К концу ХIХ столетия окончательно проявился кризис
натуралистических теорий начального этапа развития социального
знания. Это происходило на фоне общего кризиса классического
рационализма. Первые социальные теории обвиняли в игнорировании
индивида, в нивелировании индивидуальных отличий в интересах
выстраивания целостных, непротиворечивых и стройных, но оттого
слишком абстрактных концепций. Надо сказать, что работам Конта,
Маркса, Спенсера действительно был свойственен определенный
редукционизм (упрощение путем игнорирования частностей),
обобщенность. Но нельзя забывать, что эти исследователи находились
в самом начале пути становления науки об обществе.
Тем не менее, многие исследователи общества стремились преодолеть
ограниченность первых теорий. Одним из направлений, завоевавших
значительную популярность, и стала психологическая социология. К
концу позапрошлого столетия успехи психологии были очевидны,
поэтому нет ничего удивительного, что исследователи социальных
феноменов (а общество - это люди) обратились именно к психологии. В
рамках психологической социологии существовали несколько
направлений. Главное значение среди них имели "психология народов",
тесно связанная с этнографией; групповая психология,
интеракционизм, ставящий во главу угла межындивидуальные
взаимодействия.
Основной причиной появления "психологии народов" можно считать
стремление исследователей найти в системе формировавшегося
социологического знания достойное место такому ключевому феномену
социального бытия, которым является культура; теоретически и
практически исследовать связь между культурой и индивидуальным
сознанием. Особую ценность этому направлению придала установка на
сочетание этнографических, лингвистических,
историко-филологических, психологических, антропологических
исследований.
Довольно скоро стало понятно, что ни индивидуальная психология, ни
абстрактные представления о неких тотальных феноменах наподобие
"народного духа" не могут в достаточно полной и научно обоснованной
форме объяснить социальные явления. Центром внимания стали массовые
проявления человеческого поведения, механизмы коллективных
процессов передачи социальных норм, убеждений, верований, адаптации
к обществу.
Пытаясь отыскать ответы на подобного рода вопросы, французский
исследователь Густав Лебон (1841-1931) (который, кстати, никогда не
имел официальных научных степеней, но книги которого были
настольными у большинства политиков ХХ столетия) разработал
концепцию "психологии толп", считая, что в некоторых условиях
индивидуальное поведение перестает определяться личностными
мотивами самого деятеля и начинает направляться неким общим для
данной группы индивидов "разумом", а вернее его отсутствием.
Разумное критическое начало личности оказывается подавленным
иррациональным массовым сознанием.
Лебон обнаружил и описал многие механизмы массового поведения
людей, хотя и не смог достаточно толково объяснить их
психологическую или социальную сущность. В частности, он обратил
внимание на удивительные возможности определенного рода информации
стремительно распространяться среди больших масс людей. Этому
феномену Лебон дал название "социального заражения", объясняя с его
помощью возникновение и распространение слухов, спонтанные массовые
акции, например беспорядки, которыми зачастую и сегодня
заканчиваются многие массовые мероприятия.
Но подобные, во многом умозрительные рассуждения не исчерпывали
всего многообразия психологического направления в социологии.
Большое внимание уделялось не только аморфной "толпе", но и
конкретным группам, различным аспектам процесса межличностного
взаимодействия, в первую очередь отмеченному Лебоном
психологическому заражению (но уже на межличностном уровне),
внушению, подражанию. По мнению другого французского исследователя
Габриеля Тарда (1843-1904) элементарным социальным отношением
является передача или попытка передачи определенного верования или
желания. Он говорил, что подражание - это и есть общество. По
мнению Тарда, всякое нововведение является результатом
индивидуальных творческих усилий, который оказался адаптирован к
существующим условиям и поэтому распространен путем многократного
повторения (или "подражания") другими индивидами.
Таким образом, непосредственным объектом внимания исследователя
становится уже не отдельно взятая личность или даже ее
психологическая сущность, не группа, а сам процесс межличностного
взаимодействия. Это направление получило наибольшее развитие в США,
где попытка синтеза тардовского психологизма и органицизма Спенсера
привела к формированию интеракционистского направления в
социологии. В центре внимания интеракционизма находится процесс
взаимодействия индивидов, которые, в свою очередь, выступают не в
качестве абстрактных акторов (агентов взаимодействия), а как
конкретная личность, социально обусловленная принадлежностью к
определенным группам, связанная с определенными социальными ролями.
То есть противостоявшие в более ранних концепциях индивид и
общество создают единое целое: индивид обусловлен (определяем)
своим социальным контекстом (происхождением, воспитанием,
положением), то есть не может быть абсолютно автономным, в то время
как общество - не что иное, как взаимодействие отдельных личностей.
Результатом такого понимания природы социального стало
возникновение уже в ХХ столетии социальной психологии.
Психологическое направление в социологии последней трети ХIХ столетия
61
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!