Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться): 1994 год — 32,8 %, , 2001 год — 44,3 %, 2006 год — 58,9 %.
Количество неверующих за период с 1994 года до настоящего времени колеблется в пределах 9—13 %. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10—15 %) людей с генетической предрасположенностью к вере или атеизму.
Существует несколько причин роста уровня религиозности в Беларуси и на всем постсоветском пространстве:
1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства.
2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части культурного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа.
3. Легализация деятельности религиозных организаций, которые занимаются благотворительностью, религиозной пропагандой, издательской деятельностью, проводят культурные и просветительские акции и т. п.
4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания.
5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы).
6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода депривации).
Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными учеными в 60-х годах XX века: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека — секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужениях) только 19,5 % православных, не посещают вовсе — 14,8 %; участвуют в обрядах и таинствах — 18,1 %, не принимают участия — 24,1 %. Для католиков эти показатели следующие: регулярно посещают богослужения 44,7 %, не посещают — 1,3 %; участвуют в обрядах — 37,3 %, не участвуют — 9,3 % . Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93,6 %, не совершают — 10,0 %; участвуют в обрядах и таинствах — 87,3 %, не участвуют — 3,5 %.
К глубоко верующим отнесли себя 4,2 % православных, 10,2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18% католиков и 85,7 % протестантов.
Из общего числа опрошенных более 12 % не допускают ситуации, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верующих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79 %).
Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верующих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25 % православных и 38 % католиков, но более 90 % протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ.
Характер религиозности населения Беларусиописывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности проявления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов.
На начало 2008 года в Беларуси официально зарегистрировано 25 конфессий. Абсолютное большинство верующих относит себя к какой-либо конфессии, т. е. предпочитает исповедовать веру в оформленных (институциональных) схемах.
Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следующей: к православию себя относят около 80 % верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) — 10—15 %, к протестантизму (включая «христиан в целом») — 2 %, к другим конфессиям — около 4 % (включая 0,2 % иудеев и 0,2 % мусульман).
Указанное количество конфессий остается более-менее стабильным в Беларуси уже более 10 лет, что говорит о ситуации перехода из стадии «производства» новых вероучений в стадию их освоения верующими. Это сопровождается и разработкой со стороны государства стратегий социализации этих вероучений, оформления их присутствия в культурном пространстве Беларуси.
Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 года). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих около 75 % опрошенных). Число религиозных общин в западных областях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси — религия в 2,3 раза играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов».
По национальному составу среди основных конфессий (православие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83,3 %, 56,4 %, 73,8 % соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40 %).
Социально-демографические характеристики верующих можно свести к такому описанию: «...Православные и католики — это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, однако католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные — получают помощь родтвенников. Наоборот, протестанты — это чаще подростки и лица экономически активного возраста, с высоким уровнем образования, лучше материально обеспеченные». К религиозным себя относят чуть более 30 % респондентов в возрасте до 30 лет, 28,5 % — в возрасте 30—49 лет, около 40 % — в возрасте 50—60 лет, 65,3 % — в возрасте свыше 65 лет. Среди верующих количество женщин почти в два раза превышает количество мужчин (данные за август — сентябрь 1998 года). Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х годов верующими себя называли 44,6 % студентов и столько же отнесли себя к колеблющимся (в Гродненском государственном университете считают себя верующими 63,3 % студентов).
Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60 % жителей Беларуси. Каждый пятый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13 % таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты).
Динамика религиозности — еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи констатируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х годов), чему способствовали ослабление, а затем и крушение формальных и неформальных норм атеистической идеологии в Советском Союзе.