По мере развития феодальных отношений развивается класс феодалов, верхушку которого составляли бояре. Высший слой боярства Московской Руси составляли так называемые княжата, то есть удельные князья, потерявшие свою политическую самостоятельность и ставшие на службу великому князю. Они продолжали владеть территориями своих уделов, но на правах бояр. Они несли в качестве служилых аристократов постоянную военную службу. Следующей элитарной группой были собственно бояре, владевшие огромными земельными владениями и несшие военную службу совместно с собственными вассалами, за ними следовали вольные слуги и дети боярские, которые несли личную военную службу великому князю или княжатам. Еще ниже находились слуги под дворскими, то есть находившиеся в подчинении дворецкого или дворского великого князя или княжат. Они исполняли различные административные и хозяйственные обязанности, за что получали земельные владения. В XV веке боярство постепенно перерастает в особый самый важный в Русском государстве придворный чин. Появляются так называемые введенные бояре, в состав которых входят княжата или служилые князья из числа бывших удельных. Вторая группа бояр получила чин окольничьих, то есть находящихся около князя. Бояре теперь лишались права выбора себе нового князя для службы и теряли в случае ухода своей вотчины. При Иване 3-м бояре давали великому князю крестоцеловальные записи о том, что будут верно служить до конца жизни. Эти записи скреплялись поручительствами других бояр и служилых княжеских людей.
Бояре, не вошедшие в состав введенных бояр и окольничьих, а также не получившие дворцовых чинов постельничих, сокольничих и других стали именоваться детьми боярскими. Важнейшим принципом отношений внутри боярства было местничество, при котором возможность служебной карьеры при царском дворе зависела от знатности происхождения. На первом месте находились потомки князя Рюрика – Рюриковичи (князья Тверские, Черниговские, Ярославские, Смоленские, Суздальско-Нижегородские, Одоевские, Шаховские и многие другие), на втором князя Гедимина- Гедиминовичи (князья Трубецкие, Голицыны, Хованские, Куракины и другие), на третьем месте боярской иерархической лестницы стояли потомки удельных князей, а затем потомки старых московских бояр и мелких удельных князей. Все бояре по своим назначениям заносились в особые разрядные книги, где была установлена степень старшинства по родам.
В XV веке возрастает значение дворянства, выросшего из слуг под дворскими, боярских детей и свободных землевладельцев. Дворяне находились в близости к великокняжескому двору, несли разного рода службу при дворе, за что получали поместья. В XVI веке дворянство настолько политически и хозяйственно окрепло, что дворяне стали в противовес боярам называть себя опорой государства. Бояре боролись за сохранение своих привилегий при дворе, но дворяне, выдвигавшиеся в военной службе, постепенно усиливали свое влияние. Это противостояние боярства и дворянства достигло вершины при Иване Грозном, который, как мы уже говорили, разделил государство на земщину и опричнину, в результате чего нанес сокрушительный удар по экономическому и политическому влиянию бояр. Их вотчины были приписаны в опричнину, затем конфискованы и пожалованы близким к царю дворянам. Многие влиятельные княжата были казнены. Дворяне не просто укрепили свои позиции, но стали опорой власти и основой развития сильного государственного аппарата.
При определении категорий служилых людей необходимо обратить внимание на придворные чины. Последние в XV-XVI веках разделялись на думных и недумных. Первым придворным и думным чином был уже упомянутый боярский чин. Он был, как мы ранее говорили, введенный, то есть относящийся к княжатам, и мог быть пожалован за долговременную и верную службу, принесшую служилому человеку немало заслуг. Вторым чином был чин окольничьего. Третьим чином было думное дворянство, которое вело свое происхождение от детей боярских, служивших в думе. Четвертый чин думные дьяки из дворян. В боярской думе могли заседать также другие придворные чины: дворецкие, казначеи, конюшие, постельничие, оружничие, кравчие.
Недумными придворными чинами являлись спальники, чашники, стольники, стряпчие.
Прочие служилые люди были разделены на дворян и детей боярских. Дворяне при Иване Грозном были поделены на московских дворян, то есть тысячу ближних к царю представителей дворянства, составивших особый полк в Московском уезде, дворян выборных, занимавшихся охраной государственных дворцов и палат, дворян городовых, которые несли военную службу в городах Московского государства. Дети боярские были привлечены для службы в различных отраслевых ведомствах. В число служилых людей входили дьяки, подьячие, стрельцы, драгуны, рейтары, пушкари, солдаты, иногда включались казаки, которых верстали или записывали в полковые списки на постоянную военную службу.
В XVI веке церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства. В 1589 году было учреждено патриаршество, что усиливало притязания церкви на политическую власть. Духовенство обладало теми же привилегиями, что и дворянство. Оно было освобождено от несения повинностей и платежа податей, от телесных наказаний. Сложилась система органов церковного управления: епископаты, епархии и приходы.
Городское население в московском государстве именовалось посадскими людьми. Оно облагалось налогами и повинностями, выплачивало разные сборы. В XV веке после ликвидации княжеских уделов и в результате интенсивного развития торговли и ремесел в городах в среде городского населения выделяются различные группы, имеющие разное правовое положение. К первой привилегированной категории относились купцы, которые вели торговлю за рубежом или гости. Звание гостя было жалованным и давалось за службу. Эта служба заключалась в том, что гости заведовали таможенными сборами и исполняли различные должности в сфере финансового управления. Гости имели целый ряд привилегий: они освобождались от общинных податей и повинностей, с них снимались торговые пошлины, им разрешалось владеть поместьями и вотчинами. Судить их за различные проступки мог только великий князь или царь.
