Роль художественной детали в рассказе Чехова Хамелеон
(1 вариант)
А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно
и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта
писателя. Яркая
деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали
в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».
Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь
вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая
превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую
состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что,
вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина,
принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо
жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…
Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя.
Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской,
Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а
эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но
предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу
теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только
что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор
опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!..
Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло…
Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных
слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в
шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по
базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот
факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто,
то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем.
Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но
функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали
писатель характеризует персонажа.
Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже
проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся
состояние и настроение персонажа.
(2 вариант)
Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой
характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и
невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка,
предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего
названием произведения.
Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя.
Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев,
растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что
решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова,
завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик
Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая
Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о
собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось.
Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку,
«делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее.
Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения
победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над
собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в
слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это
был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения,
морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай
мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на
свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то
собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной
тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке
меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она
покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к
предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам
«расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела
этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей
и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень
волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая
шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.
Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова,
и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку
зрения, заставляет быть внимательнее.
Роль художественной детали в рассказе Чехова Хамелеон
24
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!