл приводит 3 типа партнерских связей, которые он выделяет,
используя критерии оценки реакции на конфликты.
1. Взаимное уклонение. Оба партнера активно уклоняются от активного
обсуждения, отмалчиваются, чувствуют несправедливость, но не
высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.
2. Взаимное обвинение. Партнеры открыто проявляют свое раздражение,
беспокойство, подчеркивая свои требования.
3. Требование и уклонение. Один из партнеров активно реагирует на
обстоятельства и стремится сблизиться с другим, другой —
отстраняется, отмалчивается, уклоняется от сближения. Причем чем
больше один уклоняется, тем сильнее другой стремится к нему
приблизиться.
Для того чтобы глубже попять детерминанты и типы супружеских
отношений, в практику введено понятие «эмоциональная зависимость
партнеров от брака». В зависимости от величины различий между
партнерами брак может быть оценен как асимметричный или
симметричный, а при учете степени зависимости — как благоприятный,
обреченный на провал или бедственный. Зависимость для каждого
партнера определяется теми последствиями, которые повлечет за собой
развод. Одним из существенных элементов такой зависимости является
привлекательность партнера. У женщин это красота, очарование,
типично женское поведение, томность, нежность, у мужчины — ум,
обаяние, остроумие, общительность, мужественность, общественное
признание и лишь отчасти красота. Если зависимость умеренная,
адекватная, то профиль брака оценивается как благоприятный; если у
одного партнера наблюдается чрезмерная зависимость, то брак относят
к категории «обреченного на провал», а при двусторонней зависимости
— к категории «бедственного».
Приведенные типологии супружеских отношений и профили брака
позволяют глубже понять сущность супружества и увидеть его с разных
сторон.
Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
173
0
8 минут
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!