Аксиологическая функция политики служит формированию и закреплению
в
обществе ценностей политической культуры. Впервые термин
“политическая культура” ввел в научный оборот И. Гердер. В
настоящее время в политологии сложилось три основных подхода в
трактовке политической культуры. Одна группа ученых отождествляет
ее со всем субъективным содержанием политики, подразумевая под ней
всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн,
Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической
культуре проявление нормативных требований (С. Байт) или
совокупность типичных образцов поведения человека в политике (Дж.
Плейно). В данном случае она предстает как некая матрица поведения
человека (М. Даглас), ориентирующая его на наиболее
распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом,
как бы подтягивающая его действия к сложившимся стандартам и формам
взаимодействия с властью.
Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ,
стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение
его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П.
Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание раскрывает практические формы
взаимодействия человека с государством как выражение им своих
наиболее глубинных представлений о власти, политических целей и
приоритетов, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и
правил практической деятельности. Характеризуя неразрывную связь
практических действий человека в сфере власти с поиском своих
политических идеалов и ценностей, политическая культура
интерпретируется как некая постоянно воспроизводимая на практике
духовная программа, модель поведения людей, отражающая самые
устойчивые индивидуальные черты поведения и мышления, не
подверженные мгновенным изменениям под влиянием конъюнктуры или
эмоциональных переживаний.
В этом смысле стиль политической деятельности человека раскрывает
политическую культуру как совокупность наиболее устойчивых форм,
«духовных кодов» его политического поведения, свидетельствующих о
степени свободного усвоения им общепризнанных норм и традиций
государственной жизни, сочетании в его повседневной активности
творческих и стандартных для конкретного общества приемов
реализации прав и свобод и т.д. То есть политическая культура
представляет собой форму освоенного человеком опыта прошлого, того
позитивного наследия, которое оставлено ему предшествующими
поколениями. И поскольку в мышлении и поведении человека всегда
сохраняется определенный разрыв между освоенными и неосвоенными им
нормами и традициями политической игры, сложившимися в обществе
традициями и обычаями гражданской активности, то у него сохраняется
и мощный источник переоценки и уточнения своих ориентиров и
принципов, а следовательно, и развития своей политической культуры.
Институт политического гражданства предполагает взаимные
обязательства государства и личности.
В настоящее время понятие политической культуры все больше
обогащается смыслами, производными от «культуры» как особого
явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность
жизненных проявлений общества. В силу этого и политическая культура
все больше рассматривается как политическое измерение культурной
среды в конкретном обществе, как характеристика поведения
конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития. В
этом смысле политическая культура выражает движение присущих народу
традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в
современном контексте, влияние на условия формирования политики
будущего. Выражая этот «генетический код» народа, его дух в
символах и атрибутах государственности (флаге, гербе, гимне),
политическая культура по-своему интегрирует общество, обеспечивает
в привычных для людей формах стабильность отношений элитарных и
неэлитарных слоев общества.
Так понятые политические культуры различных обществ взаимосвязаны
не по типу «низшая–высшая», а как самостоятельные духовные системы,
отторгающие или поглощающие (ассимиляция) одна другую либо
взаимопроникающие и усваивающие язык и ценности друг друга
(аккомодация). Поэтому невозможно признавать наличие высоких или
низких политических культур; считать, что одна культура может быть
ступенькой или целью развития другой; что культуры в обществе может
быть больше или меньше.
Политическая культура – это органически
присущая обществу характеристика его качественной целостности,
проявляющаяся в сфере публичной власти.
Рационально обобщая описанные подходы, политическую культуру можно
определить как совокупность типичных для конкретной страны (группы
стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере,
воплощающих их ценностные представления о смысле и целях развития
мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции
взаимоотношения государства и общества.
В то же время политическая культура вмещает в себя чрезвычайно
широкий круг гуманистически ориентированных ценностей (и
обусловленных ими форм поведения), которые отличают разнообразие
жизни конкретных обществ, слоев населения, их обычаев и традиций.
Применительно к отдельному обществу это означает и то, что его
политическая культура содержит разнообразные субкультуры, т.е
локальные, относительно самостоятельные группы ценностей, норм,
стереотипов и приемов политического общения и поведения,
поддерживаемых отдельными группами населения. В основе мотивации
политической деятельности – потребности, интересы, ценности.
Политической культуре свойственны определенные функции в
политической жизни. К важнейшим можно отнести следующие
функции:
– идентификации, раскрывающей постоянную потребность человека в
понимании своей групповой принадлежности и определении приемлемых
для себя способов участия в выражении и отстаивании интересов
данной общности;
– ориентации, характеризующей стремление человека к смысловому
отображению политических явлений, пониманию собственных
возможностей при реализации прав и свобод в конкретной политической
системе;
– предписания (программирования), выражающей приоритетность
определенных ориентации, норм и представлений, задающих и
обусловливающих определенную направленность и границы
конструирования поведения человека;
–адаптации, выражающей потребность человека в приспособлении к
изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав и
властных полномочий;
–социализации, характеризующей приобретение человеком определенных
навыков и свойств, позволяющих ему реализовывать в той или иной
системе власти свои гражданские права, политические функции и
интересы;
–интеграции(дезинтеграции), обеспечивающей различным группам
возможность сосуществования в рамках определенной политической
системы, сохранения целостности государства и его взаимоотношений с
обществом в целом;
–коммуникации, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов и
институтов власти на базе использования общепринятых терминов,
символов, стереотипов и других средств информации и языка
общения.
В процессе реализации своих функций политическая культура способна
оказывать тройственное влияние на политические процессы и
институты. Во-первых, под ее воздействием могут воспроизводиться
традиционные для общества формы политической жизни. Причем в силу
устойчивости ценностных ориентации в сознании человека такая
возможность сохраняется даже в случае изменения внешних
обстоятельств и характера правящего режима. Поэтому и в периоды
проводимых государством реформ целые слои населения могут
поддерживать прежние политические порядки, противодействуя новым
целям и ценностям. Такая способность политической культуры хорошо
объясняет то, что большинство революций нередко заканчивается либо
определенным возвратом к прежним порядкам (означающим невозможность
населения внутренне освоить новые для себя цели и ценности), либо
террором (только и способным принудить людей к реализации новых для
них принципов политического развития).
Во-вторых, политическая культура способна порождать новые,
нетрадиционные для общества формы социальной и политической жизни,
а в-третьих, комбинировать элементы прежнего и перспективного
политического устройства.
В различных исторических условиях, а чаще всего при нестабильных
политических процессах некоторые функции политической культуры
могут затухать и даже прекращать свое действие. В частности, может
весьма значительно снижаться коммуникативная способность
политических норм и традиций государственной жизни, в результате
чего неизбежно обостряется полемика между различными общественными
группами, и особенно теми из них, которые придерживаются
противоположных позиций относительно правительственного курса.
Вместе с тем в переходных процессах нередко возрастает способность
политической культуры к дезинтеграции систем правления, основанных
на непривычных для населения целях и ценностях.
Политическая культура и ее функции
205
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!