Вторую категорию составляли люди гостинной сотни или богатые купцы, занимавшиеся оптовой торговлей, третью категорию – люди суконной сотни, то есть богатые купцы, державшие в руках торговлю сукном или тканями. Назначение в обе сотни было почетным и производилось самим великим князем. Купцы обеих сотен выполняли обязанности помощников гостей в различных вопросах. Они также обладали рядом привилегий. Остальные горожане входили в черные сотни и слободы и несли массу различных повинностей, налогов и сборов.
Крестьянское население в Московском государстве делилось, во первых, на государственных крестьян или чернотяглых или волостных или черносошных, которые были закреплены за определенными княжениями. Они входили в тягловые общины. Второй категорией крестьянства были владельческие, которые жили в дворцовых селах, в вотчинах бояр, детей боярских и дворян, а также во владениях монастырей и на иных церковных землях. Владельческие крестьяне делились на половинников, то есть работавших за оговоренную долю продукта, на серебренников, то есть взявших денежный долг у своих феодалов, на бобылей, которые не имели ни пашни, ни собственного двора, ни инвентаря и платили землевладельцу оброк, на монастырских детенышей, которые также не имели собственного хозяйства и пахали монастырскую землю за определенное вознаграждение. Также крестьяне делились на старожильцев, то есть издавна живущих и работающих на земле своего феодала, и новоприходцев, то есть пришедших недавно. Рента была до XV века натуральной, то есть продуктами, а с половины XV века денежной.
Следует отметить, что трудовая жизнь русского крестьянства была тяжелой, и поэтому крестьяне от непомерной эксплуатации в массовом порядке уходили на чернотяглые или государственные земли или же на вотчинные земли княжат, где не было тяжелой эксплуатации. Чтобы прекратить подобные перемещения крестьян, великие князья особыми грамотами закрепляли их за определенными феодалами. Прежде всего были закреплены серебренники, так как их уход наносил денежный ущерб в случае неуплаты долга феодалам-землевладельцам. Затем закрепили старожильцев, которые так же находились в основательной долговой зависимости от феодалов. Но основная масса крестьян, кроме серебренников и старожильцев, пользовалась привилегией выхода или свободного перехода от одного феодала к другому. Великий князь Василий 3-й в XV веке установил время перехода вначале для серебренников, а затем и для остальных крестьян на Юрьев день, то есть 23 ноября. Это была глубокая осень, когда крестьяне уже заканчивали все полевые работы, но в то же время переход был неблагоприятен тем, что крестьяне не могли подготовиться заблаговременно к зиме и теряли озимый посев. Кроме того устанавливалась плата за выход или так называемое пожилое. Практически крестьянство привязывалось к феодалу и становилось все более зависимым от него. В конце XVI века были установлены заповедные лета, когда крестьянству запрещался выход до государевых указов. В 1592 году закончилось проведение переписи, в процессе которой в писцовые книги были занесены имена крестьян с указанием земель, на которых они проживали. Крестьяне эти были на основание записей объявлены старожильцами и потеряли право выхода. Вместе с тем крестьяне продолжали самовольно покидать владения феодалов, и в ноябре 1597 года царь Борис Годунов издал указ о сыске беглых крестьян, которые подлежали по суду и сыску возвращению вместе с семьями на прежнее место жительства в случае, когда переход произошел до 1592 года. Бежавших ранее не разыскивали. Таким образом, к концу XVI века значительная часть крестьянства была практически прикреплена к феодалам.
В Московском государстве продолжала существовать и такая низшая социальная категория, как холопы. Она разделялась на три группы. Большие холопы были княжескими и боярскими ключниками, тиунами, приказчиками. За верную службы эти холопы иногда получали в пожалование земли с крестьянами, после чего сами становились мелкими феодалами. Полные холопы – это собственно холопы в обычном тогдашнем понимании. Докладные холопы проживали вне хозяйства своих феодалов и периодически отчитывались за свою деятельность перед ними. Труд холопов в XV веке не был производительным, поэтому холопов часто их владельцы отпускали по завещаниям. Пленных холопов становилось совсем немного. Если холоп попадал в плен к татарам и совершал побег домой, то он превращался в свободного человека. Преступление и несостоятельность переставали быть источниками холопства. И только брак с холопом или холопкой, а также рождение ребенка в семье холопов оставались источниками холопства.
В то же время следует указать на так называемых кабальных людей, число которых к концу XVI века значительно расширилось. Это были люди, которые сделали заем и оформили его в форме особой долговой расписки, называемой на Руси кабалой. Кабальные люди служили заимодавцу до уплаты долга с установленными процентами, и так как сумма возрастала, а отдать ее не всегда была возможность, кабальные люди переходили в пожизненную зависимость. В середине XVI века были приняты меры против попадания в кабалу служилых людей. По указу 1558 года были уничтожены все кабалы, выданные боярскими детьми, не достигшими 15-летнего возраста. В то же время указы 1586 и 1597 годов дали остальным кабальным людям название холопов и установили пожизненное кабальное холопство, а кабалы записывали в холопьи крепостные людские книги.
Холопы, как и ранее, не имели личных и имущественных прав, но постепенно они приобретали имущество, делали займы у своих владельцев. Мы уже упоминали о том, что порой холопы получали от господ земли и наследственно владели ими. В 16 веке наблюдается тенденция, когда холопы, посаженные на землю, отрываются от господского двора и превращаются земледельцев или пашенных людей. Таких холопов стали именовать задворными людьми. Холопов, посаженных на землю и исполнявших обязательную барщину стали именовать страдниками.