Понятие «жизненный сценарий» было введено в психологию известным
американским психотерапевтом психоаналитического направления —
Эриком Берном.
Каждый человек еще в детстве, чаще всего бессознательно, думает о
своей будущей жизни, как бы прокручивая в голове свои жизненные
сценарии. Повседневное поведение человека определяется его
рассудком, а свое будущее он может только планировать, например,
каким человеком будет его супруг (супруга), сколько в их семье
будет детей и т. д. В жизни, однако, может случиться не так, как
человек хочет, но главное в том, что он очень желает, чтобы его
мечты сбылись.
Сценарий — это постоянно развертывающийся жизненный план, который
формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей.
Этот психологический импульс с большой силой толкает человека
вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его
сопротивления или свободного выбора. Итак, сценарием считается то,
что человек еще в детстве планирует совершить в будущем; а
жизненный путь — это то, что происходит в действительности.
Сценарий предполагает: 1) родительские указания; 2) подходящее
личностное развитие; 3) решение в детском возрасте; 4)
действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий
успех или неудачу; 5) убеждающую установку или вызывающую доверие
убежденность.
Разрушителями сценариев могут выступать три силы: 1) массовые
события, которые обрушиваются на тропу истории: войны, голод,
эпидемии и т. д.; 2) психотерапия и другие превращения, которые
разбивают сценарии; 3) сценарий разрушается автономным решением или
перерешенном самого человека. Это происходит с теми людьми, чей
сценарий позволяет им принимать автономные решения.
Важно отметить, что сценарий не является «бессознательным» и может
быть легко выявлен путем умелого расспроса или внимательного
самонаблюдения. Единственная помеха — то, что многие люди с
неохотой принимают существование такого жизненного плана и
предпочитают демонстрировать свою независимость, играя в игры, —
игры, которые сами продиктованы их сценарием.
Сценарий планируется на всю жизнь.
С первых месяцев ребенка учат не только что делать, но и также что
видеть, слышать, трогать, думать и чувствовать. А кроме того, ему
говорят, быть ли ему победителем или проигравшим и как кончится его
жизнь. Все эти инструкции запрограммированы в его уме так же
прочно, как если бы они были программами, заложенными в память
компьютера. В более поздние годы то, о чем он думает как о своей
независимости или автономии, является просто свободой выбора
определенной программы, практически без изменений. Некоторые люди
получают чувство свободы, что обычно означает одно из двух: 1) либо
они используют несколько программ, заложенных в раннем детстве,
просто они ими раньше не пользовались; 2) либо они переворачивают
некоторые программы наоборот и делают противоположное тому, о чем
они говорят.
В возрасте пяти или шести лет ребенок заканчивает свой сценарий или
жизненный план, в большинстве случаев продиктованный его
родителями. Т. о. план на будущее составляется в основном по
семейным инструкциям и образцам.
На жизненный сценарий оказывают влияние предки. Истоки многих
жизненных сценариев можно проследить, исследуя историю жизни
прародителей. Старинная пословица гласит: «Яблоко от яблони
недалеко падает». В детстве дети часто хотят быть похожими на своих
родителей, это накладывает отпечаток на сценарий. Как показывает
практика, к прародителям относятся с благоговением или с ужасом, а
к родителям с восхищением или страхом. На ранних стадиях
формирования сценария ребенка изначальные чувства к прародителям и
родителям оказывают влияние на общую картину мира в его
представлениях.
На будущую судьбу человека сильное влияние может оказать ситуация
зачатия. Она начинает складываться тогда, когда его родители
вступают в брак. Например, в женитьбе молодых заинтересованы семьи
обеих сторон, чтобы иметь наследника, мечтают родить сына. Если
рождается сын, сценарий вручается ему в готовом виде. Но если
рождается девочка, к воспитанию ее могут отнестись безразлично. При
этом девочка, как правило, ощущает все время смутное чувство вины
из-за того, что она не родилась мальчиком.
Важное значение имеет то, каковы были обстоятельства и как
подготавливалась ситуация зачатия, была ли она результатом
случайности, страсти, любви, насилия или равнодушия. Все это может
отразиться в сценарии будущего ребенка. Возможно, родители считали
секс пошлостью, развлечением или священнодействием. Отношение
родителей к интимной жизни может быть перенесено на ребенка.
Одним из важнейших факторов является сценарий родителей. Дети в
своих семейных отношениях чаще всего в будущем воспроизводят
родительские сценарии.
Сексуальный сценарий является составной частью жизненного сценария.
Компоненты сексуального сценария — кто, что, с кем, где, когда, как
и почему должен, может или не должен и не может делать в
сексуальном плане.
Как всякая сложная диспозиционная система, предрасполагающая
человека к определенного рода поведению, сексуальный сценарий
включает в себя когнитивные компоненты разного уровня —
представления, понятия, оценочные суждения и т. д. Человек имеет
обычно не один, а несколько сценариев. Во-первых, это сексуальные
фантазии, которые человек никогда не пытается, не может или даже не
хочет реализовать, во-вторых, планы реального поведения, которые
человек более или менее последовательно осуществляет, в-третьих,
промежуточные ориентиры, используемые в процессе сексуального
взаимодействия («если он сделает так, я сделаю это»), в-четвертых,
это как бы хранилища памяти, организующие прошлый сексуальный опыт
в более или менее последовательное целое.
Сексуальные сценарии можно изучать и классифицировать по ряду
измерений:
1. По сложности, т. е. по количеству и разнообразию их компонентов
и соотношению воображаемого и реализуемого: какой круг мотивов,
партнеров, мест и времени действия представлен в сценарии; чем
отличается когнитивная программа от реального исполнения; насколько
тесно связаны друг с другом различные элементы сценария и т. д.
2. По их ригидности, жесткости и рутинизации: насколько велика
допускаемая сценарием рассогласованность плана и реальности;
насколько жестко и единообразно запрограммированы содержание и
последовательность действий человека и как он отнесется к
нарушениям принятого порядка.
3. По их обыденности, конвенциональности: насколько данный сценарий
или его компоненты соответствуют принятым в обществе нормам
поведения.
4. По их удовлетворительности для человека: доволен ли он своими
эротическими фантазиями или стыдится их, в какой мере ему удается
их реализовать и т. д.
Интимный контакт давно уже утратил для человека свое прямое
физиологическое значение и вбирает в себя разнообразные личностные
смыслы. Он может быть средством
□ релаксации (уменьшение общего напряжения), разрядки полового
напряжения;
□ прокреации (продолжение человеческого рода);
□ рекреации (восстановления), получения чувственного удовольствия,
познания, удовлетворения любопытства, общения (когда близость
выступает в качестве глубочайшей личностной интимности), полового
самоутверждения, проверки (и демонстрации) своих возможностей,
достижения каких-то неэротических целей, поддержания определенного
ритуала, привычки и даже просто замены им каких-либо других,
недоступных способов эмоционального удовлетворения.
Стоит подчеркнуть, что среди вышеперечисленного много не
физиологического, а психологического, глубоко личностного.
Понятие жизненного и сексуального сценария
167
0
4 минуты
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!