Убийство Александра II 1 марта 1881 г. — наивысший пик деятельности революционеров-народников — стало началом их заката: гибель императора не вызвала, как рассчитывали народники, ни разрушения политической системы самодержавия, ни народной революции. Полиция с помощью преследований и провокаций разрушала внутренне ослабленную "Народную волю"; к 1884 г. основной костяк этой организации прекратил существование. Безуспешной попыткой возродить народовольческие методы стало покушение группы петербургских студентов под руководством А.И.Ульянова (старшего брата Ленина) на Александра III 1 марта 1887 г.
На первый план в 1880-е гг. выходит либеральное народничество, идеологами которого были В.В.Воронцов. И.И.Каблиц и др. Сохранив веру в крестьянскую общину как зародыш социализма, либеральные народники сосредоточились в первую очередь на культурных, просветительских мерах. Взгляды, близкие к народническим, выражал журнал "Отечественные записки", руководимый М.Е.Салтыковым-Щедриным и Н.К.Михайловским, а впоследствии — журнал "Русская мысль".
Вступление России на путь капитализма сопровождалось усилением рабочего движения и появлением рабочего вопроса. В 1885 г. на Никольской мануфактуре в Орехове-Зуеве, принадлежавшей Т.С.Морозову, разразилась "морозовская стачка". Стачечники потребовали учредить действенный государственный контроль за положением рабочих, принять законодательство об условиях найма. Правительство вынуждено было запретить ночной труд женщин и детей, более четко определить обязанности фабрикантов по отношению к рабочим.
Попыткой объяснить новые социально-экономические реалии стала деятельность русских марксистов. В 1883 г. эмигранты-народники, перешедшие на позиции марксизма, — Г.В.Плеханов, В.И.Засулич,П.Б.Аксельрод и др. — основали группу "Освобождение труда". Она развернула активную переводческую и издательскую деятельность. Плеханов в работах "Наши разногласия". "Социализм и политическая борьба" доказывал, что Россия уже вступила на путь капитализма и надежды народников на приход к социализму через крестьянскую общину беспочвенны. Революционеры, заявлял Плеханов, должны ориентироваться не на крестьянство, а на пролетариат — единственный последовательно революционный класс.
Марксистские кружки возникают и в России: петербургские группы Д.И.Благоева (1884-1885) и М.И.Бруснева (1889-1892), группа Н.И.Федосеева (1888-1889), в деятельности которой принимал участие В.И.Ленин.
Либералы и охранители
Очагами либерального движения в 1880-1890-е гг. были земства, университеты, различные органы печати. В начале царствования Александра III, когда правительственный курс еще не определился, либералы активно выступали за преобразования; главной их целью был созыв общероссийского представительства.
Переход правительства к реакции похоронил надежды либералов, однако они в меру сил пытались отстаивать свои принципы, выступали против контрреформ, ратовали за свободу совести, печати, соблюдение законности. Главным либеральным органом был журнал М.М.Стасюлевича "Вестник Европы".
Флагманом реакционно-охранительной прессы стала газета М.Н.Каткова "Московские ведомости". Убежденный либерал во второй половине 1850-х гг., Катков в 1880-е гг. столь же убежденно требовал утверждения контроля правительства над всеми сферами русской жизни, ратовал за идейную и национальную монолитность России.
Сложную позицию занимал И.С.Аксаков — славянофил, издатель газеты "Русь". С одной стороны, Аксаков выступал против конституции и парламента, за усиление религиозных начал и русификацию окраин Империи. С другой стороны, он настаивал на развитии местного самоуправления, защищал свободу слова, требовал терпимости по отношению к старообрядцам. Такое достаточно противоречивое сочетание представлялось Аксакову средним путем между либерализмом и реакцией, отвечающим исконным национальным основам
русской жизни.
Для многих общественных деятелей эпоха Александра III была временем, когда, по словам А.А.Блока, "в сердцах царили сон и мгла"; иным она представлялась эрой национального возрождения и социального мира, сменившего потрясения рубежа 1870-1880-х гг. Общественные противоречия, однако, не исчезли — они лишь ушли вглубь, чтобы с новой силой выйти на поверхность в начале 1900-х гг.
Внешняя политика
В царствование Александра III основы европейского направления российской внешней политики значительно изменились: главным союзником России вместо Германии стала Франция.
В 1881 г. Россия, следуя курсу прежних лет, подписала договор с Австро-Венгрией и Германией, продлив тем самым "Союз трех императоров" (начало ему было положено в 1873 г.). Однако между Россией и Австро-Венгрией велась острая борьба за преобладание на Балканах. В 1886 г. Россия была вынуждена разорвать дипломатические отношения с Болгарией, где к власти пришла группировка, придерживавшаяся австро-германской ориентации.
В 1887 г. был подписан договор между Россией и Германией, однако противоречия между двумя странами все более обострялись. Германия повышала пошлины на ввоз русского хлеба, Россия — на германские промышленные изделия. Началось сближение России с Францией, активно вкладывавшей капиталы в российскую экономику. Между Францией и Россией было подписано соглашение, направленное против Германии, Австро-Венгрии и союзной им Италии (утверждено в 1894 г.). 1880—90-е г.г. были важнейшим этапом в складывании военных блоков, столкнувшихся друг с другом во время Первой мировой войны.
В 1880-1890-х гг. русское правительство вынуждено было отказаться от активных действий на Балканах. Все большее место во внешней политике России начинает занимать Дальний Восток (в начале XX в. это привело к русско-японской войне). При Александре III Россия практически не вела войн (не считая взятия Кушки в 1885 г., завершившего присоединение Средней Азии). Это доставило Александру III популярное в консервативных кругах имя Миротворца.
Тема XVIII. КУЛЬТУРА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.
Грандиозные перемены, происшедшие в экономическом и общественно-политическом укладе России в эпоху Великих реформ, мощно повлияли на культурное развитие страны. Превращение миллионов крепостных в полноправных граждан, становление местного самоуправления и местного суда, бурное развитие капитализма обострили спрос на образование, стали могучим стимулом научного и технического прогресса. Именно со второй половины XIX в. люди, профессионально занимавшиеся умственным трудом, стали восприниматься в России как особый общественный слой — интеллигенция. Интеллигенцию сформировали выходцы из различных сословий (прежде всего — из дворянства и духовенства), которых официальная терминология XIX в. именовала "разночинцами". Социальные контрасты России, культурный разрыв между образованными классами и народом, отчужденность русского общества в условиях самодержавия от политическойжизни формировали в интеллигентской среде особую мораль и мировоззрение. Большинство интеллигентов болезненно переживало свой отрыв от народа, стремилось помочь ему, придерживалось атеистического и материалистического мировоззрения, тяготело к крайним мерам, было враждебно настроено по отношению к церкви и государству. Взгляды и пристрастия интеллигенции наложили сильный отпечаток на культурное развитие России второй половины XIX в.
Просвещение и печать
В течение второй половины XIX в. значительно повысился уровень грамотности народа: в 1860-е гг. читать умело лишь 6% населения, в 1897 г. — 21 %. В первые годы после крестьянской реформы бурно росло число церковных школ для народа. Впоследствии их вытеснили государственные и земские школы, лучше обеспеченные и организованные. Там, где не было ни церковных, ни земских, ни государственных школ, крестьяне в складчину заводили свои школы. В распространении просвещения среди взрослых большую роль сыграли воскресные школы. Несмотря на все усилия, число грамотных людей в России далеко не соответствовало потребностям молодого российского капитализма. Причиной тому был и недостаток средств, выделяемых на нужды образования, и соперничество между светской и церковной школой.
Значительно шагнуло вперед среднее образование: его давали классические гимназии (в них упор делался на гуманитарные предметы) и реальные гимназии (впоследствии — реальные училища),в которых больше внимания уделялось естественным и точным наукам. Число гимназий и училищ во второй половине XIX в. значительно увеличилось. Было основано в эту эпоху и два новых университета — Томский и Новороссийский (в Одессе) — однако главное внимание уделялось специальным высшим учебным заведениям. Их было основано около тридцати, в том числе Московское высшее техническое училище, Петровско-Разумовская сельскохозяйственная академия и др. В пореформенной России возникают и женские высшие учебные заведения — курсы профессора В.И.Герье в Москве и профессора К.Н.Бестужева-Рюмина в Петербурге.
Политика правительства в сфере просвещения характеризовалась значительными колебаниями. Университетская реформа 1863 г. вернула университетам автономию. Однако среднее образование уже в 1871 г. подверглось реакционному переустройству: в классических гимназиях значительно усилилось преподавание мертвых языков (латыни и древнегреческого) , а реальные гимназии превратились в училища, из которых нельзя было поступить в университет. Был ужесточен правительственный надзор за студенчеством, за земскими начальными школами.
В 1883 г. университеты вновь лишились автономии, гонениям подверглись женские курсы. В 1887 г. министр народного просвещения издал получивший скандальную известность "циркуляр о кухаркиных детях". На пороге XX в. правительство пыталось восстановить порядки Николая I, придавая образованию сословный характер.
С 1880-х гг. при поддержке правительства усиленно создавались церковные школы для народа — в них власти видели охранительную силу, пытались с их помощью вытеснить земскую школу. Колебания и зигзаги правительственной политики болезненно отражались на культурном развитии страны.
Распространению просвещения способствовали публичные библиотеки, музеи, всевозможные курсы и кружки, учреждавшиеся различными общественными организациями. Радикальная интеллигенция нередко использовала просветительские организации для пропаганды своих взглядов, а правительство стесняло их деятельность. В пореформенную эпоху был создан ряд крупнейших музеев — Исторический музей и Третьяковская картинная галерея в Москве, Русский музей в Петербурге.
В 1890 г. Россия стала третьей в мире (после Германии и Франции) страной по количеству названий выпускаемой литературы. Издатели К.Т.Солдатенков, Ф.Ф.Павленков занимались популяризацией научных идей, публиковали авторов демократической ориентации. Магнат прессы А.С.Суворин
сосредоточил в своих руках крупнейшее издательство и популярную газету "Новое время". И.Д.Сытин выпускал дешевую литературу для народа.
Главным рупором общественного мнения была периодическая печать. Тон задавали "толстые" (литературные и общественно-политические) журналы. Вторая половина 1850-х — начало 1860-х гг. были временем триумфа радикальных органов — "Современника" (руководители — Н.Г.Чернышевский и Н.А.Добролюбов) и "Русского слова" во главе с Д.И.Писаревым. Эстафету у Чернышевского и Писарева переняли в 1868г. "Отечественные записки" (руководители — Н.А.Некрасов и М.Е.Салтыков-Щедрин), в 1884 г. закрытые правительством за политическую неблагонадежность. В дальнейшем левый фланг русской публицистики был представлен народническими органами — "Русской мыслью" и "Русским богатством", а наиболее видными авторами этого направления были Н.К.Михайловский, Н.В.Шелгунов и др.
Лидером либеральной публицистики во второй половине 1850-х гг. был "Русский вестник" М.Н.Каткова, в дальнейшем подобную роль стал играть "Вестник Европы" М.М.Ста-сюлевича. Катков же, перейдя на охранительные позиции, своим главным органом сделал газету "Московские ведомости". Популярны были исторические журналы — "Русская старина" М.И.Семевского, "Русский архив" П.А.Бартенева. К 1891 г. в России существовало 227 журналов и 296 газет, тиражи журналов доходили до 10 тыс., газет — до 25 тыс.
Наука
Солидная база, созданная развитием науки и просвещения в первой половине XIX в., потребности капиталистической экономики в пореформенной России способствовали блестящим успехам естественных и точных наук во второй половине XIX в. Мировую известность приобрели исследования математика П.Л.Чебышева, физиков А.Г.Столетова и П.НЛебедева.
Величайшим научным открытием стал периодический закон химических элементов, сформулированный Д.И.Менделеевым. А.М.Бутлеров провел глубокие исследования в сфере органической химии. Психологию и высшую нервную деятельность животных и человека изучали И.И.Сеченов и И.П. Павлов. И.И.Мечников работал в сфере бактериологии. Значительные успехи были достигнуты и в географических исследованиях: Н.М.Пржевальский изучал Центральную Азию, Н.Н.Миклухо-Маклай — Океанию.
Вторая половина ХГХ в. ознаменовалась рядом технических открытий: Г.Ш.Яблочков и А.Н.Лодыгин сконструировали электрические лампы, А.С.Попов — радиоприемник В 1880-е гг. была построена первая в России электростанция, электричество стало применяться при освещении городов. Входят в быт телеграф и телефон.
Блестящие достижения точных и естественных наук укрепляли в среде интеллигенции культ разума, науки, точных знаний. Многие выдающиеся русские ученые были атеистами и материалистами. Материалистических взглядов в философии и социологии придерживались Чернышевский, Добролюбов, Писарев.
Иную позицию занимали позитивисты: они считали, что человек не должен задаваться общими философскими вопросами (например, о том, что первично — материя или сознание), а должен сосредоточиться на конкретных научных исследованиях. Позитивистами были многие либералы, в том числе видный философ К.Д.Кавелин, близок к этому течению был и Н.К.Михайловский.
Материалистам и позитивистам противостояли религиозные философы, наиболее яркими из которых были К.Н.Леонтьев (1831-1891) и Вл.С.Соловьев (1853-1900). И Соловьев и Леонтьев утверждали, что человек и весь материальный мир созданы Богом и подвластны ему. Леонтьев обосновывал с помощью этой идеи необходимость самодержавной власти и общественного неравенства, говорил о неизбежности страданий и несправедливости. Соловьев же считал идею Бога основой для внесения в жизнь начал добра, справедливости, милосердия.
Во второй половине XIX в. на значительную высоту поднялась российская историческая наука. Великий историк С.М.Соловьев создал фундаментальную «Историю России с древнейших времен". Следуя взглядам Гегеля, он изобразил русскую историю как борьбу противоположностей — созидательного государственного начала и разрушительных антигосударственных тенденций (народных бунтов и др.). Ученик Соловьева В.О.Ключевский, близкий по взглядам к позитивистам, больше внимания уделил народной жизни, быту, социально-экономической истории и изложил результаты своих исследований в блестящем "Курсе русской истории".
3. Литература и искусство
Литература пореформенной эпохи опиралась на традиции "золотого века" русской литературы — эпохи Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Социальная напряженность второй половины XIX в., предвещавшая грандиозные катастрофы, колоссальные психологические перегрузки, которые испытывал человек пореформенной России, заставляли великих писателей задумываться над самыми глубокими вопросами — о природе человека, о смысле жизни, о сущности бытия. Вершиной русской литературы стали произведения Ф.М.Достоевского (1821-1881) — "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание" и Л.Н.Толстого (1828-1910) — "Война и мир", "Анна Каренина", "Воскресение". Творчество Толстого и Достоевского неотделимо от их религиозных исканий.
Чутко реагировал на изменения в духовной атмосфере России И.С.Тургенев (1818-1883): его роман "Отцы и дети" отразил раскол между различными поколениями русского общества и выход на общественную сцену нового героя — интеллигента-разночинца. Проникнуть в глубины народного миросозерцания стремился Н.С.Лесков: поприщем же М.Е.Салтыкова-Щедрина была сатира. В 1880-е гг„ известность приобрели произведения А.П.Чехова (1860-1904) и В.М.Гаршина (1855-1888), отразившие уныние и растерянность, которые охватили в эти годы интеллигенцию.
Демократический дух 1860-х гг. с особой силой сказался в развитии русской живописи. В 1863 г. группа выпускников Академии художеств отказалась от участия в конкурсе на золотую медаль, не желая создавать, как было принято, картины на религиозные и мифологические сюжеты. В 1870 г. участники протеста организовали "Товарищество передвижных выставок": следуя популярным в среде интеллигенции просветительским настроениям, они намеревались знакомить со своей живописью самые широкие слои русского общества.
К числу передвижников принадлежали И.Н.Крамской (1837-1887), мастер портретной живописи, В.Г.Перов (1833-1882), создававший сатирические и обличительные картины ("Сельский крестный ход на Пасху" и др.). Крупнейшей фигурой среди передвижников был И.Е.Репин (1844-1930), поразивший современников такими полотнами, как "Бурлаки на Волге", "Не ждали","Запорожцы пишут письмо турецкому султану".
Обращение к российской истории было весьма характерно для передвижников — оно стимулировалось их демократической ориентацией, интересом к разным аспектам народной жизни. Знаменитые картины на историческую тематику были написаны В.И.Суриковым ("Утро стрелецкой казни", "Боярыня Морозова").
Большую роль в художественной жизни России играла деятельность богатых предпринимателей-меценатов, например, П.М. и С.М. Третьяковых, передавших свою галерею в дар Москве. Акции меценатов ярко свидетельствовали о повышении культурного уровня и общественного веса молодой русской буржуазии.
Демократический дух 1860-х гг. заметно отразился и на развитии музыки и театра. Композиторы М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, М.А.Балакирев, Н.А.Римсский-Корсаков (за ними утвердилось название "Могучая кучка", данное критиком В.В.Стасовым) создавали оперы, используя сюжеты из русской истории и народные песни. В Москве и Петербурге в 1860-е гг. открылись первые русские консерватории.
Наиболее крупным русским драматургом второй половины XIX в. был А.Н.Островский, пьесы которого бичевали общественные пороки. Творчество Островского неразрывно связано с Малым театром в Москве. Здесь играли великие актеры П.М.Садовский, А.П.Ленский, М.Н.Ермолова. Выделялся также Александрийский театр в Петербурге.
Поворот в общественных настроениях, произошедший в начале 1880-х гг., заметно сказался на развитии художест-венной культуры. Усилилась тяга к осмыслению религиозных идей: это, в частности, выразилось в росписях Владимирского собора в Киеве, выполненных В.М.Васнецовым, М.В.Несте-ровым, М.А.Врубелем. М.А.Балакирев, Н.А.Римский-Кор-саков, а также П.И.Чайковский создавали религиозные му-зыкальные произведения. Творчество Чайковского 1880-1890-х гг. — балеты "Спящая красавица", "Щелкунчик" — стали одной из вершин русской музыки. В архитектуре шел поиск национального стиля, использо-зовались элементы русского зодчества XVII в. В этом стиле было выстроено здание Исторического музея в Москве (архитектор В.О.Шервуд, 1875), Верхние торговые ряды — ныне ГУМ (А.Н.Померанцев, 1892), Городская дума Москвы (Д.Н.Чичагов, 1890-1892). Пореформенная эпоха стала временем вы-соких культурных достижений, подготовила почву для духовного расцвета рубежа XIX- XX вв. — "серебряного века" русской культуры